В нашей обзорной статье по видам эмалей и способам эмалирования украшений мы рассказали об отличии горячей эмали от холодной. А здесь мы расскажем о технологиях покрытия изделий ювелирными эмалями.

Техника горячей эмали

Украшение с горячей эмальюГорячие эмали поступают в продажу  в виде мелкого порошка или плиток 7х10х2 см. Плитку, разумеется, раскалывают и перетирают в ступке. Цвета эмалей пронумерованы согласно ГОСТа.

Технология покрытия горячей эмалью

Порошковую эмаль  разводят водой до сметанообразной консистенции. После нанесения эмаль необходимо полностью высушить, прежде чем начать обжиг. Иначе лопающиеся пузырьки воздуха испортят эмалевую гладкость покрытия.

Дальше изделие нагревают в специальной муфельной печи. Температура наплавления эмалей на металл — t 790+20. Если же горячая эмаль в украшении многоцветная и перегородчатая, то технология работы предусматривает строгую очерёдность обжига (плавления эмалевого порошка). Первой наносят жаростойкую эмаль, затем изделие помещается в печь, где эмаль затвердевает. Эмаль наносят снова, только берут уже менее жаростойкую, и вновь изделие возвращают в печь, но температуру немного снижают. И так далее, главное не испортить украшение. Самая тугоплавкая эмаль – белая, за ней идут розовая, синяя, зеленая, черная,  и в последнюю очередь  наносится красная эмаль. Эмаль плавится, ровно заливая необходимые участки.

Холодная эмаль — технология покрытия ювелирных изделий

Изделие в технике холодной эмали (фото с сайта gorizont-znak.ru)Составы холодных эмалей для ювелирных изделий (тепло- и светоотверждаемых) наносятся так же, как и горячие. Эмалевая паста должна плотно ложиться и полностью высыхать в «корочку» перед плавкой (для теплоотверждаемой, 160С) или УФ-облучением (для светоотверждаемой). В «окошках» с эмалями не должно быть даже частичек иного цвета, ведь при запекании «точка» вырастет в «кляксу». Умеренная полировка допустима только для светоотверждаемой эмали. Но есть техника холодного эмалирования, при которой разводы и кляксы это не зло, а добро, это техника частичного смешивания. Готовая эмаль при этом растекается цветными узорами, плавно переходящими друг в друга.  Эдакая «вулканическая акварель».

Интересны эмали-гильош. В изделиях с прозрачными эмалями ювелиры придают фактуру поверхности металла. Обработка носит название «гильоширование». Среди старинных брошей, портсигаров, шкатулок вам наверняка попадались образчики высокого уровня этой техники. Эмалирование — это увлекательное, иногда и домашнее занятие (читайте нашу статью «Как работать с горячей или холодной эмалью в домашних условиях?») Но занимаясь эмалями (сами, или с детьми) помните, что температуры обжига всё-таки высоки, а испарения не особо полезны.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ | Ювелирные техники — виды и традиционные приёмы | Технологии изготовления ювелирных изделий

Горячая и холодная эмаль — своими руками. С чего начать? | Цветная эмаль на украшениях. Способы нанесения на ювелирные изделия эмалей | Эмалирование украшений — исторический обзор | Перегородчатая эмаль- украшения | Грузинские украшения из эмали | Украшения — ростовская финифть. Изделия из финифти | Серебряная чернь | Филигрань — что это такое? Скань филигрань