Искусство новой страны: о чем рассказали броши на выставке в ВМДПНИ
До 9 апреля в московском Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства будет идти редкая выставка «Броши 20 века» (наш анонс). Из запасников музея достали произведения ювелирного искусства самых разных направлений, исторически ограниченные очень насыщенным и ярким отрезком времени — периодом СССР, а по форме — жанром брошей.
Особенность выставки — многообразие творческих жанров и направлений. Здесь можно увидеть работы традиционно-классические, изделия обновленных народных промыслов (хохлома, финифть, Северная чернь и другие), и одновременно — знаменитый (и мало известный сегодня) русский авангард. И именно это многообразие наиболее полноценно описывает то, что отличало ювелирное искусство советского времени.
Как пояснила куратор выставки Ольга Ивановна Брюзгина, броши, как и любое произведение искусства, отражают свое время и связанные с ним запросы. Многие представленные броши участвовали в крупных международных выставках в Париже, Нью-Йорке и так далее (например, 1937, 1939, 1958 и 1961 годов). В то время для молодого советского государства было важно заявить о себе и своей передовой эстетике всему миру, заставить обсуждать в культурных кругах не только политику советского народа, но и культуру. Стилистика и материалы просто обязаны были отличаться от того что принято — показная роскошь (драгоценные металлы и камни) никак не могла ассоциироваться с «победой народа». Поэтому именно в это время в стране стали активно появляться предприятия художественных промыслов, ювелирные артели, работы, выпущенные НИИ художественной промышленности, а техника, сюжеты и стиль работ существовавших артелей стали «настраиваться» известными художниками. Таким образом, ряд промыслов стали узнаваемы и востребованы коммерчески как нас, так и за рубежом, а работа предприятий была переведена на принципиально новый уровень.
В нашем репортаже мы постарались показать «представителей» каждого направления от традиционно-классического до народных промыслов, отдельно остановившись на наиболее современном для нас ювелирном авангарде.
Приверженность ювелирным традициям
Хохломская роспись и Палехская лаковая миниатюра
Ростовская финифть
Резьба по кости
Северная чернь
Бижутерия и эксперименты с материалами
Кубачи и Бурятия
Советский авангард
Все события и выставки на ЮВЕЛИРУМЕ | Другие репортажи и фотоотчеты с выставок
Красивые! Многие виденные на бабушках. Спасибо!