Чернение серебра: по-старому и по-новому
!Текст обновлен и скорректирован в июле 2020
Чернь (не путать с очернительством:) — древний приём украшения самых разных золотых (но чаще серебряных) предметов путём придания им оттенков чёрного цвета. После применения этой техники фактура поверхности предмета становится контрастней и богаче, будь то рисунок орнамента или детали рельефа. Правда, иногда применяют ее и для сокрытия мелких дефектов, например соединительных швов.
И здесь очень важно сразу понять главное: под словом «чернение» могут подразумеваться абсолютно разные технологии, от традиционной основательной «черни» (niello), специального сплава, намертво вплавляемого к металлу-основе, до современного облегченного варианта («серная печень»), в быту именуемого «оксидированием» — наносимой химическим путем сульфатной пленке заданной толщины, от которой можно избавиться теми же химическими методами, и которая со временем также может сама истончиться. Практически 100% ассортимента украшений «с чернением» в современных ювелирных сетях — это второй вариант, «серная печень». А теперь обо всем чуть подробнее.
Традиционное чернение (чернь)
Вкратце, суть традиционного чернения (англ. blackening, blackened silver, исторически — ниелло, итал. niello, от лат. nigellus, уменьшит. от niger — чёрный) такова: «чёрный» сплав серебра, меди, свинца и серы вплавляют в основной металл. Сплав для чернения вплавляют в углубления (примерно 0,3 мм), сформированные одним из приемов на выбор — гравировкой, чеканкой, травлением изделия или выдалбливанием. Под нагревом происходит химическая реакция между серебром и вплавляемой смесью. В результате кроме новых декоративных свойств, черненое изделие получает и практические: оно не тускнеет и не требует особого ухода. Палитра черни широка — от серебристо-серых до чёрно-бархатных тонов.
Чернь очень красива и на высокопробном золоте, и на серебре (вот, например, черненые работы в технике ниелло итальянского ювелира Гиги Мариани). На меди, низкопробном серебре, латуни чернь крошится и отпадает. Однако вывести качественный, «не слетающий» состав черни для золота крайне сложно, поэтому чернь на этом благородном металле редка. В обычной практике с древних времен чаще всего используется чернение серебра – изысканно и долговечно. Ну а если всё-таки вам хочется золота? Защитив специальным лаком участки с уже готовой чернью, можно вызолотить серебро — чем не выход!
Техники традиционного чернения серебра
Пожалуй, приём чернения металлов схож с техникой выемчатой эмали. Но, в отличие от покупных эмалевых составов, черневой нужно готовить самостоятельно (и сразу же наносить и обжигать).
Фабричная гальванизация — будни современной технологии, но не так уж и давно способы чернения серебра были иные. Упомянем три:
- так называемый германский
- дореволюционно-российский и
- современный московский
В «германском» рецепте в медно-серебряный сплав медленно вливают свинец, хорошо перемешивая. Тройной сплав при постоянном помешивании выливают в нагретый серный порошок, размешивая для хорошего взаимодействия частей. Затем смесь выливают в воду. Застывшие куски черни тонко растирают в фарфоровой ступке в нужной дозе, — только свежую влажную черневую массу можно наносить на изделие.
Согласно «русскому» рецепту, тройной сплав не выливают в серный порошок, а порциями добавляют серу в сплав, выливая после готовую чернь не в воду, а на чугунную сковороду. Этот твёрдый «блин» дробят на куски и вновь переплавляют с добавлением серы и флюса. И так до трех раз, если нужна чернь экстра-класса. Готовую чернь толкут в ступках и просеивают через мелкое сито.
Третий — авторский рецепт профессора А. Г. Спасского (Московский институт цветных металлов); готовят отдельно сернистое серебро, сернистую медь и сернистый свинец и сплавляют их вместе в нужных пропорциях. За тем строго определённым образом плавят и остужают.
Способы нанесения черни
Учебники для ювелиров (например, «Технология ювелирного производства, В.П.Луговой, 2013) повествуют , что есть два способа нанесения черни — сухой и мокрый. При сухом — поверхность смачивают необходимым раствором и наносят порошок черни тончайшего помола. Осторожно просушивают, обжигают в муфеле (300—400° С). При мокром способе состав накладывают в виде сметанообразной кашицы, разведенной водой. Смесь кисточкой или шпателем густо и плотно наносят в углубления. Ждут испарения воды. После, при накаливании в муфеле, чернь размягчается, расплавляется, затекает в рисунок и покрывает предмет. Это знак вынимать предмет из печки. Небольшие украшения можно расплавлять паяльным пистолетом. Приток тепла концентрируют на основном металле, и нагревать его лучше с обратной стороны. Когда масса расплавляется, нагрев завершают.
Теперь изделие «подчищают» шабровкой или опиливанием напильником («выснимка») до появления рисунка. Главное — не захватить и не спилить сам орнамент. Затем изделие шлифуют и полируют, проявляя весь рисунок. Часто фон предмета дополнительно гравируют или канфарят (канфарение — нанесение точек, штрихов или насечек на поверхность металла).
Современное чернение: серная печень и сульфатная пленка
Чернёное серебро вовсе не бедный родственник в ювелирном семействе. В цене за грамм оно ощутимо дороже серебра обычного. Но разыскать ту самую, «классическую», как в учебниках, чернь среди оксидированного серебра (многочисленного, но куда менее «стойкого» родича черни) можно, разве пригрозив продавцу серебряной пулей. Именно так называемое «оксидирование» вы скорее всего встретите в ювелирных магазинах — там, где на бирках будет указано «чернение».
Довольно подробно техника современного «облегченного» чернения описана здесь. Сплавы серебра сами собой и так покрываются сульфидной и оксидной пленками от взаимодействия с окружающей средой и вашим телом — в результате чего темнеют или иначе теряют свой первоначальный белый блеск. Именно поэтому продавцы в магазинах обычно советуют покупателям брать «серебро с покрытием», в роли которого часто выступает тонкий слой благородных (то есть, стойких к воздействиям среды) металлов — родий или рутений. Еще одним популярным (и довольно недорогим) способом защитить блеск ваших изделий стало покрытие тонкой сульфидной пленкой — то самое «оксидирование». По сути, имитация естественных характерных для серебра процессов, но под строгим технологическим контролем.
Для такого вида чернения серебра технологи на производстве готовят специальный раствор — чаще всего «серную печень» из карбоната калия (поташа), серы и воды (вот здесь — еще подробнее про состав этого вещества). Состав серной печени можно немного изменять, чтобы добиться различных оттенков пленки. Готовый состав просто наносят кисточкой на подготовленную и очищенную поверхность металла, обязательно подогретого, как вариант — опускают в него изделие, и немного ждут, пока произойдет нужная химическая реакция. Возможно также чернение гальваническим способом — с пропусканием в ванне через жидкость (электролит) заряда тока, именно этот способ характерен для массового производства.
В результате на изделии образуется стойкая защитная пленка нужного оттенка. Изделие моют, шлифуют участки, где чернение не требуется (стирают пленку), высушивают — и получают готовое черненое украшение.
Сульфатная пленка — достаточно стойкая, защищает и украшает изделие, но всему есть предел. «С моего кольца сошло чернение» — это именно про данный облегченный вид, в отличие от традиционной черни. Чтобы украшение сохраняло вид дольше, о нем нужно хотя бы минимально заботиться. Один из щадящих способов очистки ювелирного изделия — залить его в рюмке шампунем и на пару суток забыть о нём (перфекционисты могут использовать «фейри»). И хорошая новость — ваши украшения легко могут заново «оксидировать» в ювелирной мастерской.
Чернение серебра в домашних условиях
Есть множество упрощённых, даже домашних способов (на случай, когда зачернить нужно не вазу или блюдо, а цепочку и кольцо). Интернет радует пестротой рецептов, от варёных яиц (этот способ не вредит вставкам в изделии) до серной аптечной мази (тщательно промазать, высушить горячим феном до текучего состояния, по достижении чёрно-фиолетового цвета промыть и просушить), или фиксажа для закрепления фотографий. Советуют применять и йод (тогда и фен не нужен: промажь йодом, оставь на йодовой пропитке и после высыхания полируй). Есть и видеосюжеты. Отдельной ветвью змеится форум ювелиров, тексты которых похожи на инструкции отравителей. К слову сказать, приготовление «серной печени» — дело крайне зловонное и вредное.
«Северная чернь» из Великого Устюга и дагестанские «Кубачи» — флагманы чернения серебра
Производство классического чернёного серебра представлено у нас двумя «магнатами»:
- брендом Кубачи (kubachi.su и kubachi-kknp.ru)
- ЗАО Великоустюгский завод Северная чернь (sevchern.ru)
Устюжан, как правило, отличает мягкость рисунка, он будто кистевой, весьма натуралистичный; характерен растительный мотив. Браслеты «На удачу», «Вера, Надежда, Любовь» — исключения; несут геометрические и символические орнаменты.
Примеры украшений из чернёного серебра завода «Северная чернь»:
Кубачинцы, напротив, склонны к геометрии, энергично работают резцом; их гравировка чёткая и глубокая. Чернение с канфарением — частый фоновый приём.
Примеры работ с чернением ювелирного предприятия «Кубачи»:
И северяне, и кавказцы представляют как цельные (в виде широких и узких обручей), так и сборные (в виде нескольких фигурных узорчатых пластин) браслеты, серьги, кольца и броши. И там и тут предлагают чернёные украшения в позолоте. Оба бренда отдают дань как традиционному, так и свободному арт-стилю. Ценовая политика так же в целом сходна.
Современные черненые украшения из серебра: разные стили и техники
Украшения с чернением можно приобрести и в обычных ювелирных сетях, но напомним, скорее всего это будет «современное», химическое чернение. Например, чернят серебро, получая довольно оригинальные модели, Белгородская «Юмила» и Петербургский «Яспис»:
Отдельной темы заслуживают израильские украшения в этническом стиле — мастера Израиля часто используют чернение, тиснение и другие техники «с историей», делая свои изделия похожими на найденные на раскопках.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ |Ювелирные техники — виды
Ювелирные изделия с эмалью | Техника горячей и холодной эмали | Техника перегородчатой эмали | Грузинская перегородчатая эмаль | Ростовская финифть
Художественное травление металла. Родирование серебра. Покрытие рутением. Золочение ювелирных изделий | Художественная чеканка по металлу. Гравирование по металлу. Тиснение на металле | Техника филиграни (скани)
Пишу повторное сообщение. Мною в сентябре 2015 года в фирменном магазине завода ‘Великоустюгская чернь’ были приобретены серебряные серёжки и кулон с чернением. Через год возникла необходимость чистки этих изделий; после чистки частично сошло почернение с изделий, хотя аналогичные изделия, купленные ранее, не пострадали, т.е. мне продали оксидированное серебро, а не с чернением. Прошу работников завода дать комментарий по этому факту.
P.S. Прошу не удалять мой комментарий, а разобраться.
Нина, добрый день! Мы не удаляли ваш комментарий, просто наш портал не имеет отношения к заводу, и по всем вопросам лучше связываться непосредственно с предприятием, контакты есть в нашем каталоге.
Добрый вечер!
У меня вот какая проблема. Решила почистить серебряные изделия в растворе соды с аллюминием. В том числе там были темные сережки. Слишком поздно я вспомнила, что мама говорила, они из черненого серебра и их не чистить :( Сережки посветлели. Скажите, пожалуйста, все способы, которые описываются выше в домашних условиях просто имитируют чернение, но не восстанавливают его, верно? Есть ли способ вернуть чернение?
Буду благодарна за ответ!
Лена, добрый день! Насколько я знаю, настоящее чернение так просто «смыть» невозможно, оно представляет собой результат основательной химической реакции, а не просто поверхностный слой. В вашем случае подозреваю что это было не чернение, а оксидирование — тонкое покрытие которое действительно может счищаться. Советую уточнить в мастерской ювелира — показать изделие, они вам скажут точнее.
Ольга Кулейкина, главный редактор
Ольга, спасибо большое за ответ!