Тина Хмельницкая дополнила коллекцию в честь Фриды для выставки в Петербурге

После трех успешных месяцев работы в московском Манеже выставка Viva la Vida. Фрида Кало и Диега Ривьера переехала в Санкт-Петербург, и продолжила свою работу в пространстве организатора — музее Фаберже. Дизайнер Тина Хмельницкая @tinakhmelnitskaya, создавшая яркую коллекцию украшений в стиле Фриды (наш анонс с обзором работ Тины), выпустила продолжение серии — теперь для выставки в родном Петербурге, которая продлится до 19 мая.

Для нового места Тина Хмельницкая создала, по ее словам, уже третью по счету коллекцию украшений, посвящённой творчеству Фриды Кало. Она уже доступна в магазине при музее Фаберже. Как рассказала автор, две предыдущие серии оказались полностью раскуплены в главном выставочном зале страны. Для Петербурга она по-новому постаралась увидеть и передать в дизайнерских украшениях разные аспекты жизни и творчества замечательной мексиканской художницы.

Украшения в стиле Фриды — новые грани и темы

Брошь Разбитое сердце Фриды, по словам автора, привлекает больше всего внимания посетителей музея. Этот арт-объект не многие решатся носить в обычной жизни, зато он говорит со зрителем на языке миниатюрного, прикладного искусства о важных темах — так же, как умеют «говорить» произведения живописи или скульптура.

Тина Хмельницкая, брошь «Разбитое сердце Фриды»

Эта брошь — боль о несостоявшемся материнстве Фриды. Есть ли в мире боль сильнее и страшнее, чем боль потери ребенка? Черный младенец, окутанный черным мехом, вокруг которого вьется черная нить — эта проволока-пуповина в интерпретации Тины Хмельницкой отсылает зрителей к картине Фриды «Госпиталь Генри Форда», где плачущая Фрида держит в руке шесть нитей, которые ведут к шести символам — ребенку в утробе матери, некоей механической конструкции, костям таза, улитке и анатомическому изображению нижней части женского тела и увядшей орхидее.

Фрида Кало, Госпиталь генри Форда

Пурпурную орхидею принес Фриде в больницу Диего Ривера. Кстати, этот красный цветок на броши — настоящий, живой, обработанный воском и специальным лаковым составом — автор включила в другое ожерелье этой серии.

Тина Хмельницкая, Колье с живой красной орхидеей

Брошь Разбитое сердце Фриды заключена в символический каркас от дамской сумочки, отсылающий к полотну «Сломанная колонна». На нем Фрида изобразила себя в корсете из белых бинтов, удерживающих ее в вертикальном положении и не позволяющих рассыпаться на куски ее телу и духу.

Фрида Кало, «Сломанная колонна»

В художественном решении броши присутствует и израненное сердце Фриды, насквозь пронизанное десятками гвоздей, а внизу в виде хрустальной капельки стекает ее слеза. Алая роза в розовом горшочке лежит на этом сердце, выступая совсем не как символ памяти, она — олицетворение торжества жизни над смертью. Недаром Фрида любила высказывание «Самая смешная вещь в жизни — трагедия». Красная роза на ее сердце — это праздник жизни, расцвеченный красками ее любимой помады Аll rose, наполненный ароматами ее  любимых духов Chanel No.5 и всем тем, что помогало Фриде, по словам куратора выставки личных вещей Фриды в Музее Виктории и Альберта в Лондоне Клэр Уилкокс, «творить новую себя».

Вещи из личной косметички Фриды, включая помаду All rose, которые сохранил в Синем доме Диего Ривера

Еще одна работа — серьги в виде кистей рук — оммаж сережкам, которые восхищенный Пабло Пикассо сделал и подарил Фриде после ее триумфальной выставки в Париже. Сделанные из тончайшей резины, обрамленные в крупные жемчужины с желтыми ромбами и цветами, соединенные с ветвистыми рогами (отсылка к картине «Раненый олень») и серебряными чеканными мотивами ацтекской культуры, серьги Оммаж Фриде и Подарок Пабло в новой интерпретации Тины Хмельницкой рассказывают о том, что вдохновляло Фриду.

Тина Хмельницкая. Оммаж сюрреалистическим серьгам в форме кисти руки, которые Пабло Пикассо подарил Фриде Кало

 

Тина Хмельницкая, (1) серьги «Руки с желтым ромбом»; (2) Серьги «Руки»

 

Фрида Кало, Автопортрет с сережкой

 

В новой коллекции немало внимания уделено разным аспектам восприятия Фридой художественного наследия древней Мексики, которое проявилось в серии работ с интригующими названиями: ожерелье-колье Девы Гваделупы, У пирамиды Солнца и Луны и другие.

Тина Хмельницкая, ожерелье «У пирамиды Солнца и Луны»

Мотив стеклянной пирамиды, построенной перед Лувром по проекту Бей Юймина в 1980-х гг., Фрида Кало не застала. Но именно этот памятник из ромбовидных и треугольных сегментов стал символом Лувра, который Тина Хмельницкая использовала  в создании ожерелья Триумф Фриды в Париже, где искусство мексиканской художницы произвело настоящий фурор, а ее картину приобрёл Лувр. Там же Пикассо подарил ей знаменитые серьги-руки, которые вновь использует Тина Хмельницкая, рассказывая о пребывании Фриды во французской столице с помощью дизайнерского украшения — ожерелья.

Тина Хмельницкая, колье Триумф Фриды в Париже

Наплечные броши сейчас в тренде — их экстравагантность привлекает внимание, поскольку они нарушают границы стереотипных мест для расположения украшений на фигуре. Тине Хмельницкой захотелось, чтобы и ее броши возникли именно на плечах как намек на воображаемые крылья, которые у каждого вырастают в момент наивысшего вдохновения. Броши В том розовом саду и Руки и слезы напоминают небывалые фрукты, которые растут или могли бы расти в саду у Фриды. Этой Небывалой женщины.

Тина Хмельницкая, броши «В том розовом саду» и «Руки и слезы»

 

Сегодня Фриду Кало все узнают по соболиной моноброви. На вопрос, почему художница не избавится от густой растительности, она отвечала, что научилась принимать и любить себя естественной, создавать позитивное впечатление от своей красоты и иронично обыгрывать все ее аспекты. Так и Тина Хмельницкая решила создать ироничное дизайнерское украшение — портрет Фриды, где главным художественный элементом выступают ее символические пышные брови, созданные автором из черных полиэтиленовых пакетов.

Тина Хмельницкая, ожерелье «Автопортрет Фриды с бровями»

 

Крайне выразительный образ оленя, созданный Фридой на одном из ее поздних автопортретах «Раненый олень» (1946). Выбор животного обусловлен тем, что у Фриды жил олененок по имени Гранизо.

Раненого оленя с ветвистыми, надломленными рогами, из которых вырастают алые розы и струятся капельки крови в виде красных бархатных бус, Тина Хмельницкая передала в ожерелье и броши с одноименным названием Раненый олень, тем самым автор украшений продолжает развивать те смыслы и значения, которые Фрида Кало вложила в свое произведение.

Тина Хмельницкая, брошь Раненый олень

Фотографии: Андрей Теребенин.

О выставке Viva la Vida. Фрида Кало и Диега Ривьера в музее Фаберже

Даты: 20 марта-19 мая 2019

Место: Музей Фаберже, Петербург, набережная реки Фонтанки, 21.

Новость на сайте музея

Все выставки на портале ЮВЕЛИРУМ | Все публикации по тегу ИМЕНА

Поделитесь статьей с друзьями

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Мы разместим ваш комментарий сразу, как только он пройдет анти-спам проверку. Это может занять некоторое время - просим терпения). Введите ваш e-mail (его увидим только мы), чтобы получать оповещения о поступивших ответах на ваш комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.