ювелирные техники резьба чернениеУ ювелиров, как и у других профи, масса разных приёмов и техник. Сколько наберется одних только тонировок поверхности – золочение, серебрение, чернение, оксидирование, анодирование… Украсить изделие рисунком можно путём гравировки, резьбы, инкрустации, чеканки, канфарения и тиснения. Техника ювелирной филиграни — это скорее уже работа с линией и контуром, а эмаль на украшениях — чудная возможность работы с цветом.

Ювелирные техники и приёмы

Начнём с канфарения – старинного ювелирного приёма. С помощью этой техники на поверхности металла создаётся как бы «шумовой фон» (линии, штрихи, крошечные узоры). Гравировка металлов – близкий родич канфарения. Гравируют изделия как вручную (но не ногтем, конечно, а инструментами), так и механическим или химическим (травление кислотой) способом.

Еще один популярный и сегодня вид ювелирной техники — чернение. Если коротко, это графика по металлу (обычно — серебру), похожая на черную эмаль. На металле гравируется рисунок, на него наносят специальную смесь – чернь. После  обжига чернь уходит в бороздки рисунка. Её счищают, открывая рисунок, и завершают отделку. Кто знает – возможно подросток, коптящий стену лифта и царапающий на ней тоску своей души – просто будущий ювелир?…

фото: ЮВЕЛИРУМ

Кстати, в рукоделии не так уж много принципиально новых приёмов. Тем, кто в детстве плёл колечки и браслеты из цветных проволок, сразу ясно, что такое техника филиграни (она же скань). Как делались филигранные украшения? Золотую или серебряную проволоку, выложив ее узорами, приваривали на основу из металла. Позднее эту «кружевную паутину» ювелиры стали запаивать в точках пересечения. Как пример – финифть: трио филиграни, зерни и художественной эмали. Кстати, зернь это, как вы догадались, еще один вид ювелирной техники. Каплевидные зернышки напаиваются на поверхность металла: серебряные — на серебре и золотые — на золоте.

ювелирные техники филигрань

Инкрустирование – ещё одна ювелирная техника, требующая идеальной точности. На изделии гравировался орнамент. В полученные углубления вставлялась и закреплялась тонкая проволока металла, по цвету контрастного с «фоновым».

Но всё же одной из самых нарядных ювелирных техник считается эмалирование. По происхождению углублений в металле эмаль бывает перегородчатая эмаль, сканная и выемчатая (обронная). По составу эмалевого вещества различают прозрачную и непрозрачную эмали. Ростовская финифть, скажем – вид живописной эмали.

Старейшая из ювелирных техник это золочение ювелирных изделий(покрытие изделий тонким слоем золота). В древности изделия золотили холодным и горячим способом. В 19 веке перешли к гальваническому золочению и серебрению. Существуют и другие химические техники покрытия ювелирных изделий различными веществами. Например, оксидирование металла это покрытие серебра тем­ным налетом, иногда переходящим к более светлому тону. Как правило, оксидируют  изделия с рельефным рисунком. Тонирование украшений из алюминия под цвет золота называют анодированием. Подходящий, хотя и не ювелирный, пример – партийные значки. Рождённые в СССР помнят октябрятскую звёздочку. Головка Владимира – штамповка; лучи звезды, круглый белый фон –выемчатая эмаль, жёлтый цвет металла – скорее всего, анодирование алюминия.

Ювелирные техники эмалирование чеканкаЮвелирная чеканка это рельефные узоры, выбитые чеканами на металлической основе. В массовом производстве, к сожалению,  давно уже не чеканят, а штампуют, при необходимости подправляя изделие вручную.

Насколько применимы сейчас традиционные ювелирные техники?

Мастера успешно сочетают несколько видов техник в одном украшении. Примеры канфарения, зерни, гравировки мы видим в музейных витринах. Братины, кубки, потиры и прочие внушительные изделия являются образцами ювелирного мастерства. Но век измельчал, увы. На что сегодня замахнётся массовый покупатель? Пожалуй, филигранный подстаканник это максимум… Хорошо, что выручает Софрино. Религиозно-культовое ювелирное производство достойно несёт знамя профессиональных традиций.

Не бойтесь контакта с продавцом, приходя в ювелирный магазин. Изучая украшения визуально и тактильно, можно научиться отличать золото от анодированного алюминия, — хотя бы на вес.

ПРОИЗВОДСТВО ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ | Основные способы производства ювелирных украшений | Художественная чеканка. Техника гравирования. Тиснение на металле | Серебро — чернение | Травление ювелирных изделий | Ювелирные изделия с эмалью | Техника горячей эмали | Ювелирная эмаль своими руками — с чего начать? | Грузинская перегородчатая эмаль | Кольчужное плетение