Philip Sajet. Thou art
Белла Антонио в своей колонке «Неювелирная ювелирка» продолжает исследовать, что движет создателями украшений, уделяя особое внимание пока еще мало знакомому в России жанру contemporary jewelry. Так вышло, что интервью с Филипом Саже (@philipsajet, fb Philip Sajet) мы записали более года назад, но публикуем именно сегодня. Европейский ювелир и философ, любитель красного — цвета крови и всего живого, и человек, который, по наблюдениям Беллы, говоря «jewelry», практически всегда имеет в виду «contemporary jewelry». Филип Саже — о смысле искусства.
<Please look for the English text below>
Белла: Мне очень понравилось определение искусства/творчества* в одном из ваших интервью: «искусство/творчество – необходимая вещь, не имеющая никакой практической ценности». Полностью разделяю вашу точку зрения. Но не очень понятно, что вы имеете в виду, говоря: «искусство/творчество отвечает «быть» на вопрос «быть или не быть?».
(*в английском языке слово Art может переводиться, в зависимости от контекста, и как «искусство», и как «творчество»; мы решили оставить читателям право решать, в какой пропорции иметь в виду то или иное).
Филип: Ну, смотрите, у вас есть потенциал. У каждого человека есть потенциал. Мы его не осознаем. Например, мы видим – и это, на самом деле, чудо. И только когда мы перестаём видеть, мы начинаем понимать, что что-то не так. У нас также есть творческий потенциал, потенциал создавать красивые вещи, потенциал быть тем, кем мы являемся. Но многие люди ленивы или недостаточно смелы для того, чтобы встретиться с отвержением и прочими трудностями, которые возникают при предъявлении миру себя настоящего. Поэтому проще избегать проблем, не делать ничего, что их вызовет. Это проще, особенно если ты обеспечен или женат на/замужем за обеспеченным человеком, и в целом всё хорошо (примечание интервьюера – а если не обеспечен, то ещё проще не выступать:). Но если ты всё же решаешь раскрыть свой потенциал, решаешь быть тем, кто ты есть, то тогда ты по настоящему есть, по-настоящему существуешь. И я представляю, как Шекспир сказал бы: «Thou art» — «Ты есть» на староанглийском. Так что для меня слово art (искусство/творчество) этимологически восходит к глаголу «быть».
Искусство/творчество не задаёт вопросов. Искусство/творчество утверждает. И утверждение это таково: я стою перед дверью в мой мир, уйдите с дороги, меня там ждет Шекспир. Я должен сказать ему: «Я есть», а он ответит мне «Thou art».
Белла: Да, теперь понятно. Понятно, что такое искусство/творчество для того, кто им занимается. А что такое искусство/творчество для человека, который его покупает, носит, для реципиента, в общем?
Филип:
Я думаю, все люди занимаются своим делом, работают работу и делают прочие вещи для выживания. И некоторые люди нуждаются в том, чтоб кто-то другой их определил, идентифицировал, кто они. Потому что всё, что мы делаем на этой планете – это пытаемся понять, что мы делаем на этой планете).
И идентификация себя с героем книги, стилем одежды, картиной и так далее помогает нам понять, кто мы и на какой стадии развития находимся. В общем, искусство/творчество помогает человеку понять себя.
Ольга: Как к вам приходят идеи?
Филип: Пикассо говорил «я не ищу, я нахожу». Я перестал искать, я жду, когда оно появится. То есть что-то происходит, а потом ты представляешь, как это могло бы выглядеть. Потом ты придаёшь этому форму круга и получается украшение. Например колье «Матадор». Момент, когда бык насаживает на рога своего истязателя. Вообще, всё что волнует, восхищает, заключённое в круг, может стать украшением.
Ольга: Много ли во Франции ценителей контемпорари?
Филип: О, у французов огромное наследие: импрессионизм, Пикассо и так далее. Но они, кажется, не очень-то интересуются контемпорари. Есть и исключения: парижская Galerie la Joaillerie par Mazlo. Если же говорить о ситуации в мире, о развитии контемпорари, то когда я начал делать украшения в 1977 году, существовало несколько галерей: в Мюнхене, Лондоне и Амстердаме. Человек семь делали контемпорари, два или три человека в Лондоне писали о нём. Никаких музеев, выставок, ничего. А сейчас столько авторов, столько галерей по всему миру. А как в России?
Белла: Нет в России галерей).
Ольга: Как вы думаете, с чем связан рост интереса к контемпорари?
Филип: Думаю, помогло то, что Дали и Пикассо делали украшения. А также то, что украшения – небольшие штуки, которые легко отправить по почте, и они совершенно бесполезны). Но контемпорари всё ещё не считается формой искусства. Это всё ещё часть дизайна. Хотя это скоро произойдёт (примечание интевьюера: ну, мы-то уже считаем контемпорари искусством — смотрите статью О наболевшем. Лонгрид).
<Version for English-speaking readers>
In her column Contemporary Jewelry, Bella Antonio continues to investigate what moves those who create jewelry, especially contemporary jewelry which is not quite familiar yet in Russia. It happened so that we recorded interview with Philip Sajet (@philipsajet, fb Philip Sajet) more than a year ago but got a chance to publish it only today. European goldsmith and thinker, a fan of red — a color that stands for blood and life, and a person who, as Bella noticed, by saying «jewelry» possibly means means «contemporary jewelry» by default. Talking to Philip Sajet about the meaning of art.
Bella: So, I’ve read the papers you sent and really liked your definition of art: “The necessity of the unnecessary object». I agree on this definition, but I wonder, what do you mean by «To be or not to be?» Art answers this question «To be»? I just don’t really get it. Could you explain it?
Philip: Ok, you have a potential, every human being has a potential. We don’t realise it but our eyes can see, which is a miracle, if our eyes do not see, then you realise – «hey something is wrong”. And we have it on many levels. We also have a potential to make beautiful things. To be who you are. But most people are too lazy or not courageous enough to face controversy, to face rejection, to face difficulties. So you don’t do it, you avoid the problem, you don’t go for it, you don’t go for your full potential because it’s easier to stay in bed. (If you are rich, everything is wonderful, or if you are married to a rich partner). But if you choose to discover your final potential, if you choose to be what you can be, then at that moment; you are. I imagine in the time of Shakespeare, Shakespeare would say “Thou art”, which is “You are” in old English. So the etymology of the word art is based on a form of “To be”.
Art should not ask a question. Art should make a statement. Does it speak to you? Does it have a meaning to you? The statement is; I’m standing in front of the door, I want to get to my royal kingdom. Because Shakespeare is waiting there for me. I have to tell him; «I am», and he will tell me; «Thou art».
Bella: Well. I get the meaning of art for a person who makes it. But what’s the meaning of art for a person who wears it? For buyer or admirer?
Philip: I think people are doing their jobs. And some things are for survival. And some people need other people to define/profile their personality, to know who they are. Because what we are doing on this planet is just trying to understand what we are doing on this planet.
And I think that feeling affinity with a book, with a movie, with clothes or paintings help us understand what we are and who we are and at what point of development we are. Because it can help a person understand his/her own personality.
Olga: How do the ideas come to you?
Philip: Picasso said “I don’t search, I find”. So I stopped looking, and waited for it to appear.
Something happens and then you imagine what it could look like as a Jewel. Then I put it in a circle and then it becomes a Jewellery. I made a necklace “Matador”, where the bull catches his tormentor. Anything which fascinates or obsesses put in a circle might become Jewellery.
Оlga: Are there a lot of people in France who appreciate contemporary jewelry?
Philip: Well, France has an enormous heritage. Impressionism, Picasso and so on. But they are not really interested in arts and in modern arts. Of course there are exceptions, Galerie la Joaillerie par Mazlo in Paris. But if we are talking about the situation in the world, the development of Jewellery in the world, since I started observing it in 1977 – that’s when I started making jewelry. Then there were maybe three galleries – in Munich, London one in Amsterdam, seven jewelry artists, two or three people in London who wrote about it, hardly any museums, no reviews, nothing. And now there are so many people and so many galleries in so many countries. What about Russia?
Bella: No galleries in Russia.
Olga: Do you see any reasons for this growth of interest?
Philip: I think it helped that Dali and Picasso and other artists started making their jewelry, it also helped that they are small objects that can be easily put in the mail, and because it’s completely useless. Jewelry is not yet accepted as an art form. It’s still part of the design. But it can happen very soon.
Автор
«Неювелирная ювелирка (Contemporary Jewellery)» — авторская колонка Беллы Антонио (@dep_jewellery) на портале ЮВЕЛИРУМ.
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: