Ксения Вохменцева о выставках: «SIERAAD больше коммерческая, JOYA — арт»
Продолжаем с большим удовольствием делиться с вами опытом дизайнеров из России, которые прошли конкурсный отбор и представили свои работы на ведущей международной арт-выставке украшений SIERAAD-Amsterdam 2016. В нашей прошлой публикации свои впечатления о выставке описала художник Алиса Лециус. А сегодня на наши вопросы отвечает автор удивительных работ в технике объемного плетения Ксения Вохменцева (@vokhmentseva_ksenia).
Ксения, это ваш первый SIERAAD?
Да. Я подавала заявку два года назад, но тогда меня не взяли, объяснив «недостаточностью бэкграунда». На тот момент так и было. У меня не было значимых профессиональных событий в биографии, и ладно бы было образование в этом направлении – но и его тоже нет. У меня даже не было сайта). Думаю, все это вкупе произвело не очень серьезное впечатление на жюри.
Поэтому не устану говорить «спасибо» JOYA, и в частности, Пауло Рибейро за то, что несмотря на все это (кроме сайта – его я сделала), дали мне шанс попасть в мир высокого дизайна и серьезного искусства (читайте наше прошлогоднее интервью с Ксенией о ее участии в JOYA Barcelona).
Со второй попытки к «бэкграунду» вопросов уже не было?
У меня сложилось впечатление, что для жюри Sieraad именно этот пресловутый бэкграунд важен в первую очередь. Либо должно быть образование (наше не очень котируется), либо участие в выставках-галереях, либо и то, и другое. Что ты из себя представляешь непосредственно как художник, дело десятое.
Если сравнить с Joya – там все наоборот. Насколько я поняла, для Пауло (Joya) важно, чтобы выставляемые объекты соответствовали определению выставки — art contemporary jewelry. Согласитесь, это обязывает. Заявок на участие в обеих выставках было очень много. Разумеется, проходят не все желающие.
Какие впечатления оставила выставка в Амстердаме? Вам там понравилось?
В общем и целом – безусловно понравилось! Начать с города, в котором проходит выставка. Амстердам не зря ассоциируется со свободой и вседозволенностью – этот дух проникает в тебя, едва попадаешь в город. Свобода, открытость, широта взглядов, креативность, красота вокруг сразу настраивают на нужный лад.
Само место проведения — Gasholder — тоже потрясающее. Это бывшая газовая фабрика (не путать с газовой камерой!). Огромное, в форме плоского цилиндра, здание из старого красного кирпича и металла – классический индустриальный стиль, который я очень люблю. Фабрика расположена в Парке Westerpark – безумно уютный, очень естественный, без свойственных паркам южной Европы изысков, с зелеными лужайками, по которым скачут непуганые кролики. Парк растянулся, как водится в Амстердаме, вдоль канала с утками и цаплями… в общем, совершеннейшая идиллия! Мы жили на противоположном конце, и каждое утро шли на выставку через весь парк.
Внутри фабрики атмосфера тоже потрясающая. Высокий потолок с металлическими балками, старый кирпич стен, стильные вагончики с кофе и сэндвичами, яркие стенды, цветы!
В первый же подготовительный день встретились, уже лично, с организаторами, Астрид Беренс и Мартен Бодт. Удивительно приятные и искренние люди, и большие энтузиасты своего дела. Оба они занимались организацией выставок, когда в 2002 году решили основать международную площадку для современных украшений. На ней было всего 22 участника, и проходила она на теннисном корте в городке Enschede.
В 2005 году выставка переехала в Амстердам, и уже в 2008 обосновалась в здании Gasholder. Спустя 15 лет это выросло в большое событие и масштабнейшее мероприятие с 88 стендами дизайнеров со всего мира, привлекающее посетителей со всех континентов!
Большой плюс (хотя он же минус, как у всякой медали) этой выставки в том, что она более коммерческая, чем Joya, и нацелена на продажи. Это здорово, потому что одними публикациями и выставками сыт не будешь – немалые затраты на выставку хочется окупить. Кроме того, каждому творцу необходимо ощущать востребованность своих творений. Даже Ван Гог впадал то в депрессию, то в бешенство, когда его брат в очередной раз отказывался выставить его работы на продажу.
Второй плюс – в отличии от Испании, абсолютно все говорят на английском. Поэтому если ты хоть немного его знаешь, проблем с общением нет.
Но вы говорили чуть выше, что у медали бывает две стороны.
Дабы создать более полные и реалистичные «картинки с выставки», упомяну и о некоторых разочарованиях. Но прошу учесть, что все это исключительно мои личные, субъективные и очень пристрастные впечатления. Возможно, для кого-то выставка оказалась кардинально другой!
Разочарование номер раз: в этом выпуске выставки было очень много «ювелирки» как таковой. Разумеется, для дизайнеров, которые работают с ювелирными украшениями («fine jewelry»), это было скорее плюсом.
От дизайнеров украшений в жанре art jewelry, которые участвуют не впервые, я не раз услышала мнение, что количество fine jewelry в этот раз зашкаливает, и поэтому аудитория немного другая, покупатель идет «не наш»… С чем это связано, не знаю, но могу предположить, что с участием в выставке принцессы Нидерландской Маргариты де Бурбон де Парме. Ее коллекция, очень утонченная и деликатная, несомненно является чистейшей воды fine jewelry, и выставку немного, так сказать, «заточили» под нее. Но это мои выводы, возможно я ошибаюсь, и причины совсем в другом.
Разочарование номер два: поток посетителей. Многие, и я в их числе, ожидали большего. И опять таки люди, которые участвовали в прошлых выпусках, говорят, что в этом году посетителей реально меньше, несмотря на тот факт, что этот выпуск юбилейный – Сиерааду 15 лет.
Кстати, в ревью, присланном на днях организаторами выставки, этот факт объяснился. Оказывается, на нескольких транспортных направлениях, ведущих в Амстердам, проходили ремонтные работы, потому какая-то часть публики просто не смогла попасть на выставку. Еще одной причиной, как ни странно, оказался Санта Клаус (Синтерклаас в голландской версии) — брат нашего Дедушки Мороза. Его прибытие в Амстердам совпало с выставкой, и конечно, семьи с детьми были вынуждены выбирать.
Разочарование номер три – совсем уж субъективное — неравномерность пиара для участников. Опять сравню с Joya. В каталоге Joya каждому участнику была выделена страница с крупным фото одной из работ, названием, информацией и «Artist statement» (концепцией работ). А в каталоге Sieraad вначале шли тематические статьи (например, «Focus on the orient» (фокус на Востоке) с рассказом о коллекциях участников из Китая, Кореи, Тайваня и Японии, или «Professionals new on the scene”, где речь шла о состоявшихся дизайнерах, впервые участвующих в этой выставке), и так далее.
Это все здорово. Но когда платишь за участие, ждешь, что будет не только два квадратных метра пространства, стенд и стол, но и какой-то пиар, и не только выставки, но и твоего бренда. Так вот, дальше в каталоге идут страницы с работами всех участников, по 4 дизайнера на страницу – это очень мало. При том, что участников на Sieraad больше, чем на Joya, каталог этой выставки тоньше в два раза.
Возможно, это обусловлено упомянутой разницей в концепциях обеих выставок. Одна — более выставка, чем ярмарка, вторая же — наоборот. В первом случае, во главу угла ставится дизайнер, во втором – покупатель.
Вернемся к тому, что запомнилось больше всего. Что показалось на выставке самым интересным?
Самое интересное – дизайнеры! Столько замечательных людей и интересных судеб! Было безумно приятно узнать, что наша страна все таки богата талантами – на выставке встречались русскоязычные участники со всего мира! Например, нашей соседкой по стенду была прекрасная Xenia Walschikow из Великобритании. Она с родителями уехала из России, когда ей было 4 года, но русский помнит и отлично говорит. В этом году закончила магистратуру в сфере Art jewelry, и для нее это была дебютная выставка. Ксения работает в уникальной технике (которую она запатентовала) с акриловой краской. Непосредственно из краски, плюс специальные добавки, и состоят ее яркие, как она сама, работы.
Недалеко от нас находился стенд Evgenia Elkind. На выставке нам не удалось пообщаться, и только потом я узнала, что она, оказывается, тоже из России! Училась в Италии, там же живет. Евгения представляла очень стильную и современную коллекцию из металла – я бы такое с удовольствием носила.
Познакомились с девочками из Латвии – бренд называется Verba, дизайнер Анна Фаныгина. У них была потрясающе красивая и сложная презентация. В день подготовки последними заканчивали мы, они и еще ребята –итальянцы…секьюрити нас еле выгнали).
Спасибо Вике – Vika Mayzel – за то, что подошла познакомиться. Оказалось, Вика тоже из России, хотя училась в Израиле, и представляет Израиль. Было очень интересно пообщаться! Ее концептуальные работы мне очень понравились, уверена, они достойны любой европейской галереи.
С Алисой Лециус, дизайнером из Питера, мы начали общаться после публикации прошлого интервью, и наконец-то, с большим удовольствием, встретились в Амстердаме! Алиса мне очень помогла – забрала напечатанные буклеты в типографии в Питере, и привезла на Sieraad. Она – профессионал и замечательный дизайнер, надеюсь наше общение однажды перерастет в сотрудничество).
Среди посетителей тоже встречались русскоязычные. Одна из них после примерки моего колье сказала удивительную вещь: «Очень красиво, но здесь некуда это надеть». После моего вопроса, а где «есть куда», она ответила — «В Москве!» Правда, другая сказала, что Москва – это пафос, а вот Питер – вполне возможно.
Поэтому, уважаемые владельцы галерей в Москве и Питере! Давайте вместе воспитывать вкус россиян! Пусть у нас тоже когда-нибудь случится выставка Art jewelry, которая привлечет посетителей со всего мира!
Какие работы вы сами выставляли в этот раз?
В этот раз я постаралась не увлекаться гигантоманией, учитывая, что на JOYA было много высказываний о размере (хотя, в итоге две самые большие вещи и купили). В этот раз размеры были адекватные, вещи –вполне носибельные. Конечно, не бабочка на цепочке, но тем не менее. Плюс, теперь у меня появились броши и кольца.
Но парочка длинных колье все же осталось. А еще появилось принципиально новое колье – у него есть вид спереди, и столь же полноценный вид сзади. Так люди, которые находятся позади тебя, тоже смогут оценить украшение).
Любви к органическим формам я не утратила, да и концепция обязывает. Название коллекции — «Sometimes it doesn`t hurt” (иногда не больно). В ней подразумевается отсылка к человеческому телу и к природе — в общем смысле. Соответственно, в формах можно увидеть нечто похожее на корни деревьев, а фактуры напоминают поверхность органов человеческого тела (вся коллекция-2016 на сайте).
В этот раз помимо моей любимой медной проволоки была использовала полимерная глина и фелтинг.
Как реагировала публика на ваши коллекции?
В этом году у меня была очень эффектная презентация. Световые короба с красной рамкой, большой постер, привлекающий внимание. Поэтому первая реакция всегда была «Вау, потрясающая презентация, эмоционально, драматично!» Мне и хотелось драмы и эмоции. Мы делали фотосессию в настоящей больнице, в старом советском отделении. Думаю, нам удалось передать атмосферу мрачного сюрреализма.
На сами украшения реагировали по-разному. Тут ведь дело вкуса – кому-то нравится одно, другому — прямо противоположное. Конечно, ценителей было немало. Но ценителей таких, знаете — посмотреть, повосхищаться, обсудить технику. Как в музее! Покупателями из них стали считанные единицы, что тоже нормально.
Конечно, выводы я сделала. Знаю, что изменить в следующий раз. Например, как ни крути, основная масса покупает мелочь – кольца, броши, серьги. То есть, нужно иметь 2-3 концептуальные большие вещи, остальное небольшое и понятное.
Еще конкретно про голландцев поняла одну вещь – медь они не любят).
Что за публика была на выставке? Если традиционно сравнить с испанской Joya — чем отличались голландские зрители?
Публика была совершенно разная. Начиная от студентов (кстати, немало русскоязычных), и заканчивая бабушкой, которая, возможно, шла за яйцами для вафель, но перепутала… Шучу конечно, просто в Голландии по внешнему виду нереально сделать вывод о том, кто перед тобой – домохозяйка, галерист, художник или миллионер. Бабушка тоже могла оказаться кем угодно.
Народ, в основном, был из стран Бенилюкса, Германии, Великобритании и скандинавских. Меньше из Франции и с юга Европы, из Штатов — немного.
На Joya было много испанцев (это логично), итальянцев, французов. Все невероятно стильные, яркие, колоритные, темпераментные, эмоциональные. Что-то громко обсуждают, жестикулируют, восторгаются! Перечитала свои прошлогодние впечатления – такие красочные… Попыталась написать что-то подобное про публику на Sieraad, и не получается.
А в целом, если продолжить сравнение с Joya — в чем еще вы заметили отличия?
JOYA – это такая тусовка для дизайнеров. Все очень интерактивно. Постоянно происходит какое-то общение организаторов, галеристов, коллекционеров и дизайнеров.
Взять то же открытие: на Joya оно было очень торжественным, Пауло всех поприветствовал, сказал речь. В общем, это было событие. На Сиерааде мы тоже очень ждали начала — выставку открывала принцесса, было интересно послушать ее и организаторов. И вот, наступает час икс. Ничего не происходит, никого никуда не зовут. Через некоторое время слышим где-то вдали аплодисменты, и пошли посетители.
На Joya были номинации и награждения, лекции и так называемые artist talk (встречи с художниками). В предпоследний вечер — торжественный ужин в ресторане.
Из всего перечисленного на Sieraade был только ужин. Не то чтобы торжественный, зато расслабленный и дружеский, было очень здорово познакомиться и пообщаться в неформальной обстановке за бокалом вина с финскими ребятами Christine Jalio и ее замечательно колоритным мужем, Helmi Lindblom с Martijntje Cornelia и Sybille Paulsen – девочки работают в коллаборации. И, конечно, Cosima Montavoki (Co Glass Jewellery) с мужем Лукой – потрясающая семья! Козима из Венеции, Лука из местечка под Турином, они живут в Амстердаме уже несколько лет. Козима говорит, что в Венеции современное искусство никому не нужно, зато здесь дизайнера из Венеции с удовольствием выставляют. Ее украшения на выставке показались мне простыми, но потом выяснилось, что это пробный шар в сфере украшений, а она настоящий художник, ее скульптуры и объекты — прекрасный образец современного искусства!
Если сравнивать две выставки по представленным работам участников, то на Joya найдешь скорее «альтернативу», именно art jewelry. Sieraad же – это «арт плюс ювелирка». Но люди говорят, что в прошлом году «арта» было гораздо больше. Так что, вероятно, ориентироваться именно на выпуск 2016 не стоит.
И немного из личного. На Joya у меня было очень много интересных контактов с журналами и галереями. Были какие-то публикации, интервью. На Sieraad я пообщалась всего с одной галереей. Какого-либо резонанса – ноль. Только продажи.
А что можно сказать об организации?
На Sierаad организация на более высоком уровне, этого не отнять. И это удобно. Например, на большом стенде -больший простор для презентации своих украшений. На Joya в стандартный пакет входил только стол.
А вообще, везде комфортно. И полезно везде. А Sieraad для дизайнера полезен еще и тем, что престижно иметь его в своей биографии.
В заключение, расскажите о своих ближайших планах. В том числе — какие еще выставки не освоены и имеют смысл?
Пока с планами сложно. Ориентиры еще не выставлены, и компас молчит. Логичным шагом стало бы участие в Schmuck в Мюнхене. Несколько раз услышала такое мнение, что для дизайнера, работающего именно в art jewelry – это самая правильная площадка.
Помимо основной выставки там проводится комплекс из мероприятий и мини-выставок в рамках Munich jewelry week (Мюнхенской ювелирной недели), и можно в сотрудничестве с другими дизайнерами создать свою.
Что касается непосредственно работы – идей много. Хочу поработать с деревом, эмалью, а еще взять несколько мастер-классов по некоторым базовым ювелирным техникам – чувствую, что не хватает.
Резюмируя, хочу сказать, что выставки разные нужны, выставки разные важны! Оба опыта в любом случае были безумно интересными и полезными. Любая выставка — это шанс понять кто ты есть на этой сцене, увидеть реакцию публики на свою работу, сделать вывод куда двигаться дальше.
А еще, один из самых важных компонентов любой выставки – это потрясающе интересные встречи и знакомства, общение на волнующие тебя темы, новые идеи, обмен опытом и, возможно, будущие коллаборации. Для любого дизайнера, но особенно живущего в профессиональном вакууме, как я, окунаться в эту среду жизненно необходимо!!
Все статьи в рубрике «Личный опыт» | Все статьи в рубрике «Современное искусство» | Интервью с Ксенией Вохменцевой о ее участии в выставке JOYA-Barcelona
Спасибо огромное за интервью: информативно и интересно!
Марина, спасибо за отзыв!)