Покупка ювелирных украшений только по паспорту?

30 января произошло событие, которое имеет прямое отношение ко всем любителям ювелирных украшений.

Ювелирный магазинГосударственная Дума приняла в первом чтении поправки в ФЗ-115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». Поправки предусматривают установление пороговых сумм платежа при операциях с ювелирными изделиями, при которых не требуется проведение процедуры идентификации покупателя.

Устанавливается две пороговых суммы:

-при расчёте наличными 15 000 рублей;

-при расчёте банковской картой 100 000 руб.

При превышении этих пороговых сумм покупатель обязан предъявить продавцу паспорт. Продавец должен занести все паспортные данные покупателя, включая адрес места жительства, в специальную анкету, а затем передать данные в Росфинмониторинг.

Российские производители и продавцы ювелирных украшений считают, что пороговые значения сильно завышены. Ювелиры уже давно пытаются донести до правительства страны свою точку зрения (см. наш отчет с конференции «Ювелирный рынок России» в октябре 2014 года). Однако, пока безуспешно.  Мнения ведущих российских ювелирных производителей и продавцов можно прочитать в конце статьи.

От лица покупателей ювелирных украшений, редакция портала ЮВЕЛИРУМ хотела бы представить свое мнение по данному вопросу.

К сожалению, предлагаемые нововведения обязательно отразятся на всех покупателях ювелирных изделий. При этом не в лучшую сторону.

  1. Повышение цен. Дополнительные расходы на выполнения требований закона приведут к росту издержек продавцов. Естественно, эти расходы будут заложены в цене украшений. Недавний рост стоимости драгоценных металлов в результате падения курса рубля и так достаточно сильно ударил по любителям ювелирных украшений. Дополнительная ценовая нагрузка явно не соответствует интересам покупателей.
  2. Проблемы безопасности. Покупая, к примеру,  кольцо за 50 тысяч рублей, нужно сообщить незнакомому продавцу все свои данные, включая адрес проживания. Как говорится, осталось только дать «ключ от квартиры, где деньги лежат». Если кто-то захочет купить украшение за 600 000 рублей, то ему проще выехать за границу и купить украшение там.  А потом спокойно ввезти в Россию — товары для личного пользования стоимостью менее 10 000 евро можно ввозить без каких-либо ограничений и декларирования.
  3. Общее ощущение от покупки. Выбор ювелирного изделия для себя или в подарок обычно рассматривается как маленький праздник. При этом праздник очень личный. Необходимость сообщать о своей радости третьей стороне несколько портит «волшебную» ауру приобретения украшения. Фраза «лучшие друзья девушек — это бриллианты и Росфинмониторинг», возможно, перестанет быть шуткой.

Надеемся, что российским ювелирам удастся отстоять свое мнение по данному вопросу.

Гильдия-ювелиров-РоссииМнения экспертов ювелирного рынка, опубликованные на сайте «Гильдии ювелиров России»:

Генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» ЭДУАРД УТКИН:

На сегодняшний день при покупке ювелирного изделия на любую сумму необходимо предъявлять паспорт. Многие об этом не знают, но это так. В новой версии 115-го закона будет установлена минимальная сумма покупки ювелирного изделия, которая не будет требовать идентификации покупателя.

Основная проблема для отрасли в том, что предложенная «планка идентификации» покупателя – 15 000 рублей – довольно низкая. Поэтому мы считаем, что эту планку, конечно, нужно поднимать – минимум до 150-180 тысяч при оплате наличными средствами. А при оплате банковской картой, мы считаем, вообще не требуется идентификация, потому что карточки у нас именные, и данные о владельце уже содержатся в банке.

Естественно, многие покупатели бояться предъявлять паспорт, для того, чтобы эти данные потом пошли в Росфинмониторинг. Многие боятся, что эти данные могут уйти потом в какие-то криминальные структуры.  Ведь эти данные будут содержать фамилию, имя, отчество, место жительства, дату рождения, номер паспорта и т.д.

Если не увеличить пороговую сумму идентификации, то, во-первых, часть оборота ювелирных изделий «уйдёт в тень», т.к. покупатель не заинтересован передавать паспортные данные продавцу, а продавец не заинтересован брать на себя лишнюю работу по составлению анкет и передаче их в Росфинмониторинг. Возникнет сговор о продаже «мимо кассы».

Во-вторых, продажи ювелирных изделий упадут. Ну боятся наши граждане «всю свою подноготную» продавцам открывать !

Сегодня так много говорится о стимулировании внутреннего спроса, о поддержке отечественного производства, о снижении контрольно-надзорно-регулирующих функций государства, это всё на словах, а вот в реальности — рубят «топором» и продажи, и производство только в угоду контролю. Мнение сообщества ювелиров таково — плохо продуманные законы  дискредитируют власть.

 

Гумеров Ф.Ф., президент компании «Алмаз-Холдинг», ОАО «Красносельский Ювелирпром» (Кострома):

«Если смотреть на федеральном уровне, когда идет такое давление со стороны доллара на рубль, золото и ювелирные изделия могли бы быть реальным товаром, который снизил бы это давление. В стремлении сохранить сбережения люди покупали бы не только валюту, но и ювелирные изделия. И вместо того чтобы простимулировать этот процесс, мы при покупке фактически каждого ювелирного изделия начинаем требовать паспорт, направляя покупателя опять на валютный рынок.

Сегодня порог суммы, обладатель которой подлежит идентификации при покупке изделия, должен быть как минимум на уровне 200-300 тысяч рублей, а желательно — 600 тысяч. А при безналичном расчете я вообще не понимаю, почему требуется паспорт – ведь каждая банковская карточка идентифицируется. Я очень надеюсь, что нам удастся (по крайней мере внутри «Деловой России» мы этот вопрос решаем) ко второму чтению закона хотя бы поднять порог. Скажем, до 200 тысяч. Считаю, что усилия всех профильных организаций, в том числе и Гильдии ювелиров России, должны быть направлены на то, чтобы повысить этот порог. Нужно провести круглый стол на эту тему».

 

Серов В. А., коммерческий директор Ювелирной компании «585», г. Санкт- Петербург:

«У нашей компании пока нет особых проблем, потому что мы работаем в среднем и низком ценовом диапазоне, и наш средний чек достаточно низкий, до 15 000 рублей. Мы конечно, негативные последствия ощутим, но это будет даже не половина наших продаж, а значительно меньше.

Сложности новый закон создаст в любом случае. Возможно, в связи с этим мы будем наблюдать падение выручки, потому что эти меры отпугнут покупателей. Разумеется, не всех. У каждой розницы свой средний чек, каждая компания ориентирована на своего покупателя, свой сегмент. Универсальный «порог идентификации» может быть, но тогда нужно сделать его максимальным. Я думаю, если уж вообще нельзя отказаться от меры с предъявлением паспорта, то разумно установить порог в размере каких-то осмысленных цифр, например — 300 тысяч рублей. Что делать? В этой ситуации ювелиры могут только выступить с единым обращением к властям».

 

Бурда В. И., генеральный директор компании «Ремикс»:

«Я против такой системы в принципе. Хорошо, властные структуры все эти инициативы объясняют антитеррористическими мерами. Но тут возникает вопрос: вот человек отказывается предъявлять паспорт, у меня есть подозрение, что он — террорист, и что я должен делать? Нажать кнопку – и полиция приедет, и у нее будут основания его арестовать? То есть непонятен порядок действий: что продавцу-то делать? Как этот закон должен исполняться на практике? На мой взгляд, это совершенно не проработано. А так на нас, ювелиров, перевалили ответственность, а толку никакого нет».

 

Панферов А.А., первый вице-президент ТД «Эстет», г. Москва:

«Сегодня цена грамма золота 585 пробы составляет где-то 1900 рублей с НДС, средний вес изделия – примерно 4,5 грамма, получается, что порядка 8000 рублей стоит только металл в большинстве ювелирных изделий. Если прибавить цену камня, работу и другие затраты, соответственно себестоимость изделия будет около 12 000 – 13 000 рублей с НДС. При условии, что средняя розничная наценка в магазине составляет около 150 % к оптовой цене, в среднем цена изделия из золота будет составлять порядка 25 000 -30 000, Я даже не учитываю сейчас вставки из бриллиантов, рубинов, изумрудов, что значительно повышает стоимость изделия.

Поэтому исходя из этой элементарной арифметики, у меня совершенно определенное отношение к этой законодательной инициативе.

Учитывая то, что мы с бывшим почетным гендиректором Гильдии, безвременно ушедшим от нас Радашевичем Валерием Борисовичем, неоднократно участвовали в обсуждении этого вопроса в Росфинмониторинге, я как участник этих переговоров, и как человек, не искушенный в вопросах законотворчества, могу сказать, что, попытки понять у непосредственных исполнителей-законотворцев, чем продиктован тот или иной «порог», та или иная сумма, не дали результатов – мы не получили вменяемого ответа.

В международных правилах обозначен такой порог, только на уровне 15 000 евро. Возможно, в результате «ошибки перевода» эта сумма превратилась в 15 000 рублей. Это, конечно шутка, но как еще расценивать ту нелогичность, с которой чиновники настаивают на определенном таком пороге? Это свидетельство глубокого непрофессионализма людей, которые занимаются разработкой данного законодательства.

И прогнозируема реакция, которая последует в случае принятия этого закона. Безусловно, возникнет определенное напряжение между продавцом и покупателем, это толкнет последних в сторону импортной продукции, причем не ювелирной, а айфонов и прочей техники, которая стоит больше, чем 15 000 рублей. В итоге, мы поддерживаем экономику США, как я понимаю, вместо того чтобы отечественного производителя поддержать. Поэтому я считаю, что действия, которые предпринимаются нашими законотворцами, напрямую наносят ущерб не только отрасли, но и российской экономике, государству. Еще одним побочным эффектом такого закона будут бесконечные судебными иски по результатам выявленных проверок. Будет собрана огромная негативная практика. Конечно, предприниматели будут сталкиваться с произволом на местах, будут этим законом размахивать налево и направо. Я считаю, что если сегодня говорить о дискредитации власти, то лучшего повода не придумаешь. Все это можно было бы сделать совершенно иначе, более продуктивно, с хорошим пониманием, что контролируем, как и зачем. Но на сегодняшний момент это выглядит как саботаж, по-другому назвать нельзя.»

 

Своим мнением с Ассоциацией «Гильдия ювелиров России» поделился также правозащитник АЛЕКСАНДР ВОЛКОВ:

  1. Законопроект не соответствует заявленным целям «антиотмывочного» законодательства, поскольку приобретение ювелирных украшений (часов) не может рассматриваться (за редким исключением) как эффективное вложение, сохранение и зарабатывание денег (резкая потеря в цене сразу после покупки). И если контроль за ломбардами и пунктами скупки можно объяснить созданием препятствия для сбыта полученных преступным путем ценностей, то в случае приобретения ювелирных украшений в магазинах речь идет о создании искусственного барьера для добросовестных покупателей и предпринимателей. Тема «финансирования терроризма» в данном случае является и вовсе надуманной (так, автор этих строк за последние 15 лет только один раз слышал о случае расплаты с «профессиональными террористами» бриллиантами). Также стоит обратить особое внимание на то, что в изначальной редакции «антиотмывочного» закона в списке «сомнительных операций» фигурировала сумма, превышающая 600000 руб. (более 20000$ по курсу тех лет), потом появилась практика идентификации покупателей валюты на сумму в 15000 руб. (примерно 500$) и более (что можно считать «точкой слома» логики закона), после чего – «понеслось» и дошло до откровенного абсурда!
  2.  Законопроект грубо нарушает ст.15 п.1-2, ст.23 п.1, ст.24 п.1, ст.55, ст.56 п.3 Конституции, при этом сам факт ратификации Россией «антиотмывочной» Конвенции (принятой, к слову, под давлением весьма сомнительной с точки зрения международного права бюрократической организацией «клубного типа» ФАТФ на фоне великодержавной риторики о «суверенитете и самостоятельности России») с целью «облегчения жизни» за пределами России представителям «узкого круга» и привлечения инвестиций с «рисковыми» инвесторами, можно и нужно расценивать как прямое нарушение ст.125 п.6 и ст.49 Конституции (поскольку принятый вследствие ратификации «антиотмывочный» закон ввел презумпцию виновности всего населения России (при которой совершающие перечисленные в законе операции граждане рассматриваются как потенциальные и неразоблаченные преступники и спонсоры полумифического «международного терроризма») и лишил граждан ранее имевшихся у них прав и свобод, что прямо запрещено ст.55 п.2 Конституции и не может быть оправдано ссылкой на п.3 данной статьи.
  3.  Законопроект прямо нарушает действующий ГК, не предусматривая при этом внесения в него соответствующих изменений.
  4.  Законопроект прямо нарушает ФЗ «О защите прав потребителей», который не выделяет покупателей ювелирных изделий (часов) в отдельную «опасную» категорию (ювелирные изделия вообще не подлежат и не могут подлежать государственной регистрации наряду с недвижимостью и транспортными средствами!). При этом соответствующие поправки в ФЗ «О защите прав потребителей» не предлагаются.
  5.  Законопроект прямо нарушает ФЗ «О персональных данных», согласно которому сбором персональных данных могут заниматься уполномоченные на то операторы (несомненно, что данные о покупках относятся к частной жизни граждан, находящейся под защитой Конституции), к каковым не относятся все ювелиры и ювелирные магазины России. Особо стоит отметить крайне высокий риск попадания данных о покупателях ювелирных изделий (в случае принятия закона) к представителям преступных групп, промышляющих разбойными нападениями на граждан, их дома и квартиры (продавцы ювелирных магазинов будут выступать «наводчиками» в преступной цепочке, как в случае с пунктами обмена валюты).

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Украшения от дизайнерских марок и ювелиров на Ringmart