Аутсорсинг для дизайнера: интервью с основателями мастерской Aurum
Как изготовить ювелирное изделие? Этим вопросом задается практически каждый начинающий ювелирный дизайнер.
Ситуация и правда непростая. В вашей голове возникают образы будущих украшений, вы готовы экспериментировать и искать свою индивидуальную манеру и покупателей. Но где найти того, кто реализует ваши замыслы?
Многие дизайнеры сами изготавливают свои украшения. Этот выход на первых этапах кажется наиболее очевидным, и достигшие успехов дизайнеры часто рассказывают, каких трудов им стоило освоение ювелирного дела на практике.
Однако даже для штучного производства украшений могут понадобиться работы, которые трудно выполнить в условиях «домашней мастерской». А если изделия продаются и обороты растут, автор задумывается о тиражировании – выпуске небольших серий своих работ. И в этом случае может возникнуть конфликт: делая все вручную, дизайнер тратит время и силы, которые могли быть направлены на разработку новых коллекций.
Ювелирная мастерская AURUMpro первой среди известных нам почувствовала здесь пустующую нишу, и решилась оформить выделенное направление по работе с авторами собственных брендов. Мы узнали об этих планах, когда познакомились с основателями мастерской на недавнем «вечере профессиональных знакомств» в Британской школе дизайна. И попросили рассказать подробнее о своей идее, предположив, что это может быть интересно многим нашим читателям – как дизайнерам, так и тем, кто хочет лучше разбираться в том, как устроен ювелирный мир.
Главный редактор «ЮВЕЛИРУМА» Ольга Кулейкина встретилась и задала вопросы основателям AURUMpro Роману Евтушенко и Софье Фиалковой – семейной паре профессиональных ювелиров.
Опыт Романа в ювелирном деле – более 14 лет. Он работал в компаниях Vangold, Адриа, Art Elle, Rosan Daimond на практически всех производственных должностях, включая руководящие. В его ведении были как эксклюзивные изделия, так и управление изготовлением «на потоке». Софья также является профессиональным ювелиром с пятилетним опытом. За это время им обоим удалось получить значительный опыт работы на ювелирном рынке и обзавестись профессиональными связями в самых разных областях. Все это в итоге позволило открыть собственное дело.
Как давно вы открыли собственную мастерскую, с чего началась ваша работа?
Ювелирная мастерская AURUM работает с этого лета. Нас очень подкупило место, которое как раз освободилось под мастерскую. Это Плющиха, респектабельный «спальный центр» Москвы с приятными жителями.
Изначально мы открылись как обычная ювелирная мастерская для частных лиц. У нас уже был более-менее постоянный круг заказчиков, и к их числу быстро добавились новые, из местных жителей. Починить или отреставрировать украшение, изготовить новое на заказ – обычный набор работ для районной мастерской.
С самого начала мы организовали «открытый сервис» для посетителей. Никаких окошечек или закрытых дверей – все дружелюбно и на виду, работа делается прямо при заказчике, если это возможно. Сильнее всего нам хотелось отойти от устоявшегося образа «хмурого мастера в бинокулярах».
Вы сразу предполагали работать с ювелирными дизайнерами? Как родилась идея бизнес направления мастерской?
Идея, можно сказать, витала в воздухе. В числе наших постоянных заказчиков оказалось несколько людей, связанных с ювелирным бизнесом. Мы делали для них небольшие тиражи, выполняли индивидуальные заказы их клиентов.
Почти сразу стало понятно, что именно они приносят большую часть дохода. К тому же, «сарафанное радио» стало приводить новых клиентов с аналогичными запросами. Мы подумали, что нужно делать отдельное направление, чтобы целенаправленно привлекать эту категорию заказчиков. Направлению решили дать собственное имя: AURUMpro – сервис для профессионалов.
Сориентируйте пожалуйста – как в целом сейчас решается вопрос изготовления небольших партий украшений?
Начнем с того, что полностью оборудовать мастерскую совсем недешево. Это и не всегда оправданно, если дизайнер не готов загрузить ее работой на 100%.
Поэтому часть авторов осваивает некоторые принципиально важные для них операции (например, работу с воском или эмалями), для которых не требуется дорогостоящего оборудования или они вполне осуществимы в формате домашней мастерской. А кто-то пользуется услугами специализированных центров для профессионалов, которые собирают в одном месте различные профильные отделы (например, voskovok.net, Diamond Family и «Золото и Стиль»).
Подобные центры «заточены» под профессионалов, чаще всего туда обращаются с заказами на литье или нанесение гальванических покрытий (например, родирование или золочение). Приходить в такой центр нужно с уже точно сформулированным запросом — там, как правило, не предусмотрен индивидуальный подход. Конечно, большинство услуг таких центров требует постановки на спецучет в Пробирной палате.
Оба названных вами варианта требуют определенного опыта. А что делать дизайнерам, которые только начинают работать и еще плохо ориентируются в производственных процессах?
Во-первых, верить в свою идею и проявлять настойчивость. Ювелирный мир достаточно замкнут, и он может быть недружелюбен к новичкам.
Не нужно забывать и о юридической стороне. Если вы не член Союза художников, вам необходимо встать на спецучет в Пробирной палате. Потребуется немного времени, что бы разобраться, но не так сложно, как кажется на первый взгляд.
А во-вторых, нужно искать своего мастера. Вы как автор идеи можете самостоятельно подбирать команду с нужным уровнем мастерства, участники которой будут говорить с вами на одном языке. Это особенно важно, когда ваши эскизы отличаются от привычного стандарта и непросты технически.
Поиск команды — хороший путь, но в процессе придется осваивать много навыков, связывать между собой людей самых разных специальностей. Успешно пройдя этот этап, мы предлагаем дизайнерам более простой и быстрый вариант — наше новое направление работы с ювелирными дизайнерами.
Расскажите, что получит дизайнер, работая с вами? Почему авторам собственных марок должно быть интересно такое сотрудничество?
Мы ориентируемся как на профессиональных дизайнеров, так и на новичков. Адаптируем коллекцию к производству, делаем как партию, так и единичные, авторские вещи.
Конечно, человеку, который собирается заниматься ювелирным дизайном, придется в какой-то момент разобраться в узкоспециализированных областях и технологиях. Но, чтобы овладеть ремеслом хотя бы в одной области, может потребоваться не один год. И весь этот опыт мы собрали внутри своей команды, с которой мы работаем уже несколько лет.
Главное преимущество мы видим в том, что AURUMpro становится связующим звеном по всем этапам производственного цикла. Все что требуется от дизайнера – это прийти к нам с эскизом своей идеи и примерным описанием, каким он видит будущее изделие.
Если сформулировать очень емко, то мастерская AURUMpro – удобное решение для большинства дизайнеров, потому что:
- Мы выполняем все виды ювелирных работ от эскиза и мастер-модели до закрепки и финишных работ. И при этом контролируем каждый этап, берем на себя решение всех возникающих в процессе вопросов. Дизайнер получает готовый заказ, который соответствует его задачам
- Все задачи выполняются в максимально короткие сроки: длительность привязана только к технологическим процессам. Возможно даже срочное изготовление — случается всякое, мы можем приехать в мастерскую и в 12 ночи
- Наши услуги оптимальны по цене — поскольку мы рассчитываем на постоянную аудиторию
- Мы хорошо относимся к сложным нестандартным задачам, над которыми готовы думать совместно с клиентом, оптимизируя производственные процессы
- Осуществляем доставку по всей России — у нас контракт с курьерской службой, имеющей разрешение на перевозку драгоценных металлов и камней
Как вы оцениваете ваш первый опыт работы по выполнению заказов для авторов марок? Есть ли в такой работе какая-то специфика?
Работа с профессионалами всегда очень отличается от работы с частным заказчиком. Это совершенно другой запрос на качество и скорость. Кроме того, когда люди приходят к нам постоянно, это иной уровень профессионального доверия и ответственности.
Важной особенностью работы с ювелирными дизайнерами является полная конфиденциальность. К сожалению, в нашей реальности далеко не всегда соблюдаются авторские права. На слуху истории, когда автор после изготовления на стороне находил копии своих изделий в продаже (и это, кстати, еще одна причина традиционной замкнутости ювелирного мира — попытка оградить эксклюзивные модели от незаконного распространения).
Соответственно, мы с самого начала крайне аккуратно относились ко всем требованиям клиентов: не разглашали их имена, если не было разрешения, и ни с кем не обсуждали задействованные технологические процессы. Так как все этапы производства контролируются нами, мы можем гарантировать, что оригинальные модели и технологии их изготовления не будут использованы третьими лицами.
С какими видами работ к вам обычно обращаются ювелирные дизайнеры? С какими объемами вы готовы работать?
Дизайнеры приходят со всеми «стандартными» работами: литье, монтировка, закрепка, гальваника, 3D-моделирование, ручная и лазерная гравировка. Мы работаем со всеми драгоценными металлами, включая платину и палладий, и видами камней. Можем, например, сделать камень необычной огранки. Часто спрашивают белое золото, содержащее палладий, соответственно, без никеля, который является аллергеном.
Однако мы с осторожностью относимся к техникам, в которых должна быть видна ручная работа и подразумевается непосредственное участие дизайнера в процессе. Такие вещи при тиражировании могут потерять свою индивидуальность. В таком случае мы подготавливаем изделие к работам, которые дизайнер может доделать самостоятельно. Например, отдаем полностью собранное и отполированное изделие, с уже проставленной пробой, а художник самостоятельно наносит эмаль или крепит камни.
По сложившемуся опыту, мы рассчитываем на небольшие партии. Например, порядка 10 экземпляров одного вида. Но мы всегда можем оговорить условия как для меньших, так и для больших количеств. Конечно, это будет влиять на цену, чем больше тираж, тем дешевле единица, но это, пожалуй, единственное ограничение. Наш прайс-лист также предусматривает единичное эксклюзивное изготовление.
Как выглядит рабочий процесс для дизайнера, и сколько времени может занять весь цикл выполнения заказа?
Процесс выглядит примерно так. Во-первых, мы начинаем с профессиональной консультации. Интересную, сложную идею очень часто требуется адаптировать под тираж, чтобы снизить цену в производстве. И это не единственный момент, который нужно продумать и оценить.
При необходимости наш художник нарисует профессиональные эскизы, которые можно будет использовать для презентации работ.
Пример совместной работы с художником — колье-дракон, от эскиза до воплощения:
Мы делаем 3D-модель будущего украшения, затем доводим до совершенства мастер-модель, обсуждая с дизайнером корректировки, после чего запускаем ее в производство.
Наша студия готова начать — и закончить — технологический процесс на любом удобном для дизайнера моменте. То есть, мы можем отдать ему уже готовые и даже опробированные изделия, либо взять на себя только один из промежуточных этапов. Важно, что в процессе работы дизайнер может проконтролировать промежуточный результат, внести корректировки.
А вообще, мы любим сложности. Всегда приятно найти решение нетривиальной задачи.
У вас на сайте заявлены также услуги для ювелирных магазинов. С какими видами магазинов вы работаете, и что это за услуги?
Любой магазин нуждается в периодическом поддержании товарного вида своих изделий. При неправильной транспортировке иногда случаются мелкие поломки, выпадают или царапаются камни.
Чаще всего требуется изменить размер уже купленных колец, так же мы делаем мелкий ремонт, при необходимости шлифуем или меняем камни. Иногда теряются сережки, мы всегда сможем сделать дубликат.
Мы работаем с любыми магазинами, которые могут привезти нам изделия:). Пока их три, у них, конечно, тоже отдельный прайс на наши работы.
Каким образом ювелирные дизайнеры смогут узнать о ваших услугах? Вы собираетесь продвигать себя на рынке, участвовать в каких-то событиях?
Пока наш проект поддержала Британская высшая школа дизайна и ювелирная школа Артефакториум, мы рассчитываем на участие в их мероприятиях в ближайшее время.
Поскольку у нас два направления, рассчитанные на разную аудиторию, они продвигаются параллельно. Для работы с частными клиентами мы постараемся по максимуму использовать соцсети. Для AURUMpro первичны все-таки тематические мероприятия.
Ваши планы на ближайшее время?
Мы хотим оборудовать отдельное помещение, рассчитанное на работу с профессионалами и художниками. Для этого, видимо, будем арендовать помещение недалеко от центра, туда перебазируется наш литьевой цех, оборудование для 3D-печати и мастер-огранщик, которые сейчас находятся в разных частях города. Очень хочется там же организовать юридическую консультацию. Юридические вопросы в ювелирной сфере часто являются «больными» как для дизайнеров, так и для владельцев мастерских и магазинов, в них бывает непросто самостоятельно разобраться.
Оказывая техническую поддержку на всех этапах, мы бы хотели, что бы дизайнеры могли концентрировать внимание именно в своей области, а не тратить время на полное освоение ремесла.
Ну а если задуматься о более отдаленной перспективе.. Было бы здорово, например, если бы к нам обращались локальные бренды одежды для создания ювелирных коллекций. Будем работать в этом направлении.
Мастерская AURUMpro:
aurumstudio.pro/sotrudnichestvo.html
БЫТЬ В ТЕМЕ — раздел для ювелиров и продвинутых покупателей украшений | Ювелирные техники и художественные стили | Где обучиться на ювелира? Подборка школ и курсов | Где продать хендмейд и дизайнерские украшения? Обзор площадок | Ювелирный дизайн и тренды
А члены Союза Художников могут не регистрироваться в пробирной палате?
«ПРИКАЗ от 16 июня 2003 г. N 51н О СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕТЕ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДРАГОЦЕННЫМИ МЕТАЛЛАМИ И ДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ
…
ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕТА ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДРАГОЦЕННЫМИ МЕТАЛЛАМИ И ДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ
…
3. На специальный учет ставятся организации, независимо от их организационноправовой
формы,
…
На специальный учет ставятся также физические лица (по их желанию), не
зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но извлекающие
доход от деятельности, связанной с использованием драгоценных металлов и драгоценных
камней (творческие работники), на которых в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации распространяются нормы гражданского законодательства,
относящиеся к индивидуальным предпринимателям.»
Т.е., можно не регистрироваться ни как ип, ни в пробирной палате, но это не освобождает, конечно, ни от уплаты налогов, ни от контроля в пробирной палате. Мы сейчас готовим большой материал о том, как это происходит на практике.