Каких дизайнеров ждут на производстве? Рассказывает директор фабрики
Экономический кризис поднял важность темы дизайна. На оригинальный дизайн ювелирных коллекций сегодня делают ставку как производители, так и продавцы.
Молодые авторы марок украшений разрабатывают собственные коллекции, учась на своих же ошибках. Однако если такому дизайнеру выпадет случай сотрудничать с ювелирным предприятием, могут потребоваться гораздо более специфические навыки, а уровень ответственности будет на порядок выше.
О том, что ожидает ювелирный производитель от дизайнера украшений, мы поговорили со специалистом с более чем пятнадцатилетним опытом работы в ювелирной индустрии, директором Костромской Ювелирной Фабрики «Шик» Ольгой Гутерман.
Ольга, расскажите о себе. Как началась ваша карьера в ювелирной отрасли?
Я закончила Костромской государственный технологический университет по направлению «Художественная обработка материалов», специальность — инженер-технолог. Почти 10 лет проработала на одном из крупнейших предприятий ювелирной отрасли страны, «Костромском Ювелирном заводе «Топаз». Начинала с обычного технолога, а уходила оттуда уже начальником отдела подготовки производства. Мой отдел занимался разработкой и внедрением новых моделей ювелирных изделий в производство: 3D-дизайн, прототипирование, изготовление моделей и изделий эксклюзивной группы, штамповая оснастка и так далее. Безусловно, получила бесценный опыт и знания.
Сейчас вы работаете на Костромской ювелирной фабрике «Шик». В чем специфика предприятия?
КЮФ «Шик» работает в основном по давальческой схеме. Это значит, что компания изготавливает для заказчиков ювелирные изделия из их металла и полностью или частично с их камнями. Раньше мы имели свою розничную сеть, но сейчас работаем только с оптовиками (массовый ассортимент), а также изготавливаем индивидуальные дизайнерские мелкосерийные коллекции и единичные эксклюзивные изделия на заказ.
Мы разрабатываем новые коллекции по эскизам заказчиков, а также предлагаем свои коллекции по разным направлениям ювелирного дизайна. К каждому клиенту у нас индивидуальный подход.
Не могли бы вы чуть-чуть приоткрыть завесу тайны и рассказать, как обычно происходит процесс разработки коллекции на производстве?
Крупные предприятия при разработке новых коллекций обычно задействуют многих специалистов. Например, менеджеры по ассортименту занимаются мониторингом рынка, ездят на выставки, изучают новые тенденции.
Менеджеры по ассортименту по заданию коммерческого директора определяют направления, по которым будет выполняться работа. Художники по этим направлениям разрабатывают эскизы. Затем на художественном совете менеджеры вместе с коммерческим директором, начальником производства и некоторыми другими специалистами отбирают эскизы для новых коллекций. Далее эскизы формируются в план и передаются в отдел 3D-дизайна на проектирование, где художники, менеджеры по ассортименту и технологи контролируют процесс и принимают готовые 3D-файлы. И далее все идет в производство — по технологической цепочке.
Очень основательный подход. У вас на предприятии все точно так же?
Не совсем. У нас предприятие небольшое, и все происходит гораздо проще и быстрее.
Со всеми нашими крупными заказчиками я нахожусь в тесном контакте. Знаю хотя бы приблизительно, какие темы они хотели бы развивать. Обязательно каждый год сама посещаю наиболее значимые европейские выставки, такие как BaselWorld, Vecenzaoro, Eclat de Mode-BIJORHCA PARIS. Слежу за направлениями в ювелирном дизайне и новыми технологиями.
Основываясь на этой информации, на знании интересов заказчиков, сегментах рынка, с которыми они хотят работать, и конечно на интуиции, составляю для нашего штатного дизайнера техническое задание и стараюсь объяснить, как я вижу будущую коллекцию.
Далее дизайнер предлагает какие-то варианты. Мы их корректируем, доводим до ума, и уже выдаем заказчику несколько готовых трехмерных проектов. После согласования, если мы угадали направление и всем понравилось, мы начинаем разрабатывать коллекцию полностью. В том числе, определяем, исходя из сроков, каким количеством дизайнеров мы сможем выполнить проект.
Единственное, что нужно обязательно учесть — сделать так, чтобы те дизайнеры, которые задействованы на проектировании коллекции, придумали изделия в едином стиле.
А где вы находите дизайнеров, с которыми сотрудничаете по коллекциям? У вас есть свои специалисты в штате?
Под конкретные заказы на изготовление новых моделей ювелирных изделий мы привлекаем художников-дизайнеров на фрилансе, с которыми имеем многолетнюю историю отношений.
В штате у нас состоит только один художник-дизайнер высокой квалификации, с большим опытом работы, с высшим художественным и техническим ювелирным образованием, который занимается разработкой и 3D-дизайном только сложных мелкосерийных или единичных эксклюзивных украшений. Это важно, поскольку почти все проекты художественно и технически сложные, требуют высокой квалификации и постоянного авторского контроля.
Наверное, с «постоянными» дизайнерами вы более-менее сработались. А что происходит, если приходится все же привлекать новичков? Такое случается?
В ситуации, когда поступает большое количество заказов на новые модели, и справиться с объемом привычными ресурсами не получается, мы привлекаем дизайнеров и художников со стороны. Поскольку Кострома — ювелирная столица, специалистов в данном направлении легко можно найти через знакомых или просто по объявлению.
Но сразу оговорюсь, что любому стабильно работающему предприятию удобнее сотрудничать либо со штатными художниками-дизайнерами, либо постоянными дизайнерами-фрилансерами. От того, насколько грамотно выполнен дизайн-проект, напрямую зависит конечный результат!
Как вы решаете, будете или нет работать с дизайнером? Какой специалист будет иметь преимущество?
Чаще всего мы даем художникам задание: пожелания наших клиентов, какие-то параметры по размерам, весу, количеству вставок в изделии, и тому подобное.
Бывает, что художники уже имеют свои наработки или даже целые коллекции по данным направлениям. Тогда мы отбираем эскизы, формируем коллекции и передаем в работу 3D-дизайнерам.
В последнее время все чаще можно встретить художника, который умеет делать 3D-проекты по своим же эскизам. Если технически файлы выполнены грамотно, то такие дизайнеры имеют особенную ценность для предприятия!
Давайте еще немного поговорим о том, что вы как руководитель компании-производителя ждете от современного дизайнера украшений. Должен он быть знаком с ювелирной индустрией, иметь опыт работы в ней?
Конечно же, дизайнеру, кроме проекта коллекции, необходимо предоставить производственникам дополнительную информацию. Например, какое максимальное количество мелких вставок должно быть в изделии, бриллианты это будут или фианиты, в каком металле планируются изделия, возможно ли использование нестандартных вставок и прочее, прочее, прочее. Ведь эти параметры в дальнейшем повлияют как на стоимость изделий, так и на некоторые технические моменты.
Но при этом, в нашей работе были случаи, когда мы привлекали художников совершенно не имеющих отношения к ювелирной отрасли, и они разрабатывали очень интересные и необычные коллекции! Не имея опыта в «ювелирке», не зная никаких технических требований и не будучи завязаны на каких-либо стереотипах, они создавали замечательные вещи. А дальше большая ответственность ложилась на плечи 3D-дизайнеров и технологов, чтобы эти наработки воплотить в жизнь, максимально сохраняя идею автора.
Если у обеих сторон есть стремление увидеть желаемый конечный результат, то все вопросы решаемы.
А теперь попробуем развернуть ситуацию на 180 градусов. Вы являетесь производственной площадкой. А мы знаем, что сегодня в ювелирную сферу пришло множество молодых дизайнеров, которые хотят делать свои украшения – так, как они это видят.
Да, это верно. Последние несколько лет на выставках и не только я стала встречать интересных, творческих людей, которые не связаны с ювелирной отраслью, но хотели бы разработать свою линию индивидуальных ювелирных украшений. Как правило, такие люди хотят создать украшения индивидуальные, сложные, малой серией.
С какими вопросами, по-вашему, столкнутся молодые авторы собственных марок, мечтающие расширить свое производство?
Дизайнеры сразу сталкиваются с первой и самой серьезной проблемой. Крупным заводам экономически не выгодно браться за такие работы. Поскольку они малосерийны, требуют индивидуального подхода, тонкого понимания и взаимодействия с заказчиком. В условиях крупного предприятия это осуществить сложно, а самое главное, очень дорого.
Проблема в том, что маленькие мастерские в таком случае тоже не подходят, поскольку, как правило, не имеют достаточной технической оснащенности для выполнения всех необходимых работ.
И что вы посоветуете в таком случае?
Идеальным вариантом, на мой взгляд, могут быть небольшие ювелирные предприятия с полным циклом производства и, конечно же, наличием необходимого специалиста, курирующего все работы по созданию индивидуальных украшений на всех этапах производства.
Представьте, что у вас есть возможность обратиться к молодым дизайнерам украшений, которые ищут себя в развитии собственных марок или в качестве разработчиков коллекций по заказу предприятий. Что вы им посоветуете?
Несмотря на всю сложность исполнения и взаимодействия с заказчиком, работа по созданию индивидуальных коллекций очень интересная! Самое главное — это желание. Конечно же, работать с человеком, имеющим представление о ювелирном производстве, всегда проще. Но как показывает опыт, с дизайнерами, пришедшими из других сфер, зачастую получается создать еще более интересные и экстравагантные коллекции. Мы всегда готовы к диалогу, готовы воплотить в жизнь самые смелые и необычные фантазии наших клиентов!
Интервью для ЮВЕЛИРУМА взяла Татьяна Пашутина, идеолог выставки-продажи современных украшений «JeWEekend»
Все публикации в рубрике «Ювелирный бизнес» | Раздел портала «Быть в теме»
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: