Второе рождение янтаря: что происходит с «солнечным камнем»?
Многие при слове «янтарь» вспоминают крупные золотые перстни с красно-медовым камнем, нитки бус, картины с русскими просторами из янтарной крошки, а также — прибалтийские курорты Латвии и Литвы. Но мало кто знает, что 90% мирового запаса янтаря находится в России, а точнее – в Пальмникенском месторождении Калининградской области. Этот ценный природный материал, возраст которого 50 миллионов лет, является российским национальным достоянием наряду с нефтью и газом.
«Янтарная история» России
История русского янтаря началась после победы над нацистской Германией. Часть Восточной Пруссии, где была сосредоточена добыча янтаря, перешла к Советскому Союзу. В 1947 году был открыт Калининградский янтарный комбинат, который стал преемником Кенингсбергской янтарной мануфактуры.
Комбинат оказался единственным предприятием в мире, добывавшим янтарь открытым способом. Сложнее было с обработкой. Для восстановления производства привлекали старых работников мануфактуры. В основном это были немецкие работники, которые не хотели оставлять любимое янтарное дело.
Даешь стране янтарь!
В советское время добыча янтаря и производство изделий развернулись с небывалым размахом. Социалистическое государство требовало массового производства простых и недорогих вещей для рядового потребителя.
Усилия не прошли даром. В каждой второй советской семье было что-то янтарное. Недорогие изделия, доступные широкому потребителю, потеснили штучные авторские вещи и стали чуть ли не единственным украшением советских женщин.
Некоторые модели янтарных украшений производились миллионными тиражами на протяжении многих лет. Одних только брошек-«паучков» было выпущено более 60 миллионов. На утверждение новых моделей порой уходило столько времени, что предложенный мастером дизайн уже успевал выйти из моды или терял художественную ценность в процессе «адаптации» к технологическим стандартам и условиям промышленного производства.
Именно в советское время сложился тот самый «бабушкин стиль», дошедший до наших времен и накрепко усвоенный традиционными мастерами- ювелирами. Янтарные бусы, крупные перстни, огромные серьги и кулоны сегодня прочно ассоциируются с женщинами «за пятьдесят».
Пост-советский период: другие приоритеты
С распадом Советского Союза прежние экономические связи разрушились. Исчезли и государственные заказы, которые обеспечивали Калининградскому янтарному комбинату гарантированный сбыт и создавали внутренний спрос на «солнечный камень». На рынок хлынули западные товары, в моду вошла бижутерия зарубежных марок, казавшаяся более привлекательной своей «иностранностью». Чтобы выжить в 1990-е годы, Калининградский янтарный комбинат вынужден был сократить обработку янтаря и производство изделий.
Среди других факторов, негативно повлиявших на отрасль, называют ее чрезвычайную криминализацию в «лихие 1990-е», незаконную добычу камня и стремление преступных кланов как можно скорее от него избавиться. И как следствие этого – контрабандный поток дешевого сырья в Польшу, Прибалтику и Китай.
Около десяти лет назад судьба комбината и добыча янтаря в России были под вопросом. Долги предприятия бюджетам всех уровней достигали астрономических масштабов. Единственное в мире предприятие – монополист оказалось на грани банкротства.
В результате сегодня «солнечный камень» ассоциируется у многих в первую очередь с Польшей, Литвой и Латвией. Этим странам удалось превратить его в свою визитную карточку и национальный символ, в то время как в России янтарь долгое время пылился в бабушкиных шкатулках и в сувенирных лавках. Парадокс заключается в том, что страны, ставшие мировыми «янтарными столицами», сами янтарь не добывают.
Как янтарь «возвращается» в Россию?
В 2012 году благодаря поручению президента реформировать российскую янтарную отрасль янтарь получил поддержку государства. На Калининградском янтарном комбинате была проведена масштабная реструктуризация, закуплено современное оборудование.
Однако вскоре стало ясно, что только модернизации комбината недостаточно для того, чтобы возродить янтарную отрасль и вернуть камню прежнюю популярность. За 25 лет «забвения» янтарь стал не нужен. Наши бабушки хранят свои янтарные бусы и серьги в память о теплых летних вечерах юности и романтических свиданиях, но передать янтарные ценности некому. Молодые люди воспринимают янтарные украшения как атрибут из сувенирной лавки или с бабушкиных именин, но никак не видят в нем модный аксессуар.
Задачи объединения «Russian Amber»
Около года назад при поддержке Калининградского янтарного комбината было создано объединение молодых российских дизайнеров «Russian Amber». Его участники задумались о том, как возродить янтарь и заново открыть его для современного поколения. И начали они с того, что обратили внимание на дизайн изделий, впервые за долгое время заменив традиционные бусы и браслеты ультрасовременными и высокотехнологичными вещами.
Объединение «Russian Amber» предложило молодым российским брендам сотрудничество на особых условиях: «свежие идеи – за янтарь». Дизайнеры получили янтарь и свободу творчества, чтобы придумывать эскизы и создавать изделия с янтарем в своем творческом стиле.
Для некоторых из участников знакомство с янтарем стало новым шагом в карьере. По словам Али Загировой, дизайнера марки Donya Guslik, прежде она занималась бижутерией, «нанизывала бусинки на ниточку». И, только начав сотрудничать с «Russian Amber», она научилась сама обрабатывать камень и делать ювелирные изделия – серебряные кольца и подвески с янтарем.
Янтарные коллекции от Mineral Weather, Kao Lin, FEMINATURA, OK’S BOX, Donya Guslik и LIZA ZHITSKAYA, присоединившиеся к творческому объединению, доказали, что древний минерал может выглядеть современно и модно, все дело в подаче и дизайне.
на фото: работы FEMINATURA и MINERAL WEATHER
Еще несколько лет назад тяжело было представить, что янтарные украшения будут представлены на фестивале дизайна Seasons и неделе моды Moscow Fashion Week, продаваться в модных столичных шоурумах и на маркетах. Дизайнеры объединения активно сотрудничают с ведущими представителями индустрии моды, ювелирами, художниками, стилистами, фотографами и журналистами, чтобы вместе с ними открыть новую главу в истории русского янтаря.
Кстати, «почувствовать» этот необычный материал могут и другие дизайнерские марки – творческое объединение продолжает набор в свои ряды. Если вы создаете авторские украшения и готовы попробовать себя в янтаре – сообщите об этом куратору “Russian Amber”, подписавшись на страницу объединения в фейсбуке.
Об авторе
Виталия Летницкая — выпускница исторического отделения ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова и обладательница диплома востоковеда со знанием вьетнамского языка.
Три года возглавляла модный журнал для вьетнамской молодежи в Сайгоне.
Вернувшись в Москву, курирует творческое объединение RUSSIAN AMBER, а в свободное время — ходит в кино, на выставки современного искусства и лекции по истории моды.
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: