Металл как искусство: изобретатель рассказал об участии в итальянской Artistar

Осенью 2019 года в числе трех победителей в главной номинации европейской выставки современного ювелирного дизайна Artistar Jewels Award оказалась команда из России. Россияне представили футуристическую коллекцию «Иллюзия антигравитации». Дизайн объектов с эффектом «непрерывной линии» для нее обеспечила ювелирный дизайнер Татьяна Холоднова @kholodnova, развившая идею классика советского авангарда Феликса Кузнецова – «Корона «Рамзес II». А воплотить этот непростой дизайн в пространстве позволил сверхпрочный драгоценный сплав на основе палладия PalladinGold™ 950, разработка главы компании PalladinGold @palladingold Сергея Костина.

Мы поговорили с Сергеем о том, зачем инновационной компании-разработчику участвовать в выставках дизайна, какое будущее ждет палладиевые сплавы на ювелирном рынке, и какова вероятность создания альтернативы привычному для рынка «белому золоту».

Сергей Костин, Татьяна Холоднова, Феликс Кузнецов, Анна Костина

Сергей, еще раз поздравляем с победой в Италии. Было трудно?

В этом году было более 150 участников, которые представили в общей сложности больше 500 украшений. Было много различных номинаций: и от организаторов конкурса, и от представителей галерей. Однако всего три работы удостоились высшей награды – Artistar Jewels Award. Среди них и наш совместный с Татьяной Холодновой проект «Иллюзия Антиагравитации».

Что представляет собой коллекция, о чем она?

Наша коллекция — это симбиоз инновационного сплава и смелости мысли, необходимой, чтобы построить пространственный объект. Коллекцию мы создали в сотрудничестве с дизайнером Татьяной Холодновой, а за основу взяли идею заслуженного ювелира России Феликса Кузнецова, который в эскизах «Корона «Рамзес II» впервые отобразил именно эту иллюзию при восприятии реального объекта.

Коллекция представляет собой комплект из четырех ювелирных изделий на космическую тематику: кольцо «Сингулярность» (вскоре после нашего интервью победившее также в отечественном конкурсе Русская бриллиантовая линия-2019, примечание Ювелирума), серьги «Притяжение и отталкивание», брошь-подвеска «Звёздная сублимация» и кольцо «Горизонт событий». Каждое украшение изготовлено по одному принципу: непрерывная линия создает абстрактную форму большого объёма.

Дизайн кольца «Сингулярность» вдохновлен гравитационной особенностью черной дыры: наличием редкой точки во времени и пространстве, где свет кажется искаженным. Камень в кольце представляет собой ту самую точку, которую свет должен «обогнуть». Серьги «Притяжение и отталкивание» показывают естественное притяжение идеальных противоположностей, выполненные в стиле «mismatch», они прекрасно дополняют друг друга. Брошь-подвеска «Звёздная сублимация» рассказывает о трансформации звезд в течение их жизненного цикла: как звезда видоизменяется в течение своей жизни, так и это ювелирное изделие превращается из подвески в брошь и из броши в подвеску (рассмотреть подробнее коллекцию antigravityillusion.com).

Коллекция Иллюзия антигравитации

А как появилась идея? Вы были знакомы с Феликсом Кузнецовым?

Как часто бывает, из, казалось бы, случайных событий получаются интересные проекты. На встрече в Строгановке мы познакомились с Феликсом Кузнецовым. Он показал нам свои работы, наброски, эскизы и идеи. У него тонкое чувство пространственной формы, и его «Шлем Рамзеса II» блестящее тому подтверждение. Изобразить одной непрерывной линией пространственный объект — это потрясающе.  Взяв концепт за основу, Татьяна придумала уникальный дизайн коллекции, придав коллекции свое внутренние видение.

Почему Артистар?

У нас давно была идея поучаствовать в выставке или в конкурсе. Татьяна Холоднова участвовала в Artistar Jewels в начале этого года и рассказала, что ее пригласили снова. Мы решили, что это уникальная возможность и ни в коем случае ее нельзя упускать.

Как реагировала публика на ваши футуристические объекты?

Было очень много восторженных отзывов, как от посетителей, так и от самих участников конкурса. После конкурса некоторые элементы нашего дизайна были скопированы другими участниками, правда, в формате 2D.

А зрители отметили необычный металл?

Тут не обошлось без трудностей. Мы столкнулись с проблемой, что практически никто не читал описание, где было написано и про идею, и про возможности ее реализации. Но, может, оно и к лучшему. Так как после живого общения и рассказа люди проявляли больше заинтересованности.

Но в целом, как я понимаю, вы результатом довольны?

Результаты превзошли все наши ожидания. Если честно, мы не рассчитывали на победу. Во-первых, было много достойных работ. Во-вторых, мы сконцентрировались над самой работой, и думали только о том, что если наша идея воплотится в жизнь, то это позволит нам перевернуть представление о ювелирных украшениях. Наша победа показала нам, что люди заинтересованы в инновациях, и что нам есть над чем работать и куда стремиться.

Кольца Сингулярность и Горизонт событий

Давайте вернемся к металлу – меня эта тема очень интересует как явление в ювелирной сфере. Ведь все что мы видим на рынке – это обычно стандартный набор драгоценных металлов, и уж точно здесь не в обычае сплавы, где главный герой — палладий. Какую задачу вы ставите, для чего нужны разработки?

В ювелирном производстве во главу угла ставится дизайн изделий, а не свойства сплавов из которых они делаются. Я поставил своей задачей создать новые ювелирные сплавы в высокой пробе с повышенными механическими свойствами, особенно твердостью. Первым появился PalladinGold, сплав c содержанием палладия 95%. Его уникальные свойства и позволили сделать блестящие идеи реальностью.

Это тот самый сплав, из которого выполнены украшения победившей коллекции?

Да, украшения изготовлены из моего ювелирного сплава на основе палладия — PalladinGold™ 950.  Я создал его, используя принцип интерметаллидного нанофазного упрочнения, применяемый в аэрокосмический индустрии (где я продолжаю работать). Одно из главных преимуществ сплава — высокая твердость, сопоставимая с твердостью низколегированной стали. Именно это и позволило воплотить в жизнь такую уникальную форму украшений не опасаясь ее деформации. При этом содержание благородного металла в сплаве — 95%.

Насколько вижу у вас на сайте, коллекции ПалладинГолд — скорее сдержанно-классические. Достаточно заметный контраст со смелыми формами коллекции для Артистара?

Мы действительно начинали с более сдержанных, даже традиционных коллекций украшений.  Мы делали это осознанно, ведь на изделиях с бóльшей поверхностью (таких, как обручальные кольца) лучше видно одно из преимуществ сплава – повышенная износоустойчивость изделий по сравнению с украшениями из традиционных сплавов. Того же белого золота, например.

Постепенно пришли к выводу, что ювелирные украшения сегодня имеют очень схожий дизайн. Однако твердость наших сплавов открывает новые горизонты и позволяет делать уникальные по дизайну вещи, не опасаясь их деформации. Именно поэтому и решили для выставки сделать объемные ювелирные изделия с уникальным дизайном, чтобы показать, что подобного рода украшения больше не просто идея, эскиз или объект искусства, с которого нужно сдувать пылинки, а именно украшение, которое создано для того, чтобы его носили здесь и сейчас.

На рынке много изделий из так называемого белого золота, оно популярно на Западе и все более популярно у нас. В чем преимущества и особенность ювелирных сплавов палладия? Можно сказать, что это – альтернатива «белому золоту»?

Давайте ответим на вопрос: «белое золото» — это что? Это сплав золота и … палладия. Именно он при содержании более 10% делает золото белым. Сплав с содержанием 75% золота и 25% палладия называется «благородным белым золотом». Он имеет красивый цвет, но он «мягкий». Поэтому применим не для всех украшений – например, быстро царапается. Чтобы сплав стал более твердым, уменьшают количество палладия и вводят различные добавки, но при этом цвет становится некрасивым: серым или желтоватым. Чтобы скрыть это, изделия покрывают тонким слоем родия. Да и добавки не всегда бывают безобидными. Часто добавляют никель,  особенно в России, а он является аллергеном. Кстати в Европе его использование в украшениях запрещено законодательно. Поэтому наш PalladinGold блестящая альтернатива белому золоту во всех отношениях.

Подвеска-брошь Звездная сублимация

Кто покупатели ваших украшений? Насколько клиенты оценили ваши технологичные сплавы, готовы ли рассматривать их как альтернативу золоту?

Мы пытаемся создавать уникальные украшения сложной формы, используя возможности, предоставляемые сплавом. Наши заказчики — это люди, которые любят интересные решения, и часто сами принимают участие в создании украшений. Им не безразлично из чего они сделаны. Можно сформулировать так: их волнует не только форма, но и содержание.

Мы пока не видим противопоставления золота и палладия. Скорее заказчиков целенаправленно интересует последний. Отзывы положительные. Ведь в процессе ношения наглядно видны преимущества нашего сплава, особенно у обручальных колец.

Какие, по вашей оценке, перспективы палладия в ювелирной сфере? Этот металл был явно недооценен все эти годы. Почему до сих пор из него так мало делали украшений?

Здесь важно разделить PalladinGold  и другие сплавы палладия, которые были раньше, но не имели таких блестящих качеств. Как в прямом, так и переносном смысле. И ювелирные украшения делали и раньше, но видимо их цвет и прочие свойства были не интересны. Поэтому мы рассчитываем, что PalladinGold будет востребован потребителями из-за его уникальных свойств.

Мы переслали вам несколько вопросов представителю золотого периода российского авторского ювелирного искусства – советского авангарда, Феликсу Кузнецову. Большое спасибо за аудиозапись с ответами, и в целом за интервью!

Феликс Кузнецов: прямая речь

Чем занимаюсь сейчас? Проектирую ювелирные украшения, скульптурные объекты, анимацию. Преподаю в Академии Строганова на отделении «Художественный металл», обучаю компьютерному моделированию  и проектирование объектов художественного металла. Мои работы находятся в музеях Москвы, Петербурга, Калининграда, и в музее в Венгрии. В Москве они хранятся в запасниках в ВМДПНИ на Делегатской, чтобы их посмотреть, надо связаться с куратором металлической коллекции.

Почему решил поучаствовать в создании коллекции?  Потому что мне интересно участие в современных проектах.

Из современных отечественных художников-ювелиров мне интересны работы Михаила Масленникова (Mi-Mi Moscow – примечание Ювелирума). Они остроумные, нестандартные, мастерски исполненные!

Шлем Рамзес II, автор концепции — Феликс Кузнецов, модель — Светлана Костенко (фото с презентации коллекции в Москве)

Все публикации в рубрике ЯВЛЕНИЯ | Все публикации по тегу БИЗНЕС-БРЕНД-РАЗВИТИЕ | Все публикации по тегу СТИЛЬ ХАЙТЕК-ФУТУРИЗМ

Справочник: Ювелирные металлы | Палладий, история и свойства

Поделитесь статьей с друзьями

Работы дизайнеров из каталога ЮВЕЛИРУМ

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Ваш адрес email не будет опубликован.

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.