Нежно о твердом: на что способно боросиликатное стекло?

В середине 1980-х несколько американских энтузиастов, освоивших технику работы с так называемым «твердым» стеклом, заразили своим искусством целый континент. Изготовлением фантазийных курительных трубок и других декоративных предметов занялись сначала десятки человек, затем — тысячи, и в конце концов — сотни тысяч. Это породило в США уникальный культурный феномен любительского искусства, и одновременно — основательный бизнес по продаже материалов и оборудования.

В нашей стране техникой работы с твердым стеклом пока что владеют единицы, она практически не известна ни специалистам, ни публике. Мастера отечественного лэмпворка, как правило, работают с «мягким» стеклом (об отличиях твердого и мягкого стекла читайте внизу в нашей справке). Однако встреченные нами на зимнем Concept Market основатели марки 78 Glass из Петербурга, около трех лет назад освоившие «твердые» техники, верят, что «американская эпидемия» рано или поздно доберется и до России. 

Мы попросили дизайнеров 78 Glass рассказать о возможностях твердого стекла и своем опыте.

Изделия из твердого стекла 78 Jewelry

Фото: 78 Glass

О твердом стекле

Мы работаем с боросиликатным стеклом, которое относится к твердым видам стекла. Боросиликатное стекло отличается повышенной химической стойкостью и значительно меньшим коэффициентом линейного теплового расширения (COE) по сравнению с мягким. Благодаря низкому COE твердое стекло не трескается при резких изменениях температуры. Кроме того, оно очень тугоплавкое. Это свойство дает мастерам возможность выполнять высоко контролируемую работу и добиваться крайне точных и мелкодетализированных узоров стекла в стекле.

Также боросиликатное стекло имеет прекрасные оптические свойства. Именно из него будут сделаны зеркала гигантского Магелланова телескопа, чья разрешающая способность в 10 раз превысит возможности телескопа Хаббла.

«Родители»

Техника работы с твердым стеклом впервые возникла в США в середине 1980-х. Там ее принято называть «contemporary lampwork» или «flamework». В отличие от более привычного нам лэмпворка, это работа исключительно с боросиликатным стеклом, на более мощных горелках и в очень широком спектре техник.

Лучше всего историю возникновения этого движения в США описывает документальный фильм Degenerative Art, который был снят 10 лет назад. Фильм показывает, как пару десятков лет назад этот вид искусства только зарождался. Пара энтузиастов придумали изготавливать очень эффектные стеклянные курительные трубки, продавая их на маркетах и фестивалях.

Благодаря изначальной «несерьезности» этого занятия (коммерческая составляющая была минимальной, люди занимались этим ради драйва, устраивали между собой соревнования и перенимали друг у друга новые приемы), число любителей росло как на дрожжах. В итоге к сегодняшнему дню это увлечение охватывает, наверное, 300-400 тысяч человек. К тому же оно выросло в серьезный бизнес, который обслуживает всех любителей. Мы, например, заказываем в США и специальные горелки, и само стекло — здесь всего этого не найти.

Фильм Degenerate Art:

О творчестве

Мы с ребятами были самыми обычными офисными сотрудниками. Постепенно стало казаться, что жизнь слишком однообразна, и что-то во всем этом не то, неясно зачем мы всем этим занимаемся. Мы много сидели в интернете, смотрели, что в жизни есть еще. И в какой-то момент на глаза попался американский инстаграм с картинками, на которых были вот эти необычные вещи из стекла. И мы загорелись!

Увидев такие невероятные работы из стекла, моментально захотелось стать частью этого искусства. В России на тот момент не было людей, способных обучить флеймворку. Всему учились сами. Некоторую информацию удалось почерпнуть из учебников по лабораторному стеклу, часть находили по крупицам на тематических форумах и сайтах. Но в основном ко всему пришли методом проб и многочисленных ошибок. Успешный результат подстегивает и вдохновляет.

Работы из боросиликатного стекла американских художников (фото: инстаграм аккаунт @banjoglass):

Работы из твердого стекла американских художников (@banjoglass)

Работы из твердого стекла американских художников (@banjoglass) Работы из твердого стекла американских художников (@banjoglass)

Работы из твердого стекла американских художников (@banjoglass)

О возможностях твердого стекла

Люди зачастую не осознают, что наши работы выполнены полностью вручную и полностью из стекла. Когда не искушенный в этой теме человек видит наши изделия, мы часто слышим вопросы вроде «чем вы это выпиливаете и что засыпаете внутрь»? или «так а внутри-то что? что за объект/растение»?

Мы выпускаем две большие группы изделий. В одной — «функциональные» вещи (functional glass), такие как курительные трубки, сосуды, бокалы, пепельницы, аромалампы и подобное, все что угодно. И отдельно занимаемся созданием украшений. Обе линейки разнесены у нас по разным инстаграм-аккаунтам, один для функциональных, второй для украшений.

Все украшения у нас пока получаются штучные, или в виде комплекта. Изначально мы не ювелиры и не дизайнеры, поэтому не мыслили в терминах коллекций. Нас скорее все это время захватывал сам процесс — был постоянный выброс адреналина, вау, я могу еще и вот так! Но сейчас, наверное, наступает время, когда мы немного задумываемся, в какую сторону развиваться.

Примеры «функциональных вещей»

Работы и фотографии — 78 Glass.

О необычных оттенках и приемах

Любое цветное стекло получают, добавляя в прозрачное стекло различные оксиды металлов. Например, кобальт дает синий оттенок, медь — красный, уран позволяет делать стекло светящимся ярко-зеленым цветом в ультрафиолете. А серебро в разных концентрациях дает просто колоссальный спектр оттенков. Содержание серебра в стекле делает его цвет неоднородным и совершенно непредсказуемым. Такой эффект называют «striking color».

«Фуминг» (fuming) — это нанесение на стекло тончайшей пленки серебра или золота. В пламени горелки эти металлы быстро нагреваются и начинают испаряться, покрывая стекло плёнкой, которую мы потом по-особому обрабатываем в огне. Колдуем немного, и получается совершенно невероятный, но полностью контролируемый результат. Таким образом получить можно любой цвет, даже тот, который сложно вообразить.

Примеры украшений в разных техниках

Работы и фотографии — 78 Glass.

Подвеска ручной работы из боросиликатного прозрачного стекла и серебра в технике fumecomb (fuming + honeycomb). В работе используется только черное цветное стекло для придания рисунку большего контраста, а сами же цветные узоры создаются при помощи напыления серебра в пламени горелки и последующей его термической обработке. 

Подвеска ручной работы из боросиликатного прозрачного стекла и серебра в технике fumecomb

Подвеска из боросиликатного стекла с очень детальным эффектом implosion — «взрыв» рисунка из цветных точек внутри прозрачного стекла:

Подвеска из боросиликатного стекла эффектом implosion, автор: 78

Подвеска из боросиликатного стекла с напылением серебра и золота и одновременно в технике implosion. Дополнительный контраст рисунку придает темный задник:

Подвеска из боросиликатного стекла в технике implosion («взрыв») в виде цветка:

Подвеска из боросиликатного стекла в технике implosion в виде цветка, 78 Jewelry

Украшения из боросиликатного стекла с «марблами» в технике implosion:

Украшения из боросиликатного стекла с "марблами" в технике implosion, 78 Jewelry Украшения из боросиликатного стекла с "марблами" в технике implosion, 78 Jewelry

Украшения из боросиликатного стекла с "марблами" в технике implosion, 78 Jewelry

О самом сложном в работе

Сложно бывает поддерживать энтузиазм после череды неудач: иногда после нескольких дней работы изделие, в которое было вложено столько любви, трескается в последний момент, либо даже банально падает на пол за минуту до готовности. Хотя в целом сами изделия бывает не так-то просто разбить — они довольно прочные.

Хоть наша работа и вызывает всегда большой интерес, наши вещи востребованы, тем не менее на выпуск каждого мы тратим немало времени. Автоматизировать работу невозможно. При этом все материалы и инструменты, как мы уже говорили, приходится закупать за рубежом, и они довольно дороги. А мы к тому же каждый месяц платим за аренду мастерской и коммунальные услуги.

Изначально и до сих пор наша мастерская — это не коммерческий проект, а отдушина и место самовыражения. Место, где мы стараемся «нести в мир» самое важное — красоту и созидание. Во что получится вырасти — увидим.

Cправка от ЮВЕЛИРУМ: отличия мягкого и твердого стекла

Для техник лэмпворка могут использоваться два типа стекла — так называемое «мягкое» (soft glass) и «твердое» (hard glass). Применение того или иного вида требует своего оборудования и уровня квалификации мастера, и имеет свои возможности и ограничения.

К «мягким» чаще всего относят натриево-известковое (soda-lime) либо свинцовое (lead) стекло. Это знаменитые итальянские стекла (в том числе Муранские), чешские, немецкое Lauscha, японское Satake и Kinari, и другие. Техника работы с мягким стеклом оттачивалась столетиями, и мастера работают по всему миру.

Свинцовое стекло в свое время широко использовалось в США в производстве неоновых рекламных конструкций и вывесок, и кроме того было популярно среди американских стеклодувов. Причиной снижения интереса к мягкому стеклу среди американских лэмпворкеров стали, с одной стороны, осознаваемые риски для здоровья и природы, а с другой — возросший интерес к твердым видам стекла, особенно после того, как стали доступны более разнообразные цвета, совместимые с чистым боросиликатом.

К «твердым» видам стекла обычно относят боросиликатное (одна из известных торговых марок — Pyrex), либо реже — кварцевое. Это по сути обычное силикатное стекло (SiO2), но — обладающее более подвижной молекулярной структурой из-за химического элемента бора, который входит в его состав в качестве оксида. Всего несколько десятилетий назад боросиликатное стекло еще не использовалось в лэмпворке и считалось «лабораторным».

Мягкое стекло расплавляется при более низких температурах пламени горелки. Для твердого стекла требуется намного больше тепла, и соответственно, более мощные горелки, а сама работа с твердым стеклом в среднем обходится дороже.

Мягкое стекло, в отличие от твердого, хуже переносит резкую смену температур. Оно значительно сильнее расширяется и сокращается при нагревании и охлаждении, чем твердое (коэффициент расширения — СОЕ — мягкого стекла колеблется от 90 до 104 в зависимости от вида). Поэтому для работы с мягким стеклом необходимо поддерживать ровную температуру — особенно если заготовка содержит участки разной толщины, иначе оно может треснуть. Твердое стекло сокращается не так сильно (COE — 33), поэтому оно более «терпеливо». Из твердого стекла можно выполнить интересные и сложные скульптурные изделия.

Первое время работы лэмпворкерам, имеющим дело с мягким или твердым стеклом, были доступны принципиально отличные цветовые палитры. Однако с ростом спроса «мягкостекольных» мастеров на серебристые полосы, и одновременно — с разработкой ярких «как у фломастеров» цветов для боросиликатного стекла, различия в цветовых палитрах стали не такими явными.

(Источники: форумы мастеров по стеклу США и https://en.wikipedia.org/wiki/Lampworking).

Все публикации в рубрике «Стили и техники» | Все статьи в рубрике «Личный опыт» | Техники и стили в каталоге ЮВЕЛИРУМА

О художественном стекле на ЮВЕЛИРУМЕ:

Не только бусины: Анастасия Прибельская о тонкостях ювелирного стеклоделия | «От кутюр» в стекле: Юлия Дюбенко о новых уровнях развития лэмпворка

Поделитесь статьей с друзьями

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Мы разместим ваш комментарий сразу, как только он пройдет анти-спам проверку. Это может занять некоторое время - просим терпения). Введите ваш e-mail (его увидим только мы), чтобы получать оповещения о поступивших ответах на ваш комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.