Цвет дает жизнь. Дизайнер Алиса Лециус о себе и современном искусстве
Недавно прошедшая в Москве выставка «Ретрофутуризм» (наш анонс) напомнила о том, что в нашей стране пока мало кто слышал о «современном ювелирном искусстве». Парадокс в том, что сами художники-ювелиры, представляющие современные направления искусства, у нас есть. Некоторые из них успешно развивают свои марки и участвуют в международных выставках.
Как работается на рынке, которого нет? Мы поговорили об этом с участницей выставки «Ретрофутуризм» и ряда европейских выставок Алисой Лециус — молодым, но уже известным автором из Санкт-Петербурга.
Алиса, расскажите, как вы стали создавать украшения?
По образованию я лингвист-филолог. С детства грезила дальними странами и мечтала разговаривать на иностранных языках.
Любила рисовать, была очень творческим ребенком — тем более что мой папа-художник-реставратор, мама-музыкант. Но когда меня, как и всех детей, спрашивали, кем хочу быть, я не знала что ответить.
Когда учеба закончилось, поняла, что лингвистика — не совсем мое. Не хватало свободы самовыражения и «полета фантазии». В какой-то момент захотелось создавать украшения своими руками — видимо, гены взяли свое.
Осенью 2009 году я сделала свои первые украшения из полимерной глины. Они имели успех, что меня еще больше вдохновило. Почему-то не было ни малейших сомнений, что все получится. Наоборот, казалось, что занималась этим всю жизнь.
Я понимала, что предстоит много трудиться. В этом же году оставила офисную жизнь, чтобы посвятить себя любимому делу.
Если сравнивать мои первые работы с сегодняшними, то конечно, видна колоссальная разница — они совсем другие.
Они еще и очень разные. Как вы освоили такие непохожие по свойствам металлы — латунь, титан, серебро, медь?
Работе с металлом меня научил Юрий Былков, мой учитель. Это была огромная удача — восхищена его талантом.
В остальном же я самоучка. Мне нравится изучать новое, исследовать незнакомое, пробовать и экспериментировать.
Результаты мы видим самые неожиданные, но при этом ваши работы узнаваемы. Как выглядит ваш творческий стиль?
Нет четких правил, которым следую. Да и существуют ли они? Но есть то, что меня характеризует как художника.
Цвет. Я считаю, что цвет дает жизнь.
Еще я стараюсь мыслить объемно — в трех плоскостях. Сочетать несочетаемое.
Не люблю долгую обработку и идеально ровные изделия. Лучше, когда формы естественные. Я точно не сторонница «геометрии»!
Люблю, когда стерты границы и нарушены правила. Пусть изделие говорит само за себя.
И — в каждое украшение вложен свой смысл и частичка души. Это мой способ отображения жизни.
Откуда берутся идеи украшений, и особенно — вот этот радостный настрой, который, нам кажется, у вас всегда присутствует?
Часто люди спрашивают, что меня вдохновляет. Я всегда отвечаю – жизнь! Самые обычные вещи или явления. Бумага, ткань, оттенки воды, неба, погода, человек, запах, материя, трубы, еда… да все что угодно!
Работаю всегда только в хорошем настроении. Тогда и изделия получаются легко и с позитивной энергетикой, а это очень важно!
Мое творчество – это моя медитация, мое любимое чадо, моя жизнь. Время, когда чувствую себя счастливой и умиротворенной. «Найди себе работу по душе и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни» — это действительно так. Важно именно проживать каждый момент, каждый миг жизни, тогда ощущаешь ее по-настоящему. И важно слышать свое сердце.
У вас есть ориентиры среди коллег по творчеству?
Конечно. Cреди европейских ювелирных дизайнеров современности меня вдохновляют Karl Fritch, Nora Rochel, Jillian Moore. А среди наших очень нравится German Kabirski.
Как называется направление современного искусства, в котором вы работаете? Его вообще можно как-то определить?
Из художественных стилей мне близок авангард — современное видение уже, возможно, устаревшего. Эта тема и была раскрыта на выставке «Ретрофутуризм».
Броши «Здесь и сейчас» и «Час триумфа», представленные на выставке «Ретрофутуризм»
По поводу общего направления.. Думаю, тут нет никаких особых терминов или определений. Хотя все чаще мы слышим фразу «Contemporary jewelry» («современное ювелирное искусство»).
Я не сторонница придерживаться каких-то определений. Мыслю вне рамок. То, что я создаю — идет из меня. Это то, как я вижу и чувствую мир. А эксперимент он и есть эксперимент.
Наверное, смысл современного искусства как раз в том, чтобы по-новому «подать» идею. В чем-то нарушить правила или вообще отказаться от них. Сделать так, как чувствуешь ты, а не так как «положено». Наделить смыслом изделие, не думая о том, насколько он «носибельно». Все равно найдется «свой» человек для этого украшения.
На Западе современное искусство больше распространено в том числе и благодаря специализированным выставкам, которые пока не «выросли» у нас. Был ли у вас опыт участия в каких-то из них?
В этом году я была в Бухаресте (Румыния) на выставке Autor13. В Барселоне также была экспозиция – проект от Grupo Duplex, где была представлена моя брошь и напечатана в каталоге:
На знаменитую испанскую выставку JOYA я в этом году не успела попасть. Но пока была в Барселоне, заглянула и туда — увидела много интересного и вдохновляющего, познакомилась с интересными людьми, встретила своих знакомых.
Еще один из международных проектов, где я участвовала, называется «The Contemporary Jewellery Exchange». Вас объединяют в пары, и вы должны сделать украшения друг для друга, причем они должны иметь что-то общее по стилю или ощущениям. Я работала в паре с девушкой с Балеарских островов и сделала для нее необычную брошь, а она для меня – кулон-брошь. И потом нам надо было обменяться этими изделиями, прислав их друг другу. Сейчас готовится к изданию каталог и проходит онлайн выставка.
Вообще этот «творческий год» был очень насыщенный — я много трудилась и вижу результаты.
Кто, как вам кажется, носит изделия вашей работы?
Мои украшения — для смелых, неординарных, позитивных, ярких, жизнерадостных, добрых и креативных людей. Других в моем окружении нет.
Создаю украшения так, как вижу и чувствую. Затем они находят хозяев. Получается, украшения сами «притягивают» нужного человека. И еще заметила интересную вещь. Как только чувствую, что готова расстаться с изделием – оно тут же находит свою обладательницу. А если сама не готова – украшение может долго-долго лежать в мастерской.
А если кто-то пожелает, чтобы вы сделали украшение по ее или его задумке?
На заказ я что-то делаю только тогда, когда мне близка идея, или ее можно как-то интересно видоизменить.
Насколько, по вашему опыту, люди вообще готовы к «нестандартным», неожиданным украшениям? Можете ли вы сказать, что современное ювелирное искусство находит в России «благодарную аудиторию»?
Пожалуй, это единственное, что несколько расстраивает меня. У нас в России, в отличие от Европы, еще не все готовы принимать современные тенденции в искусстве. Чаще всего это выглядит так: люди говорят, что это интересно и необычно, но куда это надеть, как это носить?
Хотя мне кажется, что постепенно ситуация меняется. Очень хочется в это верить. Просто этот процесс у нас длительный. И современный дизайн у нас только сейчас зарождается. Полагаю, это связано с историей — у нас долгое время была советская власть. Какой уж тут дизайн…?!))
На недавнем дизайн-маркете «Ламбада» мы видели ваши работы на стенде магазина «Форма & Содержание», где продаются концептуальные изделия международных марок. По отзывам его хозяйки Дарьи Кувшинниковой, в последнее время как раз растет интерес к более смелым формам.
Дарья – большая молодец! Она делает огромную работу — внедряет современное видение украшений «в массы». У нее потрясающая подача. И чувствуется, что она это делает со всей душой и любит свое дело. Я тоже вижу, что в том числе благодаря ей люди начинают действительно интересоваться современными ювелирными направлениями.
Вопрос с востребованностью неординарных украшений интересен и с другой стороны. Мы слышим, как художники говорят — мое дело творить, я ничего не понимаю в продвижении марок. А вы считаете нужным разбираться «во всем этом»?
Во мне всегда была и есть коммерческая жилка. Недостаточно быть просто художником, приходится быть и менеджером, и пиар-менеджером, и предпринимателем. Уметь подать изделие и рассказать про него, а еще и красиво сфотографировать. Все это я делаю сама. У меня нет помощников.
Считаю, что если хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам. У меня это все как-то интуитивно происходит, наверное просто потому, что люблю то, что делаю. Сколько себя помню, я всегда хотела быть «бизнес-вумен». Просто не сразу поняла, что мой путь – это путь искусства.
Конечно, бывают периоды затишья. В эти моменты я что-то пересматриваю… и знаю, что и это тоже пройдет. После заката всегда наступает рассвет.
А быть художником и одновременно думать о том, чтобы украшения продавались — нет ли здесь противоречия?
Действительно, не всегда удается поймать грань между искусством и спросом покупателя. На этот случай есть более коммерческие варианты украшений. Мне кажется, это нужно уметь различать. Есть чистые арт-обьекты – это искусство. А есть более понятные для покупателя изделия.
А еще знаете, очень тонкая грань существует между арт-украшениями и украшениями, которые можно носить всегда и везде. Я сама считаю, что «носибельно» и то, и другое. Просто есть что-то вроде «золотой середины». Какой-то баланс обычно можно найти, что я и стараюсь сделать.
Можно сделать действительно интересное и необычное украшение, в современной подаче, и его будут с удовольствием носить.
Мои украшения не только «для музеев», я заинтересована в продажах. Есть продажи — есть спрос и интерес, есть интерес и спрос — есть стимул и вдохновение. И значит, мое дело движется. А если есть вдохновение – значит, будет много новых идей и украшений. Это очень важно для художника!
Но все равно, надо придерживаться своего вектора. И люди, которые готовы будут это носить, притянутся сами. Так это работает, во всяком случае у меня.
И последний вопрос. Где можно увидеть и купить украшения марки Jewelry by Alisa Letsius?
Мои работы можно увидеть на сайте afwnd.com.
У меня есть своя мастерская в Санкт-Петербурге, где я создаю всю красоту, и это и есть мой шоурум.
Кроме этого — в магазине «Форма и содержание» в Москве.
В Санкт-Петербурге мои изделия представлены в пространстве «Тайга» в магазине 8-Store.
Ювелирная мода, тренды, имена | Украшения премиум | Зачем учиться дизайну в Англии? | Дизайнер Ксения Вохменцева — рассказ об участии в JOYA Barcelona | Международные ювелирные выставки — какую выбрать
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: