Ремонтируется все. Интервью с основателем ювелирных мастерских

Ювелиру Андрею Шевченко нет еще и 25 лет, но он уже успешно развивает собственную сеть мастерских и участвует как приглашенный преподаватель на ювелирных курсах в Британской высшей школе дизайна. Его фирма «Русская ювелирная мастерская» (русскаяювелирнаямастерская.рф) получает эксклюзивные заказы на изготовление корон для конкурсов «Российская красавица» и «Национальная корона России», а сами мастерские берутся работать «в очень сжатые сроки и тогда, когда другие мастера отказались».

Поскольку тема ремонта и изготовления украшений на заказ вызывает много вопросов при заметном недостатке объективной информации, мы решили расспросить Андрея о том, что желательно знать каждому владельцу ювелирных украшений. Главный редактор портала Ольга Кулейкина узнала, как становятся ювелирами, и с какими трудностями сталкиваются при управлении мастерской.

Андрей Шевченко, Русские ювелирные мастерские

При словах «ювелирная мастерская» в моем воображении возникает невыразительная вывеска со словом «ремонт» над какой-нибудь дверью. Заходить туда я почему-то всегда опасаюсь. Как вы считаете, почему в этой сферу так медленно проникают современные бизнес практики, связанные с открытостью, узнаваемостью и предсказуемым набором услуг и цен?

Исторически ювелирная сфера в нашей стране всегда была очень закрытая. Существовали строгий отбор, лицензирование, и к официальной работе с драгметаллами допускался лишь ограниченный круг людей. Кто не попадал в «избранные», но хотел делать украшения, вынуждены были осторожно работать у себя дома. 1990-е годы эта привычка «сидеть в уголке» сохранилась, потому что теперь приходилось бояться не только государства, но и бандитов – ведь работали с золотом.

До какой-то степени эта привычка прятаться дошла и до наших дней. Ведь на рынке работает много специалистов старой закалки, у которых есть сформировавшийся круг клиентов, и им кажется что производимое их «точкой» впечатление не так важно.

Однако сейчас уже появляются ювелирные мастерские нового, более открытого типа. Их основатели смотрят на свой бизнес как на услугу, которую нужно все-таки более-менее красиво подать. Например, наша первая ювелирная мастерская, которую мы открывали со старшим братом в Филях, была уже со стеклянными витринами. Это было новинкой — клиенты могли через стекло смотреть, как работает мастер. И к нам периодически заходили коллеги-ювелиры (которых конечно сразу видно), изучали тарифы, организацию, делали какие-то выводы.

А как вы пришли к идее открыть ювелирные мастерские? Кем вы работали до того?

Вообще я в ювелирном деле с 13 лет. Начинал с работы в мастерской брата, он меня всему и научил. В какой-то момент я понял, что умею делать по профессии практически все, и знаю как организовать работу. В 2009 году решил открыть свою первую мастерскую. Позднее – еще несколько. Сейчас у меня 4 мастерские – 2 на юго-востоке, и 2 на западе Москвы.

Кто, по вашим впечатлениям, обычно открывает ювелирные мастерские? Профессиональные ювелиры или разного рода предприниматели?

Из-за специфики ювелирного бизнеса (госконтроль и сложные профессиональные требования, в которых мало кто разбирается), здесь мало людей со стороны. Обычные предприниматели максимум что открывают — это «мультисервисы» по ремонту замков, часов и чего угодно, но редко кто решается вкладывать средства в специализированную ювелирную мастерскую. Поэтому эта история больше для «своих», тех, у кого «ювелирная семья» и уже есть опыт управления мастерскими.

Не часто приходят в бизнес и ювелиры с предприятий — им трудно переориентироваться. На заводе они выполняли какую-то одну функцию, а здесь нужно получать лицензию и заниматься множеством видов работ. Не много приходит и молодежи – у выпускников колледжей все-таки мало опыта, и они скорее сначала придут в мастерскую сотрудниками и изучат все изнутри. А спустя 4-5 лет как раз будут готовы открыть свое дело, что как раз сейчас и происходит.

IMG_0790В ваших мастерских два направления работы: ремонт украшений и изготовление новых на заказ. Какое из них пользуется большей популярностью?

По выручке конечно больше приносят заказы на изготовление. Ну а по количеству клиентов и заказов – все-таки ремонт, это – основной поток посетителей.

Всегда было интересно, с какой целью люди заказывают украшения? Не дает покоя «лишний» металл или камень, внезапно посещает творческое вдохновение, или просто хочется иметь что-то не как у других?

В советское время любое ювелирное украшение (как правило, что-то золотое) было дефицитом. К любому изделию относились как к большой ценности и носили что есть. Но сегодня люди заметно устали от однообразной «штамповки», и все чаще хотят что-то свое и особенное.

Приходят и со своим материалом. Например, обычное дело — вставные зубы из золота (кстати, оно повышенной пробы, 800-850, чтобы не окислялось во рту). Приносят камни, которые получили в подарок или откуда-то привезли. Но главное то, что многие приходят и со своими идеями, которые долго вынашивают, сочиняют, рисуют как умеют эскизы. Например, недавно девушка просила изготовить молодому человеку украшение с жуком-скарабеем, который для них с чем-то связан, возможно после поездки в Египет.

Иногда подсматривают где-то в заграничных магазинах или в интернете интересные дизайны, приносят картинки с просьбой сделать в таком же стиле. Те, кто не умеет изобразить, что бы хотелось, просят мастера. Мастер выясняет, для кого украшения, что за человек и что любит, помогает подобрать в том числе и камень. Рисует эскиз и показывает клиенту. Если клиент из другого города – то высылает по имейлу.

На вашем сайте указан основательный перечень видов ремонтных работ. Какие виды самые востребованные – с чем приходят чаще?

Конечно, цепочки! Они становятся все тоньше, и рвутся все чаще. В том числе модные сейчас пустотелые (со звеньями-трубочками). За ними следуют заказы на растяжение или уменьшение колец. Родирование изделий тоже в лидерах – слой родия со временем стирается и его нужно обновлять. Ну и, конечно, из изделий выпадают камни, и их приносят вставлять.

По вашим ощущениям, насколько люди в целом вообще осведомлены о том, что можно отремонтировать в украшении, а что нельзя?

Действительно, люди в этом отношении осведомлены не очень. Чаще всего они приходят и расспрашивают, что можно сделать, а что нельзя. Дело в том, что ни ювелирным магазинам, ни тем же ломбардам не выгодно, чтобы люди что-то чинили – всем удобнее чтобы покупали новое. Поэтому людям как правило негде узнавать о свойствах изделий и что с этим можно сделать. Информации действительно не хватает, и кто должен ее предоставлять – большой вопрос.

В целом отремонтировать можно практически все, вопрос больше в цене и том, стоит ли овчинка выделки. Ну и еще зависит от квалификации мастера. В одной мастерской могут сказать, что ничего сделать невозможно, а в другой мастер возьмется. Даже пустотелые цепочки вполне себе чинятся, хотя в магазинах и интернете обычно предупреждают, что они ремонту не подлежат.

Пользуясь случаем, задам несколько конкретных вопросов для наших читателей про ремонт украшений. Например, распространенной проблемой является стирание покрытия с изделий (родий, золото и тому подобное). Можно ли понять при покупке родированного кольца, сколько продержится покрытие?

Слой родия чаще всего применяется для придания эффекта «белого золота». Само изделие может быть изготовлено из «настоящего» белого золота – золотого сплава со специальными компонентами, придающими белый оттенок. Но из такого сплава чаще делают украшения известные западные фирмы, а у наших фирм сплавы похуже, более желтые. Поэтому изделия покрывают белым родием.

Какой бы ни был этот слой родия или другого драгоценного покрытия, он все равно очень тонкий, и измеряется микронами. Рано или поздно он сотрется. Каких-то четких правил по покупке не сформулируешь. Просто надо иметь в виду, что этот слой можно восстановить, украшение заново покроют родием в мастерской. Правда, это сделают не во всех мастерских. Где-то клиента могут уверять, что это невозможно – а на самом деле там, например, просто нет дорогой гальванической установки, которая требуется для этого процесса.

Вопрос на тему увеличения-уменьшения колец. Все-таки изменить размер можно у любого изделия, либо есть условия? Когда у меня был интернет-магазин украшений, клиенты отказывались покупать редкие кольца чуть больше или меньше чем надо, в уверенности что «с таким декором точно нельзя растянуть».

Нельзя увеличить только кольцо, если оно покрыто по кругу целиковым камнем. Очень плохо увеличиваются также кольца из модной сейчас керамики. Но кроме этих случаев, обычно изменить размер можно у любого кольца.

Если кольцо сложной фактуры, то требуется повышенная квалификация мастера. Чтобы нарастить размер у кольца, ему придется по сути воспроизвести ювелирную технику, которая применялась на конкретном участке украшения другим ювелиром. Либо вырезать «лишний» участок с камнем, если кольцо покрыто камнями. Иногда подобные операции будут стоить дорого, и надо уже смотреть, стоит ли того переделка украшения.

Некоторые «неювелирные» изделия стоят дороже, чем «ювелирные». Например, украшения из категории люксовой бижутерии. Можно ли ремонтировать бижутерию из недрагоценных сплавов?

Действительно, встречается довольно качественная бижутерия. У недрагоценных цепей и серег, как у любых украшений, можно что-то починить – замочек, выпавший камень, почистить. Однако более сложные операции, требующие расплавления (например, изменение размера кольца) уже под вопросом, так как заранее непонятен состав сплава, из которого они изготовлены, и как он себя поведет при нагреве. Каждое украшение не будешь отправлять на химический анализ, это дорого. Хотя, если сильно нужно, то можно что-то сделать и с бижутерией. Например, мы успешно уменьшали размер кольца, в котором снималась одна актриса из сериала, но это скорее нетривиальная задача и делается путем ручного подбора нужной тактики.

Какие еще советы можно дать людям на тему, как выбирать украшения чтобы они реже нуждались в ремонте?

Надо быть осторожными с украшениями, где много камней. На заводах мастеру ставится цель закрепить определенное их количество. И именно эта операция оплачивается, в то время как прочность закрепки может уже не так контролироваться, и камни выпадают. Лапки закрепок иногда плохо полируются, и в этом случае украшение будет цепляться за одежду и лапки – отгибаться, из-за чего также выпадают камни. Кроме того, лучше избегать очень тонких штампованных украшений, которые имеют «ажурный» эффект – они обычно быстро изгибаются, после чего годны только на переплавку. Ну и конечно следует соблюдать общие правила. Сначала одеться, потом надеть украшения, а не наоборот. Конечно, не мыть в кольцах посуду. И – снимать на ночь.

А чем все-таки лучше чистить? Почему-то интернет буквально забит разными советами, часто противоречивыми.

Самый простой вариант – это посудомоющее средство вроде Fairy. Просто опустить украшение в раствор воды и этого средства на некоторое время, а затем почистить мягкой (это важно – именно с мягкой щетиной!) зубной щеткой. Ни в коем случае нельзя использовать ничего абразивного – никаких порошков и жестких щеток. Кроме риска поцарапать украшение, порошок еще имеет свойство забиваться в поры и трещины, откуда его не вымыть, и он там затвердевает.

По своему опыту знаю, какую испытываешь досаду, когда теряется одна из двух любимых сережек. У меня таких «потеряшек» уже целая коллекция. Приходят ли к вам клиенты с такими проблемами?

Конечно приходят с такой проблемой. Из второй сережки мы предлагаем сделать подвеску, если уместно, иногда элемент для колечка. Либо просто делаем копию украшения – вторую такую же сережку. Но здесь открою небольшой секрет. Когда делается слепок той серьги, что принес клиент, то копия получается пусть едва заметного, но меньшего размера, чем оригинал. Это особенность технологии, происходит усадка. И чтобы разница не стала заметной, ювелиры чаще всего просто делают сразу две новые серьги взамен старой, их и отдают клиенту, а старую уже не показывают.

Отдельной проблемой (точнее, фактом жизни) сегодня является впечатляющее количество имитаций брендовых ювелирных изделий, тех же Картье или Тиффани. В интернете можно увидеть множество объявлений о продаже таких недорогих копий, которые «никто не отличит». Как вы относитесь к этому явлению, и приходят ли к вам с такими запросами?

Это реальность нашей жизни: людям может что-то очень нравиться по дизайну, но финансово это недоступно. И они просят сделать что-то похожее на заказ. Даже если клиент приносит картинку из интернета со стертыми в фотошопе «опознавательными признаками» бренда, опытный мастер скорее всего определит, из чьей коллекции это украшение. Но тем не менее, человеку не запретишь заказывать то украшение, какое ему нравится. Что он с ним будет делать потом, будет ли кого-то обманывать – это уже его личное дело.

Увидела также на вашем сайте интересную опцию по «тюнингу» украшений. Звучит как услуга автосервиса). Это ваш изобретенный термин, либо такая услуга является «стандартной»?

Да, это наш термин – мы сами определили так название услуги, потому что действительно это напоминает автомобильный тюнинг, улучшение вида. Бывает, женщина много лет носит простое обручальное простое кольцо, и вот ей захотелось добавить на него камушков, чуть обновить. Или – совместить колье и серьги, добавить элементы с одного на другое. Или же есть дома красивый центральный камень, и нужна подвеска – оформление. Можно просто привести уже не новое украшение в «товарный вид» — почистить, удалить царапины. А можно улучшить вид нового, которому «чего-то не хватает», например, добавить чернение, родировать, вставить камни. Это тоже своего рода творчество, как и украшения на заказ.

IMG_0700Андрей, спасибо за полезные советы по украшениям! Давайте теперь вернемся к теме вашего бизнеса. Вы упоминали, что работаете ювелиром с 13 лет. Мы на нашем портале много пишем о том, как становятся ювелирами. А вы какую ювелирную школу оканчивали?

У меня нет никакого специального ювелирного образования. Я окончил хорошую гимназию, и параллельно с учебой с 13 лет работал фактически подмастерьем в мастерской брата. Именно оттуда весь мой опыт, фактически это была семейная артель, только не классическая от отца к сыну, а от старшего брата младшему.

Позже у меня была мысль пойти поучиться. Я ходил узнавать условия в колледж Фаберже, который по сути не имеет особых альтернатив. Постоял в толпе учащихся, послушал, как и о чем они говорят.. К сожалению, тот факт, что в колледжах принято смешивать все возможные специальности – там и ювелиры, и швеи, и другие – все это снижает общий уровень до близкого к классическому ПТУ. Поступать в итоге расхотелось. Позже я нанимал уже в свои мастерские выпускников этого колледжа –  не смог понять, чему бы меня там сумели научить сверх того, что я освоил сам.

Очень непривычно слышать, что можно работать по такой сложной профессии, не получив образования. А как же ювелиры, которые работают на крупных предприятиях?

Вы удивитесь, но процентов восемьдесят мастеров-ювелиров не обучались ни в каких специализированных заведениях. В этой отрасли такое – норма. С давних времен мастерству обучались именно в семейных артелях, ювелиром мог стать только самый способный из сыновей. И сейчас эта практика вполне жива, хотя конечно не обязательно обучают именно родственников. Люди приходят к этой профессии самые разные и разными путями. Например, долго работают подмастерьем-помощником, затем начинают делать что-то сами. И при найме на те же заводы далеко не всегда руководство интересуется профильным образованием. Чаще просто просят сесть и показать, что умеешь. Если ты окончил колледж, вовсе не значит что ты уже ювелир. У ювелира должны быть опыт и навыки.

Кто как правило работает в ваших мастерских, и где вы сами ищете специалистов? Получается, что выпускники профильных колледжей не всегда спасают в этой ситуации?

Поиск правильных специалистов для работы в мастерской – это самая большая проблема из всех. Готовых классных мастеров на рынке очень мало. Большинство не имеет нужной квалификации, не хочет учиться, или не может стабильно работать и выдерживать требования.

Вообще самое надежное – растить своих специалистов. Обычно к нам приходят чьи-то знакомые, кто про нас услышал. Приходят даже офисные работники, которым нужна отдушина – некоторые из них тоже успешно осваивают ювелирное дело и подрабатывают этим. А в колледжи, к сожалению, часто идут случайные люди без явной мотивации. У нас был опыт принятия на работу трех таких выпускников. В течение 2-3 месяцев со всеми пришлось расстаться – они так и не научились работать как надо.

А какие требования вы предъявляете к кандидатам? Каким, на ваш взгляд, должен быть ювелир, и как вы оцениваете, кого принимать а кого нет?

Если коротко, то это желание хорошо работать, желание учиться, ответственность и вежливость – так как работа с людьми. Мне трудно требовать, чтобы сотрудник в обязательном порядке был приветливым и улыбчивым (хотя в идеале хотелось бы видеть именно такого мастера). Люди по характеру очень разные. Но здесь помогает то, что клиенты-заказчики и не ожидают особой общительности от ювелира – как и в случае с походом к врачу, им важнее чтобы «вылечили как следует». К сожалению, заранее при первой встрече нельзя оценить все качества. Проверяем, как человек справляется с заданием, и дальше берем и наблюдаем.

В ваших мастерских введена необычная система нормировки по времени исполнения работ. Клиент заранее видит в прайс-листе, сколько времени займет его услуга. Кроме того, вы сделали мастеров «видимыми» — они работают прямо при клиенте, за стеклом. Как реагируют клиенты на открытость мастеров? Наблюдают ли за работой? Что вообще дает такой подход?

Мы эту систему нормирования времени придумали сами. Она удобна и для клиентов, и для самих мастеров – дает ориентир и не дает расслабиться. Если мастер стабильно не справляется с нормами, то это влияет на его зарплату, и в конечном итоге можем с ним расстаться. Ведь время сейчас крайне важно для людей, ритм жизни очень ускорился. Ежедневно в мастерские звонит несколько человек, которые специально уточняют – сделают работу при мне или нет, и сколько это займет? Для них время это главный критерий – придут в нашу мастерскую, или в какую-то другую. Бывает, что люди заходят будучи в Москве проездом – им надо решить проблему очень оперативно. Ну а что касается стеклянных витрин – конечно заказчики с интересом наблюдают за работой мастера, это интересно и непривычно. А для мастера важно наличие стандартов качества как таковых – он знает что за его работой наблюдают, это мотивирует быть вежливым и точным.

Были ли за время вашей практики какие-то необычные заказы или случаи, которые запомнились?

У нас такая специфика работы, что каждый случай особый и часто очень личный. Особенно когда дело касается изготовления на заказ. Мастер для своей работы выясняет, кому предназначено украшение, что любит человек, и заодно слышит разнообразные рассказы – при каких обстоятельствах возникла идея по эскизу, добыт камень, что за повод к подарку.. Но естественно, эти истории – наша с клиентами тайна.

Насколько глубоко вы лично участвуете в ежедневной работе мастеров? Беретесь ли сами за какие-то заказы?

Мне нравится жить нормальной рабочей жизнью, среди коллег. Нет никакого желания отдаляться и «гнуть пальцы», изображая начальника. Я всегда могу приехать подменить мастера, взять на себя срочный заказ, ну а некоторые заказы (например, короны для конкурсов красоты) просто делаю лично.

Фото с личной страницы Андрея вконтакте:

Фото: vk.comjeweller_shevchenko

Какие у вас планы по поводу вашего бизнеса? Ожидается ли расширение количества мастерских в другие районы Москвы? В другие города?

Нам особенно важно продолжать качественно работать именно сейчас, когда время непростое и наши конкуренты уходят с рынка (а такие случаи действительно есть). Мы планируем открывать новые мастерские и в других районах Москвы, и главное – по всей России, поскольку видим себя именно как общероссийскую компанию. И сейчас продумываем схему работы, чтобы это можно было реализовать. В российских масштабах мы бы хотели сохранить нашу московскую организацию работы, когда мастер практически чувствует себя хозяином мастерской, сам решает основные вопросы и планирует свое развитие. Опыт показывает, что такой подход (в противовес варианту с нанятым директором) более устойчив.

Что бы вы посоветовали людям, которые ищут куда им отнести сломанное украшение или куда прийти с заказом на новое? По каким критериям или признакам можно определить, куда отдавать свое любимое колечко, а куда не стоит?

Трудно дать конкретные советы, потому что далеко не всегда по внешним признакам определишь квалификацию мастера в мастерской. Однако конечно есть общие правила: «слушать» сарафанное радио – что рекомендуют люди, смотреть документы – не просрочены ли, и смотреть на внешний вид мастера – как минимум чтобы от него не разило алкоголем. Еще один народный метод – сначала отнести украшение подешевле и посмотреть, насколько ответственно мастер отнесется к своей работе, и уже потом решать, приходить ли с дорогим заказом.

Вас пригласили в Британскую школу дизайна преподавать на курсах для будущих ювелиров. Как вам нравится в этой роли?

Я не так давно почувствовал в себе интерес к преподаванию, мне захотелось делиться опытом и знаниями. И это действительно приносит мне удовольствие.

И, наконец, такой вопрос: есть ли у вашего предприятия что-то вроде миссии, что-то, что вы хотели бы изменить глобально?

Да, конечно есть. Мы хотим задать планку стандартов по качеству работы, на которую можно будет ориентироваться. Есть вещи, которые нельзя допускать в своей работе, и есть уверенность в нашем потенциале как страны – мы можем оказывать качественный сервис и выращивать профессионалов.

Быть в теме: что надо знать о ювелирных украшениях | Как правильно покупать ювелирные украшения? | Ювелирные техники и стили | Ювелирные выставки и события

Поделитесь статьей с друзьями

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Мы разместим ваш комментарий сразу, как только он пройдет анти-спам проверку. Это может занять некоторое время - просим терпения). Введите ваш e-mail (его увидим только мы), чтобы получать оповещения о поступивших ответах на ваш комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.