«Серебряный Бабр-2021» состоялся. Репортаж из Иркутска

В 2020-м году 4-й «Серебряный Бабр» прошел в форме выставки (без конкурса) из-за известных всем обстоятельств. Осенью 2021 нервы команды были на пределе, но к счастью все обошлось. Главный редактор «Ювелирума» Ольга Кулейкина впервые вошла в состав жюри обновленного конкурса «Серебряный Бабр», впервые же побывала в Иркутске, и в этом репортаже рассказывает, как все было и кто победил.

Организаторы, жюри, специальные гости конкурса «Серебряный Бабр-2021»

«Когда-то хватало нам 14 выставочных витрин, а на последнем было мало 59. Масштаб мероприятий вырос почти в 5 раз, как и само количество участников», резюмирует в одной из своих публикаций куратор 5-го ежегодного международного конкурса камнерезного и ювелирного мастерства «Серебряный Бабр» @silver_babr, руководитель музейной и выставочной деятельности Союза, художник-камнерез и энтузиаст камнерезного искусства Александр Белобородов @art_group_anabela.

Вместе с президентом Ассоциации «Союз камнерезов и ювелиров Байкальского региона» @union_stonecutters_jewelers Дмитрием Константиновым и небольшой командой сподвижников они сделали почти невозможное, организовав событие в новых масштабах и непростых обстоятельствах. В этот раз на конкурс, проходивший в Иркутском «Сибэкспоцентре» с 4 по 7 ноября, более 70 мастеров из России, Канады и Франции представили почти 130 работ — порядка 70 камнерезных, 50 ювелирных и 10 в новой пока номинации металлических мини-скульптур.

Уникальную, по-семейному теплую атмосферу вокруг конкурса, которую удалось не растерять несмотря на резко возросшее количество участников и гостей, имели шанс почувствовать все, кто читает инстаграм @juvelirum (если пропустили — смотрите закрепленные сториз с заголовком «Бабр-Иркутск»). Ну а я за неделю в Иркутске успела поговорить с впечатляющим количеством художников по камню, ювелиров, экспертов-искусствоведов, огранщиков, а также с руководителями и хранителями музейных коллекций, руководителями и студентами профильных школ, участниками, гостями, жюри, командой и партнерами конкурсной («Серебряный Бабр») и отраслевой ювелирной выставки («Байкальский ювелирный салон»), проходившими одновременно в Сибэкспоцентре.

Витрины конкурсной выставки, специально изготовленные к этому событию

В рамках программы, устроенной организаторами, мы ходили слушать друг друга на лекции и мастерклассы, ездили в музеи (Минералогический имени Сидорова, «Особая кладовая» в усадьбе Сукачева, Художественный музей) и на предприятие Байкалкварцсамоцветы (где тоже шикарный музей и мороженое гостям), многие (к сожалению, уже не я) добрались до Байкала и даже поплавали в нем. Но где бы мы ни были, мы много общались друг с другом, и эта аура теплоты, с шутками «для своих» и радостью встреч и знакомств, насколько я знаю, не отпускает не только меня даже после приезда домой.

На дружеских встречах в центре Сибири мне удалось узнать, как к мастерам приходят идеи новых работ (чаще — «все идет от камня, не из головы»), что отличает «мягкие» породы от «твердых» (работы из мягких создаются за дни, из твердых — могут за месяцы), какие породы добывают в регионе Байкала (кварц, нефрит, чароит и не только). Что также важно — выставка помогла мне составить хотя бы на базовом уровне представление о современных камнерезных направлениях. Кроме работ участников конкурса, здесь были представлены крупные коллекционные фонды (семьи Шмотьевых из Екатеринбурга @shmotevfoundation, фонда Maximilian Art Foundation Максима и Дениса Арциновичей из Петербурга @postfaberge); были персональные «внеконкурсные» витрины известных художников по камню из Петербурга (Сергея Шиманского, Александра Ширяева @alexandrshyriaev, Ольги Попцовой @poptsova721), очень красивые витрины художников-огранщиков и преподавателей Дмитрия Саморукова @dmitriisamorukov и Эдуарда Ахметшина @edgems_exclusive_classic_cut. Петербургская мастерская Anna Nova показала на выставке серию работ императорских особ из рода Романовых, выполненных в технике флорентийской мозаики, а также осьминога работы Марины Петенёвой @peteneva.marina, вырезанного из лабрадорита. Конечно, была и развернутая экспозиции работ иркутян: фрагменты коллекции Георгия Андреева из «Особой кладовой» @osobaya_kladovaya, произведения из камня (в конкурсе и вне его) от участников творческой мастерской Натальи Бакут (многие работы Натальи и ее учеников хранятся в «Особой кладовой»), мастеров иркутского предприятия Байкалкварцсамоцветов @baikalkvartcsamotcvety, и других.

Работу Александра Ширяева «Рождение Венеры», новорожденного птенца — аллюзию на знаменитую картину Ботичелли, победившую в конкурсе-2018 (так же, как и его работу «Абсолем», победившую в 2019), можно было рассмотреть в авторской витрине художника

Отдельным интересным опытом для меня и, знаю, многих, стала работа в составе профессионального жюри конкурса из 11 специалистов под председательством художника и скульптора международного уровня Сергея Фалькина @sergeyfalkin, чей опыт помог команде быстро сориентироваться и выполнить задачу. Сергей предложил удобную балльную систему оценки работ по номинациям, которая помогла оперативно оценить возросшее число работ номинантов и учесть при этом мнения всех членов жюри.

Конкурс в этом году впервые получил поддержку от Фонда президентских грантов, что определенно добавило ему веса, а организаторам — ответственности. Для лауреатов моложе 35 гранты включали специальные денежные призы — хороший мотив участвовать и побеждать. Как заявляли организаторы, в составе жюри не было никого из Иркутска — объективность превыше всего. Знакомство с работами было начато с презентации — авторы сами коротко представляли свои творения, достаточно необычная процедура, которую организаторы планируют применять и усовершенствовать.

На фото: работа жюри конкурса (верхнее фото — Сергей Фалькин излагает подход к оценке работ, ниже — жюри заслушивает презентации работ от конкурсантов). Полный список членов жюри — внизу под текстом

Учитывая, что «Ювелирум» — портал об украшениях, конечно же, отдельный интерес для меняя представляли новые авторы-ювелиры, в том числе из Иркутска, те, кого мы еще не видели на привычных нам выставках в Центральной России. Здесь помогло обновление политики конкурса — в этом году ювелирное направление было усилено, кроме него, в конкурс добавили номинацию объектов из металла «Бронзовый Бабр». В ювелирной части события высокую планку задавали работы в персональной витрине заслуженного московского художника-ювелира Эдуарда Никитина (@evn750) — с которым у нас был шанс пообщаться и лично, в составе жюри.

У членов жюри была возможность лично поощрить любого участника конкурса. Спецприз от «Ювелирума» я рада была вручить иркутскому автору Светлане Середенкиной @liberty_art_architect, сочетающей ювелирный дизайн с профессией архитектора жилых пространств и являющейся постоянной участницей конкурса. Спасибо Светлане за неравнодушие и поддержку «Ювелирума», и в ближайшее время ждите интервью с этим автором на juvelirum.ru.

На этом заканчиваю с организационной частью и перехожу к рассказу о работах победителей конкурса. Везде по тексту я указала инстаграм- и другие творческие страницы авторов. Даже в этом подробном отчете все рассказать невозможно, поэтому подписывайтесь на авторов и следите за творчеством. Также отмечу, что фотографии работ представляют собой микс из студийных (присланных авторами), заявочных (предметных, предоставленных на конкурс), моих попыток сделать фото через витрину с фотоаппарата, и снимков с телефона от членов жюри и сочувствующих, сделанных во время события — я просто выбирала лучшие и наиболее похожие на впечатление от работ. И этот микс, как мне кажется, хорошо передает дух события — немножко сумбурный, творческий, душевный и радостный.

Коллективное (и многочисленное) фото после вручения призов

Итоги конкурса «Серебряный Бабр-2021».

Гран-при

Алексей Зефиров @zefirov_art_stone, при содействии ювелиров Дмитрия Бабушкина @babushkin_dmitry и Александра Шакирова @shakirov1984ekb (Екатеринбург).

Скульптура из камня «Чайна»; колье «Змея».

«Чайна» (China), еще один вариант названия — «Азия». Белорусский кремень, яшма Пикассо, иркутский нефрит, хризопраз, мрамор газган, медовый кварц, серебро, позолота, эмаль, техника — камнерезная пластика. «Человек зависит от Земли, Земля от неба, небо от Дао, Дао — от себя самого». Алексей Зефиров задумал серию работ, олицетворяющих дух разных континентов, с их очень разными цивилизациями. Восток с его древнейшей культурой и недосказанностью он передал нежной скульптурой в виде головы китайской девушки. У нее тонкая «фарфоровая» кожа из мрамора цвета слоновой кости, тончайшей работы орнаменты и смысловые детали, и настоящие украшения. Отдельно художник отмечает, что глаза (как на фото) загораются при определенном освещении.

«Змея». Иркутский нефрит, тигровый глаз, золото. Работа, вызвавшая широкий отклик среди ювелирного сообщества. Впечатленные идеей и техникой, ювелиры спрашивали — это носибельно? А как надеть? Автор специально добавил крупные планы шарнирной застежки в колье — носибельно, надевать удобно, ощущения на всю жизнь гарантированы.

Классика ювелирного искусства

1 место

Денис Копосов @denis_koposov, Екатеринбург. «Равновесие, или звезда в созвездии Тельца» (золото, бриллианты, рубины, дымчатый кварц). На фото можно рассмотреть, как два быка, опираясь на вытянутые задние ноги, удерживают своими рогами центральный камень, сохраняя баланс.

2 место

Александр Родивилов, Иркутск. Перстни «Жуковина» (серебро, нефрит, гранатит), «Орхидея» (серебро, халцедон, сердолик). Главные герои украшений этого иркутского автора — природные камни, которые, сохраняя характеры, начинают новую жизнь в новой компании.

3 место

Ольга Попцова @poptsova721, Петербург, мастерская Ольги Попцовой. Резная камея «Девушка-ракушка» (цитрин, серебро, закрепка цирконы), фото Юлии Михновой @yuliamikhnovaaa. Сегодня камеи испытывают второе рождение, все чаще в аккаунтах авторов можно увидеть ювелирные украшения с римскими профилями, в том числе копиями с античных скульптур. По словам Ольги, работа над камеей продолжалась достаточно долго, техника глиптики имеет свою специфику, но результат определенно стоил усилий. Девушка в ее исполнении — полностью авторское творение, возникший в голове художницы образ. Цитирую инстаграм Ольги: «Экспонируется с обратной стороны. Благодаря линзе все графические эффекты умножаются, рельеф набирает цвет, оптика «лепит его», обобщает».

На выставке анималистичные работы Ольги Попцовой, в ее узнаваемом живом стиле и с пониманием «души животного», были также представлены в отдельной витрине. Вот одна из них — «Лисенок» из обсидиана (фото Юлии Михновой):

Ювелирные инновации

1 место

Ксения Аносова @anosamoe, Академия ювелирного искусства Шароновых, Москва. Браслеты и кольцо «Invisible Touch» (бронза, акрил). Знакомая работа для многих из тех, кто следит за старым и новым, московским воплощением знаменитой Школы Шароновых @sharonows_school и ее студентов и выпускников. Авангардная работа Ксении Аносовой рассказывает о том, как человек хранит тактильные воспоминания о прикосновениях дорогих ему людей. Чтобы увидеть, как «работает» украшение, нужно участие двух рук — наглядно это показано в свежих публикациях (1, 2) в инстаграм-аккаунте Школы.

2 место

Дмитрий Темников @jewellery_station, Иркутск. «Печатка с шрифтовой композицией» (белый металл). По аккаунту иркутского автора, выпускника ИрНИТУ Дмитрия Темникова видно, что он в принципе специализируется на соединении ювелирного дизайна и слова, играя как смыслами фраз, так и шрифтовыми приемами, а в ювелирный дизайн Дмитрий пришел, вначале попробовав себя в граффити. В работе автора по кругу в 2 ряда расположен текст: «Человек смотрит в телескоп на звезды, но забывает, что он сам звезда». О том, как и для чего он это делает, можно прочитать в интервью с Дмитрием (2018 год) на портале the province.

3 место

Ольга Фалькина @olga_falkina___, Петербург. Кольцо «Баттерфляй» (кахалонг, резьба по камню). Лаконичное резное кольцо — полностью из камня — напоминает сложенную фигуру в технике оригами. Кольцо экспонировалось на открывающемся, как шкатулка, «постаменте».

Этнические мотивы в ювелирном искусстве

1 место

Цыдып Цыбенов, Улан-Удэ. «Буха хан » (серебро, нефрит) — образец бурятского ювелирного мастерства.

2 место

Второе место и оба третьих целиком собрала «Школа Шароновых». Вот фотографии двух витрин с работами выпускников и учеников:

Итак, второе место — Дмитрий Кротюк @net_vodichki Академия ювелирного искусства Шароновых, Москва. «И полетел, как ветер, на коне»; брошь «Золотое Слово» (ювелирный сплав, янтарь; техника — объёмная выколотка, гравировка, монтировочные операции). В основе работы Дмитрия (студента школы) — также зашифрованный текст, тема взята из драматического «Слова о полку Игореве».

3 место

Третье место в номинации «Этнические мотивы в ювелирном искусстве» разделили также выпускники/ученики Школы Шароновых, Диана Табачкова и Александр Емелин.

Диана Табачкова @tabachkovadiana, Академия ювелирного искусства Шароновых, Москва. «Мы вращаемся и пребываем всегда среди одного и того же… И к себе по своим же следам возвращаемся» (ювелирный сплав; техника — пластическое моделирование, литье). Согласно цитате средневекового французского философа Мишеля Монтеня, стилизованный купол вращается, показывая стоящему на месте зрителю сценки из жизни и истории.

Александр Емелин @emelin_alexandr, Академия ювелирного искусства Шароновых, Москва. Серия «Затерянный город»: кольца «Китеж-град. Русская Атлантида», «Вавилон», «Эльдорадо» (латунь, перламутр, янтарь, черный коралл, культивированный жемчуг). «Никто не знает, удастся ли людям когда-нибудь обнаружить сказочную Атлантиду, золотые улицы Эльдорадо и древний город Вавилон», написано в конкурсной заявке. Впрочем, многие из нас и сами затерялись в городах и пространствах современной жизни в попытках найти свое Эльдорадо.

Камнерезная пластика в твердом камне

1 место

Софья Забродина @soniazabrodina (художник), Александра Петрова (камнерез), Петербург, Ювелирный дом Anna Nova @annanova_jewelry. «Каштан» (яшма, нефрит, обсидиан, кремень, халцедон, гелиотроп, опал, серебро, золото). Как многие, я тоже подолгу не могла оторваться от этой витрины с настолько реалистичными увядающими листьями каштана, со всеми крапинками и оттенками. После публикации этой работы в сториз, конечно же, получила в «директе» вопрос — а листья точно не настоящие?

2 место

Сергей Честюнин @chestyunin.art, Петербург. «Лао-цзы, блуждающий по болотам» (зеленый нефрит). Фото Юлии Михновой @yuliamikhnovaaa. «Вечный предмет о том, что происходит только время» — цитата из инстаграма автора.

3 место

3 место в номинации «Камнерезная пластика в твердом камне» разделили сибирский и канадский художники-камнерезы.

Никита Карамышев @niki_tyao, Иркутск, АО «Байкалкварцсамоцветы». «Голиаф» (нефрит, художественная пластика) — тема войны и сокрушающей мощи, реализованная иркутским камнерезом в образе быка в латах.

Кристофер Добрански @christopherdobranski, Германия-Канада. «Спартак» (Spartacus) (кварц). Фотограф: Daniel Hoffmann. Крис Добрански, создающий свои произведения последние годы в немецком камнерезном центре в Идар-Оберштайне, рассказал мне, что Спартак долгие годы был его любимым котом и повсюду, как пёс, сопровождал своего хозяина. К сожалению, не так давно он умер, и художник решил воплотить его образ в сверкающем кварце, исполнив его в любимой позе кота — взгляд из-под плеча, будто это не кот, а сова.

Камнерезная пластика в мягком камне

1 место

Алексей Сафонов @kamnerez38.ru, Иркутск. «Ящеры» (бовенит; резьба по камню) — снова работа иркутского мастера, выполненная с большим вниманием к деталям.

2 место

Ольга Шемелина @olga_shemelina_, Кунгур (Пермский край), творческая мастерская семьи Шемелиных #тамгдеоживаюткамни). «Рыбка», «Сон» (талькохлорит, кальцит). Представители уральской семейной мастерской ярко проявили себя, заняв также второе место в «мягком камне» и первое место в номинации «камнерезной эндемики» (см.ниже).

3 место

Николай Овечкин, Кунгур, мастерская #тамгдеоживаюткамни. «Бегемот» (ангидрит, кальцит; объемная резьба)

Камнерезные инновации

1 место

Юлия Гоголь @julia_gogol_art, Петербург. «Экклезиаст» (кварц, металл; камнерезная пластика). Фотографии сделаны Анастасией Гусаровой @gusarova.photo в коллаборации с сет-дизайнером и автором телеграм-канала Read My Jewels Евгенией Тышкевич @eugenetyshkevich. Своего «Экклезиаста» Юлия вырезала на излете трудного 2020 года, в период, когда тема жизни и смерти заставила задуматься даже не склонных к рефлексиям. «Представьте себе царя Соломона (авторство книги под псевдонимом «Экклезиаст» приписывают именно ему) — мудрейшего человека, который имел в своей жизни богатство, человеческое счастье, построил великий храм и в итоге написал о том, что всё это не имеет значения, всё — суета и томление духа…», — комментирует работу автор в своем инстаграм-аккаунте. — «Работа выполнена из чистого прозрачного кварца и вырезана так, чтобы создавалось впечатление невесомости камня, как будто еще миг, и он испарится. Так тает дым, вместе с иллюзорностью образа, выпустившего этот дым человека, которого уже нет…»

2 место

Второе место в «инновациях», по подсчету голосов жюри, разделили иркутский автор Максим Морозов и петербуржец Эдуард Виноградов.

Максим Морозов (фейсбук), Иркутск. «Килиманджаро» (турмалин, пегматит, дымчатый кварц; художественная резьба). Расположенную в Танзании Килиманджаро называют «крышей Африки», это самая высокая гора на континенте, и самая высокая одиночная гора в мире. Это спящий вулкан с кипящей лавой на глубине 400 метров — готовой однажды вырваться из недр. Иркутским мастером воплощен впечатляющий образ человека, рождающегося из глыбы горных пород.

Эдуард Виноградов @ed_vin, Петербург. «Ночь» (малханский турмалин), «Гелия» (нефрит, металл). Фото Юлии Михновой @yuliamikhnovaaa. Жюри отметило сразу две работы Эдуарда. «Ночь» (также — «Спящая») была выполнена специально для конкурса «Серебряный Бабр», и в итоге осталась в коллекции в Иркутске. Графичное произведение — красивая, властная, немного уставшая женщина, образ которой родился в голове автора и был реализован с чертами лица, которые художник закладывал с учетом структуры и трещин в крайне упрямом и редком для камнерезного дела камне — турмалине. Форма скульптуры из цельного забайкальского кристалла такова, что в любом положении головы женщина-Ночь крепко спит. Ее лицо и сомкнутые веки оплетают косы, делая сон сладким и беспробудным.

«Helios»- солнце на греческом. Солнечно-нефритовая, сияющая и беззаботная «Гелия» — полная противоположность «Ночи»:

3 место

Иван Голубев @ivan_golubev_svyatogor, Екатеринбург, камнерезная мастерская «Святогор». «Казак» (казахстанский пейзажный халцедон; техника русской мозаики). Характерная для камнерезного искусства Урала работа в технике объемной мозаики, с соединением в одной скульптуре разных кусочков породы (чуть больше о работах из Екатеринбурга, и в том числе работах «Святогора», можно прочитать в нашей новости о выставке произведений из Фонда семьи Шмотьевых в московском минералогическом музее имени Ферсмана).

Вячеслав Леонтьев, Петербург. «Ритм» (дымчатый кварц) — стилизованная «геометрическая» рыба, грани которой отполированы до зеркального сияния.

Эндемика Байкала

1 место

Максим Шемелин @shemelin82, Кунгур #тамгдеоживаюткамни. «Глубины Байкала» (тальк) — еще одна победившая работа из семейной мастерской в Пермском крае.

2 место

Егор Михалев @mikhalev.carver Иркутск, творческая студия Натальи Бакут. «Ирбис» (нефрит, цитрины, американский орех; художественная резьба) — классика жанра, анималистичные, максимально передающие характер животных работы иркутских мастеров.

3 место

Артем Лебедев @artleb137, Екатеринбург. «Байкальский нерпенок» — одна из самых трогательных работ на конкурсной выставке.

Бронзовый Бабр

Эта номинация впервые появилась на конкурсе-2021, и включает минискульптуры и артобъекты, выполненные из бронзы и других металлов.

1 место

Надежда Супонина @aninopus, Улан-Удэ. Серия «Водяной», «Домовой», «Лешая» (бронза, нефрит, патина). Очень живые и яркие образы, уютные и одновременно немного пугающие, как и положено быть сказкам от бабушки на ночь.

2 место

Евгений Богомолов (фейсбук), Иркутск. Иль Маэстро (чеканка, гравировка) — работа, посвященная Леонардо да Винчи.

3 место

Антон Волков, Петербург. «Любопытство» (бронза) — еще один образ детенышей тюленя.

И в заключение — еще несколько ювелирных работ

Поскольку наш портал все же в первую очередь — ювелирный, я сделала небольшую дополнительную подборку интересных украшений, которые можно было увидеть на конкурсной выставке.

(вне конкурса) Эдуард Никитин @gold_labyrinth, кабинетная скульптура «Лиса», серебро, кварц, мех — определенно, витрина Никитина стала одной из точек притяжения на выставочном пространстве

 

Светлана Середенкина @liberty_art_architect, Иркутск. Скульптурная композиция The Quenn’s Gambit («Ход королевы»), бронза, эмаль, серебро, золото — кольцо съемное, но представляет собой единую композицию с «постаментом» и рассматривается автором как артобъект

 

(вне конкурса) Анатолий Жуков, Елена Вогулкина, Екатеринбург. Кольцо-арт-объект «Балл» из серии «Ледяная», целиком вырезанный кварц

 

Алексей Попов, Екатеринбург. Перстни «Дом обороны», «Башня водяная», «Уральский Федеральный Университет», посвященные знаковым архитектурным постройкам Екатеринбурга

 

Работа из Иркутска — в очень сложной технике резьбы по «трудному» турмалину, который чаще становится элементом ювелирного украшения в качестве ограненного камня. Егор Михалев, Дмитрий Беломестных, Иркутск, творческая студия Натальи Бакут. Кольцо «Лягушка», серебро, турмалин, художественная резьба

 

И еще одна работа из Иркутска того же авторского коллектива — одновременно камнерезная и ювелирная работа с металлом, с очень точным воссозданием амуниции спецназовца. Дмитрий Беломестных, Егор Михалев, Иркутск, творческая студия Натальи Бакут. «Специалист», серпентинит, металл. Фотограф Сергей Дидоренко.

Члены жюри конкурса Серебряный Бабр-2021

Скульптор и камнерез, председатель жюри Сергей Фалькин (Петербург); огранщик, старший преподаватель РХТУ им.Менделеева Эдуард Ахметшин (Москва); огранщик, художник, ювелир Дмитрий Саморуков (Москва); художник, ювелир, скульптор Эдуард Никитин (Москва); основатель и главный редактор портала «Ювелирум» Ольга Кулейкина (Москва); главный художник ювелирного дома Anna Nova Роберт Мельников (Петербург); художник-камнерез, учредитель Творческого Союза камнерезов России Сергей Шиманский (Петербург); кандидат искусствоведения, доцент (УрФУ), зам.директора «Фонда семьи Шмотьевых» Людмила Будрина (Екатеринбург); зам.директора ООО «Академия ювелирного искусства Шароновых», доцент, профессор Галина Шаронова (Москва); куратор фонда поддержки современного камнерезного искусства и фотографии Maximilian Art Foundation, коллекционер Денис Арцинович (Москва); директор музейно-выставочного образовательного комплекса «Наука, техника, искусство» МФЮА, председатель Содружества молодых искусствоведов и реставраторов СМИР Полина Симакина (Москва).

За информацией по итогам прошедшего конкурса и подготовке очередного можно следить на фейсбук-странице Союза камнерезов и ювелиров Байкальского региона и в инстаграме @silver_babr.

Обзор работ победителей конкурса «Серебряный Бабр-2018»Все интересные ювелирные и камнерезные выставки и события | Где следить за камнерезным искусством | Ювелирные бренды с камнерезными техниками

Поделитесь статьей с друзьями

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Мы разместим ваш комментарий сразу, как только он пройдет анти-спам проверку. Это может занять некоторое время - просим терпения). Введите ваш e-mail (его увидим только мы), чтобы получать оповещения о поступивших ответах на ваш комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.