Что такое «дизайнерские украшения». И что не так с этим термином?

Я пишу о марках и направлениях. Получается, что эти направления (раз уж они существуют, и появляются новые), надо как-то называть. Но очень часто с определениями бывает все не просто. Одно из таких непростых определений — это сегмент «дизайнерских украшений» — огромная и растущая сфера авторских марок, где авторы характеризуют свой продукт именно так.

Фото: Avgvst Jewelry, jewelry-in-august.com

Пару дней назад эксперт-геммолог Юлия Иртюга пригласила меня на инстаграм-эфир с темой «Дизайнерские украшения в России». Перед тем, как начать обсуждать направления и марки, я попыталась сформулировать, что такое «дизайнерские украшения». И поняла, что эта тема требует какого-то более четкого определения.

Пока трудно договориться о терминах

Начну с того, что в ювелирной сфере очень большая беда с терминологией. Участники ювелирной сферы в целом не имеют консенсуса ни по одному определению. Постоянно вижу серьезные споры на тему, кого называть «ювелиром», и что такое «ювелирное». Надо ли отталкиваться от материала (драгметалл или нет), техники и уровня мастерства, или общей принадлежности к сфере? Отдельные споры идут про «ювелирное мастерство» и «ювелирное искусство». Может ли быть искусство без явно выраженных признаков мастерства (сложнейшей филигранной работы по металлу)? Таким образом, часто творческая идея, образ, выраженный художником (иногда — лаконичными средствами, иногда — в «альтернативных» материалах), к моему сожалению, ставится на второе место после техники исполнения.

Примерно так же пока не определен термин «ювелирный дизайн». Проблемы вызывает и слово «ювелирный» (см.выше), так и слово «дизайн» («там сплошные палочки и колечки, все такое тонкое, ну какой это дизайн??»).
Попробую предложить свою версию.

Ювелирный дизайн

“Дизайн” присутствует в самых разных видах украшений, и далеко не только среди «дизайнерских марок». Например, изделия для массового выпуска на заводе придумывают профессиональные дизайнеры, часто это выпускники престижных вузов типа Строгановки или РГУ Косыгина, где учат на художника-ювелира. Если кто-то учится создавать украшения, он (она) учится ювелирному дизайну. Плохой или хороший получается дизайн в создаваемом конечном продукте — это уже отдельный вопрос.

«Дизайнерские марки» как группа

Сегодня «дизайнерскими» принято называть практически любые «незаводские» бренды. Популярные лайф-стайл издания любят публиковать подборки вроде «Десять дизайнерских марок которые нас удивили», и сами авторы в профилях инстаграм пишут о себе «Молодой дизайнерский бренд». Но что такое «дизайнерская марка»?

Попробую почетче описать сферу дизайнерских украшений в сравнении с другими ювелирными сферами.

В своей заметке на Ювелируме некоторое время назад Белла Антонио сделала попытку определить критерии для разных сфер, миллион раз при этом оговорив, что разделение очень условно, разделяют конечный продукт, а не авторов, и случается, когда автор в конкретный период жизни чувствует принадлежность к одной сфере, и одновременно работает в другой.

Очень кратко суммирую признаки каждой сферы.

  • О художественном произведении (ювелирное искусство) логично сказать, что это самовыражение художника, его видение предмета, или его (и только его) представление о прекрасном (работы — штучные, повтор невозможен). Вот, например, отличное эссе художника-ювелира Анастасии Номар о том, как рождается художественное произведение.
  • Дизайнерские украшения — это своего рода компромисс между представлением автора о красоте, его идеями и стилистикой, и потребностями (запросами) целевой аудитории. Цель дизайнерских брендов — найти свою аудиторию и предложить ей что-то совпадающее по видению красоты, стилю, пониманию моды. Ориентация дизайнерских марок — коммерческая, чаще всего украшения выпускают небольшими сериями или под заказ (или на заказ — но в стилистике автора), обычно возможен повтор. В дизайнерском сегменте на порядок больше смелости и выбора по материалам и техникам (особенно если это направление «контемпорари»).
  • Массовый выпуск от предприятий — это максимальная ориентация на спрос, попытка его угадать, и продать в максимальных объемах при наименьших затратах.

Признаки дизайнерских марок

Если «ювелирный дизайнер» — это человек, который придумывает, как будет выглядеть украшение (создает эскиз, прорисовывает в 3D программе, делает модель), и функция эта, конечно, предполагает некий профессиональный уровень и образование), то «Дизайнерские украшения / марки украшений» — явление, когда у выпускаемой серии / коллекции изделий:

  • имеется совершенно конкретный (с «живым» именем или оформленным как название бренда) автор — дизайнер, и которые (обычно и бренд в целом, и отдельные коллекции в том числе)
  • объединены общей идеей и / или стилистикой.

Признаками дизайнерских украшений я бы также назвала

  • профессиональное качество изготовления и во многих случаях — налаженное серийное производство (что отличает их от, например, хендмейда), и также
  • налаженное оформление (узнаваемые атрибуты брендинга) и сбыт (понятно, где и как цивилизованно купить).

При этом внутри общей группы дизайнерских марок могут развиваться самые разные направления: фэшн (привязанные к модным трендам), нишевые, привязанные к определенным стилям, историческим эпохам, темам, и так далее.

Критерий успеха дизайнерской марки — востребованность среди своей аудитории (найти/заинтересовать которую — один из главных вызовов для начинающего автора такой марки). То есть, в случае если марка дизайнерских украшений вызывает одобрение от экспертов и искусствоведов, но не востребована покупателями, то вряд ли можно считать, что она состоялась (это мое мнение).

Остальные критерии (какой материал использован, сколько стоит, какие отклики от ценителей и так далее — на мой взгляд, уже не определяют дизайнерскую марку — то есть, могут быть любыми).

«Мы что-то упускаем»

Именно эту фразу написала искусствовед Екатерина Ермакова в комментарии под первой версией текста, которую я опубликовала в нашей новой фейсбук-группе. Последовали комментарии от куратора курса Ювелирный дизайн БВШД Игоря Комова. Выпускник курса-2019 Георгий Кацадзе написал, что словосочетание «дизайнерские украшения» все больше начинает напоминать словосочетание «евроремонт». «Если за украшением стоит авторский бренд, то он вроде как дизайнерский. Но с другой стороны не все авторское можно назвать дизайном», пояснил он.

По разным определениям, понятие «дизайн», если речь идет о дизайне предметов, тесно связано не только с эстетикой, но и с «сочетаемостью» с потребителем, пропорциями тела, удобством эксплуатации и «вписанностью» в среду. Таким образом, хороший ювелирный дизайн — это глубоко продуманный продукт, прошедший все необходимые стадии проектирования.

Включается ли сегодня подобное понимание дизайна в определение «дизайнерских украшений» как общей сферы? Думаю, нет. Должно ли включаться? В идеале, думаю, да. Но честно скажу, я пока не понимаю, как это можно реализовать на практике. Неясно,

  • что может быть критериями отнесения серии к «дизайнерской», и кто мог бы давать оценку продукции авторов? Возможно, союзы дизайнеров (и получение их членства) могли бы выполнять функцию, аналогичную той, что выполняют союзы художников в сфере ювелирного искусства
  • и каким термином имеет смысл обозначать ту общую сферу «незаводских украшений», которая сегодня обозначается как «дизайнерские»? (Сфера «авторских ювелирных марок»?)

Вывод

Сегодня в ювелирной сфере не так много экспертов именно в дизайне. Как пояснил Игорь Комов, некоторые декоративно-прикладные школы, где учат на художника-ювелира, не имеют отдельной специальности «ювелирный дизайн», а могут вместо нее, например, включать предмет «композиция». Немногие могут сформулировать критерии хорошего дизайна (здесь я надеюсь на появление отдельных статей от экспертов). Одновременно, не так высока пока еще «насмотренность» покупателей.

Пока что любой автор свободно назвать себя дизайнером, а свой продукт — дизайнерским украшением, что бы ни думали об этом другие, и с этим вряд ли можно что-то сделать прямо сейчас. Однако я надеюсь на скорое уточнение понятия «дизайн», рост избирательности покупателей вместе с ростом их опыта взаимодействия с современными марками украшений, и выделение флагмана из устойчивых авторских брендов, которые можно  будет назвать дизайнерскими без компромисса.

Дополнительные ссылки:

Мнение Игоря Комова в журнале designmate. Пять признаков дизайнерских ювелирных изделий.

И мнение Санлайта в издании sunmag: Дизайнерские ювелирные украшения.

Все статьи из рубрики Слово главного редактора

Поделитесь статьей с друзьями

Комментарии
  • Аноним

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Мы разместим ваш комментарий сразу, как только он пройдет анти-спам проверку. Это может занять некоторое время - просим терпения). Введите ваш e-mail (его увидим только мы), чтобы получать оповещения о поступивших ответах на ваш комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.