О кураторах и современных украшениях: интервью Тины Хмельницкой для Klimt02
Дизайнер украшений арт-направления Тина Хмельницкая (ранее мы анонсировали ее выставки «Расширяя горизонты: украшения нового времени» и «Другая алхимия») рассказала известному международному порталу о современном ювелирном искусстве Klimt02 про свой опыт кураторства музейной коллекции и выставок, а также о том, что происходит в России с современными украшениями.
Нам особенно приятно, что в своем интервью Тина упомянула и наш портал «Ювелирум», а также недавно проведенную с нашим участием выставку современных украшений JeWEekend.
Делимся с вами переводом этой статьи.
Кто такие кураторы?
В чем заключается работа куратора? Изначально этим словом называли того, кто «надсматривал» и контролировал. Однако в 21 веке смысл этой функции трансформировался, и теперь это скорее человек, который отвечает за все вопросы, связанные с организацией выставок. Какой смысл вы вкладываете в свою работу куратором?
Я курирую коллекцию русского фарфора в Государственном музее «Эрмитаж», и мне кажется, что кураторы бывают двух типов.
Музейный куратор
Куратор первого типа работает в классических музеях (и я как раз к нему принадлежу), и его функции такие:
- сохранение коллекции
- исследовательская работа по теме коллекции
- знакомство публики с коллекцией
Под знакомством публики я имею в виду проведение выставок (как временных в самом музее и за его пределами, так и постоянных экспозиций в музее), издание каталогов коллекции и выставок, публикация статей, организация и участие в конференциях, запись фильмов, CD/DVD и многое другое. Цель — привлечь внимание самых разных групп зрителей по всему миру к своей коллекции .
Куратор в Эрмитаже решает множество самых разных задач. Это требует высокого профессионального уровня и знания предмета.
Выполняя свою функцию по сохранению коллекции, куратор одновременно отвечает за ее пополнение. Приобретаемые предметы должны «заполнять пробелы» в коллекции и обогащать ее. Это значит, что куратор по определению должен быть экспертом в определенном материале. Именно он вносит предложения в музей по закупке определенных предметов искусства, он же отвечает за подлинность приобретаемых объектов.
Куратор выставок
Куратор другого типа — это человек, способный организовать самые разнообразные проекты, включая мероприятия, выставки в музеях или галереях, и тому подобные. И на самом деле, в работе обоих типов кураторов очень много общего.
Как изменилась работа куратора за последние годы?
Когда мы говорим о классических музеях, таких как Эрмитаж, там функция куратора практически не меняется. Но в последние десятилетия родились новые формы выставочных проектов, многие из которых сочетают современное и традиционное искусство, «запускают» современное искусство в стены классических музеев, и многое другое.
Разные формы общественной активности заметно обогатили «список должностных обязанностей» музейного куратора. Новые способы учета предметов коллекции, новые приемы привлечения внимания к ней — это наиболее заметные изменения в нашей работе.
Как обычно возникает идея выставки? И как вы ее развиваете?
Идея выставки может идти от музея, а может появиться извне. Под «внешней идеей» мы подразумеваем ситуации, когда другой музей или культурный центр хочет принять нашу экспозицию на определенную тему. В таком случае вокруг этой инициативы формируется рабочая группа из нескольких кураторов, включая представителей принимающей стороны. Группа начинает разрабатывать концепцию выставки и из каких экспонатов она должна состоять.
В случае, если идея выставки возникла внутри музея, процесс ее развития в целом примерно такой же. Куратор (или группа кураторов) представляют идею и концепцию будущей выставки Выставочной комиссии «Эрмитажа», за которым всегда последнее слово. В некоторых случаях Комиссия просит что-то изменить в концепции выставки, или поменять ее название, или — что-то изменить в составе предлагаемых экспонатов.
После того, как идея в целом одобрена, куратор начинает работать с дизайнерами, готовить каталог выставки (его наличие строго обязательно, если говорить про Эрмитаж). Серьезная часть кураторской работы — это организация фотосъемки предметов для каталога, а также работа с дизайнерами.
Современное ювелирное искусство в России: значимые выставки и события
Выставки, события, встречи.. Что за последнее время вас особенно впечатлило?
Говоря о современных украшениях, должна признать, что к сожалению тема современного ювелирного искусства у нас по-прежнему малоизвестна и почти не представлена в ведущих музеях. И частные, и государственные музеи, работающие с современным искусством, часто игнорируют тему международного современного ювелирного искусства.
Более распространенными темами ювелирных выставок являются все, связанные с именем Карла Фаберже, именами ювелиров, преследующих начатые им традиции, а также — связанные с Картье и другими значимыми именами 19 и 20 века. Именно поэтому самым крупным событием в сфере международного современного ювелирного искусства стала выставка «Подарки из Америки» (Gifts from America), в которой ключевую роль сыграла Хелен Друтт Инглиш (Helen Drutt English).
Фото: 1), 2) открытие выставки «Подарки из Америки» 3) за полчаса до открытия, Тина Хмельницкая и Хелен Друтт Инглиш 4) американские художники-участники выставки на специально организованной Эрмитажем встрече с русскими художниками
Эта выставка включает 74 арт-объекта в жанрах декоративно-прикладного искусства 1948-2013 годов, включая ювелирное искусство. Коллекция была передана в дар Государственному музею «Эрмитаж» на его 250-летие от Фонда Эрмитажа (США). Выставка все еще идет, и это настоящая Мекка для всех, кто ценит современное ювелирное искусство.
Фото: экспонаты с выставки «Подарки из Америки», работы Marjorie Schick и Doug Bucci.
Десятки молодых русских ювелиров, принадлежащих новому поколению профессионалов, многократно изучили представленную экспозицию. Хелен Друтт Инглиш и ее команда внесли бесценный вклад, организовав подобную выставку. Именно она своим творчеством впервые открыла для меня потрясающий мир современного ювелирного искусства много лет назад — и с тех пор этот мир стал существенной частью моей жизни.
Вы курируете проекты в сфере современного ювелирного искусства? Что показалось вам самым интересным за последнее время?
К сожалению, я не являюсь куратором проектов в сфере арт-украшений, но преподаю в Британской Высшей школе дизайна. Я привезла в Россию воспоминания о встречах с ювелирными дизайнерами, а также — понимание, как устроен мир современных украшений, которое мне дала Хелен Друтт Инглиш и которое я продолжаю развивать каждый день. И моя главная цель на сегодня — это распространять знания о современных украшениях среди как можно более широкого круга людей. Я хочу, чтобы люди начали видеть это явление, понимать его, принимать и ценить.
Этот процесс идет медленно, но все же движение есть. И помогают в этом такие люди, как куратор курса «Ювелирный дизайн» Британской высшей школы дизайна Татьяна Пашутина (Сова), которая является настоящей душой мира современного ювелирного искусства. Именно она инициировала не только основательные и интенсивные программы для студентов, где читают лекции ведущие эксперты и и проводятся ювелирные мастер-классы, но и продвигает саму идею современных украшений, устраивая выставки на Неделях дизайна и других событиях — такие, как недавняя JeWEekend (наш репортаж с JeWEekend — примечание Ювелирум), и делает много других вещей.
Эти события происходят регулярно в Москве и Петербурге, и мы работаем одной командой. Обычно подобные мероприятия привлекают значительное количество людей — которые получают возможность увидеть украшения от нового поколения русских дизайнеров (например, марки и авторы Юрий Былков, Александр Ненилин, Plyaka, De Profundis, Sasonko, O2 by Daria Nikitina, A_S_M_I, Serge Carno, Tsagana Badaeva, Olga Trofimchyk, Ekaterina Sisfontes, TMoor и ее автор Анастасия Тмур, Tessa (Валерия Маркова), LOURIE, Luch, UUQ114, Glazunov brothers и многие другие). На выставках организуются лекции и воркшопы, и все это делает современные украшения частью такого явления, как современное искусство.
На фото ниже: O2 by Daria Nikitina, Tsagana Badaeva, Александр Ненилин, Lourie, Юрий Былков, ASMI, De Profundis.
Ольга Кулейкина вместе с Татьяной создала сообщество «Новые ювелиры», и также основала портал «Ювелирум» — место, где дизайнеры со всей страны могут получить самую актуальную информацию о событиях индустрии украшений и современных украшений в частности.
И Британская высшая школа дизайна, и «Ювелирум» работают в одном направлении, и быть частью этого движения- очень вдохновляющий процесс. Прекрасные возможности читать лекции на тему международного современного ювелирного искусства и проводить мастер-классы для студентов и любителей искусства в рамках описанных выше программ — это именно то, в чем я сегодня вижу свою помощь и свою поддержку миру современных украшений.
Об авторе
Екатерина (Тина) Хмельницкая — куратор коллекции русского фарфора в Государственном музее «Эрмитаж» (Санкт-Петербург) и преподаватель Британской Высшей школы дизайна в Москве (курс и мастер-классы на тему международного современного ювелирного искусства). В свободное время Тина своими руками создает дизайнерские украшения (tinaartgallery.spb.ru).
Участвовала в организации более 20 выставок «Эрмитажа», включая, наряду с российскими, выставки в Японии, Германии и Шотландии. Автор более 70 научных публикаций, в том числе руководства, учебные статьи, 8 книг по теме коллекции русского фарфора в «Эрмитаже», и публикации о независимых современных художниках.
Тина Хмельницкая — доктор искусствоведения, стипендиат фондов Александра фон Гумбольдта (Германия), Макса-Планка (Италия-Германия), Фулбрайта (США).
Произведения автора экспонировались на выставках в России, Европе и США, находятся во многих частных коллекциях.
Читать интервью Тины Хмельницкой на сайте Klimt02
Читать другие статьи из рубрики «Современное ювелирное искусство»
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: