Почему людей притягивают украшения? Ученые считают, что нашли разгадку
Новостной директор американского профессионального портала JCK Боб Рейтс изучил свежие труды ученых и выяснил, что люди обожают ювелирные изделия не просто так. Ниже — наш сокращенный перевод статьи, вышедшей осенью 2017.
Мы все знаем (и это счастье!), что потребителям нравятся бриллианты, золото и прочие блестящие и играющие на свету объекты. Но задумывались ли вы о том, почему людей так привлекают украшения (а также мерцающая помада, платья с пайетками и свежепомытые автомобили)?
Кому-то этот вопрос может показаться смешным. Блестящие вещи притягивают, потому что на них приятно смотреть! Однако результаты исследования, опубликованные в «Журнале психологии потребителей» (Journal of Consumer Psychology), демонстрируют более глубокое объяснение.
Одна из авторов исследования, профессор Ванесса Патрик, поясняет: «я исследую причины, которые влияют на эстетические предпочтения. Почему люди выбирают именно то, а не это»?
Ее исследование показывает, что человечество всегда выказывало предпочтение сияющим объектам. Еще люди эпохи палеолита пользовались слоновой костью для придания вещам блеска.
Самое очевидное объяснение звучит так: блестящие объекты выглядят симпатичнее. Но только ли в этом дело? Трое исследователей провели тест на «простую визуальную привлекательность». И они обнаружили кое-что еще. Оказалось, что люди с завязанными глазами все равно более других предпочитали касаться блестящих (гладких) предметов.
Проверили и еще одно возможное объяснение: социализацию. Возможно, нам нравятся блестящие вещи. потому что «нас так научили». Ученые показали маленьким детям две картинки с Санта Клаусом: одну на глянцевой бумаге, другую — на обычной. Детям намного больше понравилась блестящая глянцевая картинка. Это привело к выводу, что предпочтение к блестящим вещам все же скорее врожденное.
И этот факт ведет нас в сферу эволюционной психологии.
Чтобы объяснить «фреймворк» — ментальную структуру, из которой исходили исследователи, Патрик привела известный пример. Не важно, куда вы поедете, в любой культуре люди используют похожий «идеальный ландшафт»: пышный и зеленый. Даже жители Южной Африки считают это идеальным ландшафтом, хотя на практике с ним не знакомы. Но его предпочитают, поскольку он богат ресурсами.
Исследователи предположили: людей привлекают блестящие объекты, потому что они «вызывают воду». И предварительные исследования показали, что люди действительно ассоциируют блеск с влагой. «С эволюционной точки зрения, почтение к воде имеет смысл», — делают выводы исследователи. «Роль свежей воды в нашей жизни самоочевидна — мы не проживем без нее и нескольких дней».
Ученые провели эксперимент, чтобы проверить этот тезис. Они показали блестящие объекты трем разным группам испытуемых. Одной группе предварительно выдали соленые крекеры, второй — соленые крекеры с водой, и третьей (контрольной группе) не выдали ничего. Результат: чем сильнее испытывали жажду испытуемые, тем чаще они предпочитали блестящие объекты.
Что же все это означает для ювелирной индустрии? Патрик отметила, что ее бывший работодатель, J. Walter Thompson (De Beers), всегда демонстрировал отполированные ювелирные украшения на фоне матовых, тем подчеркивание сияние первых. «Наше исследование поддерживает этот прием», — отметила она. «Если вы хотите красиво показать свои украшения, сделайте их заметными».
Или, если вы хотите продать клиенту бриллиант, угостите его крекером).
Источник: JCK
Фото: pixabay.com
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: