О наболевшем. Лонгрид
— Мука, отнюдь, кочевряжиться, Перес де Куэльяр..
— Что ты такое говоришь, что с тобой?
— А что? Я всегда говорю то, что думаю (с) «Пятигорск», КВН.
Вводная часть
Мало кому приходит в голову сравнивать в одинаковой плоскости хирурга и, скажем, невролога. Да, они оба врачи, но специализации разные.
Читая «Тошноту» Сартра, никто не восклицает: «а где же любовная любовь и нефритовый жезл!?» Но это неточно.
Только отсталым слоям фотографического населения придёт в голову судить о спортивном репортаже с колокольни фешн съемки, и наоборот. Хотя и то и то фотография. Да и границы размываются.
Но не такова ювелирка. Или, чтоб не вызвать нервный тик у особо чувствительных – сфера украшений.
Как показала дискуссия под постом Елены Весёлой о защите дипломных коллекций студентов второго курса ювелирного дизайна в Британке, мало кто понимает, что в Строгановке и Британке не «учат одному и тому же, но по-разному». В Строгановке и Британке — учат разному. Хотя и там и там мелькает слово «ювелирный» и однокоренные.
В апреле этого года я написала памятку для ювелирной смены профориентационного лагеря «хрупкие люди» (для детей и подростков с несовершенным остеогенезом). И всё думала, как бы её овзрослить, чтоб потом опубликовать. Нюансов добавить, примеров. Но, почитав комменты к вышеупомянутому посту, пришла к выводу, что детский вариант в самый раз. Но сначала предуведомления.
Предуведомления
- Основная информация — в таблице. Поэтому лучше читать с компа, с телефона будет беда-беда. Но иначе, простите, было никак.
- Художник, художник-дизайнер и дизайнер не имеют в рамках данного текста оценочной коннотации. Это номенклатура. Так что впечатлительным, беременным и радеющим за художественность, Павел Рыженков, рекомендую несколько раз перед прочтением повторить как мантру «художник и дизайнер – это не хорошо и не плохо, это просто метод работы, роль».
- Соответственно, чистота художественного или дизайнерского высказывания, то есть, кто художник или дизайнер с большой буквы, а кто художник/дизайнер просто с буквы х/д – здесь также не рассматривается.
- В этой таблице описаны именно роли тех людей, которые что-то придумывают. Но не обязательно делают сами. То есть собственно ювелиры – закрепщики, монтировщики, восковщики и прочие – не имеют к этой таблице отношения).
Украшает ли украшение?
Памятка для ювелирной смены профориентационного лагеря
Привет. Я Белла. По образованию – кандидат филологических наук (но это не значит, что я пишу без ошибок:). Плюс, я иногда делаю украшения. Плюс снимаю их – не только свои, всякие (да, именно я буду вести МК по съёмке украшений на коленке).
Тема нашего несостоявшегося вебинара и вот этого текста – «украшает ли украшение?». Это не философский вопрос. Это вопрос вкуса того, кто делает украшение и того, для кого это украшение делается. И в зависимости от того, кто и для кого, мы имеем очень разные результаты. Это касается и конечного продукта, и финансового благополучия того, кто делает украшения. Мне хотелось бы, чтобы вы понимали, кто вы, а также что и для кого вы делаете или будете делать. Поэтому я набросала свои мысли в виде таблицы. Это очень схематичное и упрощённое представление о сфере украшений. И крайне субъективное, да. Не стоит принимать его на веру. Как отправную точку для размышлений – пожалуйста.
Так вот. Для начала хочу сказать, что существует два основных направления в создании украшений – классическая ювелирка (high и fine jewelry) и современная ювелирка, известная как контемпорари (contemporary jewelry – art и design). В искусстве на данный момент такое же разделение – классическое искусство и современное, концептуальное.
Про дизайн классической ювелирки вам рассказывала Нина Пикова, про контемпорари – отчасти Екатерина Сисфонтес. Она говорила о минимализме, а минимализм – это часть контемпорари.
Прежде чем читать дальше. Чтоб точно для себя уяснить различие, лезем в Pinterest и ищем high jewellery (jewelry) и contemporary jewelry, смотрим, сравниваем.
С одной стороны, для классической ювелирки важна стоимость материала – драгоценные металлы, драгоценные и полудрагоценные камни и т.д. Для контемпорари материал важен, но в другом смысле: можно взять всё что угодно, если это соответствует твоим эстетическим или концептуальным целям. Ну, и чем чуднее материал, тем лучше.
С другой стороны, существует несколько ролей, в которых может выступать создатель украшения. Художник, дизайнер-художник иии… просто дизайнер (разделение очень условно).
Теперь вдумчиво и внимательно читаем таблицу и гуглим имена и названия марок, смотрим сноски*, и начинаем понимать, к чему я клоню.
Роли создателей украшений и что из этого следует
Кто придумывает | Что и как в классической ювелирке | Что и как в контемпорари | Для кого |
---|---|---|---|
Художник Art | Драгоценные материалы, золото 750 пробы, платина, крупные редкие чистые камни, которые, бывает что, ищутся и гранятся специально под дизайн. Изделие в единственном экземпляре, иногда возможен повтор. Стоимость: как крыло от боинга. Золотого). За счёт материалов и за счёт дизайна тоже. Представители: Wallace Chan, Jar, Ilgiz F, Viren Bhagat, Anna Hu | Любые, но чем чуднее, тем интереснее. Либо традиционные, но в новом прочтении. Изделие в единственном экземпляре, иногда возможен повтор. Стоимость: в среднем у прям настоящих признанных художников, как крыло от мини Боинга, то есть ниже, чем у классических ювелирных художников. Потому что материалы могут быть недрагоценные, вплоть до бумаги и льда*. Представители: Геннадий Ленцов, MiMi Moscow** | Для себя. Не в смысле, что сами будут носить, хотя и это тоже. Но в смысле, что здесь люди самовыражаются в большей или меньшей степени и делают так, как красиво им, в первую очередь. В большей степени самовыражаются - в контемпорари – там речь может быть не о красоте формы, а о смысле, который заложил художник в свое произведение. Часто это поиск. Поиск смыслов, себя, новых форм. Ну, как в искусстве, в общем. То есть важно, не то, что это кольцо подходит к сумочке и какой в нём камень. А то, какой смысл оно несёт, о чём оно говорит, эстетика форм, в конце концов. В меньшей степени, имхо, самовыражаются в классической ювелирке (ограничения по материалам)+дороговато делать «в стол», кто-то должен это покупать.. Это всё не значит, что изделия не продаются или их не покупают вообще. Но тут как с картинами и прочими произведениями искусства. Купят те, кто 1) понимает, что это искусство, 2)чье представление о прекрасном совпадёт с представлением о прекрасном автора, 3)кто может себе позволить крыло от боинга. Ну, то есть, не так уж и много людей). В классической ювелирке немного, потому что нужно быть миллиардером, а в контемпорари, потому что это может выглядеть ооочень странно. На любителя, так сказать. Да, поскольку материалы могут быть весьма неожиданными, да и конфигурации тоже (в контемпорари), изделие может быть не носибельным от слова совсем. То есть вопрос о том, что оно должно кого-то украшать отпадает автоматически. В общем вот эта вся сфера, где придумывает художник – это не про бизнес, а про искусство, выставки, аукционы, галереи, коллекционеров. |
Кто придумывает | Что и как в классической ювелирке | Что и как в контемпорари | Для кого |
Дизайнер-художник (дизайнерская ювелирка) | Драгоценные материалы, золото 750, 585, серебро, стандартные камни, которые можно купить оптом или огранить под партию украшений. Изделия выпускаются сериями. Представители: тут оочень большой и разнообразный класс. Его представители могут тяготеть по разным параметрам (материалы, насколько массово выпускается, конечная стоимость и тэдэ) как к художникам, так и к просто дизайнерам. То есть, по-хорошему, этот пункт надо разделить ещё на несколько, но я не буду пока этого делать)). Стоимость часто зависит не только от материалов, идей и производства небольшими партиями, но и от амбиций дизайнера и известности бренда)). Пример: Ринго, но далеко не всё. Там есть и массмаркет, есть и заявки на Арт. | Любые материалы, но все же предпочтительно то, что будет носиться (не бумага и лёд, как это может быть пунктом выше). Важно, что в контемпорари недрагоценные материалы могут быть с лёгкостью заменены на недрагоценные и обратно, тогда как в классической ювелирке - нет. Мелкие серии или под заказ. Представители: Екатерина Сисфонтес, Bjorg Да, стоит отметить, что граница, конечно же, нечёткая. Между контемпорари и классикой. Да и между дизайном артом. Есть, например, Verba, которая лично для меня выходит за рамки контемпорари дизайна. Есть Alchemia, которая в чём-то ближе к классике. Просто потому что, на мой взгляд, некоторые работы потеряют, если будут исполнены в недрагоценных материалах. Но есть и работы, которые можно делать хоть в золоте, хоть в латуни – на ценность изделия не повлияет. | Компромисс между своими представлением о красоте и потребностями целевой аудитории. То есть, тут уже украшение должно украшать. Но украшать достаточно чётко определённую целевую аудиторию. Наталья Брянцева (Август), например, пишет, что её украшения – для девушек, которые не носят украшения (и, очевидно, любят минимализм во всём, могут потратить на серьги 10-20 т.р., 20-40 лет от роду, самостоятельные, скорее не домохозяйки и тэдэ). В общем, это полу-творческий, полу-коммерческий сегмент, я бы сказала. |
Дизайнер (массовая ювелирка или массмаркет) | Массовое производство. Дизайнер думает, как из грамма золота и брильянтика сделать дизайн, который скупит полстраны. Представители: Российские ювелирные заводы. Стоимость: ну не крыло от боинга. Определяется необходимостью заработать, продавая много. А дорогого много не продашь. | Не применимо. | Часть людей, которые покупают продукцию российских ювелирных заводов, думают, что вкладывают деньги в золото, на чёрный день, так сказать (но это не так). К этому выводу можно прийти, если посмотреть на рекламу их продукции (цепи по ... рублей за грамм) – фактически продают материал, а не дизайн. Поэтому, имхо, тут дизайн должен хотя бы не отпугивать, не то, чтоб украшать. И не отпугивать ооочень большое количество людей, потому что это производство, это бизнес. Если дизайн будет нравиться горстке эстетов, как это может быть в случае с изделиями художников и дизайнеров-художников, то будут убытки)). То есть тут украшение должно украшать очень условно. |
Сноски:
*Лёд
**интервью с MiMi Moscow, где можно просто посмотреть картинки, а можно и почитать. Нужно почитать).
Пояснения к таблице
Таким образом, мы имеем как минимум три разные «кто» три разные «для кого». Да, они могут пересекаться, конечно. И один и тот же человек может в разное время и при разработке разных изделий побыть и дизайнером и художником и художником-дизайнером.
Важно, что для этих разных «для кого» красивое будет разным. Человек, покупающий изделия российских ювелирных заводов, вряд ли «украсит» себя изделием от МиМи Москоу, даже если сможет себе это позволить). А человек, покупающий изделия Натальи Брянцевой, вряд ли пойдёт в сетевой ювелирный с изделиями российского или турецкого производителя).
То есть, если кому-то кажется, что ваше украшение – не красивое, то есть, не украшает, то это не значит, что оно не украшение.
Вот это утверждение, в отличие от предыдущих, как раз можно и нужно принять на веру. Ну и, понятно, думаю, что если ваше украшение сделано из дерева или бумаги, это тоже не значит, что это не украшение. Это значит, что оно не драгоценное, не классическое и тэдэ.
По всему по этому, я очень настороженно отношусь к высказываниям типа «украшение должно украшать». Да не должно. Может. Но это неточно)). Украшение должно украшать – это конь в сферическом вакууме – обо всём и ни о чём. Как говорил Траволта в одном фильме (название не помню): be specific! То есть, всегда нужно учитывать, кто и для кого придумал и сделал то или иное изделие. И уж с учётом этих данных можно рассуждать о красоте и украшательстве.
Да, стоит учитывать, что эта таблица отличается от реальной жизни примерно как радуга, нарисованная трёхлетним ребёнком, отличается от радуги настоящей. В настоящей гораздо больше оттенков и есть зоны плавного перехода одного цвета в другой. И в ювелирке всё точно также. Больше оттенков, больше переходных явлений. Есть, например, High или Fine контемпорари, то есть переходное явление между классической ювелиркой и контемпорари (например, Thierry Vendome). Да и внутри одного пункта, например, классические ювелирные художники, есть расхождения: Ilgiz F это совсем не то же, что JAR, они разные по многим статьям. JAR – во многом новатор, то есть, он ближе к контемпорари, чем Ilgiz F. Но, строго говоря, вообще некорректно сравнивать JAR и Ilgiz F, потому что это разные временные отрезки, разные стили. Что было новаторским и артовым тогда, сейчас уже перцептивно не такое новаторское, так как мы видим отблески работ JAR у разных дизайнеров. Поэтому тут речь о методе работы и материалах. А не о художественных особенностях.
Между дизайнером и дизайнером-художником нет чёткой границы. Кроме той, что дизайнер-художник часто сам является основателем марки украшений или бренда, а просто дизайнер работает на дядю. В общем, много нюансов.
А, вот ещё что. Контемпорари и классика — не равноценные и не независимые друг от друга области. Про Thierry Vendome и Verba, как смешанные, переходные явления, я уже писала. А вот ещё кое-что: некоторые ювелирные дома (раздел классическая ювелирка, художник-дизайнер) сделали асимметричные серьги. Например, на фото ниже. Возможно, скоро асимметричные серьги можно будет встретить уже у условного «Выдропужского ювелира», то есть в массмаркете. А лет 30-40 назад такое можно было представить в разделе арт и скорее контемпорари, нежели в классике.
Екатерина Сисфонтес вам говорила на своём вебинаре, что все тенденции и стили приходят в ювелирку в последнюю очередь. Так вот в первую последнюю очередь они, зачастую, приходят в контемпорари арт, к художникам. Потом в классическую, потом в дизайнерскую. А потом, может быть (если этот это массово воспроизводимо и продаваемо), отголоски дойдут до ювелирки массовой.
Вот. Читайте, гуглите, думайте. Вопросы – задавайте.
Несколько взрослых выводов из детской заметки
Вот. Что из этого всего следует. Да много чего.
- Cтрогановка, на мой вкус — про классическую ювелирку, High (арт) (не столько по виду, но по всему циклу: сам придумай, моги работать руками, но не моги думать о продажах, это фе). Британка же — про контемпорари дизайн и местами арт.
- На уровне публичных дискуссий: выкрики с мест про контемпорари – «ужас- они-же-пилить-не-умеют-где-камни» от сторонников классики приравниваются к подростковому «рэп – это кал». Ну, то есть это настолько же тонко, умно, осознанно и своевременно. Равно как и выкрики от контемпорари – «что за бабкино КАЛье». Не нравится – не носи и не делай. И не лезь со своим уставом в чужой монастырь. Классическую ювелирку нужно анализировать и оценивать по канонам классической ювелирки. А контемпорари арт и дизайн – по канонам контемпорари арта и дизайна. Которые предстоит ещё сформулировать, видимо. На российской почве).
- Представленные в таблице пункты – это даже не градуальная оппозиция. То есть не оппозиция вовсе. Скорее векторы. Или реперные точки. Или поля. Функционально-семантические. Зон пересечения, наверное, больше, чем чистых, ясных в жанровом отношении зон. Из этого следует, что:
- Типировать конкретного автора по этим признакам надо аккуратно (да это и не было и не является целью данной памятки), учитывая все указанные факторы (и неуказанные тоже). Например, Владимир Маркин. С одной стороны, его метод работы – метод работы художника. «Я делаю то, что мне нравится». Но есть тиражи. Есть заказные работы. То есть крен в сторону художника-дизайнера по признаку «для кого». Или, например, Герман Кабирски (куда ж без него). Тоже работает как художник. Но есть тиражи. Есть подражатели, последователи, да и просто люди, работающие в том же жанре и стиле. И поэтому перцептивно его работы, в данный момент времени, не столько контемпорари арт, сколько контемпорари дизайн. Фактор времени.
Примерно то же можно сказать про Ichien. Метод – художник, заказы есть, но субъективно ближе к дизайнерам-художникам. Хотя кольцо «Снегири» и колье со слонами – это, безусловно арт (опять же чистота и ясность художественного высказывания не обсуждается). - И далее. О представителях и изделиях разных жанров нужно по-разному писать, их нужно по-разному снимать, их нужно, видимо, по-разному продвигать.
С «писать» понятно, надеюсь. Многие помнят эпик фейл статью в онлайновом Воге про Брянцеву, где минималистичные украшения из серебра и хрусталя (пункт «художник-дизайнер», контемпорари дизайн с примесью классики) описывались как классические ювелирные украшения сегмента fine или даже high. Автор статьи, наверняка, хотела, как лучше, но по факту выглядело это всё как претензия на «лухари».
Про сьемку: много общих мест, конечно. Везде неплохо бы и каталожную и на модели и атмосфЭрную. Но для классического украшения сегмента high – нужны, прежде всего, фото типа лаптевских (Евгений Лаптев). А потом, для души, ну, или что там у вас, можно наделать, если есть желание и возможности, атмосферных фото, фото на модели и тэдэ. Но не обязательно.
То же касается контемпорари арт, но без можно Лаптева.
С контемпорари дизайном же – несколько другая история, на мой взгляд. Да. Нужна каталожка, конечно, чтоб повесить в инет-магазине. Но нельзя ограничиваться только ей. Нужен контекст в виде лукбуков с атмосферными фоточками (на моделях), атмосферные фоточки в инстаграме и прочее. Потому что без контекста может быть не очень понятно, что это за история и сколько это всё стоит.
Одно дело кракозябра на белом фоне, другое – кракозябра на томной/агрессивной/хипповатой деве в окружении цветов/хлыстов/таблеточек. Сразу понятно, что за образ, концепт и кому это. Такие фото о ца и для ца. Они часть концепции, часть добавленной стоимости, ценности для покупателя и т.д. Поэтому-то в Британке и учат всему сразу. Художники-дизайнеры должны продаваться. И продаваться тиражами.
И тут как раз бы перейти к вопросу о маркетинге, но материал и так не маленький, поэтому ждите ответа в следующей серии.
Автор
«Неювелирная ювелирка (Contemporary Jewellery)» — авторская колонка Беллы Антонио (@dep_jewellery) на портале ЮВЕЛИРУМ.
Все статьи из рубрики «Неювелирная ювелирка»
Спасибо! Что то давно ни чего стоящего не читал. Одно время был неплохой спор на ж портале в году так 2009 — 2010 , но наверно уже ни чего не осталось на сайте от этого. А сейчас даже не знаю где об этом говорят, все заняты бизнесом(
Спасибо вам за эти слова! Если будет возможность, напишите пожалуйста тут или мне на почту olga@juvelirum.ru, кто вы, а то наш формат комментариев не позволяет теперь видеть даже имя комментатора (мы убрали все опознавательные признаки, чтобы не подпасть под закон о персональных данных).
С уважением, Ольга Кулейкина, главред
Спасибо, было интересно, правда, больше стилистически: сама художник по металлу, и тема мне хорошо знакома. Я первые асимметричные серьги сделала ещё в начале тысячелетия.
Спасибо за отзыв! Если будет несложно, не могли бы вы прислать ссылочку на ваш аккаунт где-нибудь, в инстаграме? — если есть, я собираю для себя имена художников и дизайнеров-ювелиров. (Ольга Кулейкина, главред)