Хогвартс, который нужен всем: Катя Рабей рассказала об учебе в Шенкаре
Дизайнер-ювелир и одна из инициаторов недавно анонсированной выставки «9 марта», Катя Рабей @rabeyka — пока единственный известный нам человек, учившийся в знаменитом израильском инженерно-дизайнерском колледже Шенкар. Уже имея диплом историко-филологического факультет РГГУ (2012 год), в 2017 году она стала выпускницей колледжа по специальности «ювелирный дизайн». По нашей просьбе Катя как можно подробнее рассказала, как это — учиться в Шенкаре, и что ей дал этот опыт.
О поступлении
Я поступила в Шенкар случайно. То есть я шла туда поступать намеренно, но была уверена, что это что-то вроде вечерних курсов, где тебя пару раз в неделю по вечерам будут учить пилить лобзиком. Немного удивилась, когда узнала, что для посещения курсов лобзика надо сдавать английский, портфолио, творческий конкурс и интервью, но мало ли, думала я, как у них в Израиле принято. Дело было в 2013 году, гугл-транслейт ещё не был на высоте, моё знание иврита – тем более. И только получив летом расписание занятий на два семестра вперёд, я поняла, что это полноценный бакалавриат на 4 года — с занятиями каждый день с раннего утра и до вечера. Тогда я решила, что отучусь год и брошу: на тот момент у меня уже было одно высшее образование, и затевать ещё одно с нуля совершенно не хотелось. Но уже буквально через несколько месяцев после начала учёбы стало очевидно, что придётся оставаться до конца.
Первые впечатления
Сначала был сумасшедший дом. Напомню, иврита я практически не знала, а все занятия проводятся на нём, включая, например, теоретическую металлургию. Первые несколько месяцев на теоретических занятиях я просто впадала в транс, иногда засыпала с открытыми глазами и во сне мне казалось, что преподаватель начал говорить по-русски, но почему-то рассказывает об электропроводимости шаурмы. Зато на практических занятиях всё шло куда бодрее: стоило за пару уроков запомнить, как на иврите называются разные инструменты, и выучить несколько глаголов (пилить, сверлить, шлифовать), как оказалось, что от своих израильских однокурсников я особенно не отстаю.
Но самым сложным оказались даже не теоретическая металлургия (про которую я сразу решила, что выучу её по русской википедии), и не необходимость плавить металл здоровой струёй огня, а практические уроки дизайна. И дело было даже не в иврите – мои однокурсники и учителя всегда были готовы прийти на помощь и объяснить по-английски. До сих пор не знаю, было ли дело в том, что я никогда до того не училась ничему художественному, или в том, что за предыдущие 15 лет в учебных заведениях я привыкла «следовать протоколу» и «делать что скажут», но уроки дизайна давались мне очень тяжело. Когда на второй неделе обучения мы получили домашнее задание, которое буквально звучало как «КУБ. ДА ИЛИ НЕТ?», я от растерянности и бессилия просто не знала, что делать. В голове постоянно крутилось «Что вы от меня хотите?» и «А что, так можно было?»
Вынырнуть на поверхность удалось с помощью однокурсников: очень творческих, невероятно свободных и ничего не боящихся. Их картонные кубы, раскладывающиеся в пирамиды, кубы — оптические иллюзии и рассыпающиеся кубики из песка помогли мне гораздо больше, чем часовые размышления над тем, что же имел в виду учитель. Буквально через пару месяцев мозг раскрылся – прямо как куб из лепестков моей однокурсницы Яэли — и стало совершенно понятно, кем я хочу быть, когда вырасту.
Как строится учеба
Все предметы делились на практические, теоретические, и дизайн, сочетавший первое и второе.
На первом курсе предметы у нас были следующие: базовая металлообработка, базовая металлообработка-2 (с другим преподавателем), работа с воском, практический курс дизайна, трёхмерный дизайн (там как раз было про куб), 3D-моделирование в компьютере (в общей сложности три семестра), фотошоп и иллюстратор (по семестру каждого), черчение, технический рисунок, история искусства, теоретическая металлургия (два семестра), и предмет под названием «самопрезентация», где на каждом уроке нас учили чему-то новому: от создания плакатов до стоп-моушен анимации – главной целью было научить всех выходить из привычной зоны комфорта с её лобзиками и молотками, и браться за новое. Живо помню задание «сделайте трейлер к знаменитому фильму в любой форме, кроме, собственно, видео», когда нас разбили на пары и мы с моей однокурсницей Маис построили целый цирковой аттракцион, где призы выдавались тем, кто сумел уместить больше фигурок лего на плавающих в тазу льдинах из пенопласта (это, понятно, был трейлер к «Титанику»).
На втором курсе деление занятий на практические, теоретические и дизайн осталось, но каждая из категорий размножилась и усложнилась. Например, в качестве практических мы получили:
- Курс «Античное украшение», где мы должны были сделать точную копию любого украшения, созданного до XI века, при помощи технологий, использовавшихся при создании оригинала.
- Застёжки и крепления (2 семестра).
- Основы закрепки камней (2 семестра).
- Продвинутая металлообработка: эксперименты с литьём, мокуме-гане и так далее.
В теоретических, помимо продолжения истории искусства, появились история дизайна вообще и история ювелирного дизайна, а также в каждом семестре надо было выбирать по два предмета на выбор из огромного списка cultural studies: от истории философии и этики до истории кинематографа, протеста в искусстве и дизайне, и спецкурса «Ведьмы, цыгане, сумасшедшие».
Практического дизайна тоже стало больше, и из базового он стал тематическим. К примеру, на втором курсе у нас были:
- Курс шахмат. Казалось бы, зачем ювелиру делать шахматный набор? Но это был очень интересный курс во-первых на промышленное мышление (чтобы не делать вручную 32 фигуры, мы изучали способы производства мелких партий), а во-вторых — на создание коллекции: ферзь отличается от пешки, но мы всё равно видим, что они из одного набора – как этого достичь?
- Курс «Сердечки» — каким образом дизайнер может сделать что-то новое в самой популярной коммерческой форме?
- Курс «Медали» — пример концептуального ювелирного дизайна. Часть работ по итогам курса поехала на выставку «Герои, Медали, Украшения» в Германию, в честь которой курс и затевался.
- Fashion jewelry – опыт создания больших и смелых подиумных украшений.
К третьему курсу мы немного выдохнули, потому что стало меньше практических занятий по работе с материалом и появилось больше времени, чтобы детально продумывать каждую вещь. Из теоретических занятий прибавился курс геммологии, а из практических – курс эмали. Появились очень необычные предметы, например «Носибельные технологии» — совместный курс с факультетом электроники, или «Инновационная закрепка», где каждый должен был закрепить каратный камень каким-нибудь неожиданным образом.
Курс «Два грамма золота: коммерческий дизайн» был посвящён тому, как при меньших затратах сделать наиболее эффектную вещь. Как следует из названия, финальной целью курса было сделать золотое украшение, весящее ровно два грамма. В течение семестра мы к этому готовились, делая украшения из серебра: каждую неделю мы должны были приносить новую вещь с новыми условиями: только с использованием проволоки, только из пластины, вырезанную из воска, напечатанную на 3D-принтере и так далее – но каждая весом не более 1.8 граммов.
Появилась возможность выбирать курс из пары, что оказалось для меня очень проблематичным, поскольку попасть хотелось на всё: из технических приходилось выбирать между обработкой кожи и работой с деревом, а из курсов дизайна – между техникой оригами и основами шитья, между курсом «Пластик-фантастик» и курсом «Миллиард», на котором студенты придумывали дизайн для украшения из нержавеющей стали, а работа победителя потом массово производилась брендом, сотрудничающим с Шенкаром; а также между курсами «Стимпанк» и «ДНК» (в последнем помогали увидеть, поймать и развить свой фирменный стиль). Между курсами «Дизайн очков» и «Дизайн часов» я выбрать так и не смогла, поэтому на третьем курсе ходила на часы, а на четвёртом ходила на очки вместе с третьекурсниками.
К четвёртому курсу в расписании освободилось место под работу над дипломным проектом, но оставались и занятия: например, ещё один курс, заточенный специально под конкурс, на этот раз итальянский, называвшийся «Функциональное украшение» и предмет, которым нас старшекурсники стращали заранее – «Витрины». На нём надо было произвести отбор своих работ за прошедшие три года, придумать им идеально подходящую витрину, оформить её и построить в центральном здании института. Всего в Шенкаре было пять застеклённых витрин, поэтому в течение года их содержание сменялось каждый месяц. Этот курс очень выбивал из колеи студентов-ювелиров, привыкших работать в совсем другом масштабе, зато за месяц, который давался на подготовку, мы успевали многое узнать о столярной работе, видах краски, типах освещения и так далее.
О магии
Шенкар – это институт, выросший вокруг текстильного училища, поэтому факультеты текстиля и моды там считаются одними из лучших (к примеру, Шахар Авнет, выпустившаяся с фэшна за год до меня, уже успела одеть не только Нетту Барзилай на Евровидение, но и Бейонсе на концерт). Я отчётливо помню, как когда я только сдавала вступительные экзамены, я заблудилась в главном здании в поисках кабинета, где сдавали английский. Главное здание как раз отдано на откуп текстилю и моде, а дело было в начале лета – в разгар сессии. Мне сразу вспомнилось, как во время сессии на филфаке РГГУ мы стояли в очередь на сдачу экзамена, судорожно повторяя даты и пересказывая друг другу содержание романов экзистенциализма. В Шенкаре в очереди на сдачу студенты поспешно дошивали и намётывали, сидя на корточках и держа в зубах веер булавок. Почему-то это наблюдение меня поразило: видимо, до того я считала, что любое обучение – это только книги и тексты.
Когда я только поступила в Шенкар и вместе с расписанием получила список необходимых инструментов, у меня появилось отчётливое ощущение, что я получила письмо из Хогвартса: «Одна пара защитных перчаток (из кожи дракона или аналогичного по свойствам материала); 1 котёл (оловянный, стандартный размер №2), 1 медные весы…» Удивительным образом, за четыре года это ощущение никуда не делось. Мне кажется, именно этот неизменный восторг маглорожденного перед миром магии помог мне проучиться четыре года с огромной нагрузкой (и даже ходить на дополнительные дисциплины – например, на курс керамики вместе с факультетом промышленного дизайна) и на незнакомом языке — и даже получить в итоге красный диплом, чего на родном филфаке мне достичь не удалось.
Что дальше
Через год после выпуска из Шенкара я вернулась обратно в Москву, и, продолжая стругать более конвенциональные частные заказы, пытаюсь одновременно заниматься contemporary jewelry – как созданием, так и распространением идеи.
И хотя я по-прежнему делаю многие вещи в этой области в коллаборации с моими израильскими коллегами (например, мы собрали и провели выставку OVERREACTING в рамках ювелирной недели в Мюнхене в этом году (подробнее — в обзоре на KLIMT02, Overreacting. Jewelry speaks feminism and gender — ювелирные украшения говорят о феминизме и вопросах гендера, примечание ЮВЕЛИРУМ), а в конце мая мы участвуем в большой коллективной выставке в Иерусалимском музее ислама) – мне бы хотелось многое из того, что я узнала и чему научилась в Израиле, перенести на российскую почву. Потому что, мне кажется, немножко Хогвартса нужно всем.
(О проекте по развитию contemporary jewelry в России, выставке 9 марта, где Катя Рабей — одна из организаторов, читайте в нашем недавнем анонсе — примечание ЮВЕЛИРУМ).
Все публикации в рубрике Личный опыт | Все публикации по тегу ОБУЧЕНИЕ
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: