Фурнитура для украшений: купить, заказать, изготовить?

Фурнитура считается «второстепенным героем» в деле создания украшений, и следует по значимости где-то после его идеи, дизайна, техники и декора. Однако в украшении не бывает «фасада» и «компонентов» — клиент всегда получает цельное впечатление о ювелирном изделии. Если что-то будет мешать восприятию изделия как художественного произведения, то украшение значительно снизит свою ценность в глазах покупателей.

О том, почему к ювелирной фурнитуре нужно относиться со всей серьезностью, мы поговорили с автором организованного мастерской «Metallofon» мастер-класса для мастеров лэмпворка «Изготовление ручной фурнитуры для бусин», художником-ювелиром Татьяной Левиной. Какими должны быть «комплектующие» для украшений, и каковы плюсы и минусы разных способов ее «добычи»?

Татьяна Левина

Татьяна Левина

Татьяна, давайте начнем с терминологии. Что мы подразумеваем, когда говорим о «ювелирной фурнитуре»?

Под ювелирной фурнитурой я в первую очередь имею в виду различные металлические компоненты для украшений. Например, основы для брошей и колец, швензы для сережек и заглушки для пуссет, замочки для цепей, браслетов и брошей, и другое подобное.

Как вам кажется, для кого вопрос поиска подходящей фурнитуры — самый актуальный?

Ювелиры с опытом этот вопрос обычно решают в процессе разработки модели украшения. Изделие или делается целиком вручную, включая компоненты, или используется техника литья, и тогда все детали закладываются в модель, которую всегда можно воспроизвести.

Ищут же фурнитуру как таковую начинающие авторы марок и дизайнеры, не владеющие полным циклом создания украшений и техниками моделирования. А кроме того, дизайнеры «наборных» украшений, различного рода бижутерии, лэмпворкеры и так далее.

Легко ли найти готовые детали для украшений? Мы, например, периодически слышим от дизайнеров разные жалобы, связанные с этой темой.

Найти готовые компоненты для украшений действительно непросто, если нацелиться на поиск качественных и интересных по дизайну вариантов. Насколько я знаю, в России нет налаженного производства ювелирной фурнитуры. Чаще всего компоненты для украшений заказывают на Алиэкспрессе. Москвичи ездят в гостиницу «Севастополь» и закупаются у торгующих там индусов.

Во всех этих случаях качество, соответственно, непредсказуемое. Продавцы в большинстве случаев не в состоянии дать достоверную информацию о составе сплава и характеристиках покрытия, что чревато рисками, связанными со здоровьем клиента и репутацией автора (представьте, что вам возвращают серьги, потому что штифт через два месяца стал облезать)? Да и дизайн у продаваемых деталей, как правило, очень однообразный.

То есть, шанс купить готовые качественные и оригинальные металлические компоненты для украшений — почти нулевой?

Почему же, не скажу так. На сайтах вроде «Ярмарки мастеров» можно найти отдельных ювелиров, которые производят определенного рода авторскую фурнитуру. Например, Анна Черных (Черничная) в дополнение к своим украшениям делает также на заказ очень интересную фурнитуру для лэмпворкеров. Существуют и интернет-магазины, где продается приемлемая по качеству фурнитура.

Проблема скорее в том, что варианты, подходящие под ваши конкретные идеи украшений и в том металле, что вам необходим, придется долго искать путем проб и ошибок, и в итоге вы будете зависеть от конкретного магазина, куда может, например, не прийти вовремя поставка, либо изменится стилистика компонентов.

На фото: работы Анны Черничной с использованием ее авторской фурнитуры, «Ярмарка мастеров», livemaster.ru/blackslava 

  

Поскольку тема качества фурнитуры прозвучала уже несколько раз, можете ли вы как-то систематизировать требования? На что стоит обращать внимание?

В первую очередь, конечно, на состав сплава, который должен быть гипоаллергенным. Если это серебро — то 925 пробы (или как его называют на Западе — стерлинговое серебро).

Компоненты должны быть качественно изготовлены, не иметь «люфта», проще говоря — элементы замочка и тому подобного не должны свободно «болтаться» туда-сюда.

Очень важными считаю требования к покрытию — его состав, толщина слоя, способ нанесения. Нужно убедиться, что покрытие не слишком тонкое и не облезет через пару месяцев.

И, конечно же, — требования к внешнему виду, так называемая художественная составляющая.

Можно про «художественную составляющую» чуть подробнее?

Не все дизайнеры это осознают, но фурнитура имеет такое же важное значение для восприятия всего украшения, как и «фасад» с декоративной частью. Любая работа должна быть соответствующим образом «обрамлена» — и самая простая ассоциация с картиной, рамка для которой очень заметно влияет на впечатление. Украшение, мне кажется, должно быть авторским до конца — а не только с какой-то одной стороны.

Я не раз сталкивалась на выставках-продажах с ситуацией, когда берешь в руки красивейшую брошь тонкой работы и довольно высокой стоимости, переворачиваешь — и видишь то, что можно в прямом смысле назвать «изнанкой». Неказистый замочек, пришитый к основе нитками. Это, конечно, сводит на нет все впечатление.

Другая ситуация — когда на прилавках лежат симпатичные дизайнерские серьги от разных авторов. Но рассмотрев ближе, отмечаешь, что швензы у всех одинаковые и довольно простые. Вообще, не оригинальная и не очень качественная фурнитура способна сильно «удешевить» изделие, упростить его. Хотя на самом деле компоненты обязаны поддерживать дизайнерский замысел, быть в одном с ним ключе, и подбирать их следует очень тщательно.

На фото: фурнитура из латуни с серебряным покрытием и gold filled, интернет-магазин «НестандАРТ» artfinding.ru

  

Что делать дизайнеру, если не получается найти подходящие для его целей готовые компоненты? Какие еще есть варианты «добычи» нужной фурнитуры?

Вариантов, кроме покупки готовой, я вижу еще как минимум два. Заказать изготовление у ювелира, или потратить время и научиться делать самим.

Давайте пойдем по порядку. Что надо знать, чтобы успешно заказать фурнитуру у ювелира? Какие у этого пути есть плюсы либо подводные камни?

Определенно большим плюсом будет то, что вы получите в точности те компоненты, которые задумали и нарисовали, сами или с чьей-то помощью. Профессиональный ювелир поможет подготовить 3D-модель, изготовить восковку (которую, кстати, вы можете также приобрести в готовом виде из каталогов тех же ювелиров или мастерских, занимающихся литьем), проконсультировать, если необходимо что-то подкорректировать с учетом металла или формы украшения, и по модели изготовить для вас нужное количество швенз или шинок.

Минусы у этого варианта, конечно, тоже есть. Во-первых, найти подходящего ювелира бывает не так просто. И во-вторых, сроки выполнения работ вас могут не всегда устраивать.

Уже понятно, что самый надежный способ обеспечить себя оригинальными составными частями, подходящими к задуманному украшению — это взять дело в собственные руки. Насколько сложно научиться изготавливать фурнитуру своими руками для начинающего мастера?

Конечно, для самостоятельного изготовления металлической фурнитуры требуется освоить весь цикл работы ювелира. Но по моему опыту проведения курсов и мастер-классов, даже за одно занятие студенты вполне способны освоить изготовление каких-то простых элементов, которые им уже будут полезны, и уйти с выполненными вручную в металле оригинальными швензами или основой для кольца.

На фото: фурнитура, изготовленная одной из учениц на мастер-классе Татьяны Левиной

13832996_1144531555612722_571900429_o

На более продвинутых занятиях студенты изучают уже весь цикл — от изготовления мастер-модели нужной детали в металле, и далее. В том числе — как снять с нее резину (холодным или горячим способом), залить в нее воск, получить восковую модель, которую уже можно нести литейщику, который, в свою очередь, «прольет» ее металлом. Деталь, полученную на выходе, начинающий мастер научится самостоятельно обрабатывать, полировать и монтировать (соединять с другими) — хотя все эти операции вполне можно отдавать на сторону.

Изучив эти базовые процессы в течение нескольких занятий, любой дизайнер сможет уже сам изготавливать любые варианты моделей фурнитуры, тиражируя их в литье в нужном количестве тогда, когда они снова понадобятся, и в том металле, в котором необходимо.

В завершении нашей беседы, что бы вы посоветовали начинающим дизайнерам украшений как опытный художник-ювелир?

Мне кажется, в творческой работе очень важно умение сочетать элементы разных профессиональных техник. И в этом отношении ювелиры, работающие с металлами, взаимно могут многое выиграть от изучения опыта, например, лэмпворкеров, которые работают со стеклом. Для лэмпворкеров и представителей других подобных сфер очень важным может оказаться опыт работы с металлами — поскольку он позволит выйти за узкие рамки жанра и представить свои работы в ювелирном сегменте, в отличие от более привычного (и узкого) «хендмейда». С другой стороны, ювелиры также всегда обогащают свое творчество, используя нестандартные материалы, например — стекло, в качестве декоративных элементов. Возможно, вот таких «совместных» проектов — интересного стекла, обрамленного в металле — нам всем сейчас очень не хватает.

Об авторе

Татьяна ЛевинаТатьяна Левина — художник-ювелир с 27-летним опытом. Член Московского Союза Художников.

Выпускница КУХОМа (художник-ювелир) и МГАХИ им. В. И. Сурикова (отделение скульптуры под руководством Рукавишникова). Также обучалась в Абрамцевском училище художественной обработки металлов.

Работает в самых разных жанрах и техниках (металл, эмалирование, скульптура), а также проводит мастер-классы, где обучает ювелирному делу.

Работы Татьяны можно увидеть в ее инстаграме.

Магазин фурнитуры, открытый в ноябре 2016: DETALI

Другие публикации в рубрике «Техники и стили» | Раздел портала «Быть в теме» — ориентироваться в ювелирном бизнесе | Каталог портала «Ювелирные Техники и стили»

Украшения от дизайнерских марок и ювелиров на Ringmart

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.