В древности мастера работали с горячей эмалью повсеместно — в Египте, Греции, Риме, Древнем Востоке.

Где производили украшения с горячими эмалями?

Перегородчатая эмаль на золоте, 11-12 век, Киевская Русь, музей Метрополитан (фото с natasha-n-sova.livejournal.com)На Руси древнейшие украшения с горячей эмалью относятся к III-V векам нашей эры. В Приднепровье и в районах рек Оки и Десны были найдены  образцы выемчатой эмали по меди. А древнерусские перегородчатые эмали по золоту и серебру датировались XI и XII веками, правда, они уступали византийским по качеству. В кладе, найденном в Старой Рязани, содержались изделия как с византийской, так и с русской эмалью. Но «наши», увы, сохранились хуже.  Хотя, возможно, византийскими просто чаще пользовались.

В Средневековье византийская эмаль особенно прославилась. Эмали, как писали византийские летописцы, были очень сложны по составу и весьма богаты по цветовой палитре. Пик славы византийской эмали – это  X-XI века. Перегородчатая эмаль и украшения из нее того времени совершенна как по технике, так и по стилю. Но далее начинается спад, а в ХIII в. эмаль Византии принимает более грубый, ремесленный характер. Прочность и эстетика эмалей понижается.

В XII—XIII веках в Германии и Франции была распространена техника выемчатой эмали. Пользовалась популярностью прозрачная, или просвечивающаяся горячая эмаль. Свет, падавший на серебряную основу, отражался от нее, и украшение искрилось и сверкало.

Техника эмалирования в древней Руси

Русский кустарь-финифтщик до всего доходил «на ощупь», и лишь немногие составы эмалей у нас получили общую известность.  Печи и горны мастера топили дровами или древесным углем. Получать равномерный высокий нагрев было непросто. Как итог – перегрев и выгорание легкоплавких составов, а при недогреве требовался повторный переплав.

Словом «эмаль» в России стали пользоваться недавно, в конце XIX в. Оно пришло из Франции и заместило греческое понятие — финифть (светлый, или блестящий, камень), которое в X -XII веках проникло к нам из Византии.  Заграничные эмали в XVII веке сильно дешевели и успешно конкурировали с кустарными отечественными. Лиможская мануфактура стала примером для развивающегося финифтевого производства в Вологде, а позднее в Ростове Великом (под Ярославлем). Цены на заграничные эмали упали, так как удешевились материалы, а с другой стороны, производства эмали перешли на крупные предприятия, работавшие на научно-технической основе.

Традиционные эмалевые техники

Серьги в технике русской финифтиФинифть (живопись огнеупорными, изобретенными в XVII в французским ювелиром Ж.Тутеном,  красками на грунтованных пластинках меди) стала со временем ярким и успешным русским промыслом. Портретные и видовые миниатюры, украшения и предметы религиозного обихода  — настоящие шедевры современности. Теперь мало кто вспомнит, что в начале главным мотивом были травы и цветы.

Браслет в технике минакари - фото с сайта jevel.ruНа Востоке популярна горячая перегородчатая эмаль в технике минакари. Но эмаль в минакари не единственный участник. Кроме эмалей украшение, как правило, было усеяно камнями и жемчугом – истинная роскошь востока! От «сыгранности»  граверов, огранщиков, эмалировщиков, закрепщиков зависело качество украшения.

Горячая эмаль  это нарядное и стильное украшение. При соблюдении чётких, но несложных правил ухода изделие будет радовать вас долгие годы.

ПРОИЗВОДСТВО ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ | Способы производства ювелирных изделий. Литье ювелирных изделий | Основные ювелирные техники

Украшения с горячей эмалью. Холодная эмаль для ювелирных изделий | Горячая и холодная эмаль — технология нанесения на украшения | Горячая эмаль в домашних условиях — как подготовиться? | Грузинская перегородчатая эмаль | Роспись по эмали — финифть | Техника чернения серебра | Виды филиграни. Казаковская филигрань