Брендам нужна стратегия: Ирина Слесарева о ювелирных конкурсах

С журналистом, экспертом ювелирной индустрии, арт-директором престижного отечественного конкурса «Русская бриллиантовая линия» и членом жюри многочисленных российских и зарубежных конкурсов Ириной Слесарёвой мы планировали поговорить о ювелирных конкурсах, но тема беседы оказалась шире. Кому нужны конкурсы и как из них извлечь максимум? Какими видят участников организаторы? Что упускают российские бренды? И почему все же конкурс — не самоцель? О том, как развивать ювелирные бренды (и правильно использовать конкурсы в том числе) Ирину Слесарёву расспросила главный редактор Ювелирума Ольга Кулейкина.

Ирина Слесарева

Ира, начну с главного: кому сегодня нужны ювелирные конкурсы? Вроде бы рассказать о своей марке можно и более простыми способами – например через соцсети.

В общемировой практике конкурсы считаются одним из инструментов продвижения. Участники получают дипломы и признание, организаторы привлекают внимание к своим базовым проектам, партнерские СМИ приобретают интересный контент и красивые иллюстрации, и все вместе – дополнительную аудиторию и трафик. Конкурсы очень позитивно влияют на развитие дизайнеров, как еще они могут почувствовать свои возможности, если не в творческом соревновании? Это отличный шанс заявить о себе, привлечь внимание к своим работам. Я бы рассматривала их именно в таком контексте.

Кстати, давно хотела разобраться в «конкурсной структуре». Российские/международные, государственные /коммерческие… На какие ориентироваться?

Официальной классификации не существует, на этом рынке все устроено очень демократично. Я бы предложила ориентироваться на организаторов. Чаще всего это или государство (возможно, в лице общественной организации), или коммерческая структура. Платная регистрация – одна из опций таких проектов. Организаторы зарабатывают на дополнительных услугах, выстраивая процесс как бизнес-проект. Так построен итальянский Artistar. Организатор может через конкурс продвигать продукцию бренда, как Swarovski Gemstones™. Для государственных организаций это инструмент решения структурных задач: развития культуры, образования, сохранения исторического наследия, международного сотрудничества. «Алатырь», который проводит Музей Янтаря, например, поддерживает интерес к янтарю как ювелирному материалу, использование янтаря в конкурсных работах – одно из главных условий.

А еще они делятся по жанрам.

Да, это может быть современный дизайн, арт, контемпорари. А также по творческому объекту – эскизы или готовые изделия. Соревноваться могут начинающие авторы и студенты (Artistar, Образ и Форма, Amber Trip, Swarovski Gemstones™) или мастера с именем, в том числе выступающие от лица предприятий (Русская бриллиантовая линия, Ювелиры 21 века Гохрана России, Jewellery Design Awards).

Конкурсы могут быть национальными и международными; c победителями, определяемыми жюри или ритейлерами (Jewelers’ Choice Awards, InStore Design Awards) или «народным голосованием» (Премия «Марка №1 в России»). Еще конкурсы принято проводить на площадках отраслевых выставок, когда жюри выбирает лучшие работы на стендах экспонентов (JUNWEX, INTERGEM).

Отдельное явление – «конкурсы конкурсов». Как например Русская бриллиантовая линия (РБЛ) или International Jewellery Design Excellence Award (IJDEA) в Гонконге. В них участвуют авторы с дипломами национальных конкурсов.

Кстати, меня дизайнеры часто спрашивают про итальянский Artistar. Конкурс престижный, но у них недешевый пакет участника. Оправданны ли затраты?

Artistar Jewels можно считать прекрасным примером очень качественно организованного коммерческого конкурса в жанре концептуального дизайна. Некоторые российские СМИ даже отзываются о нем как о «ювелирном Оскаре». Это конечно сильно сказано, но такого эффектного имиджа команда организаторов добилась всего лишь за несколько лет. Конкурсная выставка обычно проходит в центре Милана во дворце Palazzo Bovara. Не так давно она стала частью Milano Jewelry Week – выставочного и образовательного проекта, который объединяет дизайнеров, экспертов, журналистов и галеристов всего мира. У участников есть отличная возможность завести полезные знакомства и заявить о себе. Победители получают приоритетные возможности для сотрудничества с Artistar Jewels, публикации, возможность разместить свои работы на партнерских площадках – в шоурумах и галереях Италии, Германии, Греции, Португалии, Бразилии. Широкое паблисити — сильная сторона этого конкурса, поскольку дает шанс выйти на европейский рынок, и что еще важнее — сориентироваться, в каком направлении двигаться дальше.

Каталоги конкурса Artistar Jewels-2018 и 2019

Мысленно ставлю себя на место руководителя ювелирной компании или дизайнера. Вот у меня есть коллекции, какие-то задумки. С чего вообще начать, в какой логике двигаться, чтобы выбрать подходящие конкурсы?

Дизайнер может сформулировать свой вопрос иначе: хочу ли я развиваться, решит ли этот конкурс мои задачи? В каком сегменте — люкс, дизайнерском, коммерческом, фэшн, хендмейд — я себя вижу? Если он нацелен на внешний рынок, то каким должен быть результат? Как отнесется к неудачам? Потому что в конкурсах не только выигрывают, но и проигрывают.

Не «хочу диплом из Гонконга», а «планирую вывести бренд на рынок Китая»?

Да, конкурс должен вписываться в вашу стратегию и работать на развитие в вашем целевом сегменте. Если вы работаете в классическом стиле, есть ли смысл ехать на Artistar? Или везти концептуальные дизайнерские работы на площадку, где доминирует «тяжелый люкс»? Случаев, когда ресурсы потрачены на бесполезный для продвижения конкурс, к сожалению, вижу немало.

Кто может помочь со стратегией?

Случайные коучи, которые никогда не имели собственного ювелирного бизнеса — нет конечно. Стоит обратить внимание на лекции и воркшопы от европейских или американских ювелиров, которые уже прошли этот путь, могут дать рекомендации, рассказать о международных программах и проектах.

А что насчет государственных конкурсов?

Государственные конкурсы вряд ли принесут заметный промо-эффект для бренда. Но для художника это, определенно, статус. Например, диплом конкурса «Россия 21 век» дает возможность участвовать в тематических выставках Гохрана. С дипломом государственного конкурса проще вступить в Творческий союз художников или устроить персональную выставку – покупателям работ важно, что автор развивается, о нем говорят.


Список наиболее известных российских и иностранных конкурсов – в приложении в конце статьи


Допустим, со стратегией определились, конкурс подходящий нашли. Что дальше?

Ни один конкурс в мире не сделает вас знаменитым за одну ночь, поэтому из вашего участия и титулов нужно «выжать максимум». Не стесняйтесь рассказывать о своих достижениях, показывайте дипломы в аккаунтах и сториз, упоминайте о них в рекламных проспектах, организовывайте партнерские проекты. Посещайте все профессиональные мероприятия, участвуйте в дискуссиях, приглашайте к себе прессу. Участие в конкурсе – это один из элементов вашей стратегии продвижения.

Международное жюри за работой на конкурсе в Гонконге. Cлева направо: Feu Liu (дизайнер), Ruth Faulkner (журнал Retail Jeweller), Ирина СлесарёваА вот это, по-моему, самое трудное для дизайнеров – продвигать себя. Почему так происходит?

Потому что ведущие творческие школы еще с советских времен готовили исполнителей — работников производств. Это одна из проблем нашего классического образования. О том, что дизайнеру необходимо уметь самостоятельно продавать свои работы, задумались совсем недавно. Представь, как много ярких имен мы могли бы еще узнать, если бы талантливые ювелиры не трудились в мастерских «успешных менеджеров», а продавали свои работы сами.

Да, представляю.. Но часто слышу – «пусть моя работа говорит за меня».

Самая распространенная ошибка, когда дизайнер создает объект и считает свою миссию выполненной. Все остальные должны сами догадаться, по какому поводу улыбается его «Джоконда». Иногда мне кажется, что даже название придумывают на ходу, воспринимая это требование как формальность.

Ты не могла бы, как опытный член жюри, в нескольких пунктах сказать, на что обратить внимание тем, кто отсылает работы на конкурс?

Самое важное я бы свела к трем пунктам:

1) Фото работы должно быть профессиональным, с разных ракурсов (включая на модели), и с разрешением не менее 300 dpi. Например, не все знают, что организаторы IJDEA в Гонконге рассылают членам жюри каталог конкурсных работ Judging Booklet, отпечатанный типографским способом. Если вы отправите на конкурс легкие файлы для web, а не хайрезы, то в печатном буклете для жюри ваша работа будет размером с почтовую марку. Мне пришлось в одном случае поставить 0 баллов только потому, что рассмотреть украшение было невозможно.

2) Удачная презентация, включающая название работы и описание концепции. Мы привыкли думать, что конкурс — это творчество, но это еще и ваше продвижение, поэтому текст должен быть «продающим», чтобы захотелось повнимательнее рассмотреть вашу работу, запомнить ее.

3) Обязательно следите, чтобы название было благозвучным и после перевода на иностранный язык, если конкурс международный. Транскрибировать его нежелательно, потому что иностранным членам жюри будет сложно понять, что означает «Tsariza Anastasia» например.

Пример реальной фотографии слишком маленького разрешения

Я сама получаю релизы конкурсов и не всегда понимаю, стоит ли им доверять. Как разобраться, реальный ли конкурс?

Внимательно изучить условия конкурса, особенно блок про авторские права.

Кто будет распоряжаться вашей работой после того как вы ее отправите на конкурс? А в случае если вы станете лауреатом? Если что-то не устраивает, не забывайте, что вы равноправная сторона в этом процессе, и можете предложить свои изменения в договор.

Были ли у этого организатора конкурсы ранее, есть ли отчеты, пост-релизы, авторы, с кем можно обсудить опыт участия?

Что вы получите в качестве награды? Не стесняться уточнить напрямую, если в условиях это не указано.

Насколько состав жюри влияет на объективность оценки?

На мой взгляд, объективность жюри – условное понятие. Ты же понимаешь, что искусствоведы, геммологи, дизайнеры, журналисты, представители торговли оценят одну и ту же работу по–разному.

В США победителей Jewelers’ Choice Awards выбирают те, кто продает украшения – ритейлеры, путем голосования на закрытом сайте. В Гонконге в жюри работают эксперты в области моды и дизайна, как и в Италии на Artistar. В Китае работы оценивают представители отраслевых организаций и торговли. В России в жюри принято приглашать искусствоведов и дизайнеров.

Идеальная структура, на мой взгляд, когда в жюри работают те, кто создает, продвигает, продает и покупает украшения. Включение практиков рынка, представителей торговых сетей, маркетологов, технологов для оценки по разным параметрам сложности, представителей покупателей в лице известных персон – все это поможет сделать конкурс ярким событием, привлечь внимание публики.

И напоследок, чего, на твой взгляд, не хватает российским конкурсам?

Российские конкурсы пока недостаточно хорошо работают на узнаваемость авторов и продажи. Многие конкурсы закрыты для широкой аудитории. Любой формат sharing-мероприятий (интерактивных дискуссий и др.) вокруг них исправил бы ситуацию. Я думаю, что использование современных форм коммуникаций с прессой и дизайнерами, партнерство с тематическими интернет-сообществами помогли бы создать правильный информационный фон.

И еще. Наши конкурсы пока не отражают реальную ситуацию в современном искусстве. В России есть много талантливых ювелиров, которые создают очень современные вещи, экспериментируют, но они не участвуют в конкурсах. Всем, кто занимается организацией таких проектов, важно выбирать актуальные темы, форматы, чтобы на ювелирных подиумах появлялись новые лица.

Ирина Слесарёва

Журналист, эксперт, арт-директор проекта «Русская бриллиантовая линия», член жюри International Jewellery Design Excellence Award в Гонконге, европейского конкурса Artistar Jewels (Италия), Zhaolin Yinlou Cup (Китай), куратор и член жюри проекта Cosmos.Lem.Jewellery (Польша) и других.

Ирина ведет инстаграм и телеграм-каналы About jewellery, в которых публикует новости ювелирной индустрии и законодательства, обзоры коллекций ведущих брендов, репортажи с мировых ювелирных выставок.

Приложение

Наиболее известные регулярные ювелирные конкурсы (российские и международные)

Название конкурса/ где проходитПериодичность/сроки/организаторЖанр/особенностиНа каких участников ориентированЧто дает победителям
РОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ
Международный конкурс дизайнеров ювелирных украшений «Образ и Форма» в рамках Форума авторского ювелирного искусства

Санкт-Петербург
Раз в 2 года (последний на момент публикации 2018)

Осень - заявки и выставка с итогами

Фонд поддержки образования и творчества художников-ювелиров «Форма» (Галина Ковалева)
Современный ювелирный дизайн/ контемпорари дизайн.

Каждый конкурс - новая тема.

Приветствуются необычные материалы.
Студенты, молодые авторы.
Категории:
15-30 и 31-45 лет.
Выставка,
симпозиум. Культурная программа для участников
Международная биеннале авторских работ из янтаря «Алатырь»

Калининград
Раз в 2 года (последний на момент публикации 2019)
!Перенесен на 2022
!! Обновление на 7.10.21: перенесен на 2023 год

Зима-весна-заявки, лето – выставка. Итоги конкурса – на открытии выставки

Калининградский музей янтаря
Современный ювелирный дизайн с использованием янтаря.

Каждый конкурс - новая тема

Коллекции от международных кураторов + работы независимых художников

Международное жюри
Авторы из РоссииДенежная премия

Янтарь в подарок для работы

Приобретение работ в музей

Каталог

Участие в выставке, конференции, образовательная программа
Всероссийский конкурс авторского ювелирного и камнерезного искусства (биеннале)Раз в 2 года (c 2020 перенесен на 2021)

Зима-весна-заявки, лето – выставка. Итоги конкурса – на открытии выставки

Калининградский музей янтаря
Традиционное и современное ювелирное мастерство/ искусство

Каждый конкурс - новая тема

Экспертное жюри
Авторы из РоссииПриз (гран-при)

Денежная премия

Спец.дипломы и призы

Приобретение работ в музей

Каталог

Участие в выставке, конференции, образоват. программе
Конкурсы ювелиров «Лучшие украшения России» среди участников отраслевой выставки JUNWEX Москва (сентябрь) и «Признание Петербурга» среди участников выставки JUNWEX Петербург (февраль)

Москва, Петербург

(итоги конкурса в Петербурге 2020)
Ежегодно

Заявки – до выставки.
Итоги – на выставках

Организатор
JUNWEX
Более 20 номинаций в разных жанрах

Экспертное жюри
Участники выставки – ювелирные бренды и дизайнерыДипломы
Московский международный конкурс ювелирного дизайна «Русская бриллиантовая линия»

Москва
Ежегодно

Заявки осень
Итоги декабрь
Журнал «Ювелирное обозрение»
Современный ювелирный дизайн

Экспертное жюри
Независимые авторы и представители ювелирных брендов

Диплом национального конкурса -обязательное условие
Приз (Гран-при), спецдипломы

Сертификат или денежная премия

Призы от спонсоров и жюри
Конкурс ювелирного искусства «Россия. 21 век»

Москва
Ежегодно

Заявки – весна-лето, итоги – осень

Гохран России
Традиции и мастерство в ювелирном искусстве

Экспертное жюри

Престижная выставка (Алмазный фонд, ГИМ)
Авторы «с именем», заслуженные художники-ювелиры и камнерезы, ювелирные компанииПриз (Гран-при), дипломы, спецприз от Гильдии ювелиров России

Участие в профильных выставках Гохрана
Конкурс для ювелиров от Swarovski Gemstones™

Москва
Ежегодно

Заявки – с февраля, итоги – осень
Современный ювелирный дизайн


Обязательно использование кристаллов Сваровски

На конкурс – эскиз. Участник сам изготавливает изделие

Критерий оценки – инновационность и коммерческая составляющая
Молодые дизайнерыПриз (Гран-при) – поездка в Австрию

Остальным 4-м финалистам дипломы и сертификаты
Конкурс «Новые имена в моде» от журнала Собака СПбЕжегодно

Заявки – январь-февраль, итоги – март
Модные коллекции

Победитель определяется народным голосованием (онлайн). Еще 9 финалистов – экспертами модной сферы

Требуется отснятый лукбук
Марки, выпускающие коллекцииПаблисити
Amberforum

Светлогорск
Ежегодно
(в 2020-м отмена, перенос на 2021)

Итоги подводят на форуме в июне
Современный ювелирный дизайн

Обязательно использование янтаря
Конкурс ювелирного искусства J-1 / МоскваЕжегодно в рамках выставки J-1Разные жанры и направления, выявление лучших (эскиз, ювелир, преподаватель), ювелирное, камнерезное, оружие и тд), по мнению жюриНе оговореноВитрина конкурсных работ на выставке J-1, публикации в соцсетях выставки
Конкурс ювелирного и камнерезного искусства "Серебряный Бабр" / ИркутскЕжегодно в рамках отраслевой выставки "Байкальский ювелирный салон"Оценивается искусство и мастерство, традиционное и современное.
Представительное жюри из экспертов из разных городов.
Дружеская и познавательная атмосфера, программа с лекциями и посещением музеев
Без ограничений (бывают отдельные премии для молодых до 35 лет)Приз (статуэтка серебряного бабра), признание в среде
Всероссийский молодёжный конкурс ювелирного и камнерезного мастерства "Наследники Данилы-мастера"Ежегодно

Екатеринбург. Организатор - ООО "Минерал-Шоу" (выставочная компания), партнер - Музей изобразительных искусство. С 2019 поддерживается Фондом семьи Шмотьевых
Камнерезное и ювелирное направления

Заявки: до 1.02
Выставка: до 2.06
Молодежь, студенты, учащиеся творческих школ и педагоги. Есть номинация "Молодой мастер" (25-45 лет)Экспозиция работ номинантов в Екатеринбургском музее изобразительных искусств
ИНОСТРАННЫЕ КОНКУРСЫ
Artistar Jewels

Милан, Италия
Ежегодно

Заявки – лето
Итог – октябрь

Организатор
Artistar Jewels
Концептуальный ювелирный дизайн

Входит в Milano Jewelry Week
Молодые авторы и дизайнерские брендыАккаунт на сайте Artistar

Выставки в шоурумах европейских партнеров

Публикации в партнерских СМИ

Каталог

Обучение
International Jewellery Design Excellence Award (IJDE Award)

Гонконг
Один раз в два года (!Перенесен на 2022)

Заявки на конкурс 2021 - с весны по ноябрь 2020
Современный ювелирный дизайнНезависимые авторы и представители ювелирных брендов

Диплом международного конкурса -обязательное условие для участия
Диплом

Поездка в Гонконг

Публикации в партнерских СМИ

Видеоролик

Каталог
Jewelers’ Choice Awards, JCK

США
Ежегодно

Заявки-до выставки, итоги - на выставке JCK Las Vegas (июнь)
Профессиональный отраслевой журнал JCK
Современный ювелирный дизайн

Оценка в нескольких ценовых категориях
Независимые авторы и представители ювелирных брендов

Участники выставки
Диплом

Публикации в партнерских СМИ
InStore Design AwardsЖурнал Instoremag.comОценивают ритейлеры

Оценка в нескольких ценовых категориях
Диплом

Публикации в
Instoremag.com
A-Design Award (Jewelry Design Award)Ежегодный

Конкурс текущего года: прием заявок в течение года до 15 февраля следующего года, объявление итогов - апрель
Конкурс промышленного дизайна, есть ювелирный сегментНезависимые авторы и представители ювелирных брендовДиплом

Публикации
Japan Jewellery Competition, JJDA
http://www.jjda.or.jp/en/compe/index.html
Один раз в 2 года (биеннале) 2018, 2020, 2022

Конкурс: зима-весна, выставка лето

Конкурс в Японии
С 2020 открылось международное отделение конкурса, и в нем теперь могут участвовать иностранные ювелиры. В 2020 одну из наград завоевал Денис Созин

Арт дизайн (содержание важнее стоимости материалов). Готовые изделия и эскизы
Художники, дизайнеры

Вопросы и ответы для иностранных авторов
Призы

Выставка в Tokyo Metropolitan Art Museum (лето)

Все публикации по тегу ВЫСТАВКИ, КОНКУРСЫ | Все публикации в рубрике ЮВЕЛИРНЫЙ БИЗНЕС | Все публикации по тегу БИЗНЕС, БРЕНД, РАЗВИТИЕ

Поделитесь статьей с друзьями

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Мы разместим ваш комментарий сразу, как только он пройдет анти-спам проверку. Это может занять некоторое время - просим терпения). Введите ваш e-mail (его увидим только мы), чтобы получать оповещения о поступивших ответах на ваш комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.