Серьги с синтетическим опалом, ИзраильЕще менее 100 лет назад все было просто — производить синтетические камни тогда не умели. Знать и богатые люди украшали себя ювелирными изделиями со вставками из драгоценных камней природного происхождения. Менее богатые — довольствовались украшениями попроще, где вместо природного драгоценного камня могла присутствовать его стеклянная имитация, либо камень из менее ценной категории — например, поделочный. Тем не менее, имитации драгоценных камней определялись ювелирами «на глаз», обмануть кого-либо было сложно, и владение «настоящими» драгоценными камнями считалось признаком статуса их обладателя.

Ситуация изменилась в середине 20 века (хотя первые «признаки будущего» проявились еще в веке 18-м, с изобретением страз, имитирующих бриллианты). Открытие технологий синтеза ювелирных камней сделало драгоценные камни доступными практически всем.

Что такое синтетический ювелирный камень, и каковы его свойства?

Синтезированный драгоценный камень — это полный аналог природного, но — созданный искусственно в лаборатории или на фабрике. Этот камень по своей структуре, химическим и физическим свойствам полностью идентичен природному аналогу. Так, синтетический рубин будет по праву считаться именно рубином, а не его имитацией (подробнее о том, как проверить настоящий ли камень).

Про эти камни еще говорят — «выращенный ювелирный камень», потому что технологии иногда буквально имитируют природный процесс создания камня. Камень рождается и растет в тех же условиях, как бы это было в природе, но только значительно быстрее — благодаря современным технологиям и воздействию специальных факторов. Первоначально, подобные технологии и оборудование были едва ли не более дорогими, чем стоимость природного камня с учетом затрат на его добычу. Однако, с усовершенствованием процесса стоимость создания искусственных ювелирных камней постоянно падает.

Для чего люди стали производить синтетические драгоценные камни?

Мы нашли четыре основные причины, «кому все это нужно». Ювелирные камни выращивают лабораторным путем, чтобы:

  • Сделать менее дорогими украшения из драгоценных камней — чтобы они стали более доступны, и вырос объем продаж
  • Добиться совершенства камня (максимальной его чистоты и насыщенности цвета) — ведь природа не всегда создает их идеальными
  • Заменить исчезающие природные камни (из истощаемых месторождений) их искусственными аналогами
  • Подделывать драгоценные камни

Как и всегда в жизни, часть мотивов выглядят вполне благородно, другие же — к сожалению — открывают путь мошенничеству и соблазнам.

Таким образом, по целям и применению созданные руками человека ювелирные минералы можно разбить на 4 группы::

  1. Синтезированный камень — полный аналог природного камня- «тёзки», повторяющие их структуру и химический состав (искусственный алмаз, изумруд, и так далее).
  2. Камни, имеющие природные, но не ювелирные аналоги, повторяющие структуру и состав оригинала, но с улучшением внешнего вида. Их применяют как имитацию ювелирных камней (пример — искусственный муассонит, который создан по аналогу с крайне редко встречающимся природным муассонитом «метеоритного происхождения», который, в свою очередь, был крайне похож и даже блеском превосходил бриллиант).
  3. Новый вид камня, не имеющий природных аналогов, и существующий только в искусственном виде (пример — фианит, который иногда считают «искусственным бриллиантом», но на самом деле он таковым не является).
  4. Синтетические минералы, которые называют именами традиционных ювелирных камней (бирюза, лазурит и т.д.), но которые имеют совершенно другую структуру и свойства, и похожи на них лишь внешне. Правда, в данном случае, нам кажется, так называть искусственные камни все-таки некорректно — это вводит в заблуждение.

Группы 1 и 2 можно назвать синтетическими аналогами природных камней, а группы 3 и 4 — скорее, их имитациями.

История появления синтезированных ювелирных камней

Археологи обнаружили, что еще в Древнем Египте (3 тысячи лет до нашей эры) применялись украшения с цветными стеклами, заменявшими драгоценные камни. Аналогичные имитации были в обычае также и в Древнем Риме.

Однако, настоящие аналоги природных камней впервые появились только в 19 веке, когда технологии позволили это сделать. Первым оказался французский ученый — химик Вернейль. В 1892 году он смог разработать синтетический камень — рубин. Его метод вскоре стал применяться в промышленности, и с рубина перешел на другие камни — сапфир, шпинель и так далее.

Далее, техника выращивания монокристаллов различных минералов только совершенствовалась. Появились другие, более прогрессивные способы получения синтетических аналогов камней — изумруда, кварца, александрита. Были разработаны и совершенно уникальные кристаллы, не имеющие природных аналогов — например, ИАГ или фианит. Постепенно стоимость производства искусственных ювелирных камней снижалась, делая технологии более доступными. Сейчас лаборатории и фабрики по производству синтетических драгоценных камней существуют по всему миру, включая Россию.

Пример украшения с цветными стразами Сваровски А что касается аналога бриллианта (правда, относимого скорее к имитации, чем к минералу с аналогичной структурой), то здесь первым оказался изобретатель знаменитых «страз».  В 1758 году Иозиф Штрасс, химик из Австрии, придумал способ производства стеклянного сплава, который отлично обрабатывался. Получив название «стразы», это вещество, играющее гранями, стало отличной заменой бриллианта и быстро вошло в моду. Добавляя по разработанной им же технологии в шихту специальные компоненты, ученые смогли получить очень красивые имитации рубина, сапфира и других самоцветов.

КАТАЛОГ ЮВЕЛИРНЫХ КАМНЕЙ | ПРИРОДНЫЕ ЮВЕЛИРНЫЕ КАМНИ — справочник

Источники происхождения драгоценных камней: (природные, имитация, синтезированные, облагороженные) | Как определить настоящий камень или синтезированный? | Ювелирные камни — способы имитации | Облагораживание ювелирных камней | Фианиты и стразы | Популярные способы облагораживания камней