Вероятные направления: какие темы выбрали дипломники из РГУ Косыгина
Впервые у нашего портала появилась возможность познакомить вас с выпускниками еще одного ведущего московского вуза, ориентированного в том числе на ювелирный дизайн. Это — РГУ имени А.Н.Косыгина. Анна Пинчук, старший преподаватель кафедры искусства костюма и моды (направление «Художественное проектирование ювелирных изделий») и одновременно — руководитель дипломных проектов, представила выпускников-2018 и их работы на своей странице в фейсбуке, а мы получили разрешение поделиться рассказом и фотографиями.
Ниже — обзор коллекций четырех выпускников, защитивших свои дипломные проекты на «отлично». Подготовленные студентами описания концепций мы приводим с минимальными сокращениями. Насколько нам известно, в этом обзоре пока что отсутствует еще один выпускник, чьи работы будут опубликованы позже — прямо сейчас они готовятся к выставке. Мы постараемся дополнить обзор как только появится возможность.
Маргарита Трубченко. Коллекция «Mobile»
«Mobile» в переводе с латыни означает «Подвижная». Девиз коллекции — «Desipereinloco», что так же в переводе с латыни означает «Безумствовать там, где это уместно». Источником и основой для дизайна послужили формы паровых механизмов и детали старинных локомотивов. Заимствованные стилизованные элементы в таких украшениях представляют атмосферу паровой эпохи.
Задача коллекции «Mobile» — создать ощущение движимых, подчиняющихся друг другу модулей в общей механичной системе, ощущение косвенной принадлежности к периоду технического прогресса. Всё это позволило сформировать концепцию коллекции «Mobilesinmobile» — «Подвижное в движимом». В эту концепцию заложена идея символа движения, не только физического, но и метафоричного: скоротечное движение времени, скорость развития, поиск верного пути.
Всё это равнозначно феномену парового механизма и паровозов на железной дороге, где паровоз – средство, с помощью которого можно достичь желаемого пункта жизни, применяя различные механизмы и рычаги, работающие со своей скоростью. А железная дорога – путь, который для всех представляется разным – гладкий и чистый, шероховатый, заржавелый, прерывистый, крепкий – что отображено на фактуре изделий.
«Образ носителя» — представитель господствующего сейчас поколения, «поколения Y», миллениал 19-30 лет. Миллениал стремится к самореализации путём безграничных возможностей настоящего времени, выражает свою индивидуальность, при этом постоянно соревнуется с такими же как он.
Благодаря выбранному источнику, дизайн коллекции «Mobile» напоминает стилистику стимпанка, который как жанровое направление сформировался в конце 1960-х годов. С характерным антиутопическим настроением и грубыми механизированными чертами, стимпанк представляет собой моду периода промышленного переворота и технического прогресса в Европе. А среди молодёжи, как модное течение, он вырос в самостоятельную субкультуру в конце 1990-х годов.
Коллекция состоит из промышленного и авторского блоков. В промышленном из материалов выбраны серебро 925, чернёное и патинированное, фианиты, аквамариновые и кварцевые бусины. Преобладают одинаковые модули разных размеров, гармонично подобранных друг с другом. Очень простые в массовом производстве, так как детали построены в программе Rhinoceros, и отлиты в нужном количестве. В авторском блоке представлены изделия с комбинированием таких материалов, как чернёное серебро, силиконовые трубки, окрашенный мрамор, турмалиновый кварц, хрусталь, фианиты. Такие украшения понравятся людям с нестандартным вкусом, которые находятся в постоянном поиске незаурядных редких вещей.
Анна Попова. Коллекция «Образ Маргариты»
Коллекция ювелирных украшений создана по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и называется «Образ Маргариты». Девиз: «Истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы!».
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» относится к тем глубоким и бессмертным произведениям, в которых поднимаются вечные неизменные вопросы бытия. С помощью образа главной героини, Маргариты, в романе раскрывается в том числе тема проблема выбора жизненного пути и последствий этого выбора.
Задача коллекции — попытаться через описанные Булгаковым и возникающие ассоциативно образы наглядно показать красоту человеческой личности, ее трансформацию и раскрытие благодаря сделанному выбору.
Еще одним источником вдохновения послужила экранизация романа режиссером Владимиром Бортко в 2005 году, в том числе актриса Анна Ковальчук, исполнившая роль Маргариты. Ее внешние данные также повлияли на образ коллекции.
Еще до создания романа в мире искусства царствовал стиль модерн, из которого впоследствии образовался стиль ар-деко. Оба стилистических направления прочно укоренились во всех сферах искусства, и являются актуальными и сейчас, спустя 100 лет. Коллекция проектировалась с помощью стилистических приемов, характерных черт и форм вышеназванных стилей, что позволило создать проект, выполненный в едином стиле, соответствующем духу времени создания романа с учетом требований и тенденций современной моды.
Была поставлена цель с помощью разнообразных особенностей художественных стилей изобразить состояния героини, передать красоту правды, разнообразие и развитие человеческой личности.
Вся коллекция является авторской. Она ориентирована на людей, относящихся по доходам к среднему классу и чуть выше. Ювелирные изделия коллекции предназначены для ношения в качестве вечернего или праздничного варианта дополнения костюма.
Коллекция состоит из трех смысловых блоков. Первый и второй блок выполнены в стиле арт-деко, так как действие романа происходит в начале 30-х годов и большинство предметов гардероба героини в телесериале принадлежат данному модному направлению. В третьем блоке четкая геометрия арт-деко превращается в плавные S-образные линии модерна, способные более точно передать природные мотивы и мистическую первобытную составляющую.
Первый блок. Первая встреча
Несмотря на внешнее благополучие, героиня одинока и несчастна. Булгаков пишет: «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы». «И эти цветы отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто». Она выглядела как будто болезненно с «…необыкновенным, никем не виданным одиночеством в глазах!»
За основной творческий источник взяты желтые цветы — мимозы, которые несла Маргарита, в сериале. Цветы стилизованы в соответствии с основными характерными законами и чертами, свойственными стилю арт-деко. Основной акцент сделан на четкие геометрические формы и симметричную композицию.
Второй блок. Любовь Мастера и Маргариты
Описывая любовь, Булгаков пишет: «Любовь выскочила перед нами… и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» «Когда кончились грозы и пришло душное лето, в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы.» «…осыпавшиеся красные лепестки на титульном листе…»
Этот блок, посвященный любви Мастера и Маргариты, выполнен в стиле арт-деко с соблюдением основных особенностей стилевого направления: как бы ни была сильна любовь между героями, они вынуждены были бороться с обществом, окружавшим их. За основной творческий источник взяты розы. Цветы, символизирующие любовь и не раз упоминаемые в романе. Ювелирные украшения этого блока выполнены из серебра со вставками из розовых сапфиров и топаза.
Третий блок. Озеро. Посвящение Маргариты. Ведьмы, русалки и Маргарита
Все источники формы в данном блоке стилизованы в соответствии с основными законами и чертами, свойственными стилю Модерн. Ведьмы и русалки являются воплощениями самой магии и непосредственно в мир магии Маргарита попадает, прибыв на озеро. Она проходит посвящение и перестает быть человеком.
Маргарита — собирательный образ из ведьм и русалок. Булгаков описывает эту сцену так:
«Маргарита прыгнула с обрыва вниз и быстро спустилась к воде. Вода манила ее…» «Лишь только Маргарита коснулась влажной травы, музыка под вербами ударила сильнее, и веселее взлетел сноп искр из костра.» «Нагие ведьмы, выскочив из-за верб, выстроились в ряд и стали приседать и кланяться придворными поклонами…» «В лунном пылании растворились улетевшие ведьмы. Костер догорал, и угли затягивало седой золой…».
За основной творческий источник в этом блоке берутся вербы и чертополох. Вербы неоднократно фигурируют в романе при описании сцен с ведьмами, а чертополох является растением, что можно легко встретить в дикой природе.
Русалок Михаил Афанасьевич описывает следующим образом: «Прозрачные русалки остановили свой хоровод над рекой и замахали Маргарите водорослями, и над зеленоватым берегом простонали далеко слышные их приветствия…» «Русалки доплясали свой танец в лунном свете и растаяли в нем…» В качестве творческих источников для передачи образа русалок взяты водоросли. Эти водные растения лучше всего ассоциируются с русалками. Ювелирные изделия третьего блока выполнены из серебра, со вставками из белых и синих сапфиров, перламутра и жемчуга.
Екатерина Воробьева. Коллекция «Вероятные направления эволюционно развития представителей класса насекомые»
Коллекция основана на образах представителей класса «насекомые» в природе. Цель работы — создать ювелирные украшения, в которых образы насекомых не были бы забиты сильной стилизацией, но которые в то же время не были бы точной копией источников вдохновения.
Вся коллекция поделена на 4 блока согласно 4 конкретным видам насекомых. В каждом блоке представлены промышленные и авторские изделия.
У каждого изделия есть своя история, свой маленький источник вдохновения. Это не копии существующих видов, а переработка их внешнего вида, попытка представить, как они могут выглядеть через миллионы лет, какое у них будет окружение, как они будут жить.
Коллекция выполнена с использованием современных технологий в сочетании с ручным трудом. Некоторые части были выполнены при помощи 3-D технологий, некоторые — только с помощью ручного труда.
Материалом для изготовления украшений послужило серебро 925 пробы с вставками драгоценных камней, фианитов, хризолитов, корундов, аметистов и александритов.
Сложно точно описать носителя, так как мы живем в эпоху эклектики. Но эта коллекция создана для смелых девушек и женщин, не боящихся этого мира таким, какой он есть, прекрасным и ужасным одновременно.
Юлия Лебедева. «Коллекция женских ювелирных украшений на основе древнерусского искусства и космической эстетики»
В основе коллекции — синтез форм, традиционных для древнерусского прикладного искусства, и элементов, свойственных космическому стилю. На первый взгляд может показаться, что такие творческие источники не имеют между собой ничего общего, но так только кажется. Своими верованиями и образом жизни наши предки были намного ближе к космосу, чем мы сейчас со всеми нашими космическими технологиями и полетами. Возможно, именно внутренняя тяга к звездам, доставшаяся нам от предков и заложенная где-то на подсознании, толкает нас к новым открытиям.
Основной идеей коллекции стало объединение вещей, воплощающих космос и устройство вселенной для славян, с теми вещами и смыслами, которые отражают наше сегодняшнее отношение к космосу и представления о нем.
Сегодня все то, о чем наши предки могли только мечтать, становится реальностью. Технический прогресс настолько стремителен, что в период всеобщей глобализации легко утратить свой национальный стиль. Очень важно суметь сохранить наследие предков и передать его потомкам.
Данная коллекция не ориентирована на определенную возрастную группу. Ориентация коллекции идет, прежде всего, на девушек и женщин с определенным мышлением, ценностями и взглядами на жизнь. Это дамы, для которых важна не только форма, но и заложенный в ней смысл.
Изделия универсальны, комплекты трансформируются, что позволяет носить одно украшение несколькими разными способами.
Данный комплект создан на основе древнерусских колтов. Изделия имеют съемные швензы, что позволяет носить украшение и как серьги и как привески (колты).
Универсальность коллекции обусловлена не только функциональностью, но и широким кругом захватываемых интересов. Благодаря своим древнеславянским корням украшения придутся по вкусу ценителям трендовой этники. Космическая составляющая делает коллекцию привлекательной в глазах людей, отдающих предпочтение минимализму и конструктивизму, который также сейчас в тренде. Наряду с этим, использование нестандартных материалов привлечет внимание нестандартных девушек, желающих быть «не как все» и любящих ловить на себе взгляды окружающих.
Вместе с тем данные украшения не только подчеркивают индивидуальность и уникальность своей обладательницы, но заключают сакральный смысл, выполняя обереговую функцию.
Материалом для изготовления украшений послужило серебро 925 пробы со вставками природных и синтетических камней, таких как: флюорит, нефрит, аметист, лунный камень.
Коллекция отчасти экспериментальна. Это попытка представить и воплотить то, к чему мы можем прийти через не один десяток лет, когда границы между искусством и техникой окончательно сотрутся. Все эти украшения символизируют неиссякаемый интерес человечества к необъятным просторам вселенной и вечное стремление к звездам.
Обзор курсовых коллекций-2018 по итогам первого года обучения на «Ювелирном дизайне» БВШД | Обзор дипломных коллекций выпускников-2018 «Ювелирного дизайна» БВШД
Репортаж с выпуска-2017 первого курса «Ювелирный дизайн» БВШД | Где обучиться на ювелира — подборка вузов и школ
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: