Тина Хмельницкая дополнила коллекцию в честь Фриды для выставки в Петербурге
После трех успешных месяцев работы в московском Манеже выставка Viva la Vida. Фрида Кало и Диега Ривьера переехала в Санкт-Петербург, и продолжила свою работу в пространстве организатора — музее Фаберже. Дизайнер Тина Хмельницкая @tinakhmelnitskaya, создавшая яркую коллекцию украшений в стиле Фриды (наш анонс с обзором работ Тины), выпустила продолжение серии — теперь для выставки в родном Петербурге, которая продлится до 19 мая.
Для нового места Тина Хмельницкая создала, по ее словам, уже третью по счету коллекцию украшений, посвящённой творчеству Фриды Кало. Она уже доступна в магазине при музее Фаберже. Как рассказала автор, две предыдущие серии оказались полностью раскуплены в главном выставочном зале страны. Для Петербурга она по-новому постаралась увидеть и передать в дизайнерских украшениях разные аспекты жизни и творчества замечательной мексиканской художницы.
Украшения в стиле Фриды — новые грани и темы
Брошь Разбитое сердце Фриды, по словам автора, привлекает больше всего внимания посетителей музея. Этот арт-объект не многие решатся носить в обычной жизни, зато он говорит со зрителем на языке миниатюрного, прикладного искусства о важных темах — так же, как умеют «говорить» произведения живописи или скульптура.
Эта брошь — боль о несостоявшемся материнстве Фриды. Есть ли в мире боль сильнее и страшнее, чем боль потери ребенка? Черный младенец, окутанный черным мехом, вокруг которого вьется черная нить — эта проволока-пуповина в интерпретации Тины Хмельницкой отсылает зрителей к картине Фриды «Госпиталь Генри Форда», где плачущая Фрида держит в руке шесть нитей, которые ведут к шести символам — ребенку в утробе матери, некоей механической конструкции, костям таза, улитке и анатомическому изображению нижней части женского тела и увядшей орхидее.
Пурпурную орхидею принес Фриде в больницу Диего Ривера. Кстати, этот красный цветок на броши — настоящий, живой, обработанный воском и специальным лаковым составом — автор включила в другое ожерелье этой серии.
Брошь Разбитое сердце Фриды заключена в символический каркас от дамской сумочки, отсылающий к полотну «Сломанная колонна». На нем Фрида изобразила себя в корсете из белых бинтов, удерживающих ее в вертикальном положении и не позволяющих рассыпаться на куски ее телу и духу.
В художественном решении броши присутствует и израненное сердце Фриды, насквозь пронизанное десятками гвоздей, а внизу в виде хрустальной капельки стекает ее слеза. Алая роза в розовом горшочке лежит на этом сердце, выступая совсем не как символ памяти, она — олицетворение торжества жизни над смертью. Недаром Фрида любила высказывание «Самая смешная вещь в жизни — трагедия». Красная роза на ее сердце — это праздник жизни, расцвеченный красками ее любимой помады Аll rose, наполненный ароматами ее любимых духов Chanel No.5 и всем тем, что помогало Фриде, по словам куратора выставки личных вещей Фриды в Музее Виктории и Альберта в Лондоне Клэр Уилкокс, «творить новую себя».
Еще одна работа — серьги в виде кистей рук — оммаж сережкам, которые восхищенный Пабло Пикассо сделал и подарил Фриде после ее триумфальной выставки в Париже. Сделанные из тончайшей резины, обрамленные в крупные жемчужины с желтыми ромбами и цветами, соединенные с ветвистыми рогами (отсылка к картине «Раненый олень») и серебряными чеканными мотивами ацтекской культуры, серьги Оммаж Фриде и Подарок Пабло в новой интерпретации Тины Хмельницкой рассказывают о том, что вдохновляло Фриду.
В новой коллекции немало внимания уделено разным аспектам восприятия Фридой художественного наследия древней Мексики, которое проявилось в серии работ с интригующими названиями: ожерелье-колье Девы Гваделупы, У пирамиды Солнца и Луны и другие.
Мотив стеклянной пирамиды, построенной перед Лувром по проекту Бей Юймина в 1980-х гг., Фрида Кало не застала. Но именно этот памятник из ромбовидных и треугольных сегментов стал символом Лувра, который Тина Хмельницкая использовала в создании ожерелья Триумф Фриды в Париже, где искусство мексиканской художницы произвело настоящий фурор, а ее картину приобрёл Лувр. Там же Пикассо подарил ей знаменитые серьги-руки, которые вновь использует Тина Хмельницкая, рассказывая о пребывании Фриды во французской столице с помощью дизайнерского украшения — ожерелья.
Наплечные броши сейчас в тренде — их экстравагантность привлекает внимание, поскольку они нарушают границы стереотипных мест для расположения украшений на фигуре. Тине Хмельницкой захотелось, чтобы и ее броши возникли именно на плечах как намек на воображаемые крылья, которые у каждого вырастают в момент наивысшего вдохновения. Броши В том розовом саду и Руки и слезы напоминают небывалые фрукты, которые растут или могли бы расти в саду у Фриды. Этой Небывалой женщины.
Сегодня Фриду Кало все узнают по соболиной моноброви. На вопрос, почему художница не избавится от густой растительности, она отвечала, что научилась принимать и любить себя естественной, создавать позитивное впечатление от своей красоты и иронично обыгрывать все ее аспекты. Так и Тина Хмельницкая решила создать ироничное дизайнерское украшение — портрет Фриды, где главным художественный элементом выступают ее символические пышные брови, созданные автором из черных полиэтиленовых пакетов.
Крайне выразительный образ оленя, созданный Фридой на одном из ее поздних автопортретах «Раненый олень» (1946). Выбор животного обусловлен тем, что у Фриды жил олененок по имени Гранизо.
Раненого оленя с ветвистыми, надломленными рогами, из которых вырастают алые розы и струятся капельки крови в виде красных бархатных бус, Тина Хмельницкая передала в ожерелье и броши с одноименным названием Раненый олень, тем самым автор украшений продолжает развивать те смыслы и значения, которые Фрида Кало вложила в свое произведение.
Фотографии: Андрей Теребенин.
О выставке Viva la Vida. Фрида Кало и Диега Ривьера в музее Фаберже
Даты: 20 марта-19 мая 2019
Место: Музей Фаберже, Петербург, набережная реки Фонтанки, 21.
Все выставки на портале ЮВЕЛИРУМ | Все публикации по тегу ИМЕНА
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: