Одна из самых нарядных ювелирных техник — перегородчатая эмаль. На металлической пластине (обычно серебряной, медной или из желтого золота) выкладывается рисунок при помощи тонких проволочек (чаще серебряных). Проволочки и играют роль «перегородок», внутрь которых помещается эмаль.

В старину на изделиях эта техника часто играла роль свиты вокруг «королей» — драгоценных камней. Индийские украшения минанкари и поныне являют нам союз эмалевой пестроты со сверканием гранёных самоцветов. Порой сюда же индусы добавляют чеканку и просечной орнамент по металлу. Словом, одно изделие представляет проф-уровень всей деревни ювелиров — народный рекламный ход.

Примеры украшений в технике перегородчатой эмали «минанкари»:

минакари2 минакари1 минакари1_cdn1.zepo.in

Иное дело китайская (пекинская) перегородчатая эмаль. Узоры по степени тонкости дают фору современной высокоточной полиграфии. И как правило, никаких камней.

Китайская перегородчатая эмаль (источник-newsps.ru)

Сплошь узорчатым поверхностям строго аккомпанирует литьё: морды и лапы реальных и волшебных зверей служат ручками на сосудах и вазах. Китайцы и сегодня работают в этой технике, по-прежнему по большей части без камней. Рационально, если вдуматься — камни грабители и варвары норовят выковырять, а с пекинской эмалевой вазы уж точно «взятки гладки».

В ХVI в. в Италии, а с XIX в. и у нас в России появилось истинное «перегородчатое диво», витражная эмаль. В Москве в этой технике работают в мастерской Евгения Бутенко bytenko.ru.

Рене Лалик, брошь «Стрекоза» в технике перегородчатой витражной эмали:

витражная эмаль (источник: tatu.announcements.ru)

Техника перегородчатой эмали

Многие помнят капли росы, пойманные летней паутинкой. У перегородчатой, как и у витражной (разновидности перегородчатой) эмали схожий принцип. Просветы в выложенном проволокой рисунке — ажурной филиграни — заполняют мокрой молотой эмалевой массой. Изделие осторожно просушивают и немедленно обжигают. Многоцветный рисунок обжигается в муфельной печи многократно. Эмаль сплавляется и образует как бы стекло, вправленное в просветы металлического кружева.

Для наглядности мы разместили видеоролик, где показан весь процесс изготовления фигурки, декорированной перегородчатой эмалью:

Blue horse from Sedletsky on Vimeo.

Пояснения от авторов ролика: этапы изготовления изделия с перегородчатой эмалью

  1. Эскиз изделия переводится на медь при помощи белой гуаши и копировальной бумаги. Получившийся на металле рисунок закрепляется чертилкой
  2. Заготовка выпиливается ручным лобзиком. Чеканным молотком ей придается нужный объем, надфилем доводится до идеального соответствия эскизному контуру
  3. Заготовка отжигается и отбеливается в кислоте. Поверхность покрывается слоем прозрачной эмали и обжигается в печи при t 800*C
  4. Приступаем к изготовлению перегородок. Здесь понадобится вальцованная серебряная проволока 999 пробы, пинцет и круглогубцы. Из проволоки выгибаются фрагменты рисунка и фиксируются на поверхность эмали специальным клеем, который полностью выгорает в процессе последующих обжигов
  5. Получившиеся ячейки заполняются эмалью, разведенной с водой. Изделию дается полностью просохнуть – иначе при обжиге вода начнет закипать и разбрызгивать эмаль
  6. Когда изделие (в нашем случае — лошадка) полностью высыхает, его кладут на подставку и помещают в уже разогретую до 800 градусов муфельную печь. Обжигается изделие всего минуту. Вынутая из печи эмаль должна остыть при естественной температуре без резкого охлаждения. Дальше продолжаем работать с цветом, закладываем и обжигаем разные оттенки эмали до тех пор, пока не достигнем задуманного результата
  7. Из латуни паяется основа для броши и в нее монтируется лошадка

Витражную эмаль отличает от перегородчатой только то, что она прозрачна, если смотреть сквозь изделие на свет. У перегородчатой же имеется «донышко» — непрозрачная основа обычно из меди, серебра, либо желтого золота. Кстати, есть мнение, что в старину (до Бенвенутто Челлини, виртуоза витражной эмали), «донышко» именно стачивали, и после обжигали.

Эта эффектнейшая техника перегородчатой эмали — подвиг бесконечного терпения и сноровки. Её любили мастера Ар Нуво, не искавшие лёгких путей.

Современные украшения из перегородчатой эмали

Настоящая перегородчатая эмаль — тонкая и трудоемкая ручная работа. Именно по этой причине в массовом производстве украшений она практически не используется, иначе цены стали бы слишком высокими. Ювелирные компании чаще «воссоздают эффект» перегородчатой эмали более экономически оправданными способами, например — отливая изделие с готовыми ячейками под эмаль (аналогично технике выемчатой эмали). Настоящая перегородчатая эмаль иногда используется на фабриках в украшениях на заказ или в эксклюзивных коллекциях.

Кольцо в технике горячей перегородчатой эмали коллекции «Эксклюзив» (бренд Namfleg):

namfleg.ru - Эксклюзив1

Кстати, многие считают, что украшения знаменитого австрийского бренда Frey Wille — это тоже горячая перегородчатая эмаль. Это не так. Frey Wille работает в технике расписной эмали (такой же, как и известная ростовская финифть), то есть собственно «перегородки» в украшениях этого бренда отсутствуют (подробнее об украшениях с цветной эмалью и способах нанесения эмали).

Для того, чтобы не ошибиться в выборе и не дать себя запутать иногда вполне добросовестно заблуждающимся консультантам в магазинах, имеет смысл хотя бы на базовом уровне научится отличать перегородчатую эмаль. Признаками этой техники являются:

  • достаточно тонкий рисунок, заполненный эмалью
  • однозначно определяемая (если по фото — то при увеличении) формирующая рисунок тонкая проволочка, которая должна быть видна целиком, от начала и до конца
  • и цена — заметно более высокая по сравнению с «неперегородчатыми» изделиями с эмалью

Где можно найти ювелирные изделия в технике горячей перегородчатой эмали?

Как мы уже упомянули выше, ювелирные компании-производители очень редко используют эту трудоемкую технику. Поэтому найти в ювелирных магазинах украшения с настоящей «ручной» перегородчатой эмалью почти невозможно. Спасают, как всегда, мастера-ювелиры, чьи работы можно купить на хендмейд ресурсах (например, «Ярмарке мастеров» livemaster.ru) либо на одной из выставок (наши календари ювелирных выставок). Плюс такого подхода — вы получаете авторское украшение, созданное часто в единичном экземпляре, и без излишних наценок. Дополнительный бонус — живое общение с мастером или дизайнером украшения, которые с удовольствием расскажут о том, как они придумали и выполнили это изделие.

Примеры работ семейной мастерской MetalloFon, специализирующейся на изделиях с перегородчатой горячей эмалью:

Кулон перегородчатая эмаль, фото MetalloFon Кольцо перегородчатая эмаль, фото MetalloFon

Кольцо перегородчатая эмаль, фото MetalloFon браслет перегородчатая эмаль, фото MetalloFon

(все работы MetalloFon можно посмотреть на сайте Ярмарки мастеров).

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ | Технологии изготовления ювелирных изделий | Виды ювелирных техник

Горячие эмали — технология | Грузинская перегородчатая эмаль | Ювелирные украшения с эмалью | Эмалирование украшений — исторический обзор

Черненое серебро — как отличить? | Филигрань — технология. Ювелирная техника скани | Техника кольчужного плетения