Тина Хмельницкая создала украшения в стиле Фриды к выставке в Манеже

С 21 декабря по 12 марта петербургский Музей Фаберже представит в московском Манеже уникальный выставочный проект «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера», посвященный творчеству супругов и культовых художников 20 века. Специально для этой выставки петербургский дизайнер Тина Хмельницкая разработала коллекцию украшений в стилистике Фриды. Вместе с другими дизайнерскими вещами, специально подобранными под тему выставки, коллекцию Тины Хмельницкой можно будет увидеть в музейном магазине, который будет работать параллельно с выставкой.

Фрида Кало оставила после себя не только богатое творческое наследие, но и неповторимый стиль, который уже несколько десятилетий продолжает вдохновлять художников и ювелиров. Всю свою жизнь она была неравнодушна к крупным этническим украшениям, став в итоге страстным коллекционером индейских арт-объектов доколумбовой эпохи. Яркие краски своих платьев Фрида дополняла предметами из своего собрания — например, традиционные мексиканские колье она сочетала с массивными ожерельями и бусами в несколько рядов.

Коллекция как посвящение

Именно такие украшения великолепной художницы воплотила в своей коллекции Тина Хмельницкая, для которой, по ее словам, тема Фриды — «самая близкая и дорогая сердцу». Специально к выставочному проекту она создала дизайнерскую серию украшений «Фрида. Viva la Vida», в которой в том числе использовала привезенные из Мексики уникальные материалы.

Все ожерелья и головные уборы в коллекции Тины Хмельницкой исполнены в единственном экземпляре. Они представляют собой сочетания массивных сложных аксессуаров и всевозможных мексиканских многоярусных бус в национальном стиле из шлифованного стекла, обработанных камней и ракушек, которые нанизаны на единый каркас наподобие тому, как носила их Фрида — надевая несколько сразу.

Неотъемлемым элементом декора ожерелий работы Тины стали красочные калавера (исп. Calavera) — художественные изображения черепа, связанные с мексиканским символом Дня мертвых. Известным примером таких изображений является серия гравюр Хосе Гуаладупе Посада, которые Тина внимательно изучала во время своего визита в Мехико. Именно там, в доме-музее Фриды Кало, в конце 2012 года открылась экспозиция личных вещей и главное — украшений Фриды, мимо которых, конечно, не могла пройти автор коллекции (Тина Хельницкая выражает благодарность профессору Карен Фокс (Karen Fox) за это уникальное совместное путешествие).

Тина Хмельницкая, ожерелье с ракушками и черепами из коллекции, посвященной Фриде

 

Тина Хмельницкая, Бусы из Голубого дома (до 2004 года личные вещи Фриды Кало были заперты в «Голубом доме» в Мехико, где она жила и умерла. Там же хранились её ювелирные украшения и косметика)

 

(1) Зал с украшениями Фриды Кало в ее доме-музее в Мексике; (2) Тина Хмельницкая в доме-музее Фриды Кало

Цветы Фрида Кало любила не меньше — особенно те, которые можно было вплетать в волосы. Флористическую композицию, подсмотренную Тиной на одной их ее любимых картин Фриды Кало «Автопортрет, посвящённый доктору Элоессеру», она воссоздала в сказочном ожерелье «Сад Фриды», поместив в «цветочные кущи» ожерелья маленькую райскую птичку. В этом колье автор передала то абсолютное счастье, которое испытала, находясь в саду того самого дома, где жила и творила историю искусства величайшая женщина-художник.

Фрида Кало. Автопортреты (1) «Время летит», 1929 г.; (2) «С косой», 1941 г.; (3) «Посвященный доктору Элоессеру

 

Тина Хмельницкая, ожерелье «Сад Фриды»

Фрида предпочитала яркую бижутерию с необычным дизайном. Поэтому другие украшения коллекции передают не только ацтекско-мексиканское великолепие, но и эмблемы политических взглядов латиноамериканской художницы. Красные серп и молот, которые Фрида Кало изобразила на своем знаменитом гипсовом корсете, Тина включила в оформление ожерелья «20 век и Фрида» (здесь можно прочитать подробнее о корсете и других деталях непростой биографии Фриды Кало).

Корсет Фриды Кало

 

Тина Хмельницкая, колье «Фрида 20 век». Модель: Руслана Бортник

В этом ожерелье она использовала и другие символы 20 века, которые отображают стремительное развитие науки и техники. В частности, фигурки самолетов в ожерелье практически идентичны тем, которые Фрида Кало изобразила на своем автопортрете «Время летит» 1929 года. Черные металлические проволочки, словно корсаж со шнуровкой, обхватывают серебряные фигуры машин и самолетов, а их динамичные и, вместе с тем, изломанные линии олицетворяют революционные потрясения прошлого столетия и человеческие страдания самой Фриды. Об этом и лаконичное по своему композиционному решению колье Тины Хмельницкой из чередующихся раковин-камней и белоснежных черепов, проект которого родился  под впечатлением от «Автопортрета с косой» и картины «Сломанная колонна».

Незадолго до смерти Фрида написала в своем дневнике: «Я ухожу с радостью и надеюсь, что никогда не вернусь». Но ее харизма остались и живут в этом мире — и до сих пор вдохновляют.

Фотосъемка украшений из новой коллекции Тины Хмельницкой: Андрей Теребенин.

21 декабря 2018 одновременно с выставкой в Манеже в Казани (комплексе Казанского Кремля @centre_hermitage_kazan) открывается персональная выставка дизайнера современных украшений и искусствоведа Тины Хмельницкой «Рождественские деликатесы», на которой будут представлены около 100 ее известных и новых работ (наш анонс).

О выставке Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера

Даты: 21 декабря 2018-12 марта 2019

Место: Москва, Центральный Манеж, Манежная площадь, 1

Организаторы: Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже (Санкт-Петербург)

Новость на сайте Манежа

Все события ювелирного мира на портале ЮВЕЛИРУМ

Поделитесь статьей с друзьями

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Мы разместим ваш комментарий сразу, как только он пройдет анти-спам проверку. Это может занять некоторое время - просим терпения). Введите ваш e-mail (его увидим только мы), чтобы получать оповещения о поступивших ответах на ваш комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.