Искусство новой страны: о чем рассказали броши на выставке в ВМДПНИ

До 9 апреля в московском Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства будет идти редкая выставка «Броши 20 века» (наш анонс). Из запасников музея достали произведения ювелирного искусства самых разных направлений, исторически ограниченные очень насыщенным и ярким отрезком времени — периодом СССР, а по форме — жанром брошей.

Особенность выставки — многообразие творческих жанров и направлений. Здесь можно увидеть работы традиционно-классические, изделия обновленных народных промыслов (хохлома, финифть, Северная чернь и другие), и одновременно — знаменитый (и мало известный сегодня) русский авангард. И именно это многообразие наиболее полноценно описывает то, что отличало ювелирное искусство советского времени.

Как пояснила куратор выставки Ольга Ивановна Брюзгина, броши, как и любое произведение искусства, отражают свое время и связанные с ним запросы. Многие представленные броши участвовали в крупных международных выставках в Париже, Нью-Йорке и так далее (например, 1937, 1939, 1958 и 1961 годов). В то время для молодого советского государства было важно заявить о себе и своей передовой эстетике всему миру, заставить обсуждать в культурных кругах не только политику советского народа, но и культуру. Стилистика и материалы просто обязаны были отличаться от того что принято — показная роскошь (драгоценные металлы и камни) никак не могла ассоциироваться с «победой народа». Поэтому именно в это время в стране стали активно появляться предприятия художественных промыслов, ювелирные артели, работы, выпущенные НИИ художественной промышленности, а техника, сюжеты и стиль работ существовавших артелей стали «настраиваться» известными художниками. Таким образом, ряд промыслов стали узнаваемы и востребованы коммерчески как нас, так и за рубежом, а работа предприятий была переведена на принципиально новый уровень.

В нашем репортаже мы постарались показать «представителей» каждого направления от традиционно-классического до народных промыслов, отдельно остановившись на наиболее современном для нас ювелирном авангарде.

Приверженность ювелирным традициям

Хохломская роспись и Палехская лаковая миниатюра

Ростовская финифть

Резьба по кости

Северная чернь

Бижутерия и эксперименты с материалами

Кубачи и Бурятия

Советский авангард

Сверху и направо: (1) Галина Ковалева, брошь «Ночь», г.Ленинград, 1989; (2) Галина Ковалева, брошь «День», г.Ленинград, 1989; (3) Вера Наумова, брошь, г.Курск, 1991; (4) Владимир Наумов, брошь из серии «Мираж», г.Курск, 1989

(1) Александр Каменский, броши, г.Москва, 1989; (2) Вера Наумова, брошь, г.Курск, 1989; (3) Вера Наумова, брошь, г.Курск, 1988; (4) Зинаида Зенкова, брошь «Золотой город», г.Москва, 1986; (5) Юрий Федоров, брошь квадратная, г.Симферополь, 1989

 

(1) Геннадий Ленцов, композиция из трех брошей, г.Москва, 1985; (2) Геннадий Ленцов, брошь овальная, г.Москва, 1985; (3) Ольга Кузнецова, брошь «Дожди», г.Москва, 1987; (4) Ольга Кузнецова, брошь «Вымпел», г.Москва, 1987; (5) Феликс Кузнецов, брошь «Иероглиф», г.Москва, 1983; (6) Феликс Кузнецов, брошь Узел», г.Москва, 1987

Феликс Кузнецов, броши, 1988 (1) «Догма»; (2) «Демагогия»; (3) «Дезинформация»

Ольга Кузнецова, серия брошей, Москва, 1988

(1) Владимир Малкин, композиция-серия из двух брошей «Развитие», г.Москва, 1988; (2) Валентина Авдеева, брошь, г.Москва, 1988; (3) Дмитрий Попов, серия брошей, г.Москва, 1988; (4) Татьяна Тихомирова, Владимир Тихомиров, брошь-заколка «Птица», г.Москва, 1983; (5) Яков Касавин, брошь «Спектр», г.Москва, 1985; (6) Ольга Кузнецова, брошь из комплекта ювелирных украшений «Атлантида», г.Москва, 1980-81

Все события и выставки на ЮВЕЛИРУМЕ | Другие репортажи и фотоотчеты с выставок

Поделитесь статьей с друзьями

Украшения от дизайнерских марок и ювелиров - выбор редакции

Комментарии
  • Аноним

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован.

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.