Хулиганские украшения: кто придумал носить фаллос на шее?
Марина Спирина и Лена Сарапульцева из Pêche Péché выпустили коллекцию украшений с провокационными надписями «Sin» (англ. «грех») и «Love me tonight» (англ. «люби меня этой ночью»), марка Rozovoe Moony пишет ёмкое русское слово на брошах, а ювелир Дима Колесников – на кольцах. Оказывается, время котиков, экологичной одежды и смузи – ещё и пик популярности колец и подвесок на грани фола. Откуда растут ноги и всё остальное у хулиганских украшений, мы попросили рассказать искусствоведа и художника-ювелира Алису Тим.
Кольцо в нос и на губу Pêche Péché. Фото предоставлено маркой.
Древний мир: фаллос на шее
От эпохи к эпохе отношение людей к плодородным частям тела менялось по формуле: чем больше запрещают, тем больше хочется. В Древнее время изображения мужских и женских эротических символов открыто использовались в качестве оберегов и знатью, и простым людьми. Изображения рисовали на скалах и лепили в виде фигурок. Самые известные — «палеолитические Венеры» – женские фигуры с округлыми, сочными, преувеличенными формами.
Венера Невшательская, кулон из гагата в виде женской фигуры. Мадленская культура, ок. 13 тыс. лет назад/ Оба: wikimedia.org (1) Золотой амулет с раковинами каури, бусинами из аметиста и ляпис-лазури. Египет. Среднее царство. 1991-1750 гг. до н.э. (2)
В Египте амулет в форме кукиша, прообраза фаллоса, носили на задней стороне спины, чтобы защитить спинной мозг – вместилище сексуальных желаний по мнению древних египтян. Культу фаллоса предшествовал культ женских гениталий — магическими защитными свойствами наделяли подвески из морской раковины каури.
Античность: носят даже дети
В эпоху античности, когда красота тела воспевалась в искусстве, скульптуры и рельефы в виде обнажённых атлетических тел украшали сады, площади и брусчатку. Древние римляне и греки верили, что от сглаза, колдовства и демонов защищают маленькие кулоны-обереги в форме крылатого фаллоса — символа божества Фасцинуса. Кстати, покровительством Фасцина пользовались, в первую очередь, дети.
Амулеты-фасцинии. Галло-романский период, музей Сен-Реми, Реймс/ фото: wikimedia.org
Средневековье и Возрождение
Средневековье – время распространения христианства, телесных табу и «Книг наказаний». Сексуальность и телесность «спрятались» в малых формах – небольших скульптурах, книжной миниатюре и ювелирном деле. В это время носили маленькие подвески, отлитые из смеси олова и свинца. Кулоны изображали не только святых и библейские сюжеты, но и сексуальные сцены, фаллосы и вульвы.
Вульва-стрелец на осле, огромный бегущий фаллос, по которому женщина везёт тачку, груженную фаллосами, вульва-пилигрим в сапогах – лишь некоторые примеры неожиданных сюжетов позднего средневековья. Эти образы противопоставлялись христианским догмам и несли нравственную подоплёку, обличая пороки людей, занятых земными удовольствиями.
Значок с тремя фаллосами, несущими подстилку с коронованной вульвой, 1375-1450, найден в Брюгге, коллекция семьи Van Beuningen/ фото: Journal of Archaeology (1), фрагмент портрета инфанта Филиппе Проспера, Диего Веласкес, 1659/ фото: Google Art Project (2).
Позднее, невзирая на религиозные гонения, изображения половых органов так и остались оберегами. На портрете кисти Диего Веласкеса, уже относящегося к Возрождению, мы видим, что к плечу двухлетнего принца Филиппе Просперо приколот кукиш из агата. Правда, амулеты оказались бессильны перед слабой физической формой наследника — принц умер, когда ему было четыре года.
«Спящая Венера», Джорджоне, 1510 г. (1) «Давид», Микеланджело, 1504 г. (2) Оба: Google Art Project
В эпоху Возрождения отношение к наготе меняется, художники вновь открыто воспевают красоту и божественность человеческого тела — на площади Синьории Микеланджело показывает флорентийцам анатомически точную статую Давида, Джорджоне пишет «Спящую Венеру», а Тициан — «Данаю». Обнажённые фигуры украшают общественные и частные пространства, а медицинские и научные открытия отводят на второй план обереги и верования. Малая фаллическая форма в это время замирает.
20 век: шутки с телом
В 20 веке вновь самым интригующим и заманчивым объектом художественной мысли становится человеческое тело. Сюрреализм проникает в изобразительное искусство, кинематограф и в мир ювелирного мастерства. Художники стремятся всколыхнуть сознание людей и перевернуть привычное отношение к телу.
В 1958 году Сальвадор Дали создаёт для актрисы Полет Годар брошь «Рубиновые губы». Хулиган и провокатор Дали не просто так выбрал этот символ. Ведь как писал философ-постмодернист Жан Бодрийяр «помада служит своеобразным фаллическим признаком, который помечает губы <…>; эти выпяченные, сексуально набухшие губы образуют как бы женскую эрекцию, мужской образ, которым улавливается мужское желание».
Брошь «Рубиновые Губы», Сальвадор Дали, 1958 г. (1), кулон-фаллос от Vivienne Westwood, 2016 г./ Оба metro.co.uk (2)
В 1993 году Вивьен Вествуд, выпускает коллекцию мужских аксессуаров с фаллосами – от запонок и браслетов до цветастых брелоков. Вивьен смело заявляет, что мода – это про секс. Дизайнер настаивает на своём и в осенне-зимней коллекции 2016 года: на груди у моделей красуются крупные фаллосы-кулоны.
21 век: успешные и опасные
После Второй мировой войны основной концепцией отношения к миру становится ирония, и дизайнеры во всех областях обращаются к сексуальной тематике. В 1960-е появляется мини-юбка, затем приходят 70-е и free love, в 80-е родился тандем Мадонны и Жана-Поля Готье, а в 90-е маркетологи смекнули: «Секс хорошо продаётся». Человек становится объектом пристального внимания. Журналы диктуют кем быть, что носить, как выглядеть. Выдержать подобный прессинг не под силу никому. На помощь приходит спасительное чувство юмора.
В 2015 году Том Форд, любящий игру на грани, тоже выпускает коллекцию подвесок-фаллосов, да ещё и с размерным рядом на выбор – в маленьком, среднем и большом размере.
Кулон-подвеска Penis от Tom Ford/ фото: glamour.hu (1), бриллиантовая брошь, Владимир Цеслер/ фото: tsesler.com(2).
Белорусский художник и дизайнер Владимир Цеслер написал много работ со словом из трёх букв, а потом создал бриллиантовую брошь, которая прогремела в интернете благодаря Сергею Шнурову.
Эротически и сексуально заряженными можно назвать не только украшения с прямым использованием фаллической символики. Уже 7 лет московский fashion мир будоражат украшения на тело от бренда OMUT. Прозрачность и жёсткость топов и платьев из цепочек создаёт нужный градус накала.
Украшение на тело от OMUT/ фото Кирилл Арсеньев для NAKID magazine (1), Анмари Бота в гриллзах от Dolly Cohen для CR Fashion Book/ фото Jean Baptiste Mondino (2) Оба: gemmasmithedhouse.com
Популярность набирают гриллзы – съёмное украшение для зубов, символ достатка в гангста-среде и у хип-хоп и рэп-исполнителей 80-х годов. Опасность и успешность – неотъемлемые атрибуты сексуальности для многих.
Сексуальные и эротические символы сегодня не только элемент прекрасного, как было в эпоху античности, но и мощный инструмент продажи. Сексуальность проявляет себя и в мини-юбке, и в длинном платье. Смена интересов исчисляется не десятилетиями, а сезонами, а юмор и ирония снижают давление — от смены декораций, в карьерной гонке и в постоянном «подглядывании» друг за другом в скважины социальных сетей. С другой стороны — у каждого своя игра. Казаться ироничными, лёгкими и спонтанными – разве не этого мы все хотим?
Автор:
Алиса Тим
автор марки @alissatim_unique
специально для ЮВЕЛИРУМ
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: