Ювелирный экспорт из России: кто вывозит и почему пока это сложно
В июне 2021 Илья Кретов, на тот момент гендиректор eBay в России, Израиле и на развивающихся рынках Европы, обратился к представителям министерства промышленности и торговли РФ с просьбой рассмотреть возможность изменения законов об онлайн-экспорте драгоценностей и другой ювелирной продукции с маркетплейсов. Министерство обещало подумать над этой сложной и крайне наболевшей для многих ювелиров проблемой, а мы постарались обобщить, какие направления экспорта могли бы заинтересовать владельцев ювелирных марок в России, и в чем сложности по каждому из них.
«Кретов отметил, что ювелирные изделия популярны на маркетплейсах, но продавцы и покупатели ограничены жёсткими законодательными рамками. «В Израиле ключевая категория экспорта — бриллианты. У нас, к сожалению, чтобы отправить кольцо, нужно пройти те же самые процедуры, чтобы отправить десять тонн золота. Есть госрегулирование, есть таможенное регулирование. Мы предлагаем углубиться в эту проблему и упростить регулирование для розничного онлайн-экспорта ювелирных изделий. Еще один пример — янтарь, который должен бы в Калининграде продаваться. В Калининграде почти нет экспортеров, практически весь янтарь продается из Украины», — сказал топ-менеджер eBay на сессии «Экспорт: куда и как продавать МСП» в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2021). Первый замглавы Минпромторга Василий Осьмаков пообещал бизнесмену подключиться к решению вопроса. По его словам, регулирование отрасли драгоценных металлов — «сложная тема», и её нужно обсуждать с Минфином и контролирующими органами» (цитата из Секрета фирмы за 2 июня 2021).
Сегменты для экспорта: кто и зачем может вывозить украшения
Международные маркетплейсы — теоретически привлекательный канал продаж для российских ювелирных брендов, но не единственный. Как кажется нам, наших ювелиров могли бы заинтересовать вот такие возможные направления вывоза драгоценной продукции:
- b2c: отправка заказов за границу частным лицам-покупателям. Направление, нужное всем, от индивидуальных создателей украшений до средних и крупных марок
- c2c международные маркетплейсы, например etsy.com или некрупные онлайн аукционы. Интересно индивидуальным ювелирам или небольшим авторским брендам
- b2c международные маркетплейсы (farfetch и т.п.) или интернет-магазины. Выход на них актуален для марок с налаженной логистикой и хорошим брендингом, а трудности аналогичны выходу на российские крупные маркетплейсы, но усугубляются проблемой отправки. К слову, на момент написания этой заметки, на Farfetch в ювелирном разделе мы обнаружили только один российский бренд, Axenoff Jewelry
- b2b отправка партий товара. Это оптовые продажи, классический «экспорт» для марок с отлаженными процессами и найденными на выставках и другими способами клиентами
- международные выставки. Интересно всем, и у всех одинаковые проблемы с оформлением вывоза (и ввозом назад), и продажей в розницу прямо на выставке
Как отправить «ювелирную» посылку за границу
С b2c и c2c отправками единственный известный нам стабильно работающий канал (по подтверждению в том числе от опытных коллег) — Почта РФ. Там уже несколько лет, с 2016 года, действует экспериментальный режим упрощенного экспорта (отправка, минуя таможню). Любой может заполнить онлайн (или офлайн) документы и организовать отправку за границу, как бижутерии, так и с открытым указанием в документах ювелирного изделия из драгоценных металлов (режим упрощенного экспорта на сайте почты). Вопросы с таможней здесь решаются без участия отправителя. Но этот «легкий» режим пока доступен только для Почты РФ. Другие операторы доставки в разговоре с нами подтвердили, что им аналогичный режим не доступен, поэтому они часто отказываются от заграничных отправок ювелирных изделий.
Если ювелирный бренд планирует отправить партию изделий юрлицу, например — оптовику, придется пройти стандартную полноценную процедуру оформления экспорта, и именно здесь его встретят сложности, о которых упоминал Илья Кретов в начале заметки. По собранной нами от операторов доставки информации, сложности можно обобщить так:
- «Узкое горло»: вывозить ювелирные изделия можно только через один таможенный пост, и он находится в Москве. С этим постом работает только один таможенный брокер
- Оформление очень дорого и очень сложно именно для ювелирных изделий
- Не принятое покупателем изделие сложно вернуть назад (иногда легче уничтожить)
Для оформления экспорта есть альтернатива, но дорогая — это работающий в том числе и по России международный логистический оператор Brinks, что-то вроде нашей «Спецсвязи».
Что известно еще по вывозу украшений за границу
В мае появились новости о том, что c2c платформа etsy.com приостановила прием продавцов из России, так как Россия пока не работает с внутренней системой платежей etsy payments. Таким образом, экспорту (особенно больно для малого бизнеса) может помешать не только сложная система таможенного оформления, но и также сложности в интеграции внешних платежных систем.
По выставкам: в апреле 2021 появилась новость, что с января 2022 ювелирам разрешат продажу в розницу вывезенных на международные выставки ювелирных изделий.
«Ювелирочка» летом сообщала о комплексной услуге по ювелирному экспорту — но мы пока не знаем, насколько это работает на практике.
Руководитель Алиэкспресс в недавнем интервью на youtube рассказал, что маркетплейс начал активно работать в направлении вывода зарегистрированных на нем российских продавцов на зарубежные рынки, то есть тот самый экспорт через маркетплейсы, о котором запрашивал Кретов. Будем наблюдать, что будет получаться у Алиэкспресса, и не подключатся ли к этим усилиям остальные крупные маркетплейсы.
Мы планируем дополнять эту заметку по мере появления новой информации по экспорту ювелирных изделий.
Все публикации в рубрике Ювелирный бизнес | Все публикации по тегу БИЗНЕС БРЕНД РАЗВИТИЕ
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: