Как разбудить инстинкты. Творческая анкета Анастасии Номар (Хабаровск)

В декабре 2024 Анастасия Номар прилетела в Москву из Хабаровска, чтобы пройти комиссию Гохрана для получения возрожденного новым законом статуса художника-ювелира. Идея начать серию статей о художниках-ювелирах родилась как раз после этой комиссии, когда мы (главред «Ювелирума Ольга Кулейкина и Анастасия) гуляли по центру Москвы и говорили о том, как сложно художникам рассказывать о себе, из-за чего бывает сложно найти информацию о многих художниках. Чтобы облегчить задачу и авторам, и редактору, мы придумали, что напишем анкету, а как отвечать на вопросы — будет решать каждый автор самостоятельно. Так появилась основа для будущих текстов в новой рубрике Знакомство с автором, и первым автором, согласившимся на «тест-драйв» анкеты, стала соавтор идеи. Итак, встречайте первое интервью по анкете для художников-ювелиров — рассказ о себе от Анастасии Номар.

Автор скульптурного портрета Анастасии Номар — Владимир Филиппович Бабуров

Об авторе

  • Имя: Анастасия Номар
  • Город: Хабаровск
  • Образование: 2008, Тихоокеанский государственный университет, «Технология художественной обработки материалов»
  • Ссылки на творческие страницы: vk.com/anastasiianomar

Анкета АНАСТАСИИ НОМАР

Как определяете жанр и стилистику, в которых сейчас работаете? Что считаете вашим узнаваемым почерком?

Думаю, художнику объективно и ясно сформулировать название своего стиля очень сложно, и не его эта задача. Задача художника (при жизни желательно) — как можно больше участвовать в выставках, конкурсах, каталогах, чтобы работы могли видеть профессионалы и зрители, и постепенно оставаться в публикациях, а ещё лучше — на хранении в музеях. По этим произведениям и будут со временем, уже объективно, анализировать и называть стиль профессионалы-искусствоведы.

В моих работах много дальневосточной тематики и органических материалов. Разбудить древние инстинкты и столкнуть их с современностью — вот мой главный рецепт. Для меня важно создать художественный образ, интересную чувственно наполненную композицию, которая несёт в себе эмоциональный и энергетический посыл. Сделать так, чтобы чувства застыли в металле. Не менее важны эстетика технологии и материалов. Мои предметы отличает крупная ювелирная пластика и работа большими гарнитурами — диптихами или сериями. Еще меня часто волнует придумывание новых необычных плетений, как сделать металл мягким, как ткань.

Любимые вами сегодня материалы и техники. Как они ощущаются при работе?

Я работаю с серебром и самоцветными камнями, использую много природных органических материалов: дерево (кап), кость, когти медведя, когти орла, зубы кабарги, раковины, рога оленя, китовый ус. Очень люблю паять серебро, это мягкий, податливый, пластичный металл, который не зря считается драгоценным. Использую те самоцветные камни, которые способны взволновать моё воображение.

Мне нравится сочетать разные материалы, я называю эту работу комбинаторикой: подбираю материалы в композицию у себя на рабочем столе, затем фотографирую или запоминаю. Таких подборок у меня могут быть десятки. Они отлёживаются, ждут своего воплощения (работаю я медленней, чем придумываю). Те идеи, которые меня со временем не отпускают, продолжают беспокоить и волновать — стараюсь исполнить.

Ручную работу выполняю в единственном экземпляре, используя ювелирные технологии: прокат заготовок в валах, гибку, выпиливание, монтировку, пайку. Литьё не применяю совсем. Люблю работать с металлом, ощущать его податливость и сопротивление. Технологии работы строги и математичны, эстетика металла — напряжение и геометрия — сталкиваются с природными пластичными линиями других материалов. Соединение современного и древнего, разума и чувств, в итоге — создание гармонии, вот что интересует меня по-настоящему. Какие материалы помогают мне в этом — доверяю только интуиции.

 

Анастасия Номар. Комплект АМАЗОНКА, 2008

     

Какую вашу работу можно было бы использовать как ваш «аватар»? Скажите пару слов о ней — название, история создания, фото

Сложно выбрать одну работу, каждая творческая работа — это мой аватар на тот момент времени, когда её создавала. Они все ценны для меня, каждая выстрадана и прожита на пределе моих возможностей.

Комплект АМАЗОНКА был создан в 2008 и впервые определил направление моего творчества на долгие годы. В нём и кольчужное плетение, и когти медведя, и первая сумочка. Образ получился сильный, очень дальневосточный. С этой первой большой работой я впервые прошла на серьёзную художественную выставку регионального уровня. Этим комплектом называлась первая моя персональная ювелирная выставка «Амазонка».

Выберите пять работ, которые максимально разносторонне вас показывают как художника

Очень сложно выбрать пять работ. Пусть будут, в дополнение к «Амазонке», вот эти везунчики:

  1. СУЛАМИФЬ: броши (3), серьги, браслеты (2). Мельхиор, иглы морского ежа. 2010
  2. ЭДЕМ: театральная сумочка с камеей, колье-чокер с камеей. Серебро, камеи (агат), горячие эмали, кварц, перламутр. 2015. Автор камей («Ева», «Фантом») — Владимир Бабуров
  3. ЮВЕЛИРНЫЕ МУЗЫ, диптих: колье-сотуары. Серебро, сердолик, бивень мамонта, черное дерево, коготь медведя, зуб кабарги. 2021
  4. ЮВЕЛИРНЫЕ ГРАЦИИ, диптих: колье, перстень. Серебро, агат, сердолик, жемчуг, китовый ус, когти медведя. 2024
  5. ПРАЗДНИК: колье, серьги, перстень. Серебро, жемчуг, раковины каури, когти медведя. 2024

Немного о пройденных творческих этапах. В каком жанре/материале работали до того, как пришли к сегодняшнему состоянию?

Ювелирным искусством занимаюсь с 19 лет, с 2005 года. В 2025 году осенью будет 20 лет, профессиональный юбилей. В поиске себя я проходила разные стили, находилась под влиянием модерна, арт-деко, авангарда. Изучая историю искусств, я вдохновлялась и пробовала. Но все эти стили всё равно преломлялись через мою личность и отражали именно меня в разных вариантах.

Думаю, в душе я актриса. В своих работах проигрываю разные роли, перевоплощаюсь в несвойственные мне характеры и стили — это очень интересно. Когда захожу в тупик, то разворачиваю своё творчество совсем в другом направлении. Так в 2018 году я начала изучать горячие эмали и создала много картин в этой волшебной технике.

Весь опыт собирается, выкристаллизовывается в собственный стиль. Надо много работать, чтобы его найти. Но и останавливаться на уже найденном никогда нельзя, нужно искать и идти вперёд, иначе художник умрёт, а останется только узнаваемый приём и его эксплуатация. Художник тем и ценен, что постоянно находится в поиске.

Анастасия Номар. Комплект СУЛАМИФЬ, 2010

 

Ваше творческое кредо, внутренний девиз?

Надо много работать, стараться не падать духом. Нужно идти к высокому, стремиться превзойти себя.

Какую тему вы исследуете и воплощаете в творчестве?

Мои темы: страсть, любовь, флирт, соединённые с агрессией, силой, борьбой. И, конечно, гармония. Наверное, это вечные темы.

Какая тема волнует, но еще не реализована в форме?

Не сделала пока ещё яркого ювелирного искусства с разноцветными горячими эмалями и камнями. В ювелирном искусстве я всегда работаю в сдержанной природной палитре по цвету. Я занималась горячими эмалями-картинами, создала много ярких работ, но именно ювелирное искусство почти всегда было сдержанным по цвету, хоть и сложным по форме и материалам. А вот сделать его ярким, цветным, но при этом по-прежнему сложным по форме, мне пока удалось очень мало.

Также в своих работах я редко выхожу в объём. Мои ювелирные работы часто рельефны и абстрактны, я мыслю формой, материалом, музыкой, пластикой. Может быть, что-то более реалистичное или смысловое я еще не освоила, есть куда расти. Но я стараюсь не планировать специально направление творчества, хочу доверять интуиции, а куда она заведёт — секрет даже для меня.

Что в окружающем мире находит отклик, действует и вдохновляет вас? Идеи, слова, элементы природы, люди, общение, что-то еще?

Меня очень вдохновляет изучение искусства. Последние годы увлечённо изучаю русских художников-ювелиров, особенно советского периода — представителей уральской, ленинградской/петербургской и московской авторских школ. Многие художники этой когорты уже ушли из жизни, фотографий работ в интернете немного, найти сложно. Если нахожу что-то новое — разбираю, разгадываю их работы глазами, как они сделаны, композицию, приёмы. Общаюсь с ними на ювелирном языке, мне это очень интересно.

Авторское ювелирное искусство — пища для моего ненасытного ума. Очень большое вдохновение для меня, когда повезет увидеть работы художников-ювелиров вживую на выставках, для этого надо иногда путешествовать. Чтобы что-то самому сотворить, надо много изучать, смотреть, читать, быть любопытным, неравнодушным к окружающему тебя миру и желательно в разных направлениях. Ну конечно и жизнь вдохновляет, люди, события.

Кто, вы считаете, на вас повлиял как на автора? Какие обстоятельства сформировали и подтолкнули?

Конечно, мой Учитель — художник Владимир Филиппович Бабуров (1946 — 2020). Пришла я к нему на третьем курсе университета. Он научил меня ювелирному искусству и мастерству. Была его ученицей 15 лет. Он и помог мне найти свой стиль, направлял меня и учил всему, что я сейчас умею. Он сформировал мою личность, помог стать художником, научил творить. Сейчас его большую коллекцию различных материалов и камней я использую в своих работах, а так же работаю в его мастерской, с ювелирным оборудованием и инструментами, которые он при жизни накопил, покупал и сделал сам.

Владимир Филиппович был первым творческим ювелиром на Дальнем Востоке, воспитал много учеников. Когда он взял меня к себе в ученицы, больше почти не работал в ювелирном направлении с металлом. Уже посвятив этому виду творчества более 30 лет, далее занимался только скульптурой. Был увлечен также глиптикой (резьбой по камню), при мне создав более 20 камей. Его камеи я иногда применяю в своих работах.

Детство повлияло на меня сильно, оно проходило в Приморском крае, я выросла в семье пчеловодов, бывших геологов. С пяти лет родители брали меня с собой на пасеку, расположенную в глубине приморской тайги, в окружении дикой дальневосточной природы. Изолированность от цивилизации и возможность читать книги.. Там я научилась много трудиться, и сейчас всё это в работах и проявляется.

Какими вы видите ценителей вашего творчества? Какими чертами они обладают?

Лучшие ценители для меня — это музеи. Оказываясь там, произведение принадлежит не одному человеку, а многим. А люди должны быть непременно яркими, интересными и разносторонними личностями, чтобы ценить ювелирное творчество, а тем более носить его результаты. Хорошая работа вступает в диалог с личностью зрителя или обладателя.

Состоите ли в творческих объединениях? Каких? Что вам это дает?

Да, я член Союза художников России с 2011 года. От Союза художников у меня мастерская, в которой я работаю. Но не только мастерская — периодические случаются краевые, региональные, всероссийские выставки, в которых я всегда участвую, и, конечно, все награды приходят по линии и благодаря Хабаровскому отделению Союза художников. Это мой коллектив, всех знаю, слежу за их выставками и с художниками общаюсь.

Три главные для вас (российские или международные) выставки. Чем были важны?

Главные для меня выставки, конечно, мои ювелирные — персональные. Это подвиги во всех отношениях.

  • 2017 год, «Амазонка» в Дальневосточном художественном музее Хабаровска
  • 2024 год, «Ювелирные Музы» в Приморской государственной картинной галерее Владивостока
  • А всероссийские — это, конечно, участие в конкурсных выставках «Металл, Камень, Идея» в 2022, 2023, 2024 годах в Екатеринбурге

В Екатеринбурге, в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства, я нашла профессиональную оценку и признание своего творчества. Два раза получила награду «Выбор музея», это очень ценно для меня.

 

Анастасия Номар. Комплект ЭДЕМ, 2015

       

История комплекта ЭДЕМ. Удивительная камея Владимира Бабурова «Ева» вдохновила на создание библейского Райского сада для неё. Нюансные оттенки голубого агата переходят в комплект через голубую горячую эмаль, серо-голубой перламутр, кварцевые чуть голубоватые бусины. «Ева» помещается на театральную сумочку. Колье-чокер — украшение времён стиля модерн, впервые придумано гениальным художником ювелиром Рене Лаликом в начале 20 века. На колье-чокер помещается вторая камея — «Фантом» (обе камеи — камнерезные работы Владимира Бабурова). Центральная жесткая прямоугольная часть колье обыграна как райское дерево. Утончённость и нюансы в камеях плавно переходят в ювелирное решение. Всегда непростая задача, если художнику-ювелиру предстоит работать с готовым произведением художника-камнереза. Надо не затмить камею своей работой, но при этом погрузить её в достойную для нее ювелирную среду. В результате соавторства рождается произведение в произведении.

 

Где можно увидеть ваши работы на постоянной основе, и где появляются время от времени?

На постоянной основе — только фотографии «вконтакте» на моей странице.

В художественных выставках я участвую регулярно новыми работами, надеюсь, что будут ещё персональные выставки. Основная коллекция моих работ хранится у меня в мастерской, часть работ представлена в витринах. Гости, которые посещают мастерскую, могут увидеть мои работы и даже примерить выставочные произведения.

Покупка вашей работы каким музеем, учреждением или личностью стала (или могла бы стать) для вас очень важным событием? Почему?

Музей истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге впервые купил мою работу в 2022 году. Это диптих, колье «Интро» и «Экстра», они теперь хранятся в музее. Это было для меня высочайшей оценкой моего творчества.

Были и покупки моих работ для необычных людей. Однажды я делала на заказ портативную пепельницу и корпус для зажигалки из золота 750 пробы с именным вензелем для певицы Людмилы Сенчиной. Сложная работа была, в ней я вышла за свой предел в технологическом плане, такое не забывается, справилась.

Хабаровская актриса Татьяна Маслакова получала «Золотую Маску» в Москве в моём гарнитуре, а затем, прилетев, купила его на память об этом событии, украшения как талисман награды.

Запомнилось, как однажды делала кулон на заказ. Знакомый заказал на рождение своей дочери, девочке, которая только родилась.

 

Анастасия Номар. Колье-диптих ЮВЕЛИРНЫЕ МУЗЫ, 2021

Работа «Ювелирные музы» была отмечена Дипломом 1-й степени в номинации «Ювелирное искусство/оригинальность идеи» на 3-ей Уральской Триеннале декоративного искусства (Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, Екатеринбург, 2022). Сотуар — вид длинного колье эпохи ар-деко. Для этого диптиха придуманы новые виды плетения. Дальневосточные композиции, натуральные природные материалы собраны в сильные образы. Две Музы гордо и легко парят на своих мощных цепях, когтистые, сильные, способные постоять за себя. Агрессия материалов (когтей и зубов животных) эстетизирована в торжественную музыку формы. Музы художника-ювелира — «Ювелирные Музы».

 

Работаете ли на заказ? Ваш подход к работе с заказчиком?

На заказ уже не работаю с 2016 года, как ввели закон, запрещающий творческим работникам быть зарегистрированными ювелирами. Надо было становиться предпринимателем, чтобы иметь возможность продавать свои работы из драгоценных металлов, а я не стала для этого создавать ИП. Восемь лет продолжала работать только творчески «в стол», не продавая. Благодаря этому, у меня собралась моя авторская коллекция работ, которая позволяет сейчас мне участвовать в выставках и даже делать персональные выставки, что для ювелирного искусство очень сложно — собрать работы на персональную выставку из тех, которые уже проданы или сделаны на заказ, для художника-ювелира практически нереально.

Но на заказ я не очень любила работать, это всё-таки не для меня. Мне тяжело подчиняться конкретной задаче заказчика. Я не очень много работала на заказ, но всегда ответственно справлялась. Работа с людьми не самая сильная сторона моей личности, так как я люблю быть наедине с собой. Но спустя время понимаю, что все эти заказы, которые у меня были — очень многому меня научили. Они выводили меня за пределы моего диапазона, заставляли расти, а потому и нередко сердили. Лучше, конечно, когда что-то хотят купить из уже сделанного мною ранее.

Чем не удовлетворены, что пока не достигнуто, где не реализованы?

Всем удовлетворена, радуюсь тому, что уже достигнуто. Никаких претензий к миру у меня нет. Радуюсь тому, что недавно появился официальный статус «художника-ювелира», дающий право работать с драгоценными металлами, не становясь предпринимателем. Я ждала этот закон восемь лет, и сейчас, получив его, осваиваю работу в ГИИС ДМДК — это сайт для работы ювелиров. Я стараюсь не бурчать и не обижаться, даже на себя. Лучше не искать в себе не реализованные моменты, а просто работать с удовольствием. Благодарю закон гармонии, когда удаётся создать новую творческую работу. Всё идёт как надо, даже если сложно или не совсем удачно. То чего нет — значит этому ещё рано быть, придет тогда, когда я буду готова. Всё моё — со мной, что не со мной, то не моё.

Анастасия Номар. Диптих ЮВЕЛИРНЫЕ ГРАЦИИ, 2024

 

Что дает энергию жить и работать, что подпитывает, без чего будет пусто?

Мои родные люди — родители. Они главные спонсоры моего творчества. У папы большая пасека, на его деньги и было куплено всё серебро и не только. Именно они дали мне возможность свободно творить. Сейчас и мой муж помогает моему творчеству, даже иногда даёт советы в работе. Эти люди и морально меня бесконечно поддерживают.

Ценители — зрители моего творчества — тоже меня очень подпитывают, радуются моим успехам и следят за работами.

Энергию дают только положительные интересные и светлые люди, я со временем отгораживаюсь от тех, кто забирает мои силы, формирую, таким образом, вокруг себя спокойное пространство.

В какой эпохе хотелось бы пожить, если бы был такой шанс?

Только здесь и сейчас хочу жить. В остальные эпохи можно погружаться, изучать искусство бесконечно, но не жить там.

Если бы была вторая жизнь, в чем еще хотели бы реализоваться?

Единственный вариант самый лучший для меня — это прожить жизнь художником. Если второй раз повезёт, что конечно вряд ли (слишком много факторов должно совпасть), то, художником-ювелиром ещё раз.

 

Анастасия Номар. Комплект ПРАЗДНИК, 2024

 

Все публикации в рубрике ЗНАКОМСТВО С АВТОРОМ | Все публикации по тегу ЮВЕЛИРЫ ИМЕНА

Поделитесь статьей с друзьями

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Мы разместим ваш комментарий сразу, как только он пройдет анти-спам проверку. Это может занять некоторое время - просим терпения). Введите ваш e-mail (его увидим только мы), чтобы получать оповещения о поступивших ответах на ваш комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.