Наука и жизнь: выпускные коллекции «Ювелирный дизайн. Эксперт» БВШД
27 июня в Британской высшей школе дизайна (Москва, Артплей) состоялась презентация дипломных проектов (и одновременно их открытая защита) выпускников двухлетней программы «Ювелирный дизайн. Эксперт». Главный редактор ЮВЕЛИРУМА Ольга Кулейкина в своем репортаже рассказывает, какие темы заинтересовали студентов этого, уже третьего, потока выпускников.
По моим наблюдениям, дипломные коллекции выпуска-2019 довольно заметно отличались от всех предыдущих. Если сформулировать парой слов, то темы проектов я бы охарактеризовала как смесь науки и футуризма.
Во время защиты несколько раз звучал термин «параметрическое моделирование» — совместное творчество дизайнера и компьютерной техники, когда линии будущего украшения задает выбранный автором алгоритм. Примеры сфер применения алгоритмов — бионика, биология, математическая и музыкальная теории. Среди задач — исследование и эксперимент. Среди форм — объемные и крупные, уводящие нас наконец от доминировавшего еще недавно буквального понимания «минимализма». И, конечно, 3D печать и продвинутые программы моделирования вроде Grasshopper-а (некоторые дизайнеры освоили по 2-3 программы).
Также было много работ, в которых дизайнеры буквально под микроскопом исследовали предметный мир, стараясь выделить «паттерны» и развить их в изделие, либо зафиксировать в дизайнерских блоках («модулях»), из которых, как из кирпичиков, можно строить и перестраивать украшения. Здесь даже слова использовались как из доклада в научный журнал — анатомия (про танец), природный фрактал (о снежинке), arachnocampa (латинское название вида). Темы — от вышивки до структуры волокон цитрусовых, включая и довольно романтические — ночное мерцание личинок экзотических комаров и ослепительные росчерки вольфрамовых нитей в лампе накаливания.
На фоне исследований предметного мира и моделирования новой реальности меня в этот раз особенно привлекли более эмоциональные коллекции, источником которых стала скорее идея, чем форма или эксперимент. It’s Natural — коллекция колец о принятии своего тела. Планета #87 — наивный и хрупкий мир растений, будто слепленных детскими пальцами. Light My Fire — волшебные, как из сказки, украшения-лампы для очень ясной аудитории посетителей опен-эйр фестивалей. И цветовой взрыв, Revival — о прорастающей из бетона жизни и стремлению к ней в любых обстоятельствах.
В этом репортаже будет два блока фотографий: имиджевая съемка от Беллы Антонио, и иллюстративный блок — рассказ, для которого фотографировала я.
Короткий обзор: моменты
Фотографии (сверху вниз, слева направо): (1) Мария Афанасьева, Elegant Chaos; (2) Мария Афанасьева, Cyber Gems; (3) Анна Швачка, Zashita; (4) Анастасия Тетюева, Arachnocampa; (5) Татьяна Тарасова, It’s Normal; (6) Екатерина Лозынина, Планета #87; (7) Дарья Алексеева, Citrus; (8) Инна Козерук, Wolfram; (9) Анна Хуруджи, Art Forms in Nature; (10) Георгий Кацадзе, Circle of Fifth.
Автор блока фотографий: Белла Антонио @podmasterje
Подробнее: коллекции и темы
Анна Швачка. Zashita
Коллекция посвящена русской народной вышивке, в том числе ее функции как оберега. В названии дизайнер обыграла два слова — «защита» (оберег) и «зашита» — вышивка как татуировка, вшитая в тело. Использованы алюминий (как наиболее легкий металл), серебро, стойкий порошковый краситель.
(см.также фото в верхнем блоке фотографий)
Анастасия Салмина. Light my Fire
Украшения со светодиодами Анастасия спроектировала специально для международных фестивалей на открытом воздухе, которые часто длятся день и ночь. Учитывая это обстоятельство, автор искала формы, которые будут элегантно смотреться как при дневном свете, так и при ночном освещении. Источником стали формы средневековых восточных ламп, а сами подвески и серьги выполнены с уровнем качества, который заметно отличает их от недорогих и недолговечных декоративных поделок, встречающихся на событиях, и переносит эти вещи из сувенирной группы в категорию стейтмент-украшений.
Георгий Кацадзе. Circle of Fifth
Можно ли трансформировать музыку в ювелирное изделие? Оказалось, да — например, с помощью музыкальной теории. Автор последовательно связал ноты конкретных музыкальных композиций и квинтовый круг (геометрическое представление хроматической звуковой системы в виде последовательности кварт и/или квинт), таким образом визуализировав квинтовый круг в украшениях с помощью джазовых произведений. Получилось три кольца (по названиям «родительских» композиций): Tutu (Miles Davis), On Broadway (George Benson), Giant Steps (John Coltrane).
(см.также фото в верхнем блоке фотографий)
Анастасия Тетюева. Arachnocampa
Коллекцию из пяти экстра-длинных моносерег-цепочек автор посвятила новозеландским личинкам комаров, которые живут в пещере и светятся с помощью своей люминесценции. Анастасия пишет, что выявила у объекта исследования «основные физические и внутренние особенности», и в украшениях показала, как личинки изгибаются и светятся в темноте.
(см.также фото в верхнем блоке фотографий)
Ирина Бурцева. Freeze
Коллекция украшений-трансформеров была вдохновленная богатством и многообразием вариантов, как обозначает автор, «природных фракталов» — снежинок. Внутри каждого украшения — магнитный замок и тонкая титановая пластина с ажурным рисунком. Украшения разбираются, пластины можно заменять, а из изделий делать, когда необходимо, подвеску или серьгу.
На выставке также была еще одна коллекция дизайнера — Ancient Kintsugi, о японском искусстве реставрации керамических изделий с помощью лака из сока лакового дерева, смешанного с золотом и серебряным или платиновым порошком, история о том, что несовершенства могут быть прекрасны:
Анна Хуруджи. Art Forms in Nature
Автор поставила своей задачей транслировать «ощущение первозданности, причудливую форму и множество деталей, присущих миру морских микроорганизмов». Новые формы и образы Анна искала в иллюстрациях Эрнста Геккеля. Мне кажется, что несмотря на довольно неожиданную для ювелирного искусства тему — микроорганизмы, получилось очень элегантно и что также важно — носибельно.
(см.также фото в верхнем блоке фотографий)
И — еще одна коллекция Анны, импровизация по мотивам картин Густава Климта:
Татьяна Тарасова. It’s normal
Презентация на защите далась Татьяне нелегко — по словам дизайнера, тема оказалась слишком личной и эмоциональной. Идея коллекции возникла после просмотра рекламы Dove — из нового блока социально ориентированной кампании о принятии своего тела, каким бы оно ни было, и прекращении попыток стремиться к недостижимому (и навязанному извне) идеалу. Дизайнер в ювелирной коллекции из четырех колец попыталась выразить эстетику человеческих «недостатков» (таких как полнота, акне или шрамы) и доказать, что человеческое тело красиво в любом воплощении.
(см.также фото в верхнем блоке фотографий)
Ксения Загайнова. Dance Anatomy
Автор вдохновилась танцем и изучила процессы, которые возникают в теле танцующего человека. Из большого количества рисунков и фотографий танцоров она взяла несколько, подходящих под задачу, и трансформировала движение в «слепок» — украшения с застывшим мгновением танца. Получились кольцо и серьги — они же подвески.
Дарья Алексеева. Citrus
Интерес автора вызвала «структура волокон цитрусовых» — именно ее дизайнер повторила в форме серег и колец.
(см.также фото в верхнем блоке фотографий)
Анастасия Аравина. Revival
Я заметила, что коллекция Revival наверное в большей, чем другие, мере вызвала эмоциональный отклик зрителей — без лишних пояснений понятный образ, яркое и неожиданное воплощение. Автор пишет, что ее работы — «про оживление, возрождение всего прекрасного, растительного, прорастание природного, естественного начала сквозь созданное человеком». Продолжу как вижу я — про свободу, побег, волю к жизни, и стремление к настоящему — наверное, особенно близкое жителям мегаполисов с их «каменными джунглями».
Мария Калемагина. Beyond human
Мария поставила задачу «исследовать эстетику бионического киберпанка как идею модификации человеческого тела». Получились, конечно, не «украшения на каждый день», но — вполне носибельные аксессуары, вещи-манифест, в которых можно заявить о себе, и новое прочтение самой категории украшений.
Мария Афанасьева. Elegant Chaos
По мнению дизайнера, абстрактная «цифровая» геометрия отвечает на глобальный запрос/вопрос от общества, как визуально и функционально будут менять наш мир новые технологии. Свою коллекцию распечатанных в пластике на 3D-принтере украшений на стыке компьютерных технологий, математики и дизайна Мария Афанасьева спроектировала в компьютерном коде, взяв за основу так называемые «странные аттракторы».
Аттрактор (от attract — притягивать) — некоторая область, к которой притягиваются (сходятся) все возможные траектории движения систем. Аттрактором может являться притягивающая неподвижная точка (к примеру, в задаче о маятнике с трением о воздух), периодическая траектория (пример — самовозбуждающиеся колебания в контуре с положительной обратной связью), или некоторая ограниченная область с неустойчивыми траекториями внутри (как у странного аттрактора) (википедия).
Кроме того, Мария представила коллекцию Cyber Gems (ниже — фото из архива дизайнера, и также см. фотографию в верхнем блоке фото) — «историю о том, как цифровая жизнь вещей и новые смыслы деформируют ткань реальности»:
И — совместно с Оксаной Попруженко и @antagonist_calligraphy сделала коллекцию брошей Golubushka для Исторического Музея, обыгрывающая традиционную русскую тему на современный лад:
Оксана Попруженко. Neuron
Проект Нейрон — симбиоз бионики и компьютерного интеллекта. Для проекта автор сделала 3D-скан собственной головы. Затем — задала количество точек, а машина выстроила между ними связи. По словам дизайнера, «это попытка воссоздать сеть, в которой все точки взаимосвязаны, и попытка изменить их количество или расположение влечет за собой трансформацию всей структуры. В мозге определенные области отвечают за эмоции. Такие пучки связей есть и в импровизированном нейронном шлеме, их отделили из общей массы в форме кольца, серег и броши». Названия украшений: кольцо Amusement, серьги Content и броши Surprise.
Шуана Абдуразакова. Goryanka
За основу коллекции взята эстетика традиционных украшений Дагестана в современном прочтении.
Инна Козерук. Wolfram
Автора вдохновило изобретение конца 19 века — лампа накаливания, внутри которой — знакомые многим с детства огненные нити — вольфрам. Паттерны вольфрамовых нитей взяты за основу коллекции.
Цитата от дизайнера: «через металлическую нить (вольфрам) пропускают электрический ток. Когда он проходит по материалу с высоким сопротивлением, будучи потоком энергии, он начинает преобразовываться в другие типы энергии — свет и тепло. Представьте поток воды, который сталкиваясь с препятствием, начинает искать максимально простой путь его преодолеть. В данном случае происходит то же самое, только не через смену русла, а через преобразование энергии. И проживая эту коллекцию, я осознавала, что наша жизнь это и есть поток — поток чистой энергии. А окружающая нас среда -это и есть тот самый материал, с жесткой кристаллической решеткой, где все уже организованно. Этот материал (жизнь) может сломать вас, если вы не осознали, что вы являетесь чистой энергией».
Анжела Гришина. Куры и колосья
Источник коллекции Анжелы — старинная русская вышивка. Мотивы (паттерны) вышивок вписаны в квадратные модули, из которых можно складывать украшения-трансформеры.
Екатерина Лозынина. Планета #87
Екатерина создала новый мир в наивном стиле — как бы вылепленный детьми. По версии автора, в основе коллекции — «кусты, которые придумали дети, фантазируя о будущем нашей планеты» (планету могут разрушить взрослые, и придется переселяться на другую). Обаятельные вещи для ситуаций, когда захочется освободиться от внутренней брони и чуть больше почувствовать себя частью этого мира.
(см.также фото из верхнего блока фотографий)
Максим Терпан. Axis
По словам автора, «коллекция AXIS создана, чтобы вовлечь человека в игру с ювелирными украшениями при помощи механики шарнирного подшипника. Детали украшений имеют поверхности скольжения сферической формы и вращаются во всех плоскостях относительно друг друга». Серебро и синтетический сапфир, коллекция состоит из моносерьги, кольца и подвески (третье фото предоставлено автором).
И еще одна коллекция Максима Терпана — STEROMETRIC — с минималистичными украшениями, передающими структурность и объём деконструктивных форм:
Фото (кроме верхнего блока и нескольких, предоставленных дизайнерами): Ольга Кулейкина, ЮВЕЛИРУМ.
Обзор на ЮВЕЛИРУМЕ дипломных проектов выпуска 2018 года
Обзор курсовых проектов (2018) студентов выпуска 2019
Ювелирный дизайн, первый выпуск-2016
Все публикации по тегу ОБУЧЕНИЕ | Наша подборка Где учат на ювелира
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: