Что удерживает мужчин от того, чтобы носить украшения? Мнение галериста из США
Американский портал о современном ювелирном искусстве Art Jewelry Forum (AJF) этим летом опубликовал интервью с дизайнером и владелицей галереи Shibumi в Беркли (Калифония) Эйприл Хигаши, которая организовала необычную выставку украшений для мужчин.
Типичное отношение к товарной категории «украшения для мужчин» недавно озвучил эксперт по ювелирному ассортименту Константин Жигульский, сказав, что этот ассортимент мало востребован. Почему это происходит, и каким образом ношение ювелирных изделий противоречит сегодняшнему представлению о «маскулинности»? Историку и дизайнеру Бенджамину Лейнелу отвечает Эйприл Хигаши, которая, по ее словам, постаралась встретиться со своими клиентами-мужчинами за пределами «безопасного ношения стандартного обручального кольца».
Эйприл, вы делаете такое «мужское шоу» впервые? Сколько времени заняла организация?
Эта первая в моей галерее выставка мужских украшений. Дизайнеров к участию я начала приглашать за 6 месяцев до ее начала.
Какой мотив стоит за этим проектом? Высказывали ли клиенты пожелания видеть больше мужских украшений? Кажется ли вам, что украшения для мужчин — это недозаполненная ниша?
Честно? Однажды я сама сделала кольцо своему бойфренду. Ему оно очень понравилось, носил не снимая, и ему шло. Что заставило меня задуматься — почему большее число мужчин не готовы носить хотя бы один ювелирный предмет интересного дизайна?
Позже я стала замечать, каким мужчинам, по моему мнению, подошли бы украшения, и какие уже их носят. И большинство украшений, увиденных на мужчинах, было просто ужасны, либо выглядели «типовыми».
Вообще мне очень нравится, когда мужчина носит какое-то одно красивое ювелирное изделие. У меня также есть несколько клиентов-мужчин, которые приобретали украшения для себя. И я решила использовать эту выставку, чтобы понять, что именно готовы носить мужчины, и как они будут «взаимодействовать» с ювелирными предметами. Получится ли у меня заинтересовать их настолько, чтобы они решились примерить какие-то из работ? Будут ли продаваться изделия? Готовы ли будут женщины, которые сами носят украшения, приобрести что-то для своих мужчин?
Ваша выставка — «мужское шоу» сразу в двух смыслах. Она и обращается к мужчинам, и одновременно представляет срез дизайнеров украшений для мужчин, некоторые из которых еще не выставлялись в вашей галерее. Как дизайнеры реагировали на ваше приглашение?
Хороший вопрос. Я пригласила дизайнеров, чья творческая эстетика, как мне показалось, может быть удачно «транслирована» в мужские вещи. Плюс, есть слой дизайнеров с интересными работами, чья эстетика мне казалась слишком маскулинной для моей галереи. И как раз сейчас это стало плюсом — и я их также пригласила.
Учитывая полученный опыт, в следующий раз я бы провела чуть более глубокий поиск, и постаралась бы найти других мастеров, кто уже производит украшения для мужчин, знаком с этой нишей, и мог бы привести на выставку немного своих клиентов.
Авторам пришлось изготовить отдельные коллекции украшений специально для выставки? И делаете ли вы сами украшения «специально для мужчин»?
Некоторые ювелиры — например, Chris Neff, Jo Hayes Ward, Sam Woehrmann, Josh Wendler, Curtis Arima — уже имели опыт создания мужских изделий. Другие, такие как я, Maya Kini, Tura Sugden, Eric Silva и Robert Brady, пока что не делали попыток выйти за пределы создания мужских обручальных колец.
Для выставки сама я изготовила чуть более 30 ювелирных изделий. На старте работы мне стало страшно — сколько времени и усилий придется инвестировать в эту работу. В итоге я сделала одно дорогое изделие (которое продалось), а для остальной части коллекции остановилась на более универсальных вещах, которые могли бы понравиться и женщинам тоже, либо вещах, которым я смогу вернуть «женскую» форму после выставки.
В вашем пресс-релизе к выставке сформулировано несколько вопросов. Один из них — «правда ли, что мужчины иначе ценят процесс создания и используемые техники декорирования украшений»? К какому ответу вы пришли до открытия выставки?
До начала выставки мой вывод был: очень, очень мало мужчин ценят украшения, предназначенные именно мужчинам. Особенно гетеросексуальные мужчины. Иногда кажется, что они испытывают нечто вроде аллергии по отношению к украшениям.
Это забавно. Сейчас я читаю историческую литературу о понятии мужественности западном мире начиная с античных времен. Из нее следует, что идея «украшений не для мужчин» — довольно недавняя, и до того представление о назначении украшений было совсем иным (вспомните моряков, панков, «новых романтиков» и так далее). Вам не показалось, что мужчины-посетители вашей выставки приравнивают мужественность в том числе к отсутствию любых «украшательств»?
Да, показалось. И это одна из причин, по которой я сделала эту выставку. Действительно, становится ли мужчина «меньше мужчиной», если он надевает на себя что-то ювелирное? Сама я думаю как раз наоборот — он мне кажется сексуальнее. Однако мужчинам часто не хватает уверенности, чтобы решиться подобрать себе вещь с подходящим дизайном.
Какие отклики на вашу выставку вы получили, в особенности — от мужчин?
Открытие выставки было чудесным — мы придумали много всего, что мотивирует мужчин примерить работы. Мне пришлось много думать о словах, которые можно использовать, чтобы продавать мужские украшения. Ведь я не могу сказать мужчине — посмотри, как симпатично это на тебе смотрится! Кроме того, если мужчина пришел с женщиной, важно также включать ее в диалог. Мои клиентки-женщины были просто в восторге, когда им выпал шанс попробовать уговорить своих мужчин что-то примерить.
Кое-что из работ удалось продать: половину — мужчинам, половину — женщинам. Основными покупателями-мужчинами оказались бисексуальные мужчины и гетеросексуальные мужчины из Европы.
В то же время, мои постоянные покупатели-мужчины выглядели заинтересованными — они впервые видели такой обширный выбор, ориентированный на них. Но они в основном просто все рассматривали и не могли переступить через себя и привычку носить только обручальные кольца. Даже если мне удавалось уговорить их что-то примерить, и вещь им нравилась, самый частый ответ был — хмм.. я подумаю! И если кто-то из них действительно хотя бы немного «подумал», я считаю, что это большой для меня шаг и хотя бы небольшой результат моей работы. Хотя все будет виднее спустя время после выставки.
К вопросу, что мотивирует мужчин — я так пока и не нашла ответа. В целом, похоже что мужчины не привыкли много тратить на себя. И мне показалось, что и дизайнеры, и я сама предвидели этот факт, назначая цены на изделия. При этом их подход к покупкам в целом похож на женский, но они делают выбор скорее рационально, чем эмоционально.
На выставке были представлены изделия, отражающие качества, которые ассоциируются с «мужественными» стереотипами: лаконичные, угловатые, грубые, использующие один материал и орнаменты вроде черепа. Как вам кажется, эти стереотипы — продукт гетеросексуальной культуры? Какую обратную связь вы получили от мужчин на тему — как должны выглядеть мужские украшения?
Не думаю, что здесь есть связь с гетеросексуальностью как с общей культурой. Мне кажется, ожидания от «мужских» форм украшений происходят скорее от субкультур, с которыми ассоциируют себя именно мужчины: панковская среда, байкеры, гэнг, милитари.
Я не уверена, что мои клиенты-мужчины знают, как должны выглядеть мужские украшения. В выставке участвовал Роберт Брейди (Robert Brady) — он скульптор и создает деревянные украшения близкие к «трайбл» (tribal — этнической, племенной) стилистике, непохожие на другие мужские украшения. Похоже, что мужчины-гости выставки даже не реагировали на его подвески как на что-то, что можно носить хотя бы теоретически. Получается, что если вы «вылезаете из коробочки» слишком сильно, ваша работа полностью выпадает из поля зрения покупателей.
Вы считаете, что разница между «мужественными» и «женственными» изделиями сильно упрощена? Что означает ваша фраза «есть ли что-то еще в определении мужских украшений, кроме подхода от противного — не женские»?
Когда я раскладывала работы для выставки, изделия от десяти ювелиров в целом можно было уложить в следующий категории: натуральные и суровые; геометрия и графика. Практически все работы были монохромными, а там, где использовались драгоценные металлы — то это были чаще всего белое золото или минимальный объем желтого золота в качестве акцентов. В целом, мужские коллекции отличились меньшим разнообразием, меньшим дизайнерским «риском», меньше цвета и камней. Некоторые дизайнеры в итоге использовали очень похожие формы.
Если кто-нибудь не уточнит, что украшение «мужское», то фраза «ювелирные украшения» обычно подразумевает женские. Можно сказать, что это утверждение проследовало через весь 20 век. Как вам кажется, сейчас что-то начинает меняться? Что вы ожидаете от выставки «для мужчин» через 20 лет? Это вообще будет иметь смысл?
Снова хороший вопрос. Из того что я вижу уже сейчас — молодые люди в целом уходят от явного подчеркивания определенного пола, разница смывается. Мужчины уже не так озабочены подчеркиванием своей мужественности, пары на свиданиях все чаще делят счет пополам. Мужчины все меньше боятся успеха женщин. В медиа приходит такое явление как трансгендер, а «метросексуалы» совершенно не переживают о том, что кто-то их может спутать с геями.
То есть могу сказать — да, что-то меняется. И если ювелирная сфера последует за этим трендом, границы начнут стираться и здесь. Мужчинам снова станут интересны украшения, стереотипы будут ломаться. Больше игры, больше риска. И это хорошие новости для меня как дизайнера и галериста!
Все статьи из рубрики мода, тренды, имена | Рубрика «Явления» | Все статьи из раздела Как носят — Мужские украшения
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: