Организатор MJDW Игорь Комов — о первом опыте проведения конкурса дизайна

На прошлой неделе завершился конкурс современного дизайна украшений MJDW (наш обзор работ победителей). Событие, уникальное сразу по двум причинам. Во-первых, конкурсы на тему современного дизайна украшений в России крайне редки. Из аналогов на ум приходит «Образ и форма» в Петербурге, и.. пожалуй все. А во-вторых — конкурс впервые организовала российская марка украшений — Alchemia Jewellery, основатели которой в том числе за свой счет финансировали призовой фонд.

Мы поговорили с сооснователем и руководителем Alchemia Jewellery, а также главным организатором конкурса MJDW Игорем Комовым о том, для чего он и его команда потратили столько сил на это событие, и насколько результат оправдал его ожидания.

Игорь Комов

Игорь Комов

Игорь, как пришла идея провести конкурс современного ювелирного дизайна? Какую цель себе поставили, какую задачу хотели решить с его помощью?

На ювелирную среду можно смотреть под разными углами: можно выделить дорогой премиальный сегмент, бижутерию, и поделить на категории всё, что между ними. Можно противопоставить массовую продукцию и то, что делается в единичном экземпляре.

А с помощью нашего конкурса мы хотели выделить из общего многообразия ювелирной продукции те работы, главное в которых — нетривиальная эстетика. Именно такие украшения мы называем дизайнерскими: когда ценность украшения состоит не в размере и редкости драгоценного камня (их может вообще не быть), не в громком имени бренда-производителя, и даже не в сложности технического воплощения, а в том, насколько выразительным изделие является.

Я сам являюсь апологетом именно такого подхода в ювелирном дизайне, и нам было важно сделать такое событие-манифест, которое закрепило бы в сознании максимального количества людей дизайнерскую ювелирку как отдельное направление в ювелирном мире. У этого направления ювелирного дизайна есть свои магазины (например, партнёр нашего конкурса Poison Drop), есть свои учебные заведения (например, Британская высшая школа дизайна, где я преподаю). И вот теперь есть своё событие.

Есть ли какие-то истоки у выбранного варианта названия — MJDW? И — как определяли список номинаций?

Конкурс, конечно же, является ядром, самым главным событием нашего проекта. При этом нам хотелось, чтобы все мероприятия проекта были плотно упакованы в некоторый ограниченный промежуток времени. Поэтому мы выбрали название и формат, схожий с известными неделями моды, и назвали проект «Московская неделя ювелирного дизайна».

Что касается номинаций, то мы обособили номинации графических работ, а главные номинации разделили на подкатегории: единичное изделие, комплект и серия, потому что подход к проектированию единичного изделия отличается от подхода к проектированию нескольких изделий в одной концепции. Также нам важно было показать, что в современном ювелирном дизайне есть место традициям, когда дизайнер переосмысливает творческое (или технологическое) наследие прошлого в современном ключе. Поэтому мы добавили такую номинацию как «традиции в дизайне украшений».

На какие «образцы» вы ориентировались при проработке идеи конкурса? Что взяли за основу, что придумали сами? Например, открытый формат конкурса, когда выкладываются в общественный доступ все работы – это было сделано намеренно?

Мы провели анализ многих зарубежных (и малочисленных российских) конкурсов и выбрали достаточно классический формат, который поддерживал бы мотивацию участников: работы каждого  участника публикуются на сайте и анонсируются в соцсетях. Мы посчитали, что для конкурса, который проводится впервые и ещё не завоевал доверие потенциальных участиков, это хорошая схема.

В плане тайминга было несколько «вводных». Во-первых, срок приёма работ должен позволить участникам успевать сделать что-то с нуля. Во-вторых, мы должны захватить начало учебного года в ВУЗах и колледжах (многие наши участники — студенты, которые в сентябре-октябре ещё не нагружены экзаменами). И в-третьих, само событие должно проходить в самую активную пору года: в декабре.

Вы привлекали какие-то внешние ресурсы для подготовки к конкурсу, либо целиком справились своими силами?

Да, когда идея конкурса только появилась у нас, мы заказали разработку концепции будущего события у консультантов. Через месяц их работы ко мне на стол легла толстая папка бумаг с очень подробным анализом событий-прототипов, вариантов продвижения, списком персоналий-кандидатов в жюри — в общем, был разобран каждый аспект будущего мероприятия (и да, на бумаге всё это не казалось настолько трудоёмким, как потом получилось в реальности:)).

И сразу же нам понадобился сотрудник, который взял бы на себя большую часть операционной деятельности, в которую входит общение с участниками, ведение вебсайта, привлечение информационных партнёров и многое другое. И я очень благодарен моей хорошей подруге Алле Барулиной, которая согласилась стать координатором MJDW. Она прекрасно справилась с задачей.

Весь проект мы делали на собственные средства. Организационные взносы участников позволили частично окупить средства, необходимые для проведения самой выставки. Огромную поддержку нам оказала  Британская высшая школа дизайна, которая обеспечила нас оборудованием, договорилась с площадкой (за которую также отдельное спасибо Парку Горького), оказала информационную поддержку. Мои коллеги из БВШД жертвовали своим рабочим и свободным временем, чтобы MJDW стал знаковым событием, и в этом проявляется профессионализм и приверженность, которая свойственна всем сотрудникам Британской школы, за что я также очень благодарен им.

Каковы были ожидания от конкурса в самом начале? На какой охват, количество участников, уровень работ вы рассчитывали и считали бы успешным?

Мы значительно перевыполнили план-минимум (100 участников). При этом потенциальный охват конкурса, конечно же, в разы выше, чем фактический на сегодняшний день. Особенно за рубежом.

Отсматривая работы, мы получали ооочень много удовольствия! Мы хотели увидеть, как себя чувствует ювелирный дизайн в России и ближнем зарубежье — мы увидели, и нам это понравилось :)

Поделитесь впечатлениями от прошедшего периода – более полугода с весны, когда вышла новость. Какие были первые ощущения после анонсирования конкурса? Вызвала ли новость большой интерес и наплыв участников? Как развивались события потом?

Рост заинтересованности шёл по экспоненте. В первые дни с момента старта реакции аудитории почти не было. Но у нас было много энтузиазма:). Где-то к середине мы начали сомневаться, а нужен ли вообще наш проект. И в последние два дня приёма заявок было прислано более 100 работ.

Насколько трудной для организаторов и жюри оказалась задача отбора работ в шорт-лист и затем – в список победителей? Случались ли споры, или точка зрения всех членов жюри скорее совпадала?

Мы общались с каждым членом жюри по-отдельности, поэтому споров и драк не было:). В шорт-лист попали те участники, которые были отобраны сразу несколькими экспертами. Победителями стали те, кто получил большинство голосов. Могу сказать, что мнения иногда отличались очень сильно, а сам я не всегда был солидарен с жюри, но я директор конкурса и не могу как-то влиять на результаты голосования. Разве что немного на мнение моей супруги, которая входит в состав жюри от «Алхимии»:).

А все-таки есть работы, которые показались особенно интересными лично вам, как человеку и профессионалу, а не как организатору?)

Меня приятно удивили работы Екатерины Лонгиновой (примечение ЮВЕЛИРУМ: победила в номинации «Дизайн — серия работ», фото работ — в нашем репортаже), а болел я за работы Александра Михальянца (и тот и другой его комплект очень хорош).

Александр Михальянц, Большой охотничий гарнитур

Александр Михальянц, Большой охотничий гарнитур (работа вышла в финал конкурса в номинация «Материал — комплект»)

В целом, довольны ли вы результатами? Выполнена ли задача? Как оцениваете итоги конкурса в целом и его влияние на среду?

Самое большое удовлетворение я испытываю, читая посты победителей, где они рассказывают, что победа в конкурсе придала им уверенности, а приз позволил купить хорошее оборудование для следующих работ. Не секрет, что у нас были задачи рекламного характера: заявить об Алхимии как о хедлайнере современного дизайна, рассказать аудитории о курсе ювелирного дизайна в Британке и другие. Но самая суть конкурса — поощрение талантливых авторов — нам, безусловно, удалось.

Какие выводы для себя на будущее сделали по организации подобного масштабного события?

Что мы это можем!

Какие планы у конкурса? Будет ли продолжение?

Наиболее реалистичный план — сделать биеннале.

Все статьи в рубрике «Современное искусство» | Все статьи в рубрике «Личный опыт»

Поделитесь статьей с друзьями

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Мы разместим ваш комментарий сразу, как только он пройдет анти-спам проверку. Это может занять некоторое время - просим терпения). Введите ваш e-mail (его увидим только мы), чтобы получать оповещения о поступивших ответах на ваш комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.