Наш отчет с мастер-класса Александра Васильева об истории ювелирных украшений

16 апреля в Москве состоялся мастер-класс известного историка моды Александра Васильева. Тема лекции — «Ювелирные украшения. История и актуальные тренды» непосредственно связана с тематикой нашего портала «Ювелирум», поэтому мы были просто обязаны принять в ней участие. (Читайте также нашу статьи о художественных стилях и украшениях:

image.php

Слушать Александра Васильева было крайне интересно! Потрясающей эрудицией этого профессионала можно только восхищаться. Лекция об истории украшений превратилась в настоящее путешествие по векам с множеством иллюстраций и ярких деталей о разных эпохах. Мы для себя узнали много нового, и заодно повторно «прошли» краткий курс школьной истории. К сожалению, поделиться всем материалом совершенно невозможно – для этого нужно лично прийти на лекцию. Но мы все же постараемся рассказать вам самое интересное!

Полезные детали с мастер-класса

Происхождение слова «ювелирный»

Слово «вышло» из Европы (jewelry), но корень «юв» — это измененное «юд» — то есть еврей. Вероятно, ювелирное искусство имело значение «еврейских штучек» из-за того, что самыми признанными мастерами почти везде были представители именно этого древнего народа, кочевавшего из страны в страну вместе со своими ювелирными станками.

О жемчуге

жемч1Натуральный жемчуг имеет органическое происхождение, а потому – конечный срок жизни. Его надо носить. Если не носить, то он будет высыхать гораздо быстрее. Он любит кровь и пот. Очень эффективный способ быстро «оживить» тусклый жемчуг – это положить его на ночь между двумя кровавыми бифштексами. Рассказывают, что царица Александра Федоровна (жена царя Александра 2го) имела специфический едкий пот, от которого портились ее жемчуга. Чтобы восстановить украшения к следующему дню, с ней ездила специальная крестьянка, работа которой заключалась в том, чтобы спать в жемчугах царицы. Кроме того, особо редкие жемчужины для их оживления давали склевывать петухам, а спустя время извлекали после «переработки» внутри петуха:).. Жемчуг не любит шампанского и любые другие шипучие напитки, уксус.

О вкусах жительниц России

Русские женщины переняли любовь к крупным броским украшениям (многочисленные большие перстни на пальцах, крупные цепи и т.д.) вовсе не с Востока. Эта традиция пришла из Европы 15 века (см. ниже эпоху Ренессанса и великих открытий) – во многом из Германии. Европейская знать пользовалась доступностью привезенного из Америки золота, и ношение массивных украшений отличало представителей богатых сословий. «Избыточный» вкус так и не оставил нашу нацию).

О кораллах

коралл1Коралл в средневековой Европе считался детским украшением. Во времена отсутствия антибиотиков люди верили, что коралловые бусы и браслетики защищают детей от опасных инфекций.

Об опалах

Опалы считались траурными камнями, по примете – к слезам. Их предпочитали вдовы, которые хотели себя украсить, но не хотели чтобы камень блестел.

Бриллианты, другие камни и правила хорошего тона

Бриллианты – это вечерние и зимние камни. По правилам хорошего тона, их не принято носить летом, и днем до 17:00. Более того, бриллианты гораздо выигрышнее смотрятся в вечернем желтом освещении. Камни – делились в 19 веке (и до сих пор это считается хорошим тоном) на девичьи и для замужних женщин. Девичьими считались: бирюза, кораллы, мелкий жемчуг, эмаль (не ограненные, не богатые камни). Для замужних дамбриллианты, изумруды, топазы, сапфиры с огранкой. Цветные камни носили до 5 часов, бриллианты – только после 5-ти.

Как называют комплекты украшений

Парюра – правильное профессиональное название изготовленных в одном стиле комплектов ювелирных украшений. В ювелирном искусстве не должен использоваться термин «гарнитур»! Гарнитур — это румынская мебель:).

Заметки об истории ювелирных украшений

АНТИЧНАЯ ЭПОХА
  • Первыми оценили «магию золота» древние египтяне – примерно 3000 лет назад. Примерно тогда и появилось впервые ювелирное искусство. Египтяне предпочитали «фигуративные» узоры – животные, цветы, божества. В своих ювелирных изделиях они использовали также камни – но только полудрагоценные – ляпис-лазурит, бирюзу, красный агат (сердолик).
  • Древние греки делали золотые украшения в технике филиграни (которая до сих пор популярна в России и странах Средиземноморья). Именно в Греции впервые появился такой вид украшений, как золотые цепи. Древние греки изготовляли красивые серьги – обычно в виде колец с изображением богинь либо голов животных (лошади) или масок.
  • Совершенно новые, отличные от фигуративно-древних, ювелирные традиции были привнесены варварами-кочевниками, в итоге захватившими Римскую империю в 5 веке. Украшения варваров отличали геометрические формы и цветное стекло на золотых изделиях вместо полудрагоценных камней (один из любимых цветов – темно-синий). Никто не знает, где и когда они научились ювелирному ремеслу — по одной из версий, эти украшения остались от исчезнувших античных государств (например, Атлантиды).
 ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  • Во времена существования Византийской империи (в том числе в Риме и Греции) проявилась традиция использования винтажных элементов в ювелирном искусстве, таких как камеи (каменные профиль или анфас – изображение человеческой головы, фигуры, военных сценок и т.д.). Намного позднее камеи еще не раз войдут в моду и будут использоваться в самых разных сочетаниях материалов.  Кроме того, византийское ювелирное искусство славилось активным использованием драгоценных камней – сапфиров, изумрудов, полудрагоценных аметистов. Камни в Античную эпоху и эпоху Средневековья еще не умели огранять, и в украшениях тех времен можно увидеть исключительно отшлифованные кабошоны (круглые или овальные гладкие поверхности камней). Широко также применялся морской жемчуг.

  • 12-13 века – готический стиль в Европе. В это время в стилистике изделий появляется известная многим лилия, похожая на королевскую корону.
  • Украшений готического стиля до наших времен могло и не дойти, так как их позже переплавляли для изготовления новых. Но «помогли» многочисленные эпидемии чумы – жертв хоронили прямо в украшениях, и грабители не рисковали разорять эти могилы
РЕНЕССАНС И ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ
  • В это время испанцы открывают пути в Африку, Америку и Индию. В Италии появляется большое количество жемчуга из Цейлона, из Америки везут также огромное количество золотых божков, отнятых у ацтеков, и переплавляемых на золото. Из этого обильного количества золота выплавляются огромные золотые цепи, которые быстро входят в моду среди знати. Многие портреты немецких или английских королевских особ легко опознать по принадлежности к данной эпохе – благодаря свисающим тяжелым цепям. Популярны также массивные перстни в больших количествах, которые только могут поместиться на пальцах.

  • Флорентийская вариация Ренессанса отличалась таким украшением, как ювелирная золотая сетка с вкраплениями жемчуга. Этот прием позже переняли многие королевские особы.
  • Для ювелирной традиции 16 века характерны флаконы духов в виде раскрытого апельсина – с разными маслами в каждом из лепестков. Поскольку часто мыться было не принято, масла использовались очень активно.
  • В эпоху Ренессанса впервые появляются броши с черными камнями – неограненными алмазами. Эту идею быстро подхватили французы, создав неповторимый «рафинированный» стиль – вместо массивных золотых цепей – украшения в черных алмазах. Алмазы и жемчужины стали считаться самыми изысканными украшениями того времени.

СТИЛЬ БАРОККО
  • Происходит отход от античных мотивов (с фигуративными изображениями). Как характерный элемент стиля барокко, в моду входит новый тип украшения – стилизованный бант с ограненными камнями. В это время ювелиры научаются огранке камней и алмазов. Кроме того, серебро часто начинают предпочитать золоту. Широко используются драгоценные камни – рубины, топазы, сапфиры. Ограненными бриллиантами отделывают мантии, пряжки и другие элементы одежды. Появляется новый модный тип украшения – Эгрет (торчащее вверх перо или какое-либо другое украшение, прикрепляемое к женскому головному убору или прическе). Эгреты часто отделывают сочетанием красного коралла и голубой бирюзы – это считается изысканными цветами.

  • В 17 веке характерны украшения-щитки для женских корсажей (стомакеры). Также популярны оправы для книг – евангелия и библии, буквально осыпанные камнями. Огромные броши с голубыми и розовыми камнями. Возвращаются эмали.
СТИЛЬ РОКОКО
  • 18 век называют «веком бриллиантов». Для серег характерны крупные бриллиантовые «слезы» весом более 5 карат.  Отличительный признак бриллиантов 18 века – это тонкость работы, и использование серебра для обрамления камней.

  • Для стиля рококо часто характерна асимметрия.
  • Шатлен (короткая широкая цепочка к мужским часам, которая носилась на поясе) – характерное украшение того времени.  Популярное женское украшение – сотуар – длинные нити жемчуга для высоких причесок. Их можно носить не только в прическе, но и на платье, закрепляя конец брошью.
  • В эпоху рококо появляются первые имитации столь популярных ограненных бриллиантов:
    • Кварц (горный хрусталь)
    • Стразы
  • В 18 веке очень моден камень гранат. Гранаты привозили из Чехии (Богемии).
ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
  • Роскошь временно становится не в моде. Из характерных украшений появляются тонкие серьги-кольца в уши и тонкие золотые цепочки на шею («рабские»).  Также модный вид украшения – «эгломизе» (живопись по стеклу с обратной стороны в виде черных силуэтов на желтом фоне).

  • В 19 веке ювелиры также начинают применять новые материалы, такие как граненая сталь
СТИЛЬ АМПИР
  • По окончании наполеоновской войны входят в моду украшения из плетеных волос родственников и близких (изначально как траурные украшения), часто с профилем самого родственника.
  • В моду входят «парюры» (набор ювелирных украшений, подобранных по качеству и виду камней, по материалу или по единству художественного решения). Сейчас этот термин заменен на более привычный «комплект».
  • Становится также модной римская мозаика из Италии – медальоны в золоте на цепочках, с видами городов из кусочков цветной смальты.
  • Появляются варианты замены (имитации) золота – такие как
    • понпон (позолоченная латунь)
    • пинчбек (сплав желтого цвета)
  • Снова в моде камеи, но меняется техника изготовления. Появляется удешевленный вариант из глины. А также в Германии изготавливаются чугунные камеи в золоте.

Узнайте больше:

 

Поделитесь статьей с друзьями

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Мы разместим ваш комментарий сразу, как только он пройдет анти-спам проверку. Это может занять некоторое время - просим терпения). Введите ваш e-mail (его увидим только мы), чтобы получать оповещения о поступивших ответах на ваш комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.