!Текст обновлен и скорректирован в июле 2020

Чернь (не путать с очернительством:) — древний приём украшения самых разных золотых (но чаще серебряных) предметов путём придания им оттенков чёрного цвета. После применения этой техники фактура поверхности предмета становится контрастней и богаче, будь то рисунок орнамента или детали рельефа. Правда, иногда применяют ее и для сокрытия мелких дефектов, например соединительных швов.

Серьги из чернёного серебра в стиле этно, Израиль

И здесь очень важно сразу понять главное: под словом «чернение» могут подразумеваться абсолютно разные технологии, от традиционной основательной «черни» (niello), специального сплава, намертво вплавляемого к металлу-основе, до современного облегченного варианта («серная печень»), в быту именуемого «оксидированием» — наносимой химическим путем сульфатной пленке заданной толщины, от которой можно избавиться теми же химическими методами, и которая со временем также может сама истончиться. Практически 100% ассортимента украшений «с чернением» в современных ювелирных сетях — это второй вариант, «серная печень». А теперь обо всем чуть подробнее.

Традиционное чернение (чернь)

Вкратце, суть традиционного чернения (англ. blackening, blackened silver, исторически — ниелло, итал. niello, от лат. nigellus, уменьшит. от niger — чёрный) такова: «чёрный» сплав серебра, меди, свинца и серы вплавляют в основной металл. Сплав для чернения вплавляют в углубления (примерно 0,3 мм), сформированные одним из приемов на выбор — гравировкой, чеканкой, травлением изделия или выдалбливанием. Под нагревом происходит химическая реакция между серебром и вплавляемой смесью. В результате кроме новых декоративных свойств, черненое изделие получает и практические: оно не тускнеет и не требует особого ухода. Палитра черни широка — от серебристо-серых до чёрно-бархатных тонов.

Чернь очень красива и на высокопробном золоте, и на серебре (вот, например, черненые работы в технике ниелло итальянского ювелира Гиги Мариани). На меди, низкопробном серебре, латуни чернь крошится и отпадает. Однако вывести качественный, «не слетающий» состав черни для золота крайне сложно, поэтому чернь на этом благородном металле редка. В обычной практике с древних времен чаще всего используется чернение серебра – изысканно и долговечно. Ну а если всё-таки вам хочется золота? Защитив специальным лаком участки с уже готовой чернью, можно вызолотить серебро — чем не выход!

Техники традиционного чернения серебра

Пожалуй, приём чернения металлов схож с техникой выемчатой эмали. Но, в отличие от покупных эмалевых составов, черневой нужно готовить самостоятельно (и сразу же наносить и обжигать).

Фабричная гальванизация — будни современной технологии, но не так уж и давно способы чернения серебра были иные. Упомянем три:

  • так называемый германский
  • дореволюционно-российский и
  • современный московский

В «германском» рецепте в медно-серебряный сплав медленно вливают свинец, хорошо перемешивая. Тройной сплав при постоянном помешивании выливают в нагретый серный порошок, размешивая для хорошего взаимодействия частей. Затем смесь выливают в воду. Застывшие куски черни тонко растирают в фарфоровой ступке в нужной дозе, — только свежую влажную черневую массу можно наносить на изделие.

Согласно «русскому» рецепту, тройной сплав не выливают в серный порошок, а порциями добавляют серу в сплав, выливая после готовую чернь не в воду, а на чугунную сковороду. Этот твёрдый «блин» дробят на куски и вновь переплавляют с добавлением серы и флюса. И так до трех раз, если нужна чернь экстра-класса. Готовую чернь толкут в ступках и просеивают через мелкое сито.

Третий — авторский рецепт профессора А. Г. Спасского (Московский институт цветных металлов); готовят отдельно сернистое серебро, сернистую медь и сернистый свинец и сплавляют их вместе в нужных пропорциях. За тем строго определённым образом плавят и остужают.

Способы нанесения черни

Учебники для ювелиров (например, «Технология ювелирного производства, В.П.Луговой, 2013) повествуют , что есть два способа нанесения черни — сухой и мокрый. При сухом — поверхность смачивают необходимым раствором и наносят порошок черни тончайшего помола. Осторожно просушивают, обжигают в муфеле (300—400° С). При мокром способе состав накладывают в виде сметанообразной кашицы, разведенной водой. Смесь кисточкой или шпателем густо и плотно наносят в углубления. Ждут испарения воды. После, при накаливании в муфеле, чернь размягчается, расплавляется, затекает в рисунок и покрывает предмет. Это знак вынимать предмет из печки. Небольшие украшения можно расплавлять паяльным пистолетом. Приток тепла концентрируют на основном металле, и нагревать его лучше с обратной стороны. Когда масса расплавляется, нагрев завершают.

Теперь изделие «подчищают» шабровкой или опиливанием напильником («выснимка») до появления рисунка. Главное — не захватить и не спилить сам орнамент. Затем изделие шлифуют и полируют, проявляя весь рисунок. Часто фон предмета дополнительно гравируют или канфарят (канфарение — нанесение точек, штрихов или насечек на поверхность металла).

Современное чернение: серная печень и сульфатная пленка

Чернёное серебро вовсе не бедный родственник в ювелирном семействе. В цене за грамм оно ощутимо дороже серебра обычного. Но разыскать ту самую, «классическую», как в учебниках, чернь среди оксидированного серебра (многочисленного, но куда менее «стойкого» родича черни) можно, разве пригрозив продавцу серебряной пулей. Именно так называемое «оксидирование» вы скорее всего встретите в ювелирных магазинах — там, где на бирках будет указано «чернение».

Довольно подробно техника современного «облегченного» чернения описана здесь. Сплавы серебра сами собой и так покрываются сульфидной и оксидной пленками от взаимодействия с окружающей средой и вашим телом — в результате чего темнеют или иначе теряют свой первоначальный белый блеск. Именно поэтому продавцы в магазинах обычно советуют покупателям брать «серебро с покрытием», в роли которого часто выступает тонкий слой благородных (то есть, стойких к воздействиям среды) металлов — родий или рутений. Еще одним популярным (и довольно недорогим) способом защитить блеск ваших изделий стало покрытие тонкой сульфидной пленкой — то самое «оксидирование». По сути, имитация естественных характерных для серебра процессов, но под строгим технологическим контролем.

Для такого вида чернения серебра технологи на производстве готовят специальный раствор — чаще всего «серную печень» из карбоната калия (поташа), серы и воды (вот здесь — еще подробнее про состав этого вещества). Состав серной печени можно немного изменять, чтобы добиться различных оттенков пленки. Готовый состав просто наносят кисточкой на подготовленную и очищенную поверхность металла, обязательно подогретого, как вариант — опускают в него изделие, и немного ждут, пока произойдет нужная химическая реакция. Возможно также чернение гальваническим способом — с пропусканием в ванне через жидкость (электролит) заряда тока, именно этот способ характерен для массового производства.

В результате на изделии образуется стойкая защитная пленка нужного оттенка. Изделие моют, шлифуют участки, где чернение не требуется (стирают пленку), высушивают — и получают готовое черненое украшение.

Сульфатная пленка — достаточно стойкая, защищает и украшает изделие, но всему есть предел. «С моего кольца сошло чернение» — это именно про данный облегченный вид, в отличие от традиционной черни. Чтобы украшение сохраняло вид дольше, о нем нужно хотя бы минимально  заботиться. Один из щадящих способов очистки ювелирного изделия — залить его в рюмке шампунем и на пару суток забыть о нём (перфекционисты могут использовать «фейри»). И хорошая новость — ваши украшения легко могут заново «оксидировать» в ювелирной мастерской.

Чернение серебра в домашних условиях

Есть множество упрощённых, даже домашних способов (на случай, когда зачернить нужно не вазу или блюдо, а цепочку и кольцо). Интернет радует пестротой рецептов, от варёных яиц (этот способ не вредит вставкам в изделии) до серной аптечной мази (тщательно промазать, высушить горячим феном до текучего состояния, по достижении чёрно-фиолетового цвета промыть и просушить), или фиксажа для закрепления фотографий. Советуют применять и йод (тогда и фен не нужен: промажь йодом, оставь на йодовой пропитке и после высыхания полируй). Есть и видеосюжеты. Отдельной ветвью змеится форум ювелиров, тексты которых похожи на инструкции отравителей. К слову сказать, приготовление «серной печени» — дело крайне зловонное и вредное.

«Северная чернь» из Великого Устюга и дагестанские «Кубачи» — флагманы чернения серебра

Производство классического чернёного серебра представлено у нас двумя «магнатами»:

Устюжан, как правило, отличает мягкость рисунка, он будто кистевой, весьма натуралистичный; характерен растительный мотив. Браслеты «На удачу», «Вера, Надежда, Любовь» — исключения; несут геометрические и символические орнаменты.

Примеры украшений из чернёного серебра завода «Северная чернь»:

Браслет-серебряный-змейка-с-чернением-Северная-чернь---sevchern.ru   Браслет-серебряный-с-чернением-и-золочением-Северная-чернь---sevchern.ru   Подвеска-серебряная-с-чернением-Северная-чернь---sevchern.ru Кольцо серебряное с чернением и золочением Северная чернь - sevchern.ru   Кольцо серебряное с чернением Северная чернь - sevchern.ru   Кольцо-серебряное-с-чернением-производства-Северная-чернь---sevchern.ru
Кубачинцы, напротив, склонны к геометрии, энергично работают резцом; их гравировка чёткая и глубокая. Чернение с канфарением — частый фоновый приём.

Примеры работ с чернением ювелирного предприятия «Кубачи»:

Серебряные серьги в технике чернения, Кубачи - kubachi.su  Серебряное кольцо в технике чернения, Кубачи - kubachi.su Серебряное кольцо с чернением - Кубачи, фото kubachi.su Серебряный браслет с гравировкой и чернением - Кубачи, фото kubachi.su        Серебряный браслет с гравировкой и чернением - Кубачи, фото kubachi.su

И северяне, и кавказцы представляют как цельные (в виде широких и узких обручей), так и сборные (в виде нескольких фигурных узорчатых пластин) браслеты, серьги, кольца и броши. И там и тут предлагают чернёные украшения в позолоте. Оба бренда отдают дань как традиционному, так и свободному арт-стилю. Ценовая политика так же в целом сходна.

Современные черненые украшения из серебра: разные стили и техники

Украшения с чернением можно приобрести и в обычных ювелирных сетях, но напомним, скорее всего это будет «современное», химическое чернение. Например, чернят серебро, получая довольно оригинальные модели, Белгородская «Юмила» и Петербургский «Яспис»:

Черненые серьги из серебра, Юмила, Белгород         Черненый браслет из серебра, Яспис, Санкт-Петербург

Отдельной темы заслуживают израильские украшения в этническом стиле — мастера Израиля часто используют чернение, тиснение и другие техники «с историей», делая свои изделия похожими на найденные на раскопках.

Колье из черненого серебра, Израиль Колье из черненого серебра, Израиль Кольцо из черненого серебра, ИзраильКолье из черненого серебра, Израиль Кольцо из черненого серебра, ИзраильКолье из черненого серебра, Израиль

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ |Ювелирные техники — виды

Ювелирные изделия с эмалью | Техника горячей и холодной эмали | Техника перегородчатой эмали | Грузинская перегородчатая эмаль | Ростовская финифть

Художественное травление металла. Родирование серебра. Покрытие рутением. Золочение ювелирных изделий | Художественная чеканка по металлу. Гравирование по металлу. Тиснение на металле | Техника филиграни (скани)

Поделитесь статьей с друзьями

Комментарии
  • Данько Нина, Севастополь.
    • juvelirum
  • Лена
    • juvelirum
      • Лена

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Мы разместим ваш комментарий сразу, как только он пройдет анти-спам проверку. Это может занять некоторое время - просим терпения). Введите ваш e-mail (его увидим только мы), чтобы получать оповещения о поступивших ответах на ваш комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.