Цвет дает жизнь. Дизайнер Алиса Лециус о себе и современном искусстве

Недавно прошедшая в Москве выставка «Ретрофутуризм» (наш анонс) напомнила о том, что в нашей стране пока мало кто слышал о «современном ювелирном искусстве». Парадокс в том, что сами художники-ювелиры, представляющие современные направления искусства, у нас есть. Некоторые из них успешно развивают свои марки и участвуют в международных выставках.

Как работается на рынке, которого нет? Мы поговорили об этом с участницей выставки «Ретрофутуризм» и ряда европейских выставок Алисой Лециус — молодым, но уже известным автором из Санкт-Петербурга.

Алиса, расскажите, как вы стали создавать украшения?

Алиса Лециус

Алиса Лециус

По образованию я лингвист-филолог. С детства грезила дальними странами и мечтала разговаривать на иностранных языках.

Любила рисовать, была очень творческим ребенком — тем более что мой папа-художник-реставратор, мама-музыкант. Но когда меня, как и всех детей, спрашивали, кем хочу быть, я не знала что ответить.

Когда учеба закончилось, поняла, что лингвистика — не совсем мое. Не хватало свободы самовыражения и «полета фантазии». В какой-то момент захотелось создавать украшения своими руками — видимо, гены взяли свое.

Осенью 2009 году я сделала свои первые украшения из полимерной глины. Они имели успех, что меня еще больше вдохновило. Почему-то не было ни малейших сомнений, что все получится. Наоборот, казалось, что занималась этим всю жизнь.

Я понимала, что предстоит много трудиться. В этом же году оставила офисную жизнь, чтобы посвятить себя любимому делу.

Если сравнивать мои первые работы с сегодняшними, то конечно, видна колоссальная разница — они совсем другие.

Они еще и очень разные. Как вы освоили такие непохожие по свойствам металлы — латунь, титан, серебро, медь? 

Работе с металлом меня научил Юрий Былков, мой учитель. Это была огромная удача — восхищена его талантом.

В остальном же я самоучка. Мне нравится изучать новое, исследовать незнакомое, пробовать и экспериментировать.

Результаты мы видим самые неожиданные, но при этом ваши работы узнаваемы. Как выглядит ваш творческий стиль?

Нет четких правил, которым следую. Да и существуют ли они? Но есть то, что меня характеризует как художника.

Цвет. Я считаю, что цвет дает жизнь.

Еще я стараюсь мыслить объемно — в трех плоскостях. Сочетать несочетаемое.

Не люблю долгую обработку и идеально ровные изделия. Лучше, когда формы естественные. Я точно не сторонница «геометрии»!

Люблю, когда стерты границы и нарушены правила. Пусть изделие говорит само за себя.

И — в каждое украшение вложен свой смысл и частичка души. Это мой способ отображения жизни.

    

Откуда берутся идеи украшений, и особенно — вот этот радостный настрой, который, нам кажется, у вас всегда присутствует?

Часто люди спрашивают, что меня вдохновляет. Я всегда отвечаю – жизнь! Самые обычные вещи или явления. Бумага, ткань, оттенки воды, неба, погода, человек, запах, материя, трубы, еда… да все что угодно!

Работаю всегда только в хорошем настроении. Тогда и изделия получаются легко и с позитивной энергетикой, а это очень важно!

Мое творчество – это моя медитация, мое любимое чадо, моя жизнь. Время, когда чувствую себя счастливой и умиротворенной. «Найди себе работу по душе и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни» — это действительно так. Важно именно проживать каждый момент, каждый миг жизни, тогда ощущаешь ее по-настоящему. И важно слышать свое сердце.

Алиса Лециус  

У вас есть ориентиры среди коллег по творчеству?

Конечно. Cреди европейских ювелирных дизайнеров современности меня вдохновляют Karl Fritch, Nora Rochel, Jillian Moore. А среди наших очень нравится German Kabirski.

Как называется направление современного искусства, в котором вы работаете? Его вообще можно как-то определить?

Из художественных стилей мне близок авангард — современное видение уже, возможно, устаревшего. Эта тема и была раскрыта на выставке «Ретрофутуризм».

Броши «Здесь и сейчас» и «Час триумфа», представленные на выставке «Ретрофутуризм»

Работа Алисы Лециус      Работа Алисы Лециус

По поводу общего направления.. Думаю, тут нет никаких особых терминов или определений. Хотя все чаще мы слышим фразу «Contemporary jewelry» («современное ювелирное искусство»).

Я не сторонница придерживаться каких-то определений. Мыслю вне рамок. То, что я создаю — идет из меня. Это то, как я вижу и чувствую мир. А эксперимент он и есть эксперимент.

Наверное, смысл современного искусства как раз в том, чтобы по-новому «подать» идею. В чем-то нарушить правила или вообще отказаться от них. Сделать так, как чувствуешь ты, а не так как «положено». Наделить смыслом изделие, не думая о том, насколько он «носибельно». Все равно найдется «свой» человек для этого украшения.

На Западе современное искусство больше распространено в том числе и благодаря специализированным выставкам, которые пока не «выросли» у нас. Был ли у вас опыт участия в каких-то из них?

В этом году я была в Бухаресте (Румыния) на выставке Autor13. В Барселоне также была экспозиция – проект от Grupo Duplex, где была представлена моя брошь и напечатана в каталоге:

LTb2zq1WqlI

На знаменитую испанскую выставку JOYA я в этом году не успела попасть. Но пока была в Барселоне, заглянула и туда — увидела много интересного и вдохновляющего, познакомилась с интересными людьми, встретила своих знакомых.

Еще один из международных проектов, где я участвовала, называется «The Contemporary Jewellery Exchange». Вас объединяют в пары, и вы должны сделать украшения друг для друга, причем они должны иметь что-то общее по стилю или ощущениям. Я работала в паре с девушкой с Балеарских островов и сделала для нее необычную брошь, а она для меня – кулон-брошь. И потом нам надо было обменяться этими изделиями, прислав их друг другу. Сейчас готовится к изданию каталог и проходит онлайн выставка.

 

Вообще этот «творческий год» был очень насыщенный — я много трудилась и вижу результаты.

Кто, как вам кажется, носит изделия вашей работы? 

Мои украшения — для смелых, неординарных, позитивных, ярких, жизнерадостных, добрых и креативных людей. Других в моем окружении нет.

Создаю украшения так, как вижу и чувствую. Затем они находят хозяев. Получается, украшения сами «притягивают» нужного человека. И еще заметила интересную вещь. Как только чувствую, что готова расстаться с изделием – оно тут же находит свою обладательницу. А если сама не готова – украшение может долго-долго лежать в мастерской.

А если кто-то пожелает, чтобы вы сделали украшение по ее или его задумке?

На заказ я что-то делаю только тогда, когда мне близка идея, или ее можно как-то интересно видоизменить.

Насколько, по вашему опыту, люди вообще готовы к «нестандартным», неожиданным украшениям? Можете ли вы сказать, что современное ювелирное искусство находит в России «благодарную аудиторию»?

Пожалуй, это единственное, что несколько расстраивает меня. У нас в России, в отличие от Европы, еще не все готовы принимать современные тенденции в искусстве. Чаще всего это выглядит так: люди говорят, что это интересно и необычно, но куда это надеть, как это носить?

Хотя мне кажется, что постепенно ситуация меняется. Очень хочется в это верить. Просто этот процесс у нас длительный. И современный дизайн у нас только сейчас зарождается. Полагаю, это связано с историей — у нас долгое время была советская власть. Какой уж тут дизайн…?!))

На недавнем дизайн-маркете «Ламбада» мы видели ваши работы на стенде магазина «Форма & Содержание», где продаются концептуальные изделия международных марок. По отзывам его хозяйки Дарьи Кувшинниковой, в последнее время как раз растет интерес к более смелым формам.

Дарья – большая молодец! Она делает огромную работу — внедряет современное видение украшений «в массы». У нее потрясающая подача. И чувствуется, что она это делает со всей душой и любит свое дело. Я тоже вижу, что в том числе благодаря ей люди начинают действительно интересоваться современными ювелирными направлениями.

Вопрос с востребованностью неординарных украшений интересен и с другой стороны. Мы слышим, как художники говорят — мое дело творить, я ничего не понимаю в продвижении марок. А вы считаете нужным разбираться «во всем этом»?

Во мне всегда была и есть коммерческая жилка. Недостаточно быть просто художником, приходится быть и менеджером, и пиар-менеджером, и предпринимателем. Уметь подать изделие и рассказать про него, а еще и красиво сфотографировать. Все это я делаю сама. У меня нет помощников.

Считаю, что если хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам. У меня это все как-то интуитивно происходит, наверное просто потому, что люблю то, что делаю. Сколько себя помню, я всегда хотела быть «бизнес-вумен». Просто не сразу поняла, что мой путь – это путь искусства.

Конечно, бывают периоды затишья. В эти моменты я что-то пересматриваю… и знаю, что и это тоже пройдет. После заката всегда наступает рассвет.

А быть художником и одновременно думать о том, чтобы украшения продавались — нет ли здесь противоречия?

Действительно, не всегда удается поймать грань между искусством и спросом покупателя. На этот случай есть более коммерческие варианты украшений. Мне кажется, это нужно уметь различать. Есть чистые арт-обьекты – это искусство. А есть более понятные для покупателя изделия.

А еще знаете, очень тонкая грань существует между арт-украшениями и украшениями, которые можно носить всегда и везде. Я сама считаю, что «носибельно» и то, и другое. Просто есть что-то вроде «золотой середины». Какой-то баланс обычно можно найти, что я и стараюсь сделать.

Можно сделать действительно интересное и необычное украшение, в современной подаче, и его будут с удовольствием носить.

Мои украшения не только «для музеев», я заинтересована в продажах. Есть продажи — есть спрос и интерес, есть интерес и спрос — есть стимул и вдохновение. И значит, мое дело движется. А если есть вдохновение – значит, будет много новых идей и украшений. Это очень важно для художника!

Но все равно, надо придерживаться своего вектора. И люди, которые готовы будут это носить, притянутся сами. Так это работает, во всяком случае у меня.

     

         

И последний вопрос. Где можно увидеть и купить украшения марки Jewelry by Alisa Letsius?

Мои работы можно увидеть на сайте afwnd.com.

У меня есть своя мастерская в Санкт-Петербурге, где я создаю всю красоту, и это и есть мой шоурум.
Кроме этого — в магазине «Форма и содержание» в Москве.
В Санкт-Петербурге мои изделия представлены в пространстве «Тайга» в магазине 8-Store.

Ювелирная мода, тренды, имена | Украшения премиум | Зачем учиться дизайну в Англии? | Дизайнер Ксения Вохменцева — рассказ об участии в JOYA Barcelona | Международные ювелирные выставки — какую выбрать

Поделитесь статьей с друзьями

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Мы разместим ваш комментарий сразу, как только он пройдет анти-спам проверку. Это может занять некоторое время - просим терпения). Введите ваш e-mail (его увидим только мы), чтобы получать оповещения о поступивших ответах на ваш комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.