«Металл, камень, идея-24» Как прошел юбилейный 25-й конкурс в Екатеринбурге
В конце октября в Екатеринбурге прошел юбилейный, 25-й Всероссийский конкурс камнерезного, ювелирного и гранильного искусства им. А.К. Денисова-Уральского «Металл, камень, идея-2024». В этом году в конкурсе приняли участие 282 художника из 28 регионов России, представив в Музей 555 работ — абсолютный рекорд этого конкурса. Главный редактор «Ювелирума» Ольга Кулейкина уже в третий раз по приглашению организатора, Музея истории камнерезного и ювелирного искусства, побывала на конкурсе в качестве члена жюри, и конечно, инфопартнера. В этом обзоре — сделанные Ольгой на месте событий фотографии и небольшой рассказ.
Сразу оговорюсь: делать собственные фотообзоры итогов конкурса из года в год мне становится все сложнее — масштабы растут. Поэтому в этом году с сделала акцент на победителях ювелирной, камнерезной и ограночной номинаций, и далее постаралась сфотографировать как можно больше ювелирных работ, не получивших призовых мест, но тем не менее интересных.
Полный набор фотографий работ победителей всех конкурсных номинаций собрали в своей публикации сами организаторы — это в основном фото, которые прилагались к заявкам от авторов.
Ну а ниже — мои фотографии и комментарии.
Атмосфера и события
Юбилейный конкурс собрал не только рекордное количество работ, но и внушительное число гостей. Например, впервые конкурс посетили представители калининградского Музея янтаря — его директор и руководительница выставочного отдела. Кроме того, к гостям примкнули художники-камнерезы из Петербурга, приехавшие на совпадающее по времени открытие собственной выставки Невский триумвират. Все это определило формат события — живой, с множеством неформальных бесед и культурной программой.
Из-за ремонта вестибюля, вход в музей временно перенесли чуть левее — и гостей встречала вот такая проволочная скульптура:
Работа жюри
На фото ниже — моменты работы жюри (слева направо — часть жюри, Леонид Салмин, Эдуард Никитин, Лариса Серкова, Григорий Пономарев, Мария Пупкова); на следующем фото — Эдуард Никитин с еще одним членом жюри конкурса, Сергеем Шиманским, осматривают витрину:
Круглый стол
Круглый стол «Как изменилось камнерезное и ювелирное искусство в России за последние 25 лет?» прошел 25 октября с обсуждением не только тематических, но и экзистенциальных вопросов о жизни произведений после смерти их авторов. Отдельно множество вопросов было обращено к докладчику по горячей теме — Новый статус художника-ювелира — Денису Копосову, первым получивший это звание по процедуре, созданной с его участием. По этой ссылке — видеозапись круглого стола, а здесь — короткое текстовое обобщение. Мою (главреда Ювелирума Ольги Кулейкиной) презентацию о ювелирных выставках и конкурсах за 9 лет наблюдений можно открыть и посмотреть здесь.
Впервые конкурсную программу посетил московский художник-ювелир Владимир Маркин (на фото он сидит рядом с аналитиком ювелирной моды екатеринбурженкой Анастасией Фисенко):
Директор музея Юлия Ильина ведет видеосъемку для своего очень оживленного блога вконтакте:
Подведение итогов конкурса и открытие выставки
Кадр с официального подведения итогов конкурса и открытия выставки — видно, что многим не хватило места:
Артдилер, развивающий камнерезное искусство, Денис Арцинович стоит рядом с одним из победителей камнерезной номинации (твердый камень), автором «Дракона-мамы» (фото смотрите ниже) Вячеславом Ивановым из Петербурга:
И в завершение «атмосферного блока» — мэтры, максимально стильные скульптор по камню Сергей Шиманский и художник-ювелир Эдуард Никитин:
Конкурс: победители в номинациях
Гран-при в этом году жюри решило не присуждать.
Ниже — мой обзор победителей ювелирной и камнерезной номинаций.
Напомню, полный обзор и фото работ всех победителей номинаций и спецпризов в публикации Музея истории камнерезного и ювелирного искусства вконтакте.
«Ювелирная классика»
АНАСТАСИЯ ОРЛОВА, Кострома. Подвес «Журавли», 2024 — очень личная работа, которая помогла пережить очень нелегкий момент жизни. Члены жюри отметили цельный образ, слаженную компоновку, и тот факт, что вытачивала лебедей Анастасия сама.
Кахолонг, рубины, бриллианты, серебро, титан, синтетический шнур
Об авторе: окончила КУХОМ РГХПУ им. Строганова; в ее портфолио — первое место в конкурсе JUNWEX-2012, «Приз зрительских симпатий» конкурса Swarovski, два призовых места в конкурсе «Типичный ювелир». В конкурсе «Металл, камень, идея» Анастасия участвует впервые.
«Концептуальное ювелирное украшение»
ДМИТРИЙ БОБЫЛЕВ (Бо), Москва. Пара колец «Пандан» — размышление по теме привязанности, связи между людьми, вдохновленное детской игрой — стаканчиками с натянутой между ними нитью.
Кольцо «Номер 1». 2024. Шакудо, серебро, медь, золото. Кольцо «Номер 2». 2023. Серебро, бронза, медь
Об авторе: Дмитрий обучался в Британской высшей школе дизайна; в «Металл, камень, идея» также участвовал впервые.
«Ювелирный дизайн»
ИГОРЬ РОЗАНОВ, Екатеринбург. Серия колец коллекции «Anima» («Антилопа», «Моллюск», «Скат»), 2024 — вдохновленная земной фауной, где каждое животное — самостоятельное произведение искусства. По словам Игоря, в кольце №1 считывается голова антилопы, кольце №2 — моллюск, наполовину закрытый своей раковиной, №3 – скат, обнимающий палец крыльями-плавниками.
Детали: серебро
Об авторе: Игорь обучался в Тольяттинском училище искусств, Тольяттинском государственном университете и Школе Шароновых. Член Творческого Союза Художников России и Международной Ассоциации «Союз дизайнеров». Участник и лауреат многих конкурсов: RUSSIAN ART WEEK, «Образ и Форма», «Ювелирный Олимп», «Серебряный Бабр», конкурс авторского ювелирного искусства в Калининграде, конкурсы Гохрана России, конкурс-биеннале «Придумано и сделано в России», «Мистерия будущего или ювелирный футуризм». В «Металл, камень, идея» участвовал второй раз.
«Камнерезное искусство (твердый камень)», 1-е место
ВЯЧЕСЛАВ ЛЕОНТЬЕВ (Петербург, мастерская Сергея Фалькина). Композиция «Танец», 2024
Детали: бразильский агат
Об авторе: Вячеслав Леонтьев заканчивал Кунгурский государственный художественно-промышленный колледж. За плечами камнереза — Гран-при 23-его «Металл, камень, идея – 2022», диплом I степени в конкурсе Гохрана России, диплом 3-й степени «Серебряного Бабра», 2 место в выставке «Ювелирный Олимп».
«Камнерезное искусство (твердый камень)», 2-е место
ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ, Петербург. Арт-объектом «Дракона-мама», 2023
Детали: обсидиан. Работа находится в коллекции фонда Maximilian Art Foundation
Об авторе: Вячеслав Иванов обучался в ЛГПИ им. Герцена (Ленинград). Лауреат и призёр конкурса «Ювелирный Олимп».
Концепция от автора: «Последние 20 с лишним лет мы с вами живём в информационных потоках, связанных с драконами. Началось это с трилогии «Хоббит», а продолжилось сериалом «Игра престолов», к которому в последние два года вышли два сезона приквела «Дом дракона». Завершающийся сейчас год как раз является годом дракона, и автору очень захотелось высказаться на эту тему после создания работы из агата «Король ночи глядит в драконьи очи». Ключевым персонажем «Игры престолов» является Дейнерис Таргариен — Бурерождённая. Одно из основных имён, которое она носит — Мать драконов. Но дракона может породить только другой дракон, и именно этот сюжет лежит в основе композиции Вячеслава Иванова. Дракона-мама высиживает отложенное ею яйцо, согревая его теплом своего брюха».
«Камнерезное искусство (твердый камень)», 3-е место
ЭДУАРД ВИНОГРАДОВ, Петербург. «Горгона Медуза», 2024
Детали: дымчатый кварц. Работа находится в коллекции фонда Maximilian Art Foundation
Об авторе: Эдуард Виноградов — призёр и лауреат конкурсов «Типичный ювелир», «Серебряный Бабр», «Металл, камень, идея», Конкурс авторского ювелирного и камнерезного искусства (Калининград).
Концепция от автора: «Классическое древнегреческое изображение Горгоны Медузы предлагает нам образ измученной девушки с лицом, наполненным страданием. Оно и понятно: мало того, что она была изнасилована Посейдоном в храме Афины, так еще и последняя, не проявив никакой женской солидарности, прокляла несчастную, обратив её в чудовище, чей взгляд превращает смотрящего в каменную статую. По сути своей Горгона Медуза была первым скульптором — нужно было лишь добиться верной позы от живого героя и взглянуть ему в глаза. Образ Горгоны, воплощенной в дымчатом кварце, лишь отдалённо похож на классический. Медуза Эдуарда Виноградова уже не страдает. Она сама ярость и разрушение. Это скорее воплощение богини смерти и разрушения Кали из индуистского пантеона. Агрессия этой Медузы такова, что она не обращает в камень, а просто испепеляет взглядом, разлагая героев на атомы, как бог Агни. Это образ женщины, разочаровавшейся в любви и семейных ценностях, и вставшей на путь аннигиляции всего живого».
«Камнерезное искусство (мягкий камень)», 1-е место
МАКСИМ ШЕМЕЛИН, Кунгур, мастерская «Там, где оживают камни». Скульптура малой формы «Барханы», 2024
Детали: талькохлорит
Об авторе: Максим Шемелин — один из призеров-рекордсменов «Металл, камень, идея» (в доказательство прикладываем в галерею фото наградных призов конкурса из личной коллекции художника). Художник — основатель семейной мастерской «Там, где оживают камни» в Кунгуре
«Камнерезное искусство (мягкий камень)», 2-е место
МАКСИМ ШЕМЕЛИН, Кунгур. Скульптура малой формы «Полет во сне», 2024
Детали: талькохлорит, ангидрит, агат
«Камнерезное искусство (мягкий камень)», 3-е место
НИКОЛАЙ ОВЕЧКИН, Кунгур, мастерская «Там, где оживают камни». Скульптура малой формы «Мышка». 2024.
Детали: талькохлорит (слева, №6)
«Лучшее произведение из металла и камня»
ДЕНИС СОЗИН, Екатеринбург. Арт-объект Лорнет из серии «Karma Killer…», модель «Моя бабушка курит трубку…», 2024
Детали: подстаканники, курительная трубка, перо совы, конский волос, серебро, эмаль
Об авторе: Денис Созин — обладатель Гран-при «Металл, камень, идея» прошлого, 2023, года, победитель ювелирной номинации конкурса 2022 года
Также на конкурсе была представлена работа Дениса Созина — арт-объект «Время разбрасывать камни и время собирать», 2021 (бумага, кварцевый песок, денежные знаки РФ, ювелирная изложница для отливки металла, папье-маше)
Огранка самоцветов
ЭДУАРД И НАДЕЖДА АХМЕТШИНЫ, Москва. Кольцо-спиннер «Цветок папоротника», ограненный камень «Подсолнух» и коллекция огранённых топазов «Зимняя»
Пояснение от авторов: «Кольцо-спиннер «Цветок папоротника» — первое из коллекции динамических украшений. Новаторская (в процессе патентования) невидимая закрепка не сковывает его движение, камень полностью открыт. В отличии от традиционных ювелирных мобилей крутится не оправа со вставкой, а сам камень. Металл: золотые флоральные мотивы — сказочный папоротник в предутренней бриллиантовой росе. Камень: вращающийся солнечный цитрин художественной огранки — это и цветок, и солярный символ одновременно, символизирующий вечный круговорот жизни. Идея: по преданию, папоротник цветёт однажды в году – в праздник летнего солнцестояния, в ночь на Ивана Купала. Кто найдет этот волшебный цветок, откроет тайны мироздания».
«В ограненном цитрине «Подсолнух» воплощен образ самого летнего и солнечного цветка. Всегда следующий за солнцем во многих культурах он стал символом верности»:
«Коллекция «Зимняя» вдохновлена красотой русской зимы. Создана в честь Альмы Пиль, первой воспевшей русские морозы в ювелирном искусстве. Коллекция состоит из трех топазов: «Первые заморозки», «Снежные звезды», «Зимний танец» (уникальный ограненный камень, здесь впервые площадка — наибольшая грань короны— не отполированная поверхность, а идеальный скол кристалла топаза по спаянности. Все остальные грани сориентированы вокруг этого скола).
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ им. А.К. Денисова-Уральского «За самое страстное ювелирное произведение» (в честь юбилейного, 25-го конкурса)
КОНСТАНТИН ЮМИН, Калининград. Брошь «Плод природы». 2024.
Детали: серебро, янтарь, хризолиты, гранат
Концепция от автора: «Корни, вырастающие из листа, символизируют связь между прошлым и настоящим, между истоками и ростом. Человеческий плод — символ начала нового жизненного пути, символ надежды и будущего. Природа — это наш дом, источник пищи, воды и воздуха, которые необходимы для жизни, человек — часть природы, и его действия влияют на нее. Всё это глубокая взаимосвязь человека и природы. Брошь «Плод природы» это напоминание о том, что все мы связаны друг с другом и что от наших действий зависит будущее нашей планеты».
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ им. А.К. Денисова-Уральского «За самое страстное камнерезное произведение» (в честь юбилейного, 25-го конкурса)
АЛЕКСАНДРА БАЛАНДИНА, Петербург. Кабинетная пластика «Ниоба», 2023 —
Детали: латунь, галька
Об авторе: студентка СПГХП Академия им. А.Л. Штиглица, руководитель Багаутдинов А.И.
Концепция автора: «За основу взят образ Ниобы – в древнегреческой мифологии дочь Тантала и Дионы (либо Эврианассы), либо дочь Тайгеты, сестра Пелопа, супруга фиванского царя Амфиона. За свое высокомерие была жестоко наказана Аполлоном и Артемидой. Выпустив 14 стрел, они умертвили всех ее детей. Зевс превратил Ниобу в камень, по которому днем и ночью текли струи, чтобы облегчить ее страдания»
Продолжу и завершу свой обзор конкурсной выставки в Екатеринбурге другими ювелирными работами, которые были там представлены в основной экспозиции (была еще дополнительная, студенческая и учебная, к сожалению, вместить те работы не получается). Очень много интересного, не вошедшего в номинации, но — заслуживающего внимания! О многих из них (концепции работ) подробнее можно прочитать в телеграме музея, в специальной серии предновогодних публикаций о конкурсе. Начинается серия с этого поста.
ЮВЕЛИРНЫЕ работы на выставке
Дмитрий Кротюк, Москва. Брошь «Оконце», 2024 (медь, жемчуг); клатч «Зима!», 2024 (латунь, хлопок, жемчуг)
Репортажи на ЮВЕЛИРУМЕ по предыдущим конкурсам «Металл, камень, идея»:
Все оперативные новости и впечатления о ювелирных событиях — в телеграме Ok, juvelirum!, который веду я лично.
Все ювелирные события | Все публикации по тегу ЮВЕЛИРНЫЕ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: