Украшения в геометрическом стиле: простое и сложное
Ювелирные украшения из металла сами по себе — материализованная геометрия. Цепочка с подвеской – это две прямые с кулоном в пересечении, обруч на запястье — окружность. Брошь часто представляет собой круг, а серьги-шары вы увидите среди украшений у самых разных народов (дозревших до металлообработки). Кстати, именно к примитивной, туземной теме направляют модные сегодня двойные серьги-шары Mise en dior.
Издавна люди пользовались всевозможной галантерейной «мелочью» — круглые застёжки-фибулы, браслеты, закрепляющие рукава, различные обувные пряжки. Чисто утилитарные предметы имели, как правило, простую форму и декор. В таких украшениях ясно читались элементы геометрии: ломаная или волнистая линии, симметричные или несимметричные геометрические формы вставок, металла, или того и другого. Геометрия аксессуаров в те времена была продиктована скорее потребностью в простоте изготовления, чем фантазией мастера.
В древности золотых дел мастер извлекал уроки геометрии в разное время из разных ситуаций. В неживой природе это диски солнца и луны, линии волн, горные вершины, пещерные кристаллы…
Живая жизнь несёт симметрию, иногда и прото-орнамент. Чего стоят окрасы шкур животных, узоры крыльев бабочек, форма и цвет птичьих перьев и узоры змеиных шкурок.
Художник работает, совершенствуя приёмы. И вот уже творец барокко и рокайля буйным растительным орнаментом и каскадом арабесок отправляет мать-природу отдыхать в уголке! Позднее мастер ампира, конечно, знал меру (не чуждаясь благородного меандра и пальметты). Ювелирные творения эпох барокко, рококо и ампира были как никогда далеки от «чистой геометрии», максимально впитывая в себя красоту окружающей «живой» жизни:
Ювелирная геометрия: зарождение стиля
«Геометризм» как целенаправленный ювелирный замысел появился, пожалуй, в период авангардизма и ар-деко. Эстетизация механизмов и машин ввела в моду вызывающе-геометрические, порой асимметричные украшения. Абстракция и «игры разума» оказались важнее, чем доминировавшая в эпохи барокко и рококо чувственность. Возник спрос на новые отстраненные формы, способные выразить ощущения от новой эпохи.
Где же граница, разделяющая просто украшения «какой-нибудь формы» и изделия «в геометрическом стиле»? Например, в модных сегодня украшениях в стиле минимализма тоже часто используются геометрические мотивы.
Если в кольце овальной формы с квадратным камнем-вставкой вы в первую очередь замечаете гармонию и основательность, скорее всего это классический стиль. Но если первое на что вы обращаете внимание — геометрические фигуры, от простых и лаконичных (круг, квадрат, треугольник) до более сложных и несимметричных, скорее всего перед вами стиль геометрический. Автор намеренно делает акцент на формы, складывая из них свой рассказ и направляя ваш взгляд от «внешнего» к «внутреннему».
Для примера нам потребуются чисто геометрические украшения. Те, в которых геометрию не теснит орнаментом ботаника и зоология:
Проявления геометризма: от экстремального до гармоничного
Геометрия – это наука о линиях, фигурах, телах. Вооружаясь этими понятиями, можно описать и «геометрические» ювелирные изделия.
Скажем, фигура квадрата. В этом украшении квадратные воздушные рамки организуют коридор перспективы, где точкой схода служит драгоценный камень. Данный комплект — прекрасный пример симметричного «геометризма» в ювелирных украшениях. Оправа из функционального элемента превратилась в главный художественный акцент:
Далее – колье, настоящее «геометрическое тело», даже — ансамбль тел. Отнести это колье к стилю примитивизм не поднимается язык, так ладно и аккуратно сложены эти тела:
Приведем в пример ещё одно подобное колье в комплекте с треугольными серьгами, уже симметричное и с фактурой «под чеканку»:
Сегодня встречаются и 3D-геометрические украшения, временами вполне привлекательные. При взгляде на серьги на втором снимке представляешь себе вращение параболы. Хотя бывают дизайн-решения(фото 3), где геометризм едва не переходит садо-мазохистскую грань:
И как приятно вернуться к простым дискам из золота — совсем как в нерушимом Древнем Египте:
Но есть те, кто не ищет простых решений. Геометрия на грани конструктивизма, асимметрия, ломаные линии — это «острая форма» геометризма в ювелирных изделиях. Сыгранность вставок разных цветов, оправ разного способа закрепки и золота разных оттенков придают этому комплекту экстравагантный артистизм:
А вот пример монументального геометризма — колье «Гизехский сфинкс» по эскизу уральского ювелирного дизайнера Елены Опалевой. Такое украшение — залог полного доминирования всеобщим вниманием на любом торжестве. Если, конечно, привычка не гнуть шею усвоена с детства:
Модный сегодня тренд на ювелирный минимализм — тонкие лаконичные украшения — часто сопровождается геометрическими элементами как основой дизайна (в примерах — украшения брендов Чулан-чемодан и Vaganova):
Очевидно, что мужские галстучные зажимы, запонки, кольца-печатки более всего располагают к геометрическому стилю. Но в украшениях женских геометрические фигуры умножаются, соединяясь в колкое изящное кружево. Такие драгоценности универсальны — как, в общем, и сама геометрия:
Автор: Эльвира Свиридова – специально для ЮВЕЛИРУМ
ЮВЕЛИРНЫЕ ТЕХНИКИ И СТИЛИ | Украшения — классика | Ювелирный стимпанк
Ювелирные барокко-рококо-классицизм-ампир | Ювелирные изделия — викторианство | Ювелирный модерн — ар-нуво | Стиль ар-деко и украшения | Ювелирный авангард | Ювелирный примитивизм | Украшения в этническом стиле | Винтажные украшения
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: