Перегородчатая эмаль – неповторимые украшения
Одна из самых нарядных ювелирных техник — перегородчатая эмаль. На металлической пластине (обычно серебряной, медной или из желтого золота) выкладывается рисунок при помощи тонких проволочек (чаще серебряных). Проволочки и играют роль «перегородок», внутрь которых помещается эмаль.
В старину на изделиях эта техника часто играла роль свиты вокруг «королей» — драгоценных камней. Индийские украшения минанкари (сегодня эта техника является визитной карточкой грузинских художников — грузинская минанкари) и поныне являют нам союз эмалевой пестроты со сверканием гранёных самоцветов. Порой сюда же индусы добавляют чеканку и просечной орнамент по металлу. Словом, одно изделие представляет проф-уровень всей деревни ювелиров — народный рекламный ход.
Примеры украшений в технике перегородчатой эмали «минанкари»:
Иное дело китайская (пекинская) перегородчатая эмаль. Узоры по степени тонкости дают фору современной высокоточной полиграфии. И как правило, никаких камней.
Сплошь узорчатым поверхностям строго аккомпанирует литьё: морды и лапы реальных и волшебных зверей служат ручками на сосудах и вазах. Китайцы и сегодня работают в этой технике, по-прежнему по большей части без камней. Рационально, если вдуматься — камни грабители и варвары норовят выковырять, а с пекинской эмалевой вазы уж точно «взятки гладки».
В ХVI в. в Италии, а с XIX в. и у нас в России появилось истинное «перегородчатое диво», витражная эмаль. В Москве в этой технике работают в мастерской Евгения Бутенко bytenko.ru.
Рене Лалик, брошь «Стрекоза» в технике перегородчатой витражной эмали:
Техника перегородчатой эмали
Многие помнят капли росы, пойманные летней паутинкой. У перегородчатой, как и у витражной (разновидности перегородчатой) эмали схожий принцип. Просветы в выложенном проволокой рисунке — ажурной филиграни — заполняют мокрой молотой эмалевой массой. Изделие осторожно просушивают и немедленно обжигают. Многоцветный рисунок обжигается в муфельной печи многократно. Эмаль сплавляется и образует как бы стекло, вправленное в просветы металлического кружева.
Для наглядности мы разместили видеоролик, где показан весь процесс изготовления фигурки, декорированной перегородчатой эмалью:
Blue horse from Sedletsky on Vimeo.
Пояснения от авторов ролика: этапы изготовления изделия с перегородчатой эмалью
- Эскиз изделия переводится на медь при помощи белой гуаши и копировальной бумаги. Получившийся на металле рисунок закрепляется чертилкой
- Заготовка выпиливается ручным лобзиком. Чеканным молотком ей придается нужный объем, надфилем доводится до идеального соответствия эскизному контуру
- Заготовка отжигается и отбеливается в кислоте. Поверхность покрывается слоем прозрачной эмали и обжигается в печи при t 800*C
- Приступаем к изготовлению перегородок. Здесь понадобится вальцованная серебряная проволока 999 пробы, пинцет и круглогубцы. Из проволоки выгибаются фрагменты рисунка и фиксируются на поверхность эмали специальным клеем, который полностью выгорает в процессе последующих обжигов
- Получившиеся ячейки заполняются эмалью, разведенной с водой. Изделию дается полностью просохнуть – иначе при обжиге вода начнет закипать и разбрызгивать эмаль
- Когда изделие (в нашем случае — лошадка) полностью высыхает, его кладут на подставку и помещают в уже разогретую до 800 градусов муфельную печь. Обжигается изделие всего минуту. Вынутая из печи эмаль должна остыть при естественной температуре без резкого охлаждения. Дальше продолжаем работать с цветом, закладываем и обжигаем разные оттенки эмали до тех пор, пока не достигнем задуманного результата
- Из латуни паяется основа для броши и в нее монтируется лошадка
Витражную эмаль отличает от перегородчатой только то, что она прозрачна, если смотреть сквозь изделие на свет. У перегородчатой же имеется «донышко» — непрозрачная основа обычно из меди, серебра, либо желтого золота. Кстати, есть мнение, что в старину (до Бенвенутто Челлини, виртуоза витражной эмали), «донышко» именно стачивали, и после обжигали.
Эта эффектнейшая техника перегородчатой эмали — подвиг бесконечного терпения и сноровки. Её любили мастера Ар Нуво, не искавшие лёгких путей.
Современные украшения из перегородчатой эмали
Настоящая перегородчатая эмаль — тонкая и трудоемкая ручная работа. Именно по этой причине в массовом производстве украшений она практически не используется, иначе цены стали бы слишком высокими. Ювелирные компании чаще «воссоздают эффект» перегородчатой эмали более экономически оправданными способами, например — отливая изделие с готовыми ячейками под эмаль (аналогично технике выемчатой эмали). Настоящая перегородчатая эмаль иногда используется на фабриках в украшениях на заказ или в эксклюзивных коллекциях.
Кольцо в технике горячей перегородчатой эмали коллекции «Эксклюзив» (бренд Namfleg):
Кстати, многие считают, что украшения знаменитого австрийского бренда Frey Wille — это тоже горячая перегородчатая эмаль. Это не так. Frey Wille работает в технике расписной эмали (такой же, как и известная ростовская финифть), то есть собственно «перегородки» в украшениях этого бренда отсутствуют (подробнее об украшениях с цветной эмалью и способах нанесения эмали).
Для того, чтобы не ошибиться в выборе и не дать себя запутать иногда вполне добросовестно заблуждающимся консультантам в магазинах, имеет смысл хотя бы на базовом уровне научится отличать перегородчатую эмаль. Признаками этой техники являются:
- достаточно тонкий рисунок, заполненный эмалью
- однозначно определяемая (если по фото — то при увеличении) формирующая рисунок тонкая проволочка, которая должна быть видна целиком, от начала и до конца
- и цена — заметно более высокая по сравнению с «неперегородчатыми» изделиями с эмалью
Где можно найти ювелирные изделия в технике горячей перегородчатой эмали?
Как мы уже упомянули выше, ювелирные компании-производители очень редко используют эту трудоемкую технику. Поэтому найти в ювелирных магазинах украшения с настоящей «ручной» перегородчатой эмалью почти невозможно. Спасают, как всегда, мастера-ювелиры, чьи работы можно купить на хендмейд ресурсах (например, «Ярмарке мастеров» livemaster.ru) либо на одной из выставок (наши календари ювелирных выставок). Плюс такого подхода — вы получаете авторское украшение, созданное часто в единичном экземпляре, и без излишних наценок. Дополнительный бонус — живое общение с мастером или дизайнером украшения, которые с удовольствием расскажут о том, как они придумали и выполнили это изделие.
Примеры работ семейной мастерской MetalloFon, специализирующейся на изделиях с перегородчатой горячей эмалью:
(все работы MetalloFon можно посмотреть на сайте Ярмарки мастеров).
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ | Технологии изготовления ювелирных изделий | Виды ювелирных техник
Горячие эмали — технология | Грузинская перегородчатая эмаль минанкари | Ювелирные украшения с эмалью | Эмалирование украшений — исторический обзор
Черненое серебро — как отличить? | Филигрань — технология. Ювелирная техника скани | Техника кольчужного плетения
Добрый день! Я мастер по художественной обработке металла, эмали и по совместительству «девушка-ювелир из вашего видеоматериала про лошадку» :) Хочется вас немного поправить. В разделе «Современные украшения в технике перегородчатой горячей эмали» представлены фотографии не перегородчатой эмали, где весь рисунок декора выгибается мастером вручную из тончайших пластин серебра, а разновидность техники выемчатой эмали — эмаль по литью, где кольцо вместе с ячейками под эмаль отливается из металла.
Мария, спасибо огромное за комментарий и за помощь, поправили примеры!
Здравствуйте! Минанкари — это грузинские украшения, как и само слово, а не индийские.
Добрый день! Спасибо за комментарий. Наш автор пользовалась при подготовке статьи историческими источниками. При возможности уточнюу нее, каким конкретно в данном случае, но из того что ищу сейчас сама, уже видно, что происхождение слова не так очевидно:
«Есть так же мнение, что технология зародилась в Сасанидском Иране в IV — V веках, а уже оттуда расползлась на Византию и окрестности. Во всяком случае, слово «минанкари» — иранское. Это имя какого-то божества, которое в свою очередь происходит от слова «небо». Видимо, первая эмаль была голубого цвета и напоминала иранцам цвет неба» (http://travelgeorgia.ru/722/)
«Так было принято, что чем ярче и насыщеннее выглядит украшение, тем оно красивее. Минималистичной эту технику нельзя назвать. Перегородчатая эмаль имеет другое название, которое сохранилось до сегодняшнего дня — «минанкари». Это слово имеет индийское происхождение.» (https://dedpodaril.com/interesno/peregorodchataya-emal.html)