Украшения в стиле модерн: ювелирные изделия периода Ар Нуво
Конец 19 века подвёл итог романтизму и неостилям: от них устали. Публика жаждала нового, и оно пришло в начале 90-х годов 19 же века. Новый стиль встретили сперва Франция и Германия, и далее он распространился почти везде – в Англии, Бельгии, Австрии, Скандинавии и России.
Итак, Ар нуво (это был он) появился как ответ на пресыщение предыдущими неостилями. Ар нуво (или Арт нуво, как иногда этот термин «транслитерируют» буквально с Art Nouveau) главенствовал в период с 1890 почти вплоть до 1914 года. Из кинофильмов гидом по стилю можно считать, пожалуй, «Титаник»; насмешники могут пересмотреть фильм «Лига выдающихся джентльменов».
Ар нуво (Art Nouveau — новое искусство,франц.) охватил многие виды творчества, но в архитектуре и декоративно-прикладных искусствах он уверенно солировал.
Течения стиля Ар нуво
В Германии его назвали «югендстиль» (Jugend — молодость, нем.);
в России — «модерн» (от французского moderne — новейший, современный). Украшения стиля модерн имеют «географические» особенности. Французские ювелиры модерна, к примеру, Люсьен Гайар, Жорж Фуке, виртуозно асимметричны, тогда как «германский разум» (Вильгельм Лукас фон Кранах) тяготеет к симметрии. Неодинакова и палитра — в России она, пожалуй, иная, чем в Европе. Так что течения, наверное, можно определять географическим путём.
Становление и черты стиля модерн (Ар нуво)
Поначалу модерн «питался» готикой (преобладание вертикальных композиций, частый мотив лилии как знака отстранённой утончённости; образ тонкорукой меланхоличной девы, часто с закрытыми глазами).
Также на ар нуво повлияли крито-микенская и этрусская античные культуры, мелкая пластика Древнего Египта. Орнаментальный ряд заимствовал элементы из кельтских вещей (да, кельтские «плетёнки» это не только татуировки) и рукописных книжных узоров.
Но. Отринув копирование, модерн проводил синтез, глубоко осмысляя прежний опыт прекрасного. Сравните кельтский орнамент-уголок и некоторые броши ювелира Вильгельма Лукаса фон Кранаха. Это явно не чужие друг другу образы.
Проникновение японского «природного» стиля в европейский модерн
Как раз тогда Страна восходящего солнца дотянулась, наконец, до Европы (поклон японским художникам Хокусаю, Хирошиге, и не им одним), и это неожиданным образом повлияло на новый художественный стиль Европы. Внутри художника-японца словно спрятан некий фильтр. Реальность, пройдя сквозь узкое сито японских глаз, предстаёт изысканным танцем —
воды и цветов,
скал и птиц,
вершин в снегу и таинственных зверей.
Это теперь Фудзияма, хризантема, карп и журавль для европейца — общее художественное место. Японское. Но было время, когда роза Европы впервые уступила место хризантеме, — на груди художника (помечтаем: в петлице фрака!). Волны, струи дождя, листва и стебли бамбука, цвет сакуры, изгибы водорослей и стаи рыбок — всё это тоже вошло в систему орнаментов модерна.
Стиль Ар нуво – проявление в моде и ювелирных украшениях
Женский силуэт типичной представительницы эпохи модерн зазмеился, напоминая латинское S. Вечерние наряды ар нуво стали необычайно эффектны — из-за асимметрии и манерно изогнутых линий. Из украшений в эпоху стиля модерн особенно популярны колье — ожерелья с «бахромой» (жемчужной или бриллиантовой), идеально подходящие к клиновидному декольте. В моду вошли широкие «ошейники», усыпанные камнями; изящные обручи с камнем, вынесенным вниз на длинном стержне. Волосы украшались изысканными гребнями с золотом и камнями.
Ювелирное искусство было «маяком» нового стиля. Конечно, и без архитектурного модерна -никуда, но, как правило, брошь создают быстрей, чем особняк.
Примеры антикварных украшений периода модерн:
Ар нуво: цветы, феи, изгибы линий и самоцветы
Вселенная флорального (floral на французском — цветочный) модерна — изумрудные ящерицы и змеи, пестрокрылые стрекозы и бабочки, подсолнухи, камыши, ирисы и орхидеи…
«Маркер» модерна — широко и прихотливо изогнутая линия (в Европе названая «удар бича»). Странно: в японском искусстве такими линиями изображали волны тумана, движение водорослей, струи в заводи;
у европейцев — бич… Точно предчувствие 1914 года, в самом деле!
Эмансипация позволила нагим феям Лалика размножиться и заселить ювелирные изделия. Мастер навеял «сон золотой» — пусть не всему человечеству, но отдельному (богатому) человеку. Томные женские головки и фигурки с длинными волосами и гибкими руками в «летящих» рукавах, — пожалуй, именно они прародительницы всех диснеевских принцесс. Плавная текучесть асимметричных форм, тонкое построение композиции, сочетания глянца эмалей и зеленых, лиловых, голубых, белых, красных камней — достойное обрамление для миниатюрной дамы из золота.
А в украшениях уже настоящих женщин из плоти — много камней (жемчуга, опалов, рубинов, демантоидов, аметистов, хризопразов, перламутра). Подбирались не дорогостоящие, а декоративно и колористически подходящие самоцветы.
Художники-ювелиры эпохи ар нуво
Напор высокого ювелирного искусства, наконец, пробил стену академического снобизма. В Обществе французских художников открылась секция прикладного искусства. Начались персональные выставки художников-ювелиров, каталоги стали печатать в журналах, музеи начали закупить коллекции. Всемирная выставка, проходившая в Париже в 1900 году, аплодировала стоя Маэстро-Ювелиру.
Рене Лалик
Из «отцов» модерна нельзя не сказать о Рене Лалике (Rene Jules Lalique) (как, разумеется, и об Альфонсе Марии Мухе, Жорже Фуке, Чарльзе Роберте Эшби и многих других мастерах). За двадцать с небольшим лет периода ар нуво Рене Лалик весьма изменил устои ювелирного мира. Он ввёл мотив нагой женской фигуры. Рог, перламутр, стекло, слоновую кость Лалик дивно соединял с эмалью и жемчугом, драгоценными и поделочными камнями. Король французского стекла, он разработал способ литья под давлением (бесподобные вазы Лалика).. Поработав в домах Картье и Бушерона, он открыл собственную ювелирную мастерскую. Разработка украшений для Сары Бернар добавила маэстро славы.
Примеры работ художника-ювелира ар нуво Рене Лалика:
Люсьен Гайар, Альфонс Муха, Жорж Фуке, Роберт Эшби
Люсьен Гайар (Lucien Gaillard) так же был одним из самых выдающихся ювелиров своего времени. Его оригинальные изделия были лаконичнее, «природней», чем у современников, и пользовались широкой известностью.
Примеры работ ювелира-художника ар нуво Люсьена Гайара:
Изделия ювелира Жоржа Фуке воплощали идеи славного Альфонса Мухи, Фуке работал по его эскизам. Альфонс Муха и Жорж Фуке в 1900 году разработали коллекцию в стиле Ар Нуво для парижской Всемирной выставки. Изделия не походили на традиционный ювелирный дизайн того времени, но публика очень заинтересовалась.. Зал Фуке на Выставке пользовался огромным успехом. Это был великолепный тандем, и, когда Жоржу Фуке пришла пора открыть собственный магазин, декорировал его, конечно, Альфонс Муха.
Брошь работы Жоржа Фуке:
Примеры совместного ювелирного творчества Альфонса Мухи и Жоржа Фуке:
Одним из представителей ювелирного модерна в Лондоне был Чарлз Роберт Эшби. Его работы, особенно столовые приборы, просто окунают в атмосферу толкиеновской кино-эпопеи (эльфийской линии).
Ювелирные работы Чарлза Эшби:
Карл Фаберже: работы периода ар нуво
В России периода до 1917 года также работали известные художники, изготовлявшие украшения в стиле модерн. В их числе был и знаменитый Карл Фаберже:
Ар Нуво: короткая, но яркая жизнь
С началом XX века флоральный модерн идёт на спад. Проявления этого стиля встречаются и до 1914 года, но форма уже не так изощренна, плавные линии заменил геометризированный декор. Флоральное течение модерна сменилось геометрическим. В позднем модерне уже есть черты конструктивизма и нового стиля с интересным ювелирным воплощением – Ар деко.
Автор: Эльвира Свиридова, специально для ЮВЕЛИРУМ
Больше о ювелирном искусстве эпохи арнуво (модерн)
https://rapaport.com/magazine-article/the-art-of-collecting-art-nouveau/ (в переводе на русский: https://russianjeweller.ru/4/17/16054)
ЮВЕЛИРНЫЕ ТЕХНИКИ И СТИЛИ | Украшения в стиле барокко, рококо, классицизма и ампира | Викторианские украшения — романтизм и неостили | Ювелирный стиль ар деко | Украшения в авангардных стилях — кубизм, конструктивизм, абстракционизм, футуризм и хайтек | Украшения стимпанк | Классический стиль в ювелирных украшениях | Геометрические украшения | Ювелирный примитивизм | Винтажная бижутерия
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: