Очерчивая воздух: обзор работ участников выставки в Петербурге

7 мая в здании «Екатерининское собрание» (Петербург, набережная канала Грибоедова 88-90) состоялось предварительное открытие конкурсной выставки концептуального ювелирного искусства «Очерчивая воздух» (наш анонс). Выставка будет работать до 19 мая. На открытии побывала главный редактор «Ювелирума» Ольга Кулейкина, и делится впечатлениями и фотообзором.

Темы мостов, памятников, дорог и башенных кранов — в числе многих других представлены на выставке «Очерчивая воздух» (фото из Петербурга — ЮВЕЛИРУМ)

 

«Очерчивая воздух» — еще пока только вторая выставка проекта Анны Червонной Тонкая нить, но динамика впечатляет. В первой выставке в Ростове-на-Дону, задачей которой было исследовать свою идентичность в новых условиях, участвовало 28 авторов, а в Петербурге — уже 43, в том числе представлено несколько стран.

Анна Червонная выступила организатором и куратором проекта. При помощи небольшой команды соратников она самостоятельно нашла помещение и своими силами оформила экспозицию в двух залах на 1 и 2 этажах, установив металлические конструкции и разместив работы участников на строительных сетках. Вместе элементы конструкций напоминают строительные леса, своей графичностью — «разрезанием воздуха» — подчеркивают архитектурную тему проекта этого года.

Сильный состав участников, большое количество новых и актуальных работ, представленность разных жанров и техник, продуманные концепции и искренние, личные высказывания — все это характеризует одно из самых важных событий последних лет, а также весь творческий проект «Тонкая нить», предоставляющий такую дефицитную площадку молодым художникам. Эта выставка — шанс соприкоснуться с современным концептуальным ювелирным искусством, в котором, благодаря Анне, все меньше границ, изолирующих «ювелирное» от общего и безграничного современного искусства.

На выставке «Очерчивая воздух» авторы много говорят о том, как они ощущают пространство сегодня, находят ли свое место в нем. Они вспоминают свое (конечно, советское, даже если родились после распада СССР) детство и как ощущался «воздух и мир» тогда и сейчас. Очень много работ об исчезающих объектах и сохранении памяти, особенно — о самой сути этой памяти, экологичных и честных способах ее сбережения, нужности (а может, бесполезности) усилий. Через эти работы, как мне показалось, перерабатывается много боли, происходит принятие сложной реальности, возможно — даже взросление.

Придя на выставку, вы окунетесь в мысли о связях между людьми, мечты о городах будущего, начнете читать знаки и буквы дождя, смотреть на мир глазами старинных зданий, увидите много окон. Выйдя из здания после выставки и вглядываясь в колодцы дворов, мосты и линии проводов, вы теперь всегда станете замечать «очертания воздуха».

Ниже — несколько моих фотографий с дня открытия выставки, а после них — обзор с фотографиями, предоставленными организатором, всех работ участников проекта, включая краткие концепции.

Несколько моментов с превью выставки

Концертный зал в классическом стиле (Екатерининское собрание) заметно поменял облик на время выставки: графика по мотивам работ участников используется в оформлении внутреннего пространства:

Организатор выставки «Очерчивая воздух» проекта «Тонкая нить» Анна Червонная:

Примеры оформления экспозиции и несколько работ участников:

 

Обзор работ и концепций участников

Экспозицию поделили на зоны в соответствии с темами работ:

  • Архитектоника (структурный и инженерный подход, новые материалы)
  • Город будущего (утопия, антиутопия, мечты, предсказания, предостережения)
  • Заданный ландшафт (контекст места и как с ним работать)
  • Архив памяти (утраченные объекты, хрупкость памяти)
  • Заповедник типовой архитектуры (тиражные и дизайн проекты, повторяющиеся мотивы)

ТЕМА: АРХИТЕКТОНИКА

1. АЛЕКСАНДРА ЯНКЕВИЧ (YA), Москва. Эксперименты с формой и пространством

Титан, нержавеющая сталь

Александра, дизайнер современных украшений и архитектор, представила игру с пространством как сочетание различных форм и текстур.

«На примере выдающихся архитектурных построек наиболее ярко можно ощутить существование этого языка, когда заходишь в пространство и безо всяких объяснений погружаешься в состояние, которое «запрограммировал» архитектор.»

Колье: звенья выполнены в виде круглых пластин, разделенных стальными трубками. Пластины создают диаметральный градиент внешний и внутренний, формируя параметрическую структуры.
Сеты из колец-пластин: за счет разнообразия геометрии контуров – каждый раз создается новая композиция, которая никогда не повторяется.

2. АЛИСА ГЛИКМАН, Москва. Parametric

«Коллекция “PARAMETRIC” — это моя вторая коллекция украшений и первая коллекция, которую я создала в 3D-формате. При создании коллекции мне хотелось объединить две близких для меня сферы искусства — архитектурную и ювелирную. Лейтмотивом коллекции стала параметрическая архитектура: повторяющиеся мотивы, плавные формы, параметрические “перетекающие” поверхности, напоминающие произведения Захи Хадид и Патрика Шумахера»

3. АНАСТАСИЯ ГРИГОРЬЕВА (Allegory.art), Петербург. Мост

Серебро, золочение, гранаты

Мост как аллегория связи между эпохами.

«Золото и тёмные красные гранаты, статуи в арках — всё в этой работе напомнит о музеях, греческих храмах или богатом древнем палаццо».

4. АННА СЕРЕДОВА, Петербург (Kookoozi Design). Серьги-клетки, серьги и кольцо без названия, серьги «Кёльнский собор»

«Используя современные материалы, перевожу с языка природы на язык условного города»

5. АННА СЕРОВА, Петербург (Kabannet). Опора

Шерсть, проволока, иглопробивная техника, вязание крючком

Рассуждение об опорах физических (каркас, скелет), и внутренних — опорах для души.

 

6. ЕЛЕНА САЕНКО (Lena Saenko), Краснодар

Полимерная глина, хирургическая сталь

www.behance.net/elenasaenko

Оммаж художнику Джорджу де Кирико

«Для полотен де Кирико характерна пустота и отрешенность городских площадей где архитектура с башнями и арками похожа на порталы в зачарованный мир. Эти архитектурные мотивы в творчестве де Кирико меня вдохновили на создание украшений. Они появились как переработанные и осмысленные впечатления от старинной итальянской архитектуры»

Оммаж архитектору Захи Хадид

«Меня вдохновили здания в параметрическом стиле, это совершенно новые выразительные средства в архитектурном искусстве. Они очень экологично вписываются в городской ландшафт и эти формы прекрасно ложатся на тело человека»

 

7. ИВАН ВЕСЕЛОВ (VAVE), Москва. Brutalism

Бронза, литье, патина

Кольца Ивана — размышления на тему архитуктурного стиля «брутализм» в ювелирном контексте.

«Основная идея заключается в том, что визуально слабая основа может выдерживать на себе огромную массу чего-либо. Это можно отнести как к физическим характеристикам, так и к каким-то психологическим аспектам жизни человека. Зачастую создавая некий диссонанс и контраст личности. Эти кольца — символ твердости, устойчивости и непоколебимости, при возможной визуальной нестабильности».

 

8. ИГОРЬ РЫЧКОВ, Екатеринбург. Рельса

https://vk.com/katyaraigoryara

Серебро 925, патина, цитрин

«Рельса» — попытка сделать украшение из утилитарного, грубого, не приспособленного для ювелирных целей предмета. У автора получился своеобразный обман зрения — украшение в реальности на редкость эргономично (и это созвучно многим явлениям нашей жизни, когда мы выносим суждения на основе стереотипов).

9. ИРИНА БОГОЛЮБОВА (Bogeira), Казань. Тач бай тач

https://bogeira.com/

Нержавеющая сталь, горячая эмаль

Серия Ирины — исследование про тактильность и осязание. Тело здесь является средой, в которую вписывается украшение, так же как архитектурные объекты бывают вписаны в городское пространство.

«Ювелирное искусство – самое интимное из видов искусств. Оно всегда существует в диалоге с телом: украшение соприкасается с его изгибами, находится в тесном контакте с кожей».

 

10. ОЛЬГА БОБРОВА (BOKARI), Москва. Воздушные ключи

«Почему «Воздушные ключи»? Ключ соединения архитектуры человека с пространством посредством пластики предмета и воздуха. Соткать, закрепить, закрыть. Швензу-гвоздик я осознанно не закрыла-ключ открыт. А ещё, было бы здорово жить в таком здании, в открытом пространстве мира».

Латунная трубка, золочение, белый металл, фианит

 

11. ОКСАНА НАУМОВА, Петербург. Метрополис

https://naumovaoksana.com/

Латунь, давление

Переосмысление форм и функций привычных украшений в жанре архитектоники, конструктивный подход и уход от декоративности.

«Анатомия и движения человека концептуально важный аспект этих работ. Серии браслетов открывают степени свободы их использования, возможность составления комбинаций разного количества элементов».

 

12. ОЛЬГА ПЕРШУКОВА (Группировка «Дизайн с окраин»), Петербург. Куб второй

Алюминий, оргстекло, бронза, магниты

Браслет вдохновлен эстетикой древнегреческой архитектуры.

«Композиция браслета совмещает в себе колонны ордерной системы, а также конструкции, напоминающие подвесные мосты»

 

13. ТАМАРА ТРУСОВА (STL Lab.), Москва. Архитектоника

www.stl-lab.shop

Сталь

Тамара создает объекты, отражающих бионическую структуру природных форм через конструкцию.

«Браслет, кольцо и запонки #Skeleton названы так в честь цитоскелета, изменчивой структуры, одновременно поддерживающей форму живой клетки и позволяющей ей менять ее».

«Браслет и кольцо #Voronoi названы так в честь диаграммы Вороного, оно демонстрирует мягкость и глубину рациональности: алгоритм, связывающий множество точек в одну сеть, самым простым образом создает одновременно рациональную и чувственную вещь».

14. ЯНА КРАХИНА (Architect_jewelry), Петербург. Путь

https://vk.com/ya_na_kr

Серебро

Автор рассказывает, как изменилась жизнь от древности к современности на примере трансформации «пути» — дороги, которая больше не ведет из точки А в точку Б.

«Жизнь современного города — эта сложная система социально-экономических связей, требующая повышенной мобильности. В ответ на это требование появляется многоуровневая транспортная развязка, такая же сложная и запутанная как жизнь современного человека. Поэтому в основу концепта легли именно транспортные развязки».

 

15. Художник LEV WOONDER, ювелир ОЛЬГА ТЕРЛЕЕВА, Белград / Петербург. Карабин Масверк

Lev Woonder  https://levwoonder.tilda.ws/

За основу взят карабин, и автор предлагает сосредоточиться на его эстетических свойствах.

«Совершенство формы, стрельчатые арки, воздушность и обилие витража – в голове сразу всплывает образ готического храма. Создание карабина началось с анализа орнамента «масверк», наиболее часто использующегося в готической архитектуре. Он состоит из стилизованных трилистников и четырехлистников, пересекающихся дуг и кругов. Мотивы трёхлепесткового орнамента — трифолия — в искусстве готического стиля соотносили одновременно с геометрией планов архитектурных сооружений, выстраиваемых по принципу триангуляции, и символикой Троицы. Я адаптировал этот образ. Идеал трифолия, использованный для внешней формы карабина, был повторен и преобразован путем его отзеркаливания. Внутренние очертания стали похожи на листок клевера, взятый Евой из Райского сада – квадрифолий. Так в карабине соединились несколько вариаций масверка»

 

ТЕМА: ГОРОД БУДУЩЕГО

1. АЛЁНА ДМИТРИЕВА, Петербург. Koyaanisqatsi

Светоотражающая ткань, стекло, бисер, пайетки, органза

Автор рассуждает на тему стремление всех природных систем к балансу, умению сместить фокус, отстраниться и увидеть цельную картину.

«Кояанискаци» с языка индейцев племени хопи — это жизнь, выведенная из равновесия. 

 

2. АННА СЕРЕДОВА, Петербург (Kookoozi Design). Линия «Крестовый поход»

«Используя современные материалы, перевожу с языка природы на язык условного города»

Линия «Крестовый поход» (латунная трубка, серебро, серебрение, оксидирование, фианиты): в постапокалиптическом мире глубокий старик, последним видевший лес, пытается воссоздать потерянное ощущение связи с природой. Крест «Крестовый поход» (латунная трубка, серебро, серебрение, оксидирование, латунный «волос»). Крест-конструктор «Крестовый поход» (Бумага, латунь) — из бумажных модулей, в которых можно делать записи.

 

 

3. ЕЛЕНА САЕНКО (Lena Saenko), Краснодар. Брошь из серии «Гербарий — Вегетативный дом»

Полимерная глина, хирургическая сталь

www.behance.net/elenasaenko

«Пройдя опыт строительства на даче, я задумалась, что в будущем наверняка будут технологии выращивание домов. Поливаешь и какое-то время дом-растение вырастает, либо тянется вверх как небоскреб, либо стелется по земле. Это небольшие временные постройки, на сезон, а потом они легко утилизируются, так как состоят из экологичных биоматериалов. Они бы имели разную форму и конфигурацию, и даже можно носить в виде броши».

 

4. ИГОРЬ РЫЧКОВ, Екатеринбург. Атлантида

https://vk.com/katyaraigoryara

Серебро 925, патина, цитрин

«Атлантида» — эксперимент над фактурой металла в сочетании с бионическими формами. На выходе — «древность, которой не было», историю которой может придумать сам зритель, по сути создавая вокруг любого предмета или явления свой собственный мир.

 

5. КСЕНИЯ ШИНКОВСКАЯ (Wool Bulb), Даугавпилс. UVM

Ксения придумала футуристический проект. UVM (universae vitae materia) — универсальная живая материя, клеточная культура, готовая трансформироваться в любые объекты. Однажды люди научатся ее выращивать, и этот материал вытеснит все остальное.

«Он будет источником энергии, из него будут делать дома, одежду, транспортные средства, все что нужно человеку, и даже произведения искусства и украшения… В те времена для человека самым полезным свойством окажется фантазия и эмпатия, с помощью которой можно настраиваться на UVM и передавать ей свои замыслы. Не нужно будет ничего кроме небольшого фрагмента UVM и мечты человека, желания создать что-то прекрасное»

Визуализации выполнены с помощью нейросети AI Exactly, обученном лично автором на основе фотографий, сделанных в океанариуме города Генуя.

 

6. МАРИНА БЕРГ (TETstudio), Саратов. Белый город

https://vk.com/tet_studio

Когда-то давно Белым городом назывался центр, обнесенный белой стеной. Проект Марины Берг — про фантазию о несуществующем, но очень желанном месте, где хочется быть, навеянном образом Града Китежа.

«В попытке изобразить тот самый идеальный город будущего, где все люди живут в мире, справедливости и в гармонии с природой, я нашла себя на распутье. Ведь теперь эти белые города-центры представляют из себя странные фантасмагории. Химеры из старых зданий и современных высоток. Места, где время ходит по кругу»

 

 

ТЕМА: ЗАДАННЫЙ ЛАНДШАФТ

1. АСИЯ ТРОШЕЙКИНА (Asiaries), Петербург. Свет через камень

https://vk.com/asiaries

В Петербурге можно часто заметить, как человек «индивидуализирует» данную ему архитектуру, приспосабливает дома под себя. Отдельно обращает внимание стремление людей «к свету» — прорубленные (вспомним Петра) окошки в глухих стенах огромных домов (брандмауэры), там, где раньше дом стыковался с соседним, и окон не было предусмотрено. Окна эти могут быть самых разных размеров и форм, они е встраиваются ни в какой строительный план, совершенно неясно, кто и как их пробивал. Чистое явление стремления к свету.

2. АННА ПЛОТНИКОВА, Москва. Walking around

Текстиль, ручное ткачество, вышивка, фарфор, натуральные камни, антикварная пуговица, металл, стекло, шерсть

«Лоскутное» колье о жизни и впечатлениях дня с цитатой М.Басё на ленте: «Долгий путь пройден, За далеким облаком Сяду отдохнуть».

«Бесцельно бродить по улицам, бульварам, площадям и переулкам, попадать в живописные и не очень дворики и задворки, заблудиться и заблуждаться в тупиках, возвращаться и находить новые неожиданные кадры для съемки, замечать знаки и случайную игру теней на заборе, смотреть под ноги, фиксируя абстрактные композиции на асфальте, рассматривать витрины и крыши домов, наблюдать за прохожими, прятаться от дождя в уютном кафе. Забрести в антикварную лавку, купить там пару старинных открыток и пуговицу, прочитать новостные заметки в газете прошлого века, созерцать городскую энтропию и руинированные фактуры, рустику фасадов, граффити и «творчество» работников ЖЭКа. В общем, про мирную жизнь, которую хочется сохранить».

3. БАЖЕНА И СВЕТЛАНА ФРОЛОВЫ (ONE ELEMENT), Петербург.

Двойное кольцо «Стихия — Воздух». Серьга «Стихия — Вода»

https://vk.com/mad_bazhena

Бренд матери о дочери Фроловых сфокусирован на авторской каллиграфии. То, что кажется поначалу просто узором, при внимательном рассмотрении проявляется в виде букв — «леттеринга», содержащих послание. В представленных работах главное действующее лицо — природа, волшебный сад и стихия. В кольце «Воздух» «ветер» обхватывает палец, а «ураган» проявляет динамику, окружая вторым слоем. В серьге «дождь» буквы распадаются на отдельные капли, стоит только немного ее встряхнуть.

4. ВЕРА КОЛЕСНИКОВА (Vera Kolesnikova Jewelry), Пермь. Стрелы города

Довольно сложный по конструкции кинетический кулон-трансформер рассказывает о любви автора к временным, но важным элементам любой городской архитектуры — башенным кранам, которые по-своему формируют пространство.

«Башенные краны всегда вызывали у меня чувство восторга. Графичные, движущиеся, на фоне неба и в городском пейзаже, в порту и рядом с образцами архитектуры 19-ого века. Они- градообразующие объекты в прямом м переносном смыслах. И неотъемлемая часть современной архитектуры».

5. ЖАННА АСАНОВА, Астана. Связи

Переработанный хлопок

Художник из Казахстана Жанна Асанова своим творческим методом называет смешивание материалов, цветов и фактур до тех пор, пока не проявится какая-то структура. Чаще всего она использует техники плетения. Ассоциацией , вызвавшей эту серию украшений, для автора стала увиденная в Пакистане картина: сеть сплетенных, гудящих и беспорядочных проводов на улицах Лахора. Жанна размышляет над связями в разных контекстах — например, в отношениях, когда какие-то из них уже изжили себя, но их так трудно оборвать, этот клубок так запутан, и чем длиннее линия, тем глуше сигнал. Но в то же время мы все прокладываем новые линии, а иногда восстанавливаем поврежденные.

«Мы пытаемся освободиться от многолетних связей, от этих неповоротливых, замерших скульптур, в которых нет подвижности, динамики и жизни. Они больше не работают, не переносят энергию, и нет больше заряженности и комбинации двух полей»

 

6. ЛИНА СТАВНИЧУК, Петербург. Дневник

Оргстекло, леска, латунь

Через образ сумки (коллекция полезных мелочей, но одновременна — ноша, которую не бросишь) автор передает идею архива памяти, дневника, в котором в своеобразных ячейках мы храним память о важном и не очень.

 

 

7. МАША СТАРИКОВА, Москва. Lost & found. Озон

https://www.behance.net/gallery/120865895/Contemporary-jewelry

«Проект lost & found берет за основу реальные украшения, найденные мной на улицах в разных городах и странах. Как антропологи воссоздают лица древних людей по черепам, я пытаюсь представить себе портреты хозяев потерянных брошей, колец и браслетов. Пришивая найденные украшения на портреты, я стараюсь зафиксировать точку случайного пересечения незнакомых между собой людей».

 

8. МАША СТАРИКОВА, Москва. Озон

Размышление о то, как создаваемые городом удобства постепенно лишают нас важных вещей. Огромная цепочка — напоминающая кандалы — создана из упаковки, в которой присылает товары Озон.

«Озон с одной стороны избавляет нас от необходимости тратить время и силы на поездку за нужными вещами, но также и ограничивает взаимодействие с городом».

 

9. ПОЛИНА ЗАХАРИНА, Петербург. Мгновение

Горячая эмаль, латунь, кожа

Поясное украшение представляет собой своеобразный дневник, каталог пережитых событий и чувств, и сделано так, будто эти мгновения, как тени, отпечатываются на поверхности пластин.

«В этих хрупких эмалевых квадратиках я пытаюсь запечатлеть красоту ускользающих мгновений, проносящихся мимо меня в суете и шуме городской жизни».

 

 

ТЕМА: АРХИВ ПАМЯТИ

1. АНЖЕЛЛА ЦВЕТКОВА (Петербург). «Деревянная архитектура» (серебро, дерево)

Попытка сохранить память о зданиях, которые разрушаются от старости.

«Мне захотелось обрамить его серебром и дать ему продолжить существовать, но уже в новом виде».

2. АННА ГРИГОРЬЕВА, Челябинск. Тяжесть и свет

https://t.me/phosphor_jewelry

Чугун, гипс, серебро

Привычные элементы обрамления городских улиц, гипсовая лепнина и чугунные ограды, стали основой для ювелирной коллекции. Ажурно-чугунное кружево визуально приземляет и кажется готовым ювелирным предметом, что и отражено автором в колье и браслете, а воздушно-белая лепнина, наоборот, уводит мысленный взгляд к облакам.

«Ограды, ворота, мосты, скамьи, фонари – их невесомые узоры привычная часть городского пейзажа».

3. БОГДАНА БАСОРГИНА (Sayohatchi Objects), Ташкент / Москва. ISHRATXONA (Дом радости)

За основу кольца взят заброшенный памятник 15 века в Самарканде. При создании работы автор размышляет о том, что значит память, действительно ли необходимо «реставрировать» (по сути, затирая в процессе остатки реальной памяти) некоторые объекты.

«Из всех открыточных красот Самарканда хотелось увидеть именно эту, разрушенную землетрясением 1903 года, разграбленную людьми в советский период, и еще не тронутую реставраторами красоту. Думаю, пару лет, и от Ишратхоны, от этого отпечатка времени не останется ничего, только блеск золота и лоск современной реставрации. Есть красота и почтение в том, чтобы сохранить, а не улучшить, но так бывает не всегда, и вряд ли в этом случае».

4. ВЕРА БРУК (TOTEMSOVA), Ростов-на-Дону. Память предков

«Референс» для этого колье — Дмитровский собор в родном городе автора Владимире. Веру, как и Богдану (выше) заботит аккуратность проделываемых реставраторами изменений, их воздействия на объект, не всегда возвращающее достоверный исторически облик. Смысл работы — фантазия о том, как мог выглядеть собор снаружи (основываясь на расцветке внутренних фресок), а шире — фантазия на тему древнерусских украшений и их палитры. «Сердце» колье создано в Суздале, это авторский керамический кабошон со львом мастера Ирины Босконович.

«Меня никогда не интересовала история его жизни. Не время постройки, а именно то, как знание «справлялось» с изменениями эпох».

 

5. ЕВГЕНИЯ ЕЛАНИК, Тбилиси. Укрытие

https://elanic.gallery/

В этой работе, элементом которой является живой, продолжающий расти даже во время выставки (команда проекта его поливает!) мох, много смыслов. Пустота быстро заполнится. Иногда стоит дать событиям течь своим чередом (например, не пытаться что-то «оживить» — здесь интересная отсылка к двум другим выставочным работам на тему реставрации). Разрушающийся объект может внезапно выступить своеобразным «инкубатором» для новой жизни (автор сравнивает стены заброшенных зданий с теплицами, где только каркас и стекло — отсюда название работы «Укрытие»).

«Мне не кажется, что природа “захватывает” покинутые здания. Скорее они отворяют разбитые окна и предлагают себя как новый дом. Новое место, чтобы жить».

6. КРИСТИНА ЭЙМЕР (Beton und Glas), Калининград. DAS HAUS

https://vk.com/beton.und.glas

«Коллекция украшений из бетона, сохраняющая память о самом большом недострое России — Доме Советов. В этих украшениях мы использовали бетонные частицы Дома Советов, которые бережно собрали во время экскурсии».

 

7. МАРИЯ МИРОНОВА (Sigrila), Москва. Наличники на лица!

Толковый словарь сообщает, что «наличник» — это «накладное украшенье на лицо предмета, строенья или утвари, накладная планка в виде рамы, вокруг дверей и окон». Исчезающая деталь в современном городе.

«Мне захотелось вернуть наличники в современный город, если не в качестве архитектурной детали, то с помощью жителей: взять элементы резьбы и перенести их в украшение, поиграв со смыслами «наличник — на_лице»

 

8. МАРИЯ ПУХОВА (Эх Маша), Кострома. Наследие

Медь, горячая эмаль

«Серия работ о проблеме отношения к культурному наследию. Мои заметки о том, как историческая архитектура соседствует с современной типовой, а также размышления о красоте увядания»

 

9. МАРИЯ ИВАНОВА, Петербург. Мужские украшения на основе славянских оберегов

https://merivastilllife.ru/

«Куры” или “утки” — защитное мужское украшение, оберег и элемент, который в деревянном зодчестве олицетворяет солнце на крыше дома. Височное украшение каплевидной формы является классическим примером простого украшения славян, а в домовой архитектуре каплевидность будет отсылать к водной стихии, особенно к дождевой воде. Следующие два украшения представляют собой более вольную интерпретацию форм — и завиток, и S образная линия являются основными орнаментами и в ювелирном искусстве, и в деревянном зодчестве».

 

10. ОКСАНА ХАЗОВА (OVJ), Жуковский/Москва. Шатровый храм

https://ovjewelry.com/

Серебро, эмаль

Автор вдохновилась формой характерных для Руси шатровых храмов. Внутри серьги или кулона предусмотрены сменные элементы, отображающие разные виды зодчества (в данной серии идет отсылка к Ле́мех (русская черепица), Люкарны, Коко́шник).

«Шатер – это место соединения земного с небесным»

11. ОЛЬГА АЙДИНА (О Любви), Тверь. Слепок

Силикон, стекло, бронза

Автор оттолкнулась от названия темы («Архив памяти»), попытавшись представить себе настоящий архив, библиотеку, где содержится память об утраченных объектах. Как бы такой каталог мог выглядеть? Ее работа представляет собой зажатый между двух стекол силиконовый слепок руин обвалившегося в Твери в 2017 году здания Речного вокзала, построенного в 1938. Зданию предстоит реставрация — и что мы получим по ее завершении?

«Реставрация — это создание копии на месте утраченного оригинала, привнесение слепка с воспоминаний в жизнь или рождение нового подлинника?»

 

12. ПОЛИНА ШУМКОВА (Шум Поля), Петербург. Сбежавшее окно

https://t.me/ps_shumpolya

В каждом забитом наглухо окне заброшенного дома, которого скоро не станет, как в цветках из зеркал в мультфильме по Булычеву про Алису в космосе, сохраняется память об увиденном, соединяя впечатления живших здесь людей и архитектуру — своеобразные «коробочки для переживаний») . Полина Шумкова представила, что окна хранят не просто моменты, а целые сюжеты, соединенные в книжку-раскладку, которую можно раскрыть пружинкой.

«Я часто воображаю, что дома — это живые существа, и пытаюсь взглянуть на мир их глазами — как они видят время, людей, смену сезонов и поколений».

 

13. СВЕТЛАНА ПОПОВА (the Beadles jewelry), Ростов-на-Дону. Teagull

https://vk.com/thebeadles

http://beadles.ru/

Найденные объекты (дерево, стекло, олово), бисер, бетон, страз сваровски, кварц, нейзильбер, винтажный бисер

Teagull — нечто среднее между чайкой (Seagull) и чайником. Украшение о мимолетном, еще один способ работы с личной и коллективной памятью

«Настоящие ручка и шишечка крышечки чайника, деревянная щепка с дверей дома 19 века исторического центра города, старая радиолампа, стеклянный кристалл и бетон, отлитый в граненую форму, отсылающий к практике обработки драгоценных камней, кварц-волосатик, чья структура перекликается с деревянным фрагментом, и оплавленное стекло слегка теплого оттенка — всё это собрано в форму, напоминающую птицу или элемент сервиза»

 

14. ЮЛИЯ ЯКОВЛЕВА (ДЮА), Петербург. Полотно, Ковер

https://vk.com/id63601503

Мозаика, витражное стекло, керамика, пирит, латунь.

«Мозаика, как процесс призвана раздробить целое и собрать новый образ воедино. Броши содержат в себе фрагменты керамики прошлого, облицовочные материалы и булавки периода СССР»

 

 

ТЕМА: ЗАПОВЕДНИК ТИПОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ

1. АННА СКОРНЯК, Москва. Soviet playground

Мельхиор

Эти украшения настолько фотографически точно повторяют до боли знакомые формы лазалок и каруселей во дворах советского детства, что зрительное ощущение мгновенно сопровождается остальными — слышишь тот самый скрип, хватаешься руками за поручень тяжелой качели.

 

2. ИРИНА ЮХНО, Петербург. Город (Провода, Брандмауэр, Серия)

www.irinau.com

Латунь, холодная эмаль, патина

«В архитектуре меня вдохновляет северный модерн и советский модернизм».

Далее — комментарии к фото от автора:

«Провода»: добавляют статичным городским фасадам динамики за счет пересечений, диагоналей, наложений

«Брандмауэр»: крыши, глухие стены и окна, наслаиваясь друг на друга создают коллажи на улицах Петербурга. Это создает неоднородность и ощущение живого, неидеального организма

«Серия»: советская типовая архитектура не всегда однообразная, прямолинейная, жесткая. Вдохновением для этого кольца послужили круглые здания: Дом-стакан на Авангардной улице и серия круглых девятиэтажек в Москве

 

3. ОЛЬГА БОБРОВА (BOKARI), Москва. Букетик невесты

Оправы очков, янтарь инклюзия, леска, латунь

«Букетик невесты» выполнен из множество стекол очков как образа глаз и одновременно окон.

«В основном мы смотрим на архитектуру снаружи, оценивая, но в этот момент из сотни, тысяч окон смотрят люди и на нас, оценивая».

 

4. СВЕТЛАНА ПОПОВА (the Beadles jewelry), Ростов-на-Дону. Саша, домой!

https://vk.com/thebeadles

http://beadles.ru/

Найденные объекты (стекло, железо), хлопковая нить, нейзильбер

«Саша, домой!» — украшение о счастливом детстве, когда летний день проведен на улице, тебя зовет мама из окна, и ты бежишь, нащупывая рукой добычу в карманах и висящий на шее ключ.

«Здесь всё, что можно было найти во дворах детства – кусочек кафельной облицовки домов, ржавые железяки неведомого происхождения, решетки на окнах, чья форма больше всего напоминает лучи заходящего солнца. Квадратная железка закреплена при помощи красной вышивальной нити и двух венецианских бисерин, возраст которых чуть больше века»

 

5. ТАТЬЯНА КУЛИКОВА-КОРШИКОВА (Takyko). Петербург. ПО-2

Латунь, сталь, стекло мягкое, стекло боросиликатное

Автор, как и многие, ребенок эпохи распада СССР, когда страны не стало, но привычка запретов во многом влияет на воспитание до сих пор.

«Для меня эта колючая проволока на самом типичном заборе — как символ запретов на знания, ограничения, которые уже не нужны никому. Я трансформировала проволоку из латуни в стекло, она становилась все более прозрачной, чтобы наконец исчезнуть»

 

Текст: Ольга Кулейкина

Все репортажи о ювелирных событиях | Все публикации по тегу ЮВЕЛИРНОЕ КОНТЕМПОРАРИ

Поделитесь статьей с друзьями

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Мы разместим ваш комментарий сразу, как только он пройдет анти-спам проверку. Это может занять некоторое время - просим терпения). Введите ваш e-mail (его увидим только мы), чтобы получать оповещения о поступивших ответах на ваш комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.