«Подводные камни» в правилах ювелирных конкурсов. Разъясняет юрист

Конкурсы ювелирного дизайна способны помочь в решении самых разных задач для их участников. Но не стоит забывать, что свои задачи имеются и у организаторов, причем очень разные — от развития культуры и искусства в своем регионе до более приземленно-коммерческих. Чтобы «уметь правильно приготовить» конкурс, извлечь максимум пользы и не разочароваться, ювелирам стоит с открытыми глазами подходить к участию в каждом подобном событии. Разобраться, как правильно читать положения конкурсов ювелирного дизайна и мастерства и как избежать неожиданных ситуаций с авторскими правами на ваши работы нам помогает ювелирный юрист Ирина Бычкова.

Витрины на выставке «Рукотворная связь времен. Искусство ювелиров России» (проходит в ГИМ до 4.07.22), где в том числе выставлены работы победителей конкурса Гохрана «Россия. 21 век» (фото: ЮВЕЛИРУМ)

Ювелирные конкурсы — это шанс увидеть новые визуальные решения от участников, новые дизайны ювелирных изделий. С юридической точки зрения все творческие работы будут являться результатами интеллектуальной деятельности. Что происходит с правами на них, какие «подводные камни» можно встретить в правилах конкурсов?

В этой статье я анализирую условия нескольких популярных конкурсов дизайна и ювелирного искусства.

1. Конкурс ювелирного искусства «Россия. 21 век» Гохрана России при поддержке Минкульта РФ

Несмотря на то, что конкурс в 2022 году проводится не будет, я всё же рассмотрела его правила, актуальные для конкурса, проведенного в 2021 году. Уверена, что кардинально правила от конкурса к конкурсу не меняются, поэтому, вполне вероятно, эта информация будет актуальна и в следующем году.

Документ, который содержит правовые основы проведения конкурса, называется «Правила конкурса ювелирного искусства «Россия. 21 век». В этом документе лишь однажды встречается положение, регулирующее использование исключительного права на выставляемые на конкурс изделия. Это п. 5.4, в котором указано, что «Заявители/Участники Конкурса соглашаются с тем, что организационный комитет Конкурса имеет право на публичную некоммерческую демонстрацию изделий на сайте Гохрана России, в социальных сетях, полиграфических изданиях, прессе от имени организаторов на безвозмездной основе в целях популяризации конкурса без ограничения срока использования».

Как видим, ничего, кроме разрешения на демонстрацию изделий в указанных местах и целях у конкурсантов не требуют. Поэтому для участников конкурса ювелирного искусства «Россия. 21 век» отсутствуют какие-либо риски, связанные с использованием третьими лицами их изделий/дизайна.

Одно из важных требований – участник конкурса должен быть собственником имущества (п. 3.1).

2. Всероссийский конкурс авторского ювелирного и камнерезного искусства в Калининграде

Несмотря на то, что организаторами разработана вся необходимая с юридической точки зрения документация для проведения конкурса, в правилах калининградского конкурса нет ни слова том, как регулируется использование предоставляемых на конкурс изделий в качестве объектов интеллектуальных прав. Для участников конкурса оно и к лучшему – нет правовых рисков использования представляемых на конкурс произведений/дизайна.

В целом, если правила конкурса (любого) не регулируют отношения между организатором и конкурсантом в отношении выставляемого на конкурс имущества конкурсанта, то для конкурсанта рисков меньше. В частности, если организатор или станет использовать имущество каким-либо образом, не подразумевавшимся изначально, без согласия на то конкурсанта-собственника этого имущества (или конкурсанта-обладателя исключительного права на это имущество), то в случае конфликта интересов, переданного на рассмотрение суду, суд встанет на сторону более слабой стороны – конкурсанта.

Анна Хуруджи, серьги «Готические арки» по мотивам собора Milano Duomo, кольцо по мотивам собора Christ Church Oxford, кольцо по мотивам монастыря Batalha, Португалия. Работы победили в номинации «Создание художественного образа» на Пятом всероссийском конкурсе авторского ювелирного и камнерезного искусства в Калининграде в 2021

Но для этого конкурсанту придется доказать, что:

  1. Изделие используется против правил конкурса (делайте «принтскрин» страницы с правилами конкурса или запрашивайте правила по электронной почте у организатора)
  2. Участник – автор изделия или обладатель исключительного права на него. Поэтому обязательно оставляйте рисунки, наброски, черновики, схемы. Можете отправить копии самому себе по почте, этого будет вполне достаточно.

То есть, не прописывая четко правила и цели использования чужой интеллектуальной собственности в рамках конкурса, больше рискует организатор.

3. Конкурс эскизов изделий для ювелирной коллекции «Кындыкан»

В отличие от организаторов калининградского конкурса, организаторы конкурса Кындыкан четко прописали в правилах, какие права должны предоставить им конкурсанты на интеллектуальную собственность, предъявленную на конкурс. А именно, согласно п. 7.5.3 Положения о конкурсе, «участники конкурса передают все права на свои конкурсные работы Организатору, заполнив и приложив к заявке форму – Приложение № 4».

Открываем Приложение № 4 и видим форму Акта приема-передачи прав. А в тексте Акта уже появилась конкретика – по этому Акту «конкурсант («Автор») передает исключительное право на конкурсные работы организатору для использования согласно Правилам конкурса».

Условия использования конкурсных работ содержатся в п. 12.3. Положения о конкурсе: «использование конкурсной работы Организатором конкурса допускается на территории любого государства (или территории всего мира) в течение всего срока действия права на конкурсную работу с момента предоставления права использования, без выплаты вознаграждения за использование конкурсной работы и без предоставления отчетов».

Таким образом, правила конкурса обязывают конкурсанта полностью передать исключительное право на свои конкурсные работы в пользу организатора без компенсации, а организатор сможет использовать эти работы в дальнейшем в любых целях по своему усмотрению – в том числе, коммерческих. Например, передать права на конкурсные работы любым третьим лицам.

А теперь рассмотрим правила двух международных конкурсов с противоположными позициями относительно передаваемых права на конкурсные изделия.

4. The A’Design Award and Competition

Для того, чтобы принять участие в этом итальянском конкурсе, нужно зарегистрироваться на сайте. Перед регистрацией участника попросят согласиться с «Правилами и условиями» – документом, содержащим 218 пунктов и включающим в себя несколько положений, одно из которых – «Политика в отношении интеллектуальной собственности», содержащееся в пункте 136 данных Правил.

Коллекция мужских украшений «Броня» Игоря Комова («Алхимия»), ставшая победителем A’Design Award & Competition в 2017

Согласно этому документу, «После того, как вы предоставите, загрузите или опубликуете любую интеллектуальную собственность или контент на A’ DESIGN AWARDS […] вы предоставляете нам и нашим сублицензиатам безотзывную, бессрочную, неограниченную, неисключительную, безвозмездную, передаваемую, полностью сублицензируемую, всемирную лицензию на использование вашего Контента или интеллектуальной собственности, включая, помимо прочего, использование авторских прав, прав на опубликование и права на базы данных, а также право, но не обязательство, использовать ваше имя в связи с вашим Контентом или интеллектуальной собственностью. […] Мы можем использовать ваши данные, Контент или Интеллектуальную собственность в A’ DESIGN AWARDS или за пределами A’ DESIGN AWARDS, по своему усмотрению, в любое время, в любом месте, в любом объеме, по усмотрению A’ DESIGN AWARDS, не имея каких-либо обязательств перед вами».

Даже вышеприведенных положений достаточно, чтобы утверждать – участвуя в этом конкурсе, вы передаёте организатору A’ DESIGN AWARDS и любым третьим лицам (по усмотрению организатора) бессрочную неисключительную лицензию на использование вашей интеллектуальной собственности в любых целях без выплаты компенсации. Да, вы не теряете исключительное право на свою интеллектуальную собственность, как и авторские права. Но параллельно с вами по вышеуказанной лицензии вашу интеллектуальную собственность (дизайн/изделие) могут эксплуатировать без ограничений и без уведомлений третьи лица, даже без указания имени автора. И вы можете об этом даже не узнать.

Более того, в Правилах и Условиях есть пункт о том, что «A’ DESIGN AWARDS оставляет за собой право не удалять ваш Контент или интеллектуальную собственность, даже если вы удалите свою учетную запись».

На сайте конкурса есть статья «Риски участия в конкурсах дизайна», в которую они поместили таблицу, где сравнивают распространенные риски, связанные с участием в таких конкурсах и меры, которые они, как организатор конкурса, принимают для их уменьшения. В этой статье говорится: «в A’ Design Award & Competition отсутствует риск потери прав на ваш дизайн; мы не просим вас передавать нам ваши права на дизайн; мы не требуем и не обязываем вас передавать свои права на промышленный образец. Мы просим неисключительные права на публикацию или лицензирование вашего профиля, изображений или контента, отправленных вами и вашей записью, чтобы мы могли публиковать ваши отмеченные наградами работы и продвигать ваши бренды».

Действительно, организаторы не просят отчуждения прав на интеллектуальную собственность в их пользу, но они запрашивают полную неисключительную лицензию на её использование. Это значит, что конкурсант остается собственником исключительного права на предоставленное им на конкурс изделие/дизайн и сможет продолжать передавать это право по лицензии третьим лицам. Но и организатор, по условиям лицензии, сможет параллельно использовать его конкурсную работу в любых своих целях.

Так же со своей стороны A’ Design Award & Competition в статье предупреждают, что «существует риск потери вашего шанса запатентовать свой промышленный образец, как и при участии в любом другом конкурсе, открыто публикующим конкурсные работы». Они «советуют всем участникам зарегистрировать «глобальные патенты» на свои промышленные образцы, прежде чем принять участие в конкурсе, хотя и знают, что глобальные патенты стоят десятки тысяч евро и регистрация должна быть сделана во многих странах одновременно».

Подводя итог, можно сказать, что правила A’ Design Award & Competition, действительно, недружелюбны по отношению к авторам дизайнов/изделий. В статье на сайте они могут писать что угодно, главное – что содержится в Правилах, с которыми человек соглашается, подавая заявку на участие. А в Правилах все четко – участвуя в конкурсе, участник предоставляет организатору лицензию на свою интеллектуальную собственность (конкурсную работу) для использования её в любых целях. И, по условиям лицензии, организатор сможет использовать конкурсную работу любым способом, в любых целях и передавать это право любым третьим лицам без уведомления автора.

5. JAPAN JEWELLERY COMPETITION

На сайте этого японского конкурса размещен документ, содержащий правила проведения конкурса. Он называется Application Guideline for Overseas Residents.

О запрашиваемых правах на конкурсные работы указано в разделе DISCLAIMERS:

«Участники обладают всеми правами на представленные работы, однако участник соглашается со следующим:

  • Организатор оставляет за собой право экспонировать работы-победители и публиковать их в официальном каталоге и рекламном издании
  • Организатор оставляет за собой право на использование фотоизображений и информации об участниках в рекламных носителях, в том числе в социальных сетях, независимо от печатной или электронной формы
  • Организатор оставляет за собой право на интерпретацию и цитаты в лекциях и подобных мероприятиях»

Таким образом, видим, что кроме прав на экспонирование конкурсных работ и распространение их изображений в определенных источниках, никаких иных прав на конкурсные работы организаторы не запрашивают. А объем запрашиваемых прав прямо соотносится с целями и способом проведения конкурса и не является чрезмерным. В отличие от итальянского A’Design.

Вывод

Сравнить правила всех конкурсов, особенно международных, невозможно, поэтому я постаралась сравнить конкурсы с совершенно разными позициями относительно использования прав на конкурсные работы. И в качестве итога хочу предупредить: внимательно читайте положения конкурсов, в которых собираетесь участвовать. Ведь в случае, если после участия в конкурсе вы увидите где-то свою работу, используемую без вашего ведома, или подозрительно аналогичный дизайн у кого-то – придется вспоминать, где, кому и в каком объеме вы могли предоставить права на использование своей работы. Во избежание подобных случаев, перед подачей заявки на конкурс, проявите должную осмотрительность и прочитайте условия его проведения. Если увидите слово «лицензия», «отчуждение», «передача исключительного права» или что-то подобное, не стесняйтесь написать юристу и попросить разъяснений. Этот шаг убережет вас от случайной ошибки.

Спецпроект «Ювелирума» и Jewellery Report Online

Календарь конкурсов ювелирного дизайна (Россия и зарубежные) на 2022 год

Об авторе

Ирина Бычкова

Юрист, 9 лет практики. Специалист по «ювелирному праву» и fashion бизнесу.

С 2016 года занимается сопровождением ювелирного бизнеса.

За публикациями Ирины можно следить в телеграм-канале эксперта t.me/irinalegalpro.

 

Другие статьи Ирины на «Ювелируме»:

Фотосъемка без убытка: инструкция от юриста для ювелирных брендов (ч.1)

Фотосъемка без убытка: инструкция от юриста для ювелирных брендов (ч.2)

Ювелирам — об авторских правахВсе публикации в рубрике «Ювелирный бизнес» | Все публикации по тегу БИЗНЕС БРЕНД РАЗВИТИЕ

Поделитесь статьей с друзьями

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Мы разместим ваш комментарий сразу, как только он пройдет анти-спам проверку. Это может занять некоторое время - просим терпения). Введите ваш e-mail (его увидим только мы), чтобы получать оповещения о поступивших ответах на ваш комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.