Не только бусины: Анастасия Прибельская о тонкостях ювелирного стеклоделия
Большинство сегодняшних покупателей украшений знакомо лишь с самыми популярными «стекольными» трендами – например муранским стеклом. Однако мир ювелирных работ из этого необыкновенно разностороннего материала намного шире.
В 2014 году в Москве на «Соколе» открылась Академия стекла. Это первая крупная профессиональная площадка и коворкинг, где можно обучиться искусству стеклоделия у сильнейших российских и иностранных мастеров. Академия стекла — инициатор ювелирных выставок и фестивалей у нас и за рубежом, а ее мастера проводят гастрольные обучающие туры в США, Турции и странах Европы.
Основатели «Академии», Марина и Анастасия Прибельские, буквально «горят» своим проектом и мечтают, чтобы красота, рожденная в стекле, стала доступнее и ближе. Мы рады тому, что художник и преподаватель Анастасия Прибельская согласилась рассказывать нашим читателям о жанрах, техниках и авторах этого вида искусства. Первая статья Анастасии знакомит с понятиями и видами ювелирного стеклоделия.
Возвращение стекла
В последние два десятилетия «авторское стекло» снова уверенно заняло свое место в мире ювелирного искусства.
Предыдущий всплеск интереса к этому материалу случился довольно давно, в конце 19-начале 20 века, благодаря работам гениального Рене Лалика.
Но романтизм, свойственный тому времени, скоро сменился рациональной практичностью. Затем начались войны. Металл стал основой всего, в том числе и украшений. «Стеклянные» ювелирные техники оказались на некоторое время отодвинуты, сохраняясь в прежнем виде в основном на Мурано и в Богемии.
Сегодня техники ювелирной работы со стеклом снова живут и развиваются по всему миру. Растет и количество интересных российских мастеров — некоторые из них вышли на мировой уровень и стали частью профессионального круга лучших ювелиров по стеклу.
Новые современные материалы и техники работы со стеклом дали новый толчок работе мастеров и расширили возможности и границы. Все это существенно повлияло на нынешние модные тенденции и стили.
Давайте совершим небольшую экскурсию в современный мир ювелирного стеклоделия. А для начала — разберемся с терминологией!
Лэмпворкеры и стеклодувы
Lampwork (работа на лампе, горелке), или Flamework («пламенная работа») — искусство работы со стеклом в пламени горелки.
В русском языке аналогичного понятия не существует. Самое близкое — это «работа на горелке» или «плавление стекла». Долго и трудно запомнить. Поэтому российские мастера, опираясь на европейскую традицию, называют себя «лэмпворкеры» или «бидмэйкеры» ( от английского beadmaker — создатель бусин).
Многие, кто не знаком со стеклоделием, называют ювелиров, работающих по стеклу, еще проще, хотя и ошибочно – «стеклодувы».
Давайте разберем эти понятия и внесем ясность.
Стеклодувы — это мастера, выдувающие из стекла вазы, скульптуры и иногда бусины или иные миниатюрные формы для украшений (крупные формы создаются в основном при помощи муфельных печей и лишь изредка в дело вступает горелка).
Лэмпворкеры тоже иногда «дуют». Но отнюдь не каждый мастер работы на горелке владеет техникой выдувания и может называться стеклодувом. Впрочем, и не всякий стеклодув умеет создавать тончайшие работы в миниатюрном пламени.
Масс-маркет и премиум-уровень
Масс-маркет сейчас в основном наводнен всеми разновидностями бусин, с редкими удачными вкраплениями скульптуры и выдувных работ. Особенно часто на ярмарках и маркетах можно встретить бусины в стиле «пандора», бусины «регализ» с прямоугольным сечением и небольшие подвески.
У российских мастеров по стилю и гамме ярко выделяется тема природы и колористика нашей полосы — все оттенки коричневого, фиолетового, ягодно-красного, зеленого.
Намного интересней дело обстоит в сфере «High glass» — «высокого стекла». Тут царит негласное правило — искусство ради искусства. А значит, мастера со всего мира тратят невероятное количество времени и труда на сознание поистине уникальных творений.
Коллекционные бусины
Коллекционные бусины — одно из самых ярких и распространенных направлений High glass.
Основной принцип этого направления — создание уникальной, неповторимой работы, которую можно бесконечно разглядывать, и выставлять как арт-объект.
Совсем необязательно такие бусины надевают как украшения. Это позволяет авторам выйти за принятые рамки хрупкости, придать большую тонкость и выразительность своим работам. Средняя стоимость таких бусин — от 70 до 300 евро.
В России первая выставка коллекционных бусин от авторов со всего мира «Royal bead» прошла в рамках организованного «Академией стекла» Glass’n’fire Art Expo в 2015 году. Следующую экспозицию такого рода можно будет увидеть уже осенью с 14 по 15 октабря — в рамках грандиозной выставки Glass’n’fire Fall Market.
Сейчас самая крупная коллекция авторских бусин выставлена на продажу в московской галерее авторского стекла и ювелирных украшений High Tide, которая находится по соседству с «Академией стекла» на метро Сокол.
Мини-скульптуры из стекла
Скульптура из стекла — одна из сложнейших техник. Важны и подбор цвета, и композиция, и форма… и размер. Обо всем по порядку.
Гамма оттенков в стекле огромна, но не бесконечна. Есть стекла, которые не сочетаются и не смешиваются между собой. Другие, наоборот, вступают в активную химическую реакцию, давая порой неожиданный результат.
Корректная цветовая гамма — это не только мастерское чутье колористики, но и огромный опыт, практические знания о химии стекла.
Татьяна Бояринова:
Не менее важны для удачной мини-скульптуры композиция и размер. Стекло — очень приятный и благодатный для творца материал. Есть своя магия в его моментальном перетекании из твердого в жидкое состояние. Но в этом и главная трудность. Стоить переохладить элемент, и работа треснет. Перегреете — вся форма потечет, нарушая задуманную композицию.
Мастерство создания точной и живой скульптуры в пламени горелки — это в первую очередь чувствование материала и постоянный баланс. Ценность подобной работы огромна.
Самыми яркими представителями скульптуры из стекла в 19 веке были Леопольд и Рудольф Блашка. Их работы хранятся в ведущих музеях мира и заставляют трепетать и признанных мастеров и простых зрителей.
В современной скульптуре из стекла, выполненной на горелке, хочется выделить прекрасного Mauro Vianello, работающего в Венеции, Витторио Костантини, Лучио Бубакко и нашу соотечественницу Татьяну Бояринову.
Лучио Бубакко, «Люстры»:
Подиумные коллекции
Отдельное место в мире высокого стекла занимают украшения, сделанные для светских и художественных мероприятий. «Подиумные» украшения должны обладать интересными цветовыми решениями, выверенной композицией, и хорошо «читаться» на модели.
Сегодня на подиумах царит выдувное стекло. Лаконичные полые бусины, цилиндры и трубки складываются в удивительно легкие, полупрозрачные колье. Один из самых ярких и стильных мастеров в этой сфере — Юлия Дюбенко:
Музейные работы
Музейные работы отличает высокая детализация, точность и живость фактур. Каждый экспонат предполагает близкое длительное изучение и прочтение законченной истории в одном изделии или коллекции.
Музейные работы Анастасии Прибельской:
О музейных и всех остальных направлениях ювелирной работы со стеклом я постараюсь рассказать подробнее в отдельных статьях — оставайтесь на связи и ждите продолжения!
ЮВЕЛИРУМ: первая в России персональная лэмпворк выставка прошла у Анастасии Прибельской в Музее Художественного стекла Елагинского дворца-музея в 2014 году. Следующая музейная экспозиция, посвященная украшениям из стекла прошла в Музее Дмитровского Кремля зимой 2016 года (наш анонс). Сейчас музейную коллекцию «Speculum botanica» Анастасии Прибельской можно увидеть в пространстве галереи High Tide.
Ювелирные техники и стили в каталоге ЮВЕЛИРУМА | Свежие публикации в рубрике «Стили и техники» | О технике изготовления чешского и муранского стекла | Нежно о твердом: на что способно боросиликатное стекло?
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: