Сделайте это привычкой. Юрист — ювелирам о защите авторских прав (часть 1)

15 марта в инстаграм-аккаунте @juvelirum мы специально для ювелиров провели прямой эфир по теме защиты авторских прав. Юрист и патентный поверенный, эксперт в области защиты интеллектуальной собственности с 20-летним стажем Евгения Шишкова @shishkovaem рассказала о том, как дизайнерам и владельцам ювелирных брендов стоит организовать свою творческую деятельность максимально эффективным и безопасным способом. Ниже — тезисы с выводами по итогам эфира (это первая часть, завершение темы выйдет в отдельной публикации).

Юрист, эксперт по правам на интеллектуальную собственность Евгения Шишкова

Немного теории

«Ювелирное» авторское право в России на данный момент

Законодательное обеспечение авторских прав: Четвертая часть Гражданского кодекса РФ. Особое внимание стоит уделит главам 69 и 70, в них содержатся основные положения, закрепляющие виды объектов правовой охраны, порядок их защиты, способы охраны, а также специальные условия взаимоотношений авторов и заказчиков.

Громких дел о спорах ювелирных компаний по авторским правам в российских арбитражных судах немного. Не много аналогичных «ювелирных» дел и в судах общей юрисдикции. Это говорит не столько о том, что ювелирный рынок России находится на стадии развития, сколько о том, насколько сложно и затратно бывает для истца подтвердить факты нарушений в отношении дизайна ювелирных изделий, которые бы принял суд.

Какие трудности связаны с защитой прав на дизайн украшений?

Трудностей несколько. Нужно понимать, что для защиты таких прав суд должен установить целый ряд фактов:

  1. Какой из двух спорных дизайнов создан ранее?
  2. Кто автор каждого из спорных объектов?
  3. Сам факт нарушения прав на дизайн украшения.

Суду без проведения профессиональной экспертизы сложно отличить «заимствование дизайна» в изделии, иными словами – копирование или переработку, от реализации «похожей идеи» на базе существующих дизайнов (что, по сути, нарушением прав не является, так как идеи законом не защищены).

И получается, что для защиты прав на дизайн украшения нужно не просто заявить о факте нарушения, а еще и собрать подтверждающие свое авторство материалы (исходники, договоры, фотографии, формы, технические задания для мастеров), заверить факт нарушения (страницы социальной сети или сайта, правильно оформить «контрольную закупку»), найти экспертов, готовых подтвердить «оригинальность и новизну» вашего дизайна, и тот самый факт копирования и переработки в спорном изделии.

Далеко не все материалы и доводы экспертов суд посчитает убедительными, а значит без помощи профессионального юриста не обойтись.

И даже при том, что нашим законодательством установлено право стороны, в чью пользу суд вынес решение, требовать денежного возмещения своих судебных расходов от стороны, дело проигравшей, — процесс защиты прав на ювелирное изделие в суде остается сложным, трудоемким и совсем не дешевым.

Стоит также понимать, что защита лаконичных, базовых дизайнов (круглое кольцо, крестик, «геометрические» украшения и т.д.), столь модных сегодня, — это еще более сложная задача, так как одним из основных критериев для признания ювелирного изделия объектом ваших авторских прав является его уникальность в мировом масштабе, а эту уникальность для простых форм сложнее подтвердить. Ведь всегда найдется кто-то в мире, кто творит с вами на одной волне.

Чуть подробнее об идеях и дизайнах

Сами по себе идеи авторским правом не охраняются. Идеей может свободно воспользоваться любой.

Закон встает на защиту формы, реального воплощения идеи — в виде эскиза, файла с 3D-моделью или готового изделия.

Вот вам пример: браслет-змейка. Легко представить, сколько разнообразных воплощений змейки может быть создано даже одним-двумя дизайнерами. Каждый новый эскиз такого браслета будет охраняться авторским правом, так как с большой долей вероятности каждый будет иметь уникальные черты и будет продуктом творческого труда конкретного человека.

Авторское право на дизайн: для себя и других

Авторские права возникают в тот момент, когда автор создал свое произведение. Для этого не нужны никакие специальные регистрации.

НО! Чтобы на руках в любой момент времени были доказательства принадлежности авторских прав на конкретное изделие конкретному лицу, обязательно стоит сохранять:

  • исходники эскизов
  • файл с 3D моделью
  • фотографию всех ракурсов изделия

Процесс закрепления этих доказательств называют депонирование. Задепонировать этапы работы можно несколькими путями:

  • Самый простой – направить себе же почтой конверт с файлами или диском с записью файла.
  • Обратиться к нотариусу, чтобы он заверил факт предоставления конкретных эскизов на дату обращения, с указанием вас в качестве автора.
  • Обратиться к площадкам, занимающихся депонированием. Такие есть как в России, так и за рубежом. При этом к зарубежным у иностранных судов доверия больше (примеры ресурсов по депонированию можно найти здесь — примечание Ювелирума)

Авторские права – это совокупность двух видов прав

Каких именно?

  1. Права автора – их еще называют личными неимущественными (право на имя, на неприкосновенность произведения, право на отзыв и на обнародование). Эти права неотделимы от личности создателя: не могут быть проданы или переданы, даже унаследованы не могут быть.  Зато охраняются бессрочно.
  2. Исключительные авторские права – те самые, которые могут принести своему правообладателю доход за счет предоставления прав пользования произведением по лицензии или отчуждения таких прав в пользу другого лица.

В статье 1270 ГК РФ смотрите с карандашом пункт 2. Там прописаны все возможные способы использования произведения. Какие-то из этих способов к ювелирным изделиям не относятся, но в большинстве своем применимы и для них.

Исключительное право появляется, как уже понятно, у автора, а в дальнейшем может стать предметом продажи, залога, аренды. Это право не вечно – оно охраняется законом всю жизнь автора и еще 70 лет после, вне зависимости от того, осталось ли оно при жизни у самого автора или было им продано кому-то.

Исключительные права подразумевают право владеть и распоряжаться

Уникальность исключительных прав в том, что они отделимы от самого произведения и не равны правам на вещь, в которой воплощены.

Сложно? Можно проще.

  • Покупка кольца не дает покупателю права делать с него копии для себя или для продажи.
  • Покупка эскизов колье не дает права на изготовления по ним реального изделия.
  • Покупка браслета не дает права на доработку его, пусть самую художественную и авторскую.

Чтобы у вас появились такие «расширенные» права, автор или иной правообладатель должен вам их передать (безвозмездно или за вознаграждение). И лучше, когда это сделано в письменной форме.

Чтобы эскиз ювелирного изделия не стал прекрасным арт-объектом на вашей стене, а приносил доход, заключите договор с создателем этого эскиза, в котором пропишите передачу вместе с эскизом и исключительных прав на него в полном объеме.

Будучи автором эскиза, вам стоит задуматься и еще об одном варианте извлечения дохода из одного эскиза – заключать с производителями ювелирных изделий лицензионные договора. Тем самым получая доход от эскиза постоянно, а не единожды. Лицензионный договор – это аренда исключительных прав. Вы разрешите на время, на определенной территории использовать тем или иным способом ваш эскиз: дорабатывать, копировать, создавать на его основе само ювелирное изделие.

Авторам — создателям дизайна

Как дизайнеру-автору защитить свой дизайн от «копирований»

Существует презумпция авторства — автором дизайна считается тот, кто заявил о себе как авторе первый, пока не доказано, что дизайн уже существовал до этого момента.

Если автор у кого-то другого увидел работу, которую считает повторением своей, то есть несколько путей пресечь такой «плагиат»:

  • обратиться к нарушителю с претензией;
  • обратиться к администрации социальной сети или портала, на котором размещена фотография изделия, для блокировки этой фотографии (или даже всего аккаунта нарушителя, если такие «заимствования» вошли у него в традицию);
  • обратиться в суд за восстановлением своих прав и получением компенсации или возмещения ущерба.

НО! Помним, что нарушитель, магазин, в котором представлена «копия», администрация социальной сети и суд запросят вас подтверждения авторства на исходный объект.

И тут вам понадобятся все те доказательства, о которых мы говорили ранее:

  1. Документальные подтверждения ключевых этапов работы. Эскизы с датой создания, 3D модели, технические задания от заказчика исполнителю, если вы обращались в процессе работы к специалистам и тому подобное – докажут, что вы автор и/или правообладатель исходного ювелирного изделия, а также обозначат дату приоритетного его создания.
  2. Свидетельство о депонировании – будет дополнительным подтверждением пункта 1.

Многим кажется, что дата размещения дизайна в соцсети («у меня появилось раньше!») должна являться достаточным доказательством прав на дизайн. Это не совсем так. Для самой соцсети, возможно, это и будет косвенным подтверждением, но не для суда, в котором обязательно возникнет вопрос: вы выложили ФОТО изделия, но чем вы докажете, что вы автор самого изделия? Суду надо будет показать всю цепочку создания.

Без этих доказательств ни сам нарушитель, ни соцсети, ни торговая площадка не обязаны совершать требуемые вами действия.

Не обязательно в суд. Досудебные способы защиты авторского права

Судебные процессы по защите авторских прав на ювелирные изделия — процесс сложный, недешевый и требующий в большинстве случаев привлечения юристов. Поэтому доводить споры до суда не всегда оправданно — затраты на ведение дела могут заметно превысить размер компенсации. И для компаний покрупнее, и для небольших марок и частных авторов бывает разумнее использовать «досудебные» способы урегулирования конфликта. Если нарушены ваши права, часто бывает достаточно разослать нарушителям специальное письмо-претензию.

Форму претензии можно найти в интернете, а можно разработать специально для вас с юристом. Претензию отправляют на любой контактный адрес лично нарушителям, если узнать его невозможно — модераторам соцсети, где спорная работа была опубликована. Во многих случаях грамотно составленной претензии, включающей убедительные доказательства вашего авторства и требование удалить спорный контент (или указать вас как автора) будет достаточно для того, чтобы вопрос был снят. В случае повторных нарушений соцсети могут заблокировать весь аккаунт нарушителя целиком — особенно хорошо этот механизм работает, если к претензии и письму администраторам соцсети (лучше американским в случае инстаграма или фейсбука) приложить патент на промышленный образец (о нем подробнее во второй части нашей статьи, которая выйдет отдельной публикацией).

Среди «внесудебных» способов решения конфликтов важно вспомнить о таком инструменте, как репутация. Ювелиры могут на открытых площадках высказать свое несогласие в случаях, когда наблюдают нечестное поведение своих коллег. С развитием ювелирного рынка и появлением большего количества профессиональных объединений этот инструмент будет увеличивать свое влияние, и станет работать как один из главных рычагов, сдерживающих нарушения.

А если вы все же думаете о судебном решении для установления справедливости, то претензия в случае денежных требований (компенсации, возмещения убытков) – это обязательный этап. Суд в первую очередь проверит его соблюдение.

Нужна консультация? Как связаться с юристом

Если вам понадобится консультация или помощь с разработкой договоров, претензий либо других документов, свяжитесь с экспертом нашего эфира — юристом и патентным поверенным Евгенией Шишковой.

Инстаграм @shishkovaem

Фейсбук Шишкова Евгения патентный поверенный РФ

e-mail: poiskdela@mail.ru

Все статьи в рубрике Ювелирный бизнес | Все статьи по тегу КАК УСТРОЕНО

Поделитесь статьей с друзьями

Работы дизайнеров из каталога ЮВЕЛИРУМ

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Мы разместим ваш комментарий сразу, как только он пройдет анти-спам проверку. Это может занять некоторое время - просим терпения). Введите ваш e-mail (его увидим только мы), чтобы получать оповещения о поступивших ответах на ваш комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.