Личный опыт: дизайнер Ксения Вохменцева об участии в JOYA BARСELONA

Поучаствовать в международной выставке современного искусства – настоящая мечта и важная веха для дизайнеров всего мира. Но если для западных художников участие или поход на такую выставку можно считать скорее нормальной частью жизни, то для наших ювелирных дизайнеров это пока еще во многом «терра инкогнита».

Одно из важных событий в мире ювелирного искусства — выставка дизайнерских изделий JOYA BARCELONA. Начиная с 2009 года, каждую осень жители и гости Барселоны наблюдают необычные экстравагантные украшения от дизайнеров со всего мира.

Мы узнали, что в выставке JOYA BARCELONA в октябре 2015 года участвовала российский дизайнер Ксения Вохменцева со своей коллекцией плетеных из проволоки украшений «Бессознательное». По нашей просьбе Ксения поделилась своими впечатлениями об этом ярком мероприятии.

Ксения Вохменцева

Ксения Вохменцева родом из Кургана. Дизайном украшений занимается более 4 лет. Ее страничка на фейсбуке facebook.com/ksenya.vokhmentseva, сайт kseniavoh.com.

Как родилась идея такой необычной техники объемного плетения из проволоки?

Случайно, как многие замечательные и не очень вещи в жизни. Даже вино случайно придумали.

Пробовала разные техники работы с проволокой, до этого пыталась работать со стеклом (то, что называется lampwork). Но ни одна из техник не удовлетворяла мои потребности в создании больших объектов, достаточно брутальных, но при этом не тяжелых и удобных в носке. И вот как-то взяла я тонкую проволоку, и руки сами стали вязать именно так.

Честно скажу, до этого техник вязания из проволоки не знала совсем. Только потом мне кто-то из американских коллег сказал, что это похоже на «viking knitting». Но после тщательного изучения того, что когда-либо было связано из проволоки, я поняла, что в подобной технике максимум обвязывали кабошоны. Никто не работал в ней с большими объёмами. Это и не удивительно — она очень трудоемка, работа над одной вещью исчисляется не часами, а днями и иногда даже неделями. Но именно она позволяет мне реализовывать мои идеи.

    

Где можно увидеть ваши арт-работы в этой технике России? Вы сотрудничаете с какими-то онлайн площадками или «концепт-сторами»?

К сожалению, на просторах рунета моих работ нет. Наверное, я просто не знаю такого места, где они были бы к месту. Может плохо искала. А еще я совершенно не умею себя представлять.

Как воспринимают вас и ваши работы в родном городе?

Модель в украшении Ксении Вохменцевой

В моем родном городе, несмотря на то, что это провинция, есть ценители. Не в последнюю очередь благодаря известному на Урале дизайнеру Лене Медведевой. В ее студии стоит мой стенд, и она периодически возит мои вещи в Тюмень, Екатеринбург, и даже Москву. Но это вещи в модной терминологии можно сказать — pret-a-porter, они более «носибельные», чем коллекция, которую я готовила на выставку.

Хотя, первая вещь из этой коллекции тоже уехала в Екатеринбург. Так что, может быть я недооцениваю россиянок.

Из какой вы среды в плане образования и предыдущего опыта? Вы учились дизайну в каком-то из наших вузов?

Я из семьи классических русских интеллигентов. Дедушка был председателем Курганского союза писателей и известным на Урале поэтом. А я была бунтарем и учиться не хотела. Максимум, что мне удалось закончить, это училище культуры, факультет дизайна (на котором, кстати, был достаточно сильный курс живописи и рисунка, так что не все так плохо).

Несмотря на то, что преподаватель живописи меня хвалил, в этом я себя не нашла. Поработала в рекламном бизнесе, потом занималась вообще далекими от эстетики и искусства бизнес-проектами. Все это время чувствовала, что делаю что-то не то, пока не сделала подруге в подарок простенький браслет.

Странно, но я сразу почувствовала, что это мое. Мне оказался близок сам «концепт» украшения как такового. Объекта, которой призван украшать, но при этом может быть приравнен к предмету искусства. Через пару месяцев уволилась — благо муж поддержал, и стала вплотную заниматься украшениями.

      

Как пришло решение поучаствовать в выставке JOYA? Что вы знали об этой выставке и откуда? Много ли русских дизайнеров участвуют в ней?

Узнала о ней пару лет назад, на замечательном тематическом ресурсе klimt02.net. Первый раз не успела подать заявку в срок, это и к лучшему — тогда у меня не было достаточно сильной коллекции для участия.

Затем год готовилась и уже в 2015 году подала заявку, но если честно, даже не надеялась. Дело в том, что чуть раньше я подавала заявку на участие в аналогичной выставке Sieraad, которая проходит в Амстердаме, и мне отказали, обосновав это «недостаточностью бэкграунда», то есть моей профессиональной «истории». Ну что скажешь, это правда. Поэтому, когда пришло приглашение и контракт от Joya, я была просто вне себя от счастья!

Как мне потом сказал директор выставки Пауло Рибейро, цель Joya в певую очередь представить украшение как объект искусства, а не просто собрать продаваемых дизайнеров.

Из России там нас было всего двое — я и Анна Павлова из Москвы (марка Mineral Weather — прим.редакции).

Для чего обычно идут на эту выставку дизайнеры — что получают от участия?

Новичкам в мире современных направлений дизайна выставка JOYA помогает «засветиться», показать свою работу профессионалам в сфере современных арт-украшений — галеристам, коллекционерам, состоявшимся дизайнерам и просто энтузиастам. Это очень полезно, потому что позволяет более адекватно оценить свою работу и понять, куда стоит двигаться дальше.

Кроме того, выставка — это общение в среде, где люди живут тем же, что и ты, имеют схожую систему критериев красоты. Это тоже необходимо любому дизайнеру.

Ну а с практической точки зрения, международные дизайнерские выставки дают возможность завязать полезные контакты для дальнейшего сотрудничества.

Работы на выставке только выставляются, или посетители при желании их могут купить?

Да, украшения на выставке можно покупать. Мероприятие позиционирует изделия как произведения искусства, поэтому цены рядом с изделиями не указывают. Но продажа также предусмотрена, и некоторые изделия из моей коллекции там были проданы.

Ваши впечатления от выставки? Какая там обстановка, насколько приятно находиться, какой опыт приобретается?

Для меня это была первая выставка вообще, и сразу такого масштаба, и в другой стране. Поэтому впечатления потрясающие! Даже само место, где проводится выставка — оно прекрасное, в 18 веке там был женский монастырь — я очень люблю такие здания с историей, а потрясающие каменные своды, которым не одна сотня лет, контрастируют с современными украшениями на белых стендах — атмосфера нереальная!

Понравились люди, все замечательные! Очень открытые, непосредственные, дружелюбные. Очень интересно было познакомиться с дизайнерами, которых я давно знала заочно, следила за их творчеством, чьими работами восхищалась.

Как происходит общение с посетителями и кто сами посетители?

Посетителей я бы разделила на две категории. Первая — это представители творческой среды, специалисты и любители, воспринимающие украшение не только как возможность выразить себя, украсить себя, но и как арт-объект. Это моя категория:).

Вторая группа — все остальные. Люди, которые зашли купить «что-нибудь прикольное» или просто поглазеть.

А вообще публика очень интересная, было любопытно наблюдать за ней. Это и потрясающие воображение «фрики» с зелеными дредами до пят, и дамы очень буржуазного вида в классических жакетах от Шанель. Элегантные француженки, экспрессивные итальянки, и совершенно замечательные испанские старушки, которым и ходить-то тяжело, но они медленно но верно передвигались от стенда к стенду, собирая визитки и буклеты в свои маленькие ридикюли. Кто-то был только с самолета, с чемоданом на колесиках, после долгого перелета из Австралии, без макияжа и в вытянутых трениках.

Единственное неудобство — испанцы в основном не говорят по-английски. А я не говорю по-испански. И вот подходит группа испанцев, горячо обсуждают что-то, периодически указывая то на одну вещь, то на другую.. а я стою, молчу, и киваю. А что делать?:)

12187973_847167092066768_3164560593954842784_o

12182596_847167215400089_4735364935076025350_o

12010577_848141518635992_4757232612810306677_o

Насколько, по вашей оценке, посетители подготовлены к подобным креативным работам?

Подготовлена ли публика к таким работам? Я ожидала, что да. А на самом деле не настолько. Реакция всегда была «Вау.. Какие большие..» Многие говорили, мол очень круто, но как это носить? Это для галерей.

Как сказала одна итальянская дама после того, как перемерила несколько колье — «Это прекрасно, но я еще к этому не готова, мне всего 83».

Какие результаты выставки для себя отметили? Контакты, общение, обратная связь, новые клиенты?

Главный результат — само участие. Я считаю, что это круто!

И тот факт, что я «засветилась» в этом мире, в который на самом деле сложно попасть со стороны.

И, разумеется, контакты с галереями. Чикаго, Рим, Салоники. Директор Чикагской галереи, Ян Вули, хотела мои работы представлять на Чикагской выставке SofaExpo, жаль, она улетала уже на второй день выставки, не могла же я с пустым стендом стоять, а времени отправить потом уже не было. Может, в следующем году.

Было очень интересно и важно понять свой уровень, посмотреть реакцию уважаемых в этом мире людей на мою работу. Конечно, приятно было услышать восторженные комментарии, но была и конструктивная критика, и я ее обязательно приму к сведению.

У вас есть опыт участия в российских выставках? Если да, то могли бы сравнить впечатления? Чего не хватает у нас?

В профессиональных нет. Думаю, у нас нет подходящего формата. Года три назад сделала глупость, поучаствовала в Sunday Up Market в Екатеринбурге, но это, конечно, не то. Это мероприятие, куда хипстеры за бабочками приходят.

В целом, что на ваш взгляд происходит в России с «современным ювелирным искусством»? Это понятие присутствует в нашей реальности, или его скорее нет? Как бы вы его (само понятие) определили — что это такое?

12186418_848141688635975_5463449717524493469_o-1Конечно, «современное ювелирное искусство» существует и в России, но по своей сути оно кардинально отличается от зарубежного. Отличие это обусловлено разницей в менталитетах. Тут много аспектов.

На Западе люди совсем по-другому относятся к мнению окружающих и восприятию себя в этой связи. Им не важно, кто и что о них подумает, не важно, красиво ли это с точки зрения соседки, выглядит ли это «дорого-богато». Им важно услышать себя настоящего, и в соответствии с этим себя выразить.

Российскую женщину в 95% случаев можно идентифицировать среди прочего по тому, насколько ей нужно, чтобы ее увидели и оценили как красивую, привлекательную женщину. Она не наденет «эту странную штуку, хоть она и клевая, но что скажут подружки». Нашим людям вообще свойственно «транслировать статус». Потому что — больше нечего зачастую.

Ну и общее отставание культуры никуда не денешь. 70 лет все должны были быть одинаковыми, все «не такое» тщательно уничтожалось и изживалось, признавался только соцреализм — откуда тут взяться внутренней свободе. А какое без нее развитие искусства? Это ведь поколениями воспитывается, передается с молоком матери.

Как по-вашему, для чего вообще нужно современное ювелирное искусство и арт-украшения? Ведь эти вещи не многие рискуют надеть, они слишком необычные. В чем их роль и цель?

Любой вид искусства развивается, и рано или поздно находит новое русло. Появление этой сферы арт-украшений было неизбежно.

Далеко не многие наденут такие украшения, что уже не так важно. Эта сфера действительно стала полноправным видом современного искусства, где главенствует идея и эмоция.

К слову, на выставке каждый день в обед проходили лекции, в том числе лекция на тему «Well, I like you…but I’m not sure I want to take you home with me» («Ты мне нравишься.. но не уверен что возьму тебя домой»). Там коллекционеры и галеристы пытались объяснить, по какому принципу они выбирают работы. Так вот, одна из выступавших, например, вообще не носит украшения, просто коллекционирует. Она показывала несколько фотографий своего дома, где на стенах, как картины, висят украшения. Так что, в первую очередь это именно арт-объект.

Какие условия должны быть сформированы, чтобы современное ювелирное искусство успешно развивалось?

На вопрос «А что нужно, чтобы было?» ответить сложно. Это на самом деле глобальная проблема. Но, наверное, новому поколению будет проще, они уже шире смотрят на мир. Я вижу по своей дочери, ей 14 и она учится в художественной школе — и понимаю, что у нее  правильное, незашоренное восприятие красоты. Даже иногда советуюсь с ней, когда есть сомнения в композиции работы.

Так что, может, пройдет лет десять-пятнадцать, и у нас появится необходимая среда для развития этого искусства.

Фотографии из архива Ксении Вохменцевой.

Ксения Вохменцева о SIERAAD-Амстердам 2016 в сравнении с выставкой JOYA (декабрь 2016)

Фотоальбом JOYA-2015 от организаторов выставки

Обо всех ювелирных выставках и событиях | Мода, тренды, дизайнеры украшений | Международные ювелирные и арт-выставки и конкурсы-2016 | Какую международную выставку посетить — наш обзор | Цвет дает жизнь — интервью с художником-ювелиром Алисой Лециус

Поделитесь статьей с друзьями

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Мы разместим ваш комментарий сразу, как только он пройдет анти-спам проверку. Это может занять некоторое время - просим терпения). Введите ваш e-mail (его увидим только мы), чтобы получать оповещения о поступивших ответах на ваш комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.