Ксения Вохменцева о выставках: «SIERAAD больше коммерческая, JOYA — арт»
Продолжаем с большим удовольствием делиться с вами опытом дизайнеров из России, которые прошли конкурсный отбор и представили свои работы на ведущей международной арт-выставке украшений SIERAAD-Amsterdam 2016. В нашей прошлой публикации свои впечатления о выставке описала художник Алиса Лециус. А сегодня на наши вопросы отвечает автор удивительных работ в технике объемного плетения Ксения Вохменцева (@vokhmentseva_ksenia).

Ксения Вохменцева с дизайнером Wong Wing Han на фоне своего стенда
Ксения, это ваш первый SIERAAD?
Да. Я подавала заявку два года назад, но тогда меня не взяли, объяснив «недостаточностью бэкграунда». На тот момент так и было. У меня не было значимых профессиональных событий в биографии, и ладно бы было образование в этом направлении – но и его тоже нет. У меня даже не было сайта). Думаю, все это вкупе произвело не очень серьезное впечатление на жюри.
Поэтому не устану говорить «спасибо» JOYA, и в частности, Пауло Рибейро за то, что несмотря на все это (кроме сайта – его я сделала), дали мне шанс попасть в мир высокого дизайна и серьезного искусства (читайте наше прошлогоднее интервью с Ксенией о ее участии в JOYA Barcelona).
Со второй попытки к «бэкграунду» вопросов уже не было?
У меня сложилось впечатление, что для жюри Sieraad именно этот пресловутый бэкграунд важен в первую очередь. Либо должно быть образование (наше не очень котируется), либо участие в выставках-галереях, либо и то, и другое. Что ты из себя представляешь непосредственно как художник, дело десятое.
Если сравнить с Joya – там все наоборот. Насколько я поняла, для Пауло (Joya) важно, чтобы выставляемые объекты соответствовали определению выставки — art contemporary jewelry. Согласитесь, это обязывает. Заявок на участие в обеих выставках было очень много. Разумеется, проходят не все желающие.
Какие впечатления оставила выставка в Амстердаме? Вам там понравилось?
В общем и целом – безусловно понравилось! Начать с города, в котором проходит выставка. Амстердам не зря ассоциируется со свободой и вседозволенностью – этот дух проникает в тебя, едва попадаешь в город. Свобода, открытость, широта взглядов, креативность, красота вокруг сразу настраивают на нужный лад.
Само место проведения — Gasholder — тоже потрясающее. Это бывшая газовая фабрика (не путать с газовой камерой!). Огромное, в форме плоского цилиндра, здание из старого красного кирпича и металла – классический индустриальный стиль, который я очень люблю. Фабрика расположена в Парке Westerpark – безумно уютный, очень естественный, без свойственных паркам южной Европы изысков, с зелеными лужайками, по которым скачут непуганые кролики. Парк растянулся, как водится в Амстердаме, вдоль канала с утками и цаплями… в общем, совершеннейшая идиллия! Мы жили на противоположном конце, и каждое утро шли на выставку через весь парк.
Внутри фабрики атмосфера тоже потрясающая. Высокий потолок с металлическими балками, старый кирпич стен, стильные вагончики с кофе и сэндвичами, яркие стенды, цветы!
В первый же подготовительный день встретились, уже лично, с организаторами, Астрид Беренс и Мартен Бодт. Удивительно приятные и искренние люди, и большие энтузиасты своего дела. Оба они занимались организацией выставок, когда в 2002 году решили основать международную площадку для современных украшений. На ней было всего 22 участника, и проходила она на теннисном корте в городке Enschede.
В 2005 году выставка переехала в Амстердам, и уже в 2008 обосновалась в здании Gasholder. Спустя 15 лет это выросло в большое событие и масштабнейшее мероприятие с 88 стендами дизайнеров со всего мира, привлекающее посетителей со всех континентов!

Организаторы выставки: Isabella Van Den Bos, Astrid Berens, Maarten Bodt

Автор колье-символа SIERAAD-2016 John Moore
Большой плюс (хотя он же минус, как у всякой медали) этой выставки в том, что она более коммерческая, чем Joya, и нацелена на продажи. Это здорово, потому что одними публикациями и выставками сыт не будешь – немалые затраты на выставку хочется окупить. Кроме того, каждому творцу необходимо ощущать востребованность своих творений. Даже Ван Гог впадал то в депрессию, то в бешенство, когда его брат в очередной раз отказывался выставить его работы на продажу.
Второй плюс – в отличии от Испании, абсолютно все говорят на английском. Поэтому если ты хоть немного его знаешь, проблем с общением нет.
Но вы говорили чуть выше, что у медали бывает две стороны.
Дабы создать более полные и реалистичные «картинки с выставки», упомяну и о некоторых разочарованиях. Но прошу учесть, что все это исключительно мои личные, субъективные и очень пристрастные впечатления. Возможно, для кого-то выставка оказалась кардинально другой!
Разочарование номер раз: в этом выпуске выставки было очень много «ювелирки» как таковой. Разумеется, для дизайнеров, которые работают с ювелирными украшениями («fine jewelry»), это было скорее плюсом.
От дизайнеров украшений в жанре art jewelry, которые участвуют не впервые, я не раз услышала мнение, что количество fine jewelry в этот раз зашкаливает, и поэтому аудитория немного другая, покупатель идет «не наш»… С чем это связано, не знаю, но могу предположить, что с участием в выставке принцессы Нидерландской Маргариты де Бурбон де Парме. Ее коллекция, очень утонченная и деликатная, несомненно является чистейшей воды fine jewelry, и выставку немного, так сказать, «заточили» под нее. Но это мои выводы, возможно я ошибаюсь, и причины совсем в другом.

Стенд принцессы Маргариты
Разочарование номер два: поток посетителей. Многие, и я в их числе, ожидали большего. И опять таки люди, которые участвовали в прошлых выпусках, говорят, что в этом году посетителей реально меньше, несмотря на тот факт, что этот выпуск юбилейный – Сиерааду 15 лет.
Кстати, в ревью, присланном на днях организаторами выставки, этот факт объяснился. Оказывается, на нескольких транспортных направлениях, ведущих в Амстердам, проходили ремонтные работы, потому какая-то часть публики просто не смогла попасть на выставку. Еще одной причиной, как ни странно, оказался Санта Клаус (Синтерклаас в голландской версии) — брат нашего Дедушки Мороза. Его прибытие в Амстердам совпало с выставкой, и конечно, семьи с детьми были вынуждены выбирать.
Разочарование номер три – совсем уж субъективное — неравномерность пиара для участников. Опять сравню с Joya. В каталоге Joya каждому участнику была выделена страница с крупным фото одной из работ, названием, информацией и «Artist statement» (концепцией работ). А в каталоге Sieraad вначале шли тематические статьи (например, «Focus on the orient» (фокус на Востоке) с рассказом о коллекциях участников из Китая, Кореи, Тайваня и Японии, или «Professionals new on the scene”, где речь шла о состоявшихся дизайнерах, впервые участвующих в этой выставке), и так далее.
Это все здорово. Но когда платишь за участие, ждешь, что будет не только два квадратных метра пространства, стенд и стол, но и какой-то пиар, и не только выставки, но и твоего бренда. Так вот, дальше в каталоге идут страницы с работами всех участников, по 4 дизайнера на страницу – это очень мало. При том, что участников на Sieraad больше, чем на Joya, каталог этой выставки тоньше в два раза.
Возможно, это обусловлено упомянутой разницей в концепциях обеих выставок. Одна — более выставка, чем ярмарка, вторая же — наоборот. В первом случае, во главу угла ставится дизайнер, во втором – покупатель.
Вернемся к тому, что запомнилось больше всего. Что показалось на выставке самым интересным?
Самое интересное – дизайнеры! Столько замечательных людей и интересных судеб! Было безумно приятно узнать, что наша страна все таки богата талантами – на выставке встречались русскоязычные участники со всего мира! Например, нашей соседкой по стенду была прекрасная Xenia Walschikow из Великобритании. Она с родителями уехала из России, когда ей было 4 года, но русский помнит и отлично говорит. В этом году закончила магистратуру в сфере Art jewelry, и для нее это была дебютная выставка. Ксения работает в уникальной технике (которую она запатентовала) с акриловой краской. Непосредственно из краски, плюс специальные добавки, и состоят ее яркие, как она сама, работы.
Недалеко от нас находился стенд Evgenia Elkind. На выставке нам не удалось пообщаться, и только потом я узнала, что она, оказывается, тоже из России! Училась в Италии, там же живет. Евгения представляла очень стильную и современную коллекцию из металла – я бы такое с удовольствием носила.
Познакомились с девочками из Латвии – бренд называется Verba, дизайнер Анна Фаныгина. У них была потрясающе красивая и сложная презентация. В день подготовки последними заканчивали мы, они и еще ребята –итальянцы…секьюрити нас еле выгнали).
Спасибо Вике – Vika Mayzel – за то, что подошла познакомиться. Оказалось, Вика тоже из России, хотя училась в Израиле, и представляет Израиль. Было очень интересно пообщаться! Ее концептуальные работы мне очень понравились, уверена, они достойны любой европейской галереи.
С Алисой Лециус, дизайнером из Питера, мы начали общаться после публикации прошлого интервью, и наконец-то, с большим удовольствием, встретились в Амстердаме! Алиса мне очень помогла – забрала напечатанные буклеты в типографии в Питере, и привезла на Sieraad. Она – профессионал и замечательный дизайнер, надеюсь наше общение однажды перерастет в сотрудничество).

С русскоязычными участниками Sieraad-2016: Алисой Лециус (слева) и Xenia Walschikow (справа)
Среди посетителей тоже встречались русскоязычные. Одна из них после примерки моего колье сказала удивительную вещь: «Очень красиво, но здесь некуда это надеть». После моего вопроса, а где «есть куда», она ответила — «В Москве!» Правда, другая сказала, что Москва – это пафос, а вот Питер – вполне возможно.
Поэтому, уважаемые владельцы галерей в Москве и Питере! Давайте вместе воспитывать вкус россиян! Пусть у нас тоже когда-нибудь случится выставка Art jewelry, которая привлечет посетителей со всего мира!
Какие работы вы сами выставляли в этот раз?
В этот раз я постаралась не увлекаться гигантоманией, учитывая, что на JOYA было много высказываний о размере (хотя, в итоге две самые большие вещи и купили). В этот раз размеры были адекватные, вещи –вполне носибельные. Конечно, не бабочка на цепочке, но тем не менее. Плюс, теперь у меня появились броши и кольца.
Но парочка длинных колье все же осталось. А еще появилось принципиально новое колье – у него есть вид спереди, и столь же полноценный вид сзади. Так люди, которые находятся позади тебя, тоже смогут оценить украшение).
Любви к органическим формам я не утратила, да и концепция обязывает. Название коллекции — «Sometimes it doesn`t hurt” (иногда не больно). В ней подразумевается отсылка к человеческому телу и к природе — в общем смысле. Соответственно, в формах можно увидеть нечто похожее на корни деревьев, а фактуры напоминают поверхность органов человеческого тела (вся коллекция-2016 на сайте).
В этот раз помимо моей любимой медной проволоки была использовала полимерная глина и фелтинг.
Как реагировала публика на ваши коллекции?
В этом году у меня была очень эффектная презентация. Световые короба с красной рамкой, большой постер, привлекающий внимание. Поэтому первая реакция всегда была «Вау, потрясающая презентация, эмоционально, драматично!» Мне и хотелось драмы и эмоции. Мы делали фотосессию в настоящей больнице, в старом советском отделении. Думаю, нам удалось передать атмосферу мрачного сюрреализма.
На сами украшения реагировали по-разному. Тут ведь дело вкуса – кому-то нравится одно, другому — прямо противоположное. Конечно, ценителей было немало. Но ценителей таких, знаете — посмотреть, повосхищаться, обсудить технику. Как в музее! Покупателями из них стали считанные единицы, что тоже нормально.
Конечно, выводы я сделала. Знаю, что изменить в следующий раз. Например, как ни крути, основная масса покупает мелочь – кольца, броши, серьги. То есть, нужно иметь 2-3 концептуальные большие вещи, остальное небольшое и понятное.
Еще конкретно про голландцев поняла одну вещь – медь они не любят).
Что за публика была на выставке? Если традиционно сравнить с испанской Joya — чем отличались голландские зрители?
Публика была совершенно разная. Начиная от студентов (кстати, немало русскоязычных), и заканчивая бабушкой, которая, возможно, шла за яйцами для вафель, но перепутала… Шучу конечно, просто в Голландии по внешнему виду нереально сделать вывод о том, кто перед тобой – домохозяйка, галерист, художник или миллионер. Бабушка тоже могла оказаться кем угодно.
Народ, в основном, был из стран Бенилюкса, Германии, Великобритании и скандинавских. Меньше из Франции и с юга Европы, из Штатов — немного.
На Joya было много испанцев (это логично), итальянцев, французов. Все невероятно стильные, яркие, колоритные, темпераментные, эмоциональные. Что-то громко обсуждают, жестикулируют, восторгаются! Перечитала свои прошлогодние впечатления – такие красочные… Попыталась написать что-то подобное про публику на Sieraad, и не получается.
А в целом, если продолжить сравнение с Joya — в чем еще вы заметили отличия?
JOYA – это такая тусовка для дизайнеров. Все очень интерактивно. Постоянно происходит какое-то общение организаторов, галеристов, коллекционеров и дизайнеров.
Взять то же открытие: на Joya оно было очень торжественным, Пауло всех поприветствовал, сказал речь. В общем, это было событие. На Сиерааде мы тоже очень ждали начала — выставку открывала принцесса, было интересно послушать ее и организаторов. И вот, наступает час икс. Ничего не происходит, никого никуда не зовут. Через некоторое время слышим где-то вдали аплодисменты, и пошли посетители.
На Joya были номинации и награждения, лекции и так называемые artist talk (встречи с художниками). В предпоследний вечер — торжественный ужин в ресторане.
Из всего перечисленного на Sieraade был только ужин. Не то чтобы торжественный, зато расслабленный и дружеский, было очень здорово познакомиться и пообщаться в неформальной обстановке за бокалом вина с финскими ребятами Christine Jalio и ее замечательно колоритным мужем, Helmi Lindblom с Martijntje Cornelia и Sybille Paulsen – девочки работают в коллаборации. И, конечно, Cosima Montavoki (Co Glass Jewellery) с мужем Лукой – потрясающая семья! Козима из Венеции, Лука из местечка под Турином, они живут в Амстердаме уже несколько лет. Козима говорит, что в Венеции современное искусство никому не нужно, зато здесь дизайнера из Венеции с удовольствием выставляют. Ее украшения на выставке показались мне простыми, но потом выяснилось, что это пробный шар в сфере украшений, а она настоящий художник, ее скульптуры и объекты — прекрасный образец современного искусства!

Стенд Jillian Moore

Работы Wong Wing Han

Стенд Cosima Montavoci
Если сравнивать две выставки по представленным работам участников, то на Joya найдешь скорее «альтернативу», именно art jewelry. Sieraad же – это «арт плюс ювелирка». Но люди говорят, что в прошлом году «арта» было гораздо больше. Так что, вероятно, ориентироваться именно на выпуск 2016 не стоит.
И немного из личного. На Joya у меня было очень много интересных контактов с журналами и галереями. Были какие-то публикации, интервью. На Sieraad я пообщалась всего с одной галереей. Какого-либо резонанса – ноль. Только продажи.
А что можно сказать об организации?
На Sierаad организация на более высоком уровне, этого не отнять. И это удобно. Например, на большом стенде -больший простор для презентации своих украшений. На Joya в стандартный пакет входил только стол.
А вообще, везде комфортно. И полезно везде. А Sieraad для дизайнера полезен еще и тем, что престижно иметь его в своей биографии.
В заключение, расскажите о своих ближайших планах. В том числе — какие еще выставки не освоены и имеют смысл?
Пока с планами сложно. Ориентиры еще не выставлены, и компас молчит. Логичным шагом стало бы участие в Schmuck в Мюнхене. Несколько раз услышала такое мнение, что для дизайнера, работающего именно в art jewelry – это самая правильная площадка.
Помимо основной выставки там проводится комплекс из мероприятий и мини-выставок в рамках Munich jewelry week (Мюнхенской ювелирной недели), и можно в сотрудничестве с другими дизайнерами создать свою.
Что касается непосредственно работы – идей много. Хочу поработать с деревом, эмалью, а еще взять несколько мастер-классов по некоторым базовым ювелирным техникам – чувствую, что не хватает.
Резюмируя, хочу сказать, что выставки разные нужны, выставки разные важны! Оба опыта в любом случае были безумно интересными и полезными. Любая выставка — это шанс понять кто ты есть на этой сцене, увидеть реакцию публики на свою работу, сделать вывод куда двигаться дальше.
А еще, один из самых важных компонентов любой выставки – это потрясающе интересные встречи и знакомства, общение на волнующие тебя темы, новые идеи, обмен опытом и, возможно, будущие коллаборации. Для любого дизайнера, но особенно живущего в профессиональном вакууме, как я, окунаться в эту среду жизненно необходимо!!
Все статьи в рубрике «Личный опыт» | Все статьи в рубрике «Современное искусство» | Интервью с Ксенией Вохменцевой о ее участии в выставке JOYA-Barcelona
Спасибо огромное за интервью: информативно и интересно!
Марина, спасибо за отзыв!)