«Смотрю на всё с немного другого ракурса»: интервью со Светланой Середёнкиной
Со Светланой @liberty_art_architect мы заочно знакомы уже несколько лет, а лично смогли пообщаться на конкурсе «Серебряный Бабр-2021», когда меня пригласили в Иркутск в роли члена жюри. Архитектор, ювелир, наблюдательный и неравнодушный человек — Светлана Середёнкина часто поддерживает обсуждаемые на портале темы интересными и профессиональными комментариями. Когда организаторы предложили членам жюри от себя отметить любого участника конкурса, у меня не было долгих сомнений, кому вручить специальный приз от главреда «Ювелирума». Призом (сюрприз!:) стало интервью на портале, которое вы сейчас прочитаете.
Светлана, я нашла о вас такую информацию: выпускница ИрНИТУ (ранее Политех), доцент кафедры архитектуры и градостроительства, член Союза архитекторов России с 2003 года, член Национальной палаты архитекторов с 2017 года, более 30 лет проработали по специальности. Все ли верно?
Все верно. Я окончила Иркутский политехнический институт по специальности «Архитектура» и работала в проектном институте «Иркутскгражданпроект», в конце 90-х годов ушла в интерьерный дизайн, создав дизайн-бюро «Тритон СВ». Затем опять вернулась в архитектуру и поступила в магистратуру на специальность «Градостроительство». И после успешного ее окончания я работаю уже по этому профилю. С 2008 года я совмещала работу по специальности с преподаванием на кафедре архитектуры и градостроительства ИрНИТУ. Летом 2021 года я приняла решение уйти в творческий отпуск, так как больше времени хочу посвятить ювелирному дизайну.
Почему в инстаграме назвали аккаунт — «Liberty art architect»? Почему «архитектор» — понимаю), а «liberty art» для вас что означает?
Дословный перевод – свобода и искусство. Это важные составляющие моей жизни. Я всегда ценила свою независимость, и я люблю искусство, в первую очередь, живопись. Но для себя я трактую «Liberty art architect» как «свободный художник-архитектор», так как действительно чувствую себя абсолютно свободным творческим человеком. Ну и просто смотрю на всё немного с другого ракурса.
Например, в этом году на Серебряном Бабре была представлена работа Александра Ширяева «Энки» (примечание редактора: Александр Ширяев — победитель двух предыдущих конкурсов, художник-камнерез, работает в петербургской мастерской Сергея Фалькина, в 2021 показал свои работы вне конкурса). Так вот, глядя на нее, я четко видела следующий ассоциативный ряд: работы Зорикто Доржиева, в том числе его «Девушку с коралловой сережкой», и, естественно, работу Вермеера. Когда рассказала об этом Александру, он взял паузу для размышления, после чего пришел к выводу, что это огромный комплимент для его работы. Хотя кому-то мои ассоциации покажутся весьма странными:).
Вы изначально из Иркутска?
Да, Иркутск – мой родной город, и родной город уже для семи поколений нашей семьи.
Как вы поняли что хотите стать архитектором?
Я выбирала между архитектурой, журналистикой и профессией переводчика, так как я училась в школе с расширенным преподаванием ряда предметов на немецком языке (немецкая литература, география, история и в 9-10 классах технический перевод).
С архитектурой было всё понятно, что это и как это выглядит во взрослой жизни, мне нравилось чертить, проблема была в том, что я не училась в художественной школе, мне пришлось усиленно готовиться к сдаче экзамена по рисунку.
С журналистикой выяснилось, что для творческого конкурса нужны минимум две опубликованные статьи, чего у меня не было, так что эта профессия на тот момент мне не подошла. Для профессии переводчика нужно было поступить в институт иностранных языков, где в итоге я бы получила диплом учителя немецкого языка, быть учителем я не хотела, это казалось не так интересно, как архитектор.
К этому остается только добавить, что все мои детские мечты по поводу профессионального выбора реализовались. Параллельно с дипломом архитектора я получила диплом переводчика-референта по немецкому языку, моя специализация – технический перевод, что мне в дальнейшем очень пригодилось во всех моих стажировках в Германии, а также при написании магистерской диссертации. Несколько лет я работала в редакции архитектурного журнала «Проект Байкал», и у меня более 30 статей, опубликованных в разных изданиях, так что как журналист я себя тоже попробовала в деле.
В вашем аккаунте я прочитала про энергосберегающие технологии. Видела про деревянные и «пассивные» дома, непонятно, но интересно. На чем в архитектуре специализируетесь?
Пассивные дома – это концепция проектирования, при которой используется солнечная энергия, которая также может быть активной и пассивной.
Мне нравится проектировать жилые дома, так как жилище – одна из основных потребностей человека. И мне больше по душе малоэтажные жилые дома, не важно, индивидуальные или многоквартирные, хотя в многоквартирных больше возможностей придумать что-то интересное, если следовать принципу устойчивой архитектуры, то есть возможности использовать здание с течением времени под иные функции. Другими словами, исходная планировка должна иметь возможность перепланировки, и я очень люблю разрабатывать именно планировки объектов.
В 2003 году я прошла курсы повышения квалификация по строительству энергосберегающих домов в Германии, в 2004 году съездила на курсы еще раз. Тема меня увлекла настолько, что несколько лет я посвятила её изучению, объехала все солнечные посёлки, построенные на юге Германии, перевела огромное количество статей и диссертаций по солнечной архитектуре и т.д. В 2011 я прошла научную стажировку в ENA (Европейская архитектурная сеть), базирующейся в Баден-Бадене. Изученную теорию я стала применять на практике при проектировании жилых домов, а результатом стала магистерская диссертация «Методика снижения уровня загрязнений воздуха городов за счёт планировки территории и использования солнечной энергии в застройке кварталов». Это был интересный период моей жизни продолжительностью более 10 лет. Я фактически жила на две страны и у меня были мысли по поводу переезда на ПМЖ в Германию, в итоге я пришла к выводу, что дома мне лучше.
На сегодняшний день я как архитектор уже фактически не работаю. Правда, иногда принимаю участие в архитектурных конкурсах или консультирую знакомых по поводу домостроения. После окончания магистратуры по направлению «Градостроительство» я перешла в эту специальность, сейчас в составе авторских коллективов принимаю участие в разработке генеральных планов, правил землепользования и застройки, проектов планировки территорий.
В какой момент жизни заинтересовались созданием украшений? Почему именно они?
Украшения я любила всегда, а интерес к созданию появился, во-первых, потому что мне просто перестали нравиться те, что продавались в магазинах. Во-вторых, я совершенно случайно познакомилась на выставке в галерее Виктора Бронштейна с Александром Белобородовым (примечание редактора: организатором конкурса «Серебряный Бабр»). На тот момент у меня уже несколько лет лежал тайский сапфир, и я не знала, к какому ювелиру можно обратиться, чтобы сделать кольцо с этим камнем по моему эскизу. Александр дал мне контакт мастера, так появилось первое кольцо по моему дизайну. Результатом я осталась очень довольна, и что называется – понеслось, да так, что в 2018 году я впервые представила свою работу «Автопортрет» на Серебряном Бабре (обзор на «Ювелируме» — примечание редактора), получив от вас, Ольга, как я считаю, комплимент, что моя работа – самая нетипичная на конкурсе. Лишнее подтверждение тому, что на всё смотрю немного по-другому.
Как происходит создание украшений? Откуда обычно идеи? Кто изготавливает?
У меня украшения, в которых я выражаю, или правильнее будет, пытаюсь выразить (отразить) СВОИ (это ключевое слово) идеи, ассоциации или трансформации СВОИХ мыслей по тому или иному инфоповоду и так далее. Например, моя работа The Wall посвящена 60-летию возведения Берлинской стены. Событие, разделившее близкую мне страну на два лагеря.
Несмотря на падение стены в 1989 году, деление на «Ossi» и «Wessi» есть и сейчас. Аверс представляет собой двухконтурный абрис границы Западного Берлина и Стены. Контуры соединены между собой в местах нахождения КПП и сторожевых вышек между Западным Берлином и ГДР. Реверс — фрагменты моего загранпаспорта с визами в Западный Берлин. Крепеж – фрагмент юбилейной медали FDJ (Freie Deutsche Jugend), ирония в том, что большая часть молодежи ГДР в то время мечтала перебраться на Запад. А сейчас люди, выросшие в ГДР и оставшиеся на её территории, ностальгируют по своей прежней жизни. Обе части соединены между собой стальной проволокой, как ассоциация с колючей проволокой поверх Стены.
Недавно я начала делать украшения на тему моих архитектурных нереализованных проектов. Вот, например, мой архитектурный проект городской виллы «Black House»:
А это — подвес, выполненный по мотивам фасада здания:
Также продолжаю делать кольца, используя в дизайне цветные камни. В любом случае мой дизайн украшений будет так или иначе связан с архитектурой. Например, кольцо и серьги-трансформеры Notre Dame de Paris (примечание редактора: комплект был представлен на конкурсе). Форма шинки – стилизация сводов собора, бриллианты в шинке – отсылка к витражам в виде розы на фасадах, рант символизирует арки верхней галереи собора, простая форма подвесок серег-трансформеров символизирует башни главного фасада.
Или кольца из коллекции «Времена года». Что может быть проще, чем окружность, вписанная в квадрат? На самом деле у меня это отсылка к культовым сооружениям, где квадрат и круг – это символ купола, купол в храме – это образ небосвода, а смена времен года – не что иное, как движение солнца по небесной сфере.
В этой же коллекции у меня есть одноименное кольцо, где цвет вставок символизирует времена года: аквамарин – зима, верделит – весна, гранат – лето, цитрин – осень. Но здесь ступенчатая форма шинки ассоциируется у меня с зиккуратом, так как по мнению ученых-археологов, зиккурат воплощал представления человека о бесконечности и многогранности Вселенной. Но если не копать так глубоко, то, благодаря именно разным цветам вставок, это кольцо универсально и подходит к любому наряду.
В моих планах на ближайшее будущее сделать что-то в стилистике ар-деко или венского модерна. Один из моих любимых художников – Густав Климт, и я специально ездила в Вену, чтобы посмотреть его работы. Мне кажется, что его творчество вдохновляет многих художников и ювелиров, например, работы Алекса Сепкуса у меня вызывают ассоциации с картинами Климта (примечание редактора — Alex Sepkus @alexsepkus, американский художник и ювелир литовского происхождения, к сожалению умер осенью 2021, но его команда продолжает его дело). Также мне интересны работы ювелиров периода 1970-х годов, в которых я вижу отсылки к брутализму в архитектуре, мне хочется попробовать себя и в этом направлении. Что касается вопроса изготовления, модели я делаю сама, перевод в материал осуществляю с помощью мастерских в Иркутске и Москве.
Носите ли сами украшения? Какие и где находите?
Украшения я ношу всегда. Есть женщины, которые из дома не выходят без макияжа, я не выйду из дома без колец, к которым у меня особая любовь. Я всегда ношу много колец. Раньше это были тонкие колечки, из которых я составляла всевозможные сеты, а несколько лет назад я переплавила все эти колечки в более массивные вещи, так как сейчас мне нравятся украшения, где много металла, несмотря на то, что, как говорит в прямых эфирах Елена Веселая, в моде изделия, где металла не видно. Я, конечно же, читаю сайт Vogue и смотрю Instagram, но я не следую трендам. Сейчас я ношу украшения только собственного дизайна, на сегодняшний день предпочтение отдаю кольцу из композиции «Quenn’s Gambit», иногда, по случаю, надеваю кольца и броши моей мамы и бабушки.
Как вы считаете, что украшения дают человеку сегодня, когда показывать статус/особые возможности уже не так актуально? Что они дают вам?
Здесь надо исходить все-таки из того, в какой сфере вы работаете. Где-то еще показывают статус с помощью автомобилей и украшений. Я отношусь к украшениям именно как к украшениям, и для себя подбираю их в зависимости от настроения или цветовой гаммы одежды. Мой базовый ювелирный гардероб – серьги и кольца, если я ношу жемчуг или подвески, в этом случае на мне просто будет меньше колец:).
Что можете сказать про ювелиров в Иркутске, много ли в городе авторов, как им (вам) живется? Есть ли ювелирное отделение в союзе художников, объединяющие сообщества, выставки?
Мне сложно ответить на этот вопрос, так как я новичок в этом деле. Но я лично знаю нескольких авторов-ювелиров: Александр Белобородов, Андрей Боробов, Александр и Сергей Кабановы, Юлия Кесслер (с Юлией я познакомилась только что на Серебряном Бабре, но мы оказались на одной волне и сейчас обсуждаем возможности коллабораций), Алексей Плюснин, Леонид Разуваев, Александр Родивилов. Не могу сказать, что мне импонирует всё, что они делают, но некоторые работы очень нравятся, например, броши «Скорпион» и «Хамелеон» Александра Белобородова (примечание редактора: работы Александра Белобородова можно увидеть тут @art_group_anabela). В Иркутском отделении Союза художников России большинство членов представлены живописцами и графиками, художников-ювелиров мало, и самостоятельные выставки они не проводят.
По большому счету конкурс камнерезного и ювелирного искусства «Серебряный Бабр» на сегодня самая лучшая площадка для выставочной деятельности у нас в городе. Я узнала об этом конкурсе в 2017 году, увидев рекламный щит с одной из работ «Арт-группы ANABELA», и эта работа привлекла моё внимание. Так я попала на выставку в качестве зрителя, через год уже в качестве участника. С тех пор конкурс развивается с очень положительной динамикой, в этом году они даже организовали профессиональную фотосъемку конкурсных работ, спонсором этого мероприятия выступило ОАО «Байкалкварцсамоцветы». Ну и как вы знаете, организатором этого мероприятия выступает Ассоциация «Творческий союз камнерезов и ювелиров Байкальского региона», но никак не Союз художников. Есть еще Союз художников и ремесленников Прибайкалья, но с их деятельностью я не знакома.
Но, с другой стороны, проводится ведь много других ювелирных выставок, их календарь вы даже опубликовали у себя на портале (от редактора: о ювелирных выставках и конкурсах на портале). В этом году я подавала заявки на участие в выставке «Двойная сплошная», и даже, набравшись смелости, отправила заявки на конкурс J1. И хотя в шорт-листы я со своими работами не попала, для меня это не повод для расстройства, а мотивация для дальнейшей работы. И именно благодаря подаче заявки на J1 я получила приглашение на участие в конкурсе Гохрана, хотя, конечно же, я не питаю никаких иллюзий на этот счёт — посмотрев работы конкурса прошлых лет, пришла к выводу, что не очень вписываюсь в формат мероприятия. Тем не менее заявку на конкурс я отправила.
Какие особенности «сибирского/иркутского/байкальского региона ювелирного дизайна» вы бы отметили, есть ли заметные региональные особенности? Какие жанры и направления здесь приняты?
Многие ювелиры «эксплуатируют» Байкал в своем дизайне, вставляя абрис озера в кольца, серьги, браслеты и подвески. Еще одно направление – всевозможные буддистские символы, ну и, конечно же, всевозможные цветочки-лепесточки, а также фактуры в виде чешуи рыб, змей, драконов. И на мой взгляд, очень мало того, на что действительно обращаешь внимание, в целом все выглядит очень однообразно. Я никого не хочу обидеть своими словами, но обычно в таких случаях я говорю, это просто не моя эстетика.
Ценят ли ювелирное искусство/дизайн местные жители? Что покупают и носят? Кем представлена ювелирная сфера?
Каждый покупает и носит то, что нравится ему. Но, судя по тому, что изготавливают в ювелирных мастерских по заказам клиентов, то это, как правило, реплики известных брендов, Cartier, Dior и Bulgari. А еще в мастерских обычно лежат какие-то старые каталоги, по картинкам из которых можно заказать себе похожее изделие. Хотя сейчас появляется все больше людей с попытками кастомизации украшений, которая пока, как правило, сводится к гравировке имён и дат.
Ювелирная сфера представлена известными в стране сетевыми магазинами и ювелирными мастерскими по ремонту и изготовлению украшений, есть несколько ювелиров, пытающихся продвигать собственные бренды, но, по моему мнению, украшения в их аккаунтах выглядят лучше, чем вживую.
Как вы думаете, почему среди ювелирных дизайнеров так много архитекторов?
Их действительно так много? Интересно, есть статистические данные, какой процент ювелирных дизайнеров имеют архитектурное образование? Видите ли, архитектурная деятельность – это коллективный труд, в проекте участвуют разные специалисты, добавьте к этому процесс реализации проекта, это время и труд еще многих людей, и не всегда то, что задумал архитектор, реализуется в неизменном виде.
Вот, например, проект жилого дом, получившего множество наград и призов на архитектурных фестивалях:
А это реализация проекта. С учетом того, что я живу рядом, и практически ежедневно прохожу мимо, смотреть на это мне очень больно:
Поэтому с ювелирным дизайном проще, можно самостоятельно и достаточно быстро реализовать все свои творческие идеи. Во всяком случае – это именно мой вариант. Кроме того, здесь нет гендерного неравенства, нет «стеклянного потолка» и других проблем общества, находящих отражение в архитектурной профессии.
По окончании Серебряного Бабра я специально дождалась, когда Эдуард Никитин (примечание редактора: работы известного художника-ювелира Эдуарда Никитина @evn750 выставлялись на «Бабре» вне конкурса) будет забирать свои броши из витрины, мне очень хотелось посмотреть их замковую сторону и систему крепежа. Ну, и естественно, мы немного поговорили об этом. И когда он мне показывал шарнирную булавку, сказал, ну вы же ювелир, понимаете, что это. Ответив, что я — не ювелир, а – архитектор, услышала: «Самые лучшие ювелиры — это архитекторы». Так что у меня еще все впереди:).
Вопросы задавала главный редактор портала «Ювелирум» Ольга Кулейкина.
Все публикации в рубрике Личный опыт | Все публикации по тегу ЮВЕЛИРНЫЙ ДИЗАЙН
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: