Украшения ар деко - genuinehighquality.comВ 20-х годах 20 века общество твёрдо решило отвлечься от витых линий и блеклого колорита уходящего стиля ар нуво. Уже поздний ар нуво, или «модерн», радует крепнущим геометризмом. Крылышки ювелирных фей сменились крыльями аэропланов. Однако эти поиски на два года были прерваны Первой мировой войной. Период с конца Первой мировой войны  и до начала Второй полностью принадлежит стилю ар деко (гидом по стилю может служить кинофильм «Великий Гетсби»).

В 1920-х годах, в пору «джаз-модерна», модные парижанки остригли волосы,  укоротили юбки и упразднили рукава.

Возникла мода «гарсон». Роскошную вечернюю «брошь-кисть» днём заменяла бесконечная нить искусственного жемчуга или бусы из камней. Носили тяжелые пояса и браслеты (на запястье и иногда предплечье). Из новинок  — двусоставная брошь с клипсовым замком (ею закалывали модные «труакары» – полупальто с рукавами три четверти).

Двусоставная-брошь-Картье---zolotoy.ru  Картье-брошь---собрание-Картье-Париж

Вызывали фурор наручные часы, которые как раз в начале 20 века вошли в обиход как и заменили привычные часы на цепочке (в нашей статье – история наручных часов). Часы отличались разнообразием форм, богатством декора и изяществом.

Часы-ар-деко-швейцарские---tademagallery.co.uk Часы ар деко-thejewelleryeditor.comЧасы швейцарские ар деко - KaraJanelDickey---etsy.com Часы Glycine-ар деко-1930--ebay.com Часы-Longines-в-стиле-ар-деко--sassyclassics.comartdecojewellery.org

Стиль ар деко (в русском написании иногда озвучивают молчаливую t от Art Deco и пишут «стиль арт деко»), сложившийся  во Франции к началу 1920-х годов, в итоге утвердился в США и большинстве стран Европы.

Черты ювелирного стиля ар деко (арт деко)

Музой ювелиров периода конструктивизма стала технократия. Это и определило черты украшений ар-деко — геометрические формы, прямые углы и линии, окружности и «поля» открытого, «типографического» цвета.

Брошь Семафор - Жерар Сандоз_e1fin.livejournal.com  Браслет-Suzanne-Belperron-1934г.---wwd.com Немецкий вариант ар деко Jakob-Bengel-1933---pinterest.com

Задача стиля Art Deco — создать миф роскошной жизни в годы «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами.

Открытие в 1922 году гробницы Тутанхамона разбудило интерес к Египту.

Ван-Клиф-и-Арпел---браслет-с-египетскими-мотивами---архив-фирмы

Фирма Картье открыла линию украшений в египетском стиле. Подвески из пластин нефрита в рубинах и алмазах, скарабей из дымчатого кварца с крыльями из голубого фаянса.

Картье-скарабей-museothyssen.org Картье-брошь-Летящий-скарабей-архив-фирмы Картье-брошь-Летящий-скарабей-частное-собрание-Париж

Дягилевские сезоны в Париже, постимпрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм — всё это формировало вкусы людей эпохи ар деко. Как и зрелище новейшей техники.

Автопортрет-Тамары-де-Лемпицка-в-стиле-ар-деко-1929-год---wikiart.org

В стиле, отличном от всего и всех, создавал свои работы Жан Фуке (Jean Fouquet), сын Жоржа Фуке (знаменитого художника-ювелира прежней эпохи — ар нуво). В собраниях Парижа и Нью-Йорка хранятся работы Жана Фуке — брошь из слоновой кости и браслет — ни на что не похожие украшения. Это мотивы авангардистов начала века, кубизм в чистом виде.

Брошь работы Жана Фуке - оникс - музей Толедо - diamonds.net Браслет-работы-Жана-Фуке---золото-и-оникс---lenaborodulina.livejournal.com

Интересны и «небоскрёбы» — серьги из платины — другого парижского ювелира, Раймона Тамплие (Raymond Templier). В этих серьгах проявлены идеи конструктивизма. Тамплие украшал геометрические элементы своих «драгоценных конструкций» яркой эмалью или японским лаком.

Серьги-из-платины-Небоскребы-работы-Раймона-Тамплие---puretrend.com  Раймон-Тамплие---брошь-1929-theswellelife.com  Раймон-Тамплие---брошь---The-Victoria-and-Albert-Museum---fashionradicals.comРаймон-Тамплие---подвеска---Галерея-современного-искусства,-Париж Раймон-Тамплие---брошь---галерея-Примавера-Нью-Йорк  Брошь-работы-Раймонда-Тамплие---1930---diamonds.net Раймон-Тамплие---портсигар-1930-theswellelife.com Раймон-Тамплие---портсигар---частная-коллекция

Ювелиры Жан Фуке и Раймон Тамплие — истинные «гости из будущего».

Ювелирный Дом Картье – ар деко как основа

Изделия Дома Картье 1920-1930-х годов — это ярчайшие примеры становления нового ювелирного стиля.

Поначалу Картье предпочитал простые композиции и ясные формы,- круг или сегмент, наиболее «женственные», по мнению мастера.

08_Картье---style.wildberries.ru 08_Картье---style.wildberries.ru3 08_Картье---style.wildberries.ru2

Позднее он «освоил» остальные фигуры. Украшения с простым и четким силуэтом из оникса, горного хрусталя, нефрита, перламутра он украшал бриллиантами и другими драгоценными камнями — в тонкой цветовой гамме.

Картье-ар-деко-часы---1928---ccffashionboard.tumblr.com  Подвеска-Картье-в-стиле-ар-деко---1920----christies.com    Картье-часы-коллекции-Сантос-1911-zolotoy.ru    Картье-браслет-Полукруг---собрание-Картье-Париж

Картье-браслет-с-орнаментом-из-веток---Кристи   Картье-брошь-с-подвесками--собрание-Картье-Париж Картье-колье-тутти-фрутти-1936---museothyssen.org   Картье-брошь---частное-собрание

Но скоро мастера Дома Картье разработали «белый ар деко», где белая платина и бриллианты сочетались с чёрным ониксом и чёрной эмалью. Эта игра черных и белых пятен создала своеобразный мотив «шкура пантеры».

Картье-брошь---собрание-Картье-Париж   Подвеска-Картье-1920-е---omgthatdress.tumblr.com  Картье---ожерелье-ошейник-с-подвесками---собрание-Картье-Париж Диадема-1914-года-Картье---vogue.ru

Этот мотив использовали и при оформлении наручных часов. «Белый ар деко», пожалуй, не только обогатил фирму, но и помог становлению нового стиля в целом. В это время на «цветном фронте» выполняли броши-«вазы с фруктами» или «корзины с цветами», из рубинов, изумрудов и сапфиров . Мотив корзины с цветами был весьма характерен для украшений в стиле ар деко.

Брошь-ваза-Картье---1930---sothebys.com Брошь-ваза-Картье---1930---sothebys.com Брошь-ваза-Картье---jewelsdujour.com Брошь-ваза-Картье-с-рубинами---1925---richardjeanjacques.blogspot.jp Брошь-Картье-1925---sjphillips.com Брошь-Картье-коллекции-Naturellement-----watch-n-jewel.com

Выставка декоративных искусств и современной промышленности в 1925 году в Париже стала триумфом Дома Картье. Произведения Фуке, Сандоза, Тамплие, Бушерона, Картье, Деспре, Ван Клифа, Мобуссена и других французских ювелиров показали рождение эстетики новой эпохи. Золотую медаль получил  парижский ювелир Жорж Мобуссен, уже весьма известный в высшем обществе.

Sandoz-кулон---blog.primaveragallery.com  Van-Cleef-&-Arpels--flickriver.com  Брошь-Бушерон---Архив-фирмы-Бушерон---экспонировалась-в-Париже-в-1925  Брошь-Бушерон---частное-собрание-Нью-Йорк Брошь-ваза-Van-Cleef-&-Arpels-jewelsdujour.com Брошь-Фруктовый-салат---Мобуссен----nelsonrarities.com Бушерон-подвеска-ар-деко---nelsonrarities.com   Ван-Клиф-и-Арпел---серьги---частное-собрание Жан Деспре (Jean Després) - подвеска-брошь-1929-theswellelife.com Мобуссен-кулон-часы---архив-фирмы  Жерар-Сандоз-подвеска-частная-коллекция  Мобуссен-брошь---частное-собрание-Нью-Йорк  Жерар-Сандоз---кольцо-1928-theswellelife.com Ван-Клиф-и-Арпел---пудреница---архив-фирмы  Жан-Деспре---галерея-Примавера-Нью-Йорк Жан-Деспре---кольцо---частное-собрание Мобуссен-эскизы-работ---архив-фирмы

Ювелирные технологии эпохи ар деко

В 1935 году Альфред Ван Клиф и Жюльен Арпельс изобрели невидимую закрепку (от английского invisible set) драгоценных камней. В бриллиантах, сапфирах или рубинах вытачивались канавки,  камни вставлялись вплотную друг к другу и полностью покрывали металл. Это позволило мастерам фирмы «Ван Клиф и Арпельс» — а после и прочим — создать истинные шедевры в стиле ар деко.

Уже в 1930-е годы стиль украшений ар деко вышел в массы, в странах Европы и Америки создавали доступные для  широкого круга покупателей вещи. Это бриллиантовые броши-клипе и сотуары (франц. «porter en sautoire», — «носить на спине, носить через плечо»), а особенно —  браслеты, в которых некрупные бриллианты подчеркивали четкие линии плоских орнаментальных узоров. Подобные украшения встречаются в любом крупном антикварном магазине.

Примеры украшений эпохи ар деко:

Серьги в стиле ар деко-1920е---romanovrussia.com   Серьги-ар-деко-с-бриллиантами-и-эмалью-1925----bonhams.com   Брошь с аквамарином и бриллиантами---romanovrussia.com   Кулон Звезда Давида в стиле ар деко---romanovrussia.com  Брошь - romanovrussia.com

Кольцо в стиле ар деко---Петербург-1930---romanovrussia.com  Геометрическое кольцо в стиле ар деко--Одесса-1910---romanovrussia.com  Vintage-Серьги ар деко---Португалия-1920-е---romanovrussia.com

Браслет-ар-деко-1920е---etsy.com  Браслет-в-стиле-ар-деко-1930-е--metmuseum.org  Браслет из платины с бриллиантами ар деко-поздние-1920-е---romanovrussia.com

Стиль ар деко господствовал в мире искусства от конца Первой мировой войны и до начала Второй. Однако его приёмы и образный строй универсальны настолько, что и сегодня выглядят современно и ярко.

Автор: Эльвира Свиридова, специально для ЮВЕЛИРУМ

ЮВЕЛИРНЫЕ ТЕХНИКИ И СТИЛИ | Украшения в стиле барокко, рококо, классицизма и ампира | Украшения в викторианском стиле | Украшения в стиле ар нуво или арт нуво | Украшения в авангардных стилях — кубизм, конструктивизм, абстракционизм, футуризм и хайтек | Украшения в стиле стимпанк | Ювелирная классика | Геометрия в украшениях | Украшения в стиле примитивизм | Винтажная бижутерия